Консультация для педагогов ДОУ "Методика обучения рассказыванию (из личного опыта, творческому)."
презентация к уроку по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Воробьева Ольга Викторовна

Консультация для педагогов ДОУ "Методика обучения рассказыванию (из личного опыта, творческому)". 

Задачи: 
• познакомить с особенностями творческого рассказывания и рассказывания из опыта 
• проанализировать методические рекомендации по обучению рассказыванию

Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребёнком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Творческое рассказывание максимально приближает ребёнка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. 
В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию на темы из личного опыта. Основой для развития этого вида рассказывания служит повседневная жизнь детей. Темы для своих рассказов они черпают в играх, прогулках, экскурсиях и т.д. Рассказы из опыта доступны и интересны детям, обогащают их речевую деятельность, доставляют радость общения.

Литература: 
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений 
2. Ушакова О. С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи: Автореферат докт. дисс. – М., 1996 
3. Короткова Э.П., "Обучение рассказыванию в детском саду", М., 1978 г 
4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) – М.: Просвещение, 2003

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon mrr_1.ppt501.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика обучения рассказыванию (из личного опыта, творческому). Консультация для педагогов ДОУ подготовила учитель-логопед Воробьева Ольга МАДОУ д/с «Радуга»

Слайд 2

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В зависимости от источника высказывания можно выделить виды рассказывания : по игрушкам и предметам, по картине, из опыта, творческие рассказы.

Слайд 3

Рассказывание из опыта Основа - содержательная, интересная повседневная жизнь детей: наблюдения, экскурсии, прогулки, праздники, игры, интересные события. Особенности: 1) опирается на представления, полученные в процессе наблюдений и разных видов деятельности; 2) отражает переживания и чувства ребенка; 3) в их основе работа памяти и воссоздающего воображения; 4) недостаточно связны и последовательны; 5) имеют большое значение для развития мыслительных и речевых способностей ребенка, для проявления его индивидуальности.

Слайд 4

Рекомендованные темы Средняя группа: как провели праздник новогодней елки; о родном доме, о своей кошке или собаке; как работали на огороде; как меняли рыбкам воду в аквариуме; что видели на кухне. Старшая и подготовительная группы: как провели праздник; что видели во время экскурсий в библиотеку, в школу; про то, как отдыхали летом; наш огород; как шьют одежду; мой лучший друг (подруга); как мы заботимся о малышах, о маме.

Слайд 5

Рассказы из опыта можно разделить на два вида: Рассказы, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в которых принимали участие все дети (экскурсия на почту). 2. Рассказы, отражающие индивидуальный опыт детей («Расскажи, как ты провел выходной день»; «Расскажи о своем доме»).

Слайд 6

Виды помощи при составлении рассказа из личного опыта: вспомогательные вопросы образец рассказа воспитателя план рассказа указания анализ и оценка детских рассказов подсказ нужного слова совместный рассказ воспитателя и ребенка

Слайд 7

Творческое рассказывание это деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. Виды творческого рассказа: 1) рассказы реалистического характера; 2) сказки; 3) описания природы; 4) по аналогии с литературным образцом: - замена героев с сохранением сюжета; - изменение сюжета с сохранением героев.

Слайд 8

Условия успешного обучения творческому рассказыванию 1. Постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. 2. Пополнение и активизация словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. 3. Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. 4. Правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел.

Слайд 9

Приемы обучения творческому рассказыванию 1. Рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам. 2. Придумывание детьми продолжения авторского текста. 3. Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Рассказывание из личного опыта, как метод развития речевой деятельности детей дошкольного возраста».

В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию на темы из личного опыта.Рассказу должно быть отведено большое место в развитии речи детей,  рассказ является той ф...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе детского сада: рассказывание из личного опыта на тему «Как мы помогаем маме»

НОД проходит в игровой форме. В ходе игры дети учаться высказываться на тему из личного опыта, упражняются в произнесении фраз с разной силой голоса, формируется  правильное произношение звука &q...

План - конспект интегрированного занятия по обучению детей рассказыванию из личного опыта "Удивительная история".

План - конспект интегрированного занятия  по обучению детей рассказыванию  из личного опыта. Тема: Удивительная история....

Обучение детей рассказыванию из личного опыта.

Условия успешного   обучения  обучения рассказыванию на темы из личного опыта. Методика проведения данных занятий....

Занятие по развитию речи. Рассказывание из личного опыта «Как мы играем зимой»

Мақсаты/Цель: Закрепить умения рассказывать из личного опыта. Обобщать понятие «Зимние забавы»;Закрепление свистящих звуков З-С; Активизировать употребление однокоренных слов. Закрепить умения отгадыв...

Тема: Рассказывание из личного опыта: «Профессия моих родителей»

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по развитию речиТема: Рассказывание из личного опыта: «Профессия моих родителей»Программные...