Методики игрового рассказывания по книге Б.Д. Корсунской "Читаю сам"
материал по психологии

Хавак Инга Михайловна

Методики игрового рассказывания по книге Б.Д. Корсунской "Читаю сам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_po_diagnostike.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Методика № 1 игрового рассказывания по модификации О. Пискун, книга «Читаю сам» Б. Д. Корсунской, рассказ «Жадный Вова»

1 этап: рассказываем детям сюжет рассказа (эмоционально), который предстоит читать, используя игрушки и картинки, имеющие отношение к сюжету рассказа, взятого из рассказа, из книги «Читаю сам». Выразительно читаем вместе с детьми, дети сидят полукругом перед учителем проговаривают за учителем, рассматривают картинки.

2 этап: помогаем детям понять содержание текста, если есть затруднения, который помогает понять смысл текста (дети должны познакомиться с героями текста, войти в ситуация).

3 этап: ответы на вопросы учителя по содержанию текста, которые носят характер понимания. Этап уточнения понимания содержания. Дети отвечают вслух, по очереди.

  1. Что испекла мама? (пирог)
  2. Кто съел пирог Вовы? (собака)
  3. Что сказал Саша? (пойдём к нам, я тебя угощу)

4 этап: вопросы, направленные на понимание нравственного смысла текста:

  1. Кто из мальчиков жадный? (Вова)
  2. Кто из мальчиков добрый? (Саша)
  3. Хорошо ли поступил Вова? (Нет)
  4. Почему Вова чуть не заплакал? (Собака съела его пирог)

5 этап: Обсуждение нравственного смысла рассказа

6 этап: Формулировка выводов и проекция смысла рассказа (не быть жадным, нужно делиться с другими) на обычную жизнь.

Оценка результатов диагностики сформированности нравственных представлений по рассказу Б. Д. Корсунской «Жадный Вова».

Высокий уровень сформированности нравственных представлений: ребенок внимательно с интересом слушает учителя,  читает вместе с учителем, правильно анализирует ситуацию с точки зрения нравственных смыслов, правильно отвечает на группу вопросов, по выявлению нравственных представлений, вербализирует свои ощущения относительно прочитанного текста в соответствии с темой, эмоционально подкрепляет свою речь, связанную с пониманием нравственного смысла рассказа.

Средний уровень сформированности нравственных представлений: ребенок (временами отвлекается, не полностью слушает, не внимательно слушает) учителя, не полностью анализирует ситуации с точки зрения нравственных смыслов, относительное отвечает на группу вопросов по выявлению нравственных представлений, недостаточная возможность сформулировать свои ощущения относительно прочитанного, недостаточно сформулированное умение эмоционально подкреплять свою речь, при сформулированном умении подкреплять причинно-следственные связи.

Низкий уровень сформированности нравственных представлений: ребенок не умеет анализировать текст, не понимает содержание текста, не умеет отвечать на вопросы, не понимает вопросов, не умеет вербализировать свои ощущения после прочитанного, не может эмоционально подкреплять свою речь.

Методика № 2 игрового рассказывания по модификации О. Пискун по книге Б. Д. Корсунской «Читаю сам», рассказ «Что же делать?»

1 этап: рассказываем детям сюжет рассказа, который предстоит читать, используя кубики, игрушки и картинки, имеющие отношение к сюжету рассказа, взятого из книги Б. Д. Корсунской «Читаю сам». Рассказываем обязательно с эмоциями, вербализируя. Дети сидят полукругом перед учителем.

2 этап: помогаем детям понять содержание текста, который помогает понять смысл текста, знакомим детей с героями текста, помогаем детям войти в их ситуацию.

3 этап: дети отвечают на вопросы учителя по содержанию текста, которые носят характер понимания, уточнения. Дети отвечают вслух, по очереди.

  1. Что принесла тетя Лариса? (Коробку с кубиками), (кубики)
  2. Что строил Вася? (Мост)
  3. Почему Алёна не строила? (У Алёны не было кубиков)
  4. Кто дал Алёне кубики? (Петя)

4 этап: вопросы, направленные на понимание нравственного смысла текста:

  1. Как поступил Петя? (Хорошо)
  2. Как бы поступил ты?
  3. Что ты любишь строить?

5 этап: Обсуждение нравственного смысла рассказа

6 этап: Формулировка выводов и проекция смысла рассказа на обычную жизнь.

Оценка результатов диагностики сформированности нравственных представлений по рассказу Б. Д. Корсунской «Что же делать?»

Высокий уровень сформированности нравственных представлений: умение правильно отвечать на группу вопросов, по выявлению нравственных представлений, внимательно и с интересом слушал учителя, читал вместе с учителем и другими детьми, вербализирует свои ощущения относительно прочитанного текста в соответствии с темой, правильно анализирует ситуацию, эмоционально подкрепляет свою речь, связанную с пониманием нравственного смысла рассказа.

Средний уровень сформированности нравственных представлений: дает не совсем верные ответы на группу вопросов, по выявлению нравственных представлений, не полностью анализирует ситуации, недостаточная возможность сформулировать свои ощущения относительно прочитанного, недостаточно сформулированное умение эмоционально подкреплять свою речь, при сформулированном умении подкреплять причинно-следственные связи.

Низкий уровень сформированности нравственных представлений: дает неправильные ответы на группу вопросов, по выявлению нравственных представлений, не понимает вопросы, неумение анализировать текст, неумение вербализировать свои ощущения после прочитанного, невозможность эмоционально подкреплять свою речь.

Методика № 3 игрового рассказывания по модификации О. Пискун по книге Б. Д. Корсунской «Читаю сам», рассказ «Возьми что хочешь»

1 этап: рассказываем детям сюжет рассказа, который предстоит читать, используя игрушки и картинки, имеющие отношение к сюжету рассказа, взятого из книги Б. Д. Корсунской «Читаю сам». Рассказываем обязательно с эмоциями, вербализируя. Дети сидят полукругом перед учителем, проговаривают текст, повторяют за учителем, называют сложные слова.

2 этап: помогаем детям понять содержание текста, если есть затруднения, который помогает понять смысл текста, помогаем детям войти в их ситуацию.

3 этап: дети отвечают на вопросы учителя по содержанию текста, которые носят характер понимания, уточнения. Дети отвечают вслух, по очереди.

  1. Куда ходила Оля с мамой? (в магазин)
  2. Что попросила Оля купить маму? (лото, куклу, книгу, мяч, чашку)
  3. Всё ли купила мама? (Да)
  4. Что купили маме, Максиму, папе? (ничего)

4 этап: вопросы, направленные на понимание нравственного смысла текста:

  1. Почему Оле было стыдно? (Оля думала только о себе (можно и другой ответ))
  2. Как потом поступила Оля? (отдала свои купленные вещи папе, маме и Максиму)
  3. Поняла ли Оля свою ошибку? (Да)

5 этап: Обсуждение нравственного смысла рассказа

6 этап: Формулировка выводов и проекция смысла рассказа на обычную жизнь.

Оценка результатов диагностики сформированности нравственных представлений по рассказу Б. Д. Корсунской «Возьми что хочешь»

Высокий уровень сформированности нравственных представлений: ребенок внимательно с интересом слушал рассказ учителя, активно включался в диалог с учителем, правильно отвечал на группу вопросов, по выявлению нравственных представлений,  вербализировал свои ощущения относительно прочитанного текста в соответствии с темой, правильно анализировал ситуацию, эмоционально подкреплял свою речь, связанную с пониманием нравственного смысла рассказа.

Средний уровень сформированности нравственных представлений: не полный анализ ситуации, относительное умение отвечать на группу вопросов по выявлению нравственных представлений, недостаточная возможность сформулировать свои ощущения относительно прочитанного, недостаточно сформулированное умение эмоционально подкреплять свою речь, при сформулированном умении подкреплять причинно-следственные связи.

Низкий уровень сформированности нравственных представлений: неумение анализировать текст, неумение отвечать на вопросы, непонимание вопросов, неумение вербализировать свои ощущения после прочитанного, невозможность эмоционально подкреплять свою речь, невозможность сделать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по методике обучения рассказыванию по картине для детей с ОНР подготовительной группы, на тему "Перелетные птицы"

рассказывание по картине для детей с ОНР, подготовительная группа, тема "Перелетные птицы"...

Консультация для педагогов ДОУ "Методика обучения рассказыванию (из личного опыта, творческому)."

Консультация для педагогов ДОУ "Методика обучения рассказыванию (из личного опыта, творческому)". Задачи: • познакомить с особенностями творческого рассказывания и рассказывания из опыта...

методика обучения рассказыванию детей с ТНР

Данный материал будет полезен воспитателям групп компенсирующей направленности. Опыт работы по развитию связной речи у детей с ТНР....

Методика обучения рассказыванию по картине детей среднего дошкольного возраста.

Развитие связной монологической речи детей - одна из главных образовательных задач в детском саду. В докладе представлена методика обучения рассказыванию по картине детей среднего дошкольного возраста...

Презентация "Методика обучения рассказыванию по игрушкам и предметам"

Обучение составлению описательных рассказов по предметам и игрушкам. Обучение дошкольников описательной речи....

Мастер-класс "Методика организации рассказывания по картине. Практикум по организации занятия по рассказыванию по картине"

Документы, подтверждающие проведение мастер-класса "Методика организации рассказывания по картине. Практикум по организации занятия по рассказыванию по картине"...