Опыт работы по теме: "Коррекция нарушений речи посредством изобразительной деятельности"
консультация по коррекционной педагогике

Кравченко Ольга Юрьевна

Основная идея: использование изобразительной деятельности  в коррекции нарушений речи  позволит более эффективно и продуктивно  влиять на развитие речи дошкольников и формирование мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_po_izo_kravchenko_o.yu_.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Коррекция нарушений речи посредством изобразительной деятельности»

                                                                      «Дети должны жить в мире красоты,

                                                        игры, сказки, музыки, рисунка,

                                              фантазии, творчества»                                                                    

                                                                                                   В.А. Сухомлинский

Актуальность работы. С каждым годом мы замечаем всё большее увеличение количества детей с нарушениями речи в той или иной степени. Благодаря речи развиваются представления (память о предметах и явлениях окружающего мира). При недоразвитии речи восприятие ребенка обедняется, слабо развиваются представления. Большая роль придается речи и в развитии памяти, особенно вербальной, которая необходима для формирования обобщенного мышления. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Включение речи в познавательные процессы (восприятие, представление, воображение и т.д.), без которых не может развиваться изобразительная деятельность, оказывает положительное влияние на развитие личности дошкольника. Речь организует и активизирует мышление детей, помогая им устанавливать смысловые связи между частями воспринимаемого материала и определять порядок необходимых действий. Вместе с тем, она служит средством преодоления тенденции к образованию стереотипных, шаблонных, малоподвижных навыков. Речь способствует формированию графических умений и навыков. Рисование, по мнению Л.С.Выготского, «есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо».

Моторная неловкость в выполнении манипуляторных действий, трудности в овладении ими, неудачи и частое недовольство взрослых вынуждают ребенка избегать выполнения действий, которые сложны. Особого внимания заслуживают графические движения. Нелюбовь к рисованию – один из показателей нарушения развития тонко координированных движений. Рисование, как и письмо – инструментальное действие, оно сложнее, чем просто движение рукой: ведь необходимые движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы движения пальцев, кисти, руки, туловища, если ребенок может управлять ими, контролировать их.  Педагог должен раскрепостить ребенка, дать ему веру в свои силы.  Известный педагог-искусствотерапевт Е.Макарова отмечала, что 

«метод ритмических упражнений призван сделать самого художника и его руку окрыленными и гибкими… Благодаря этим упражнениям дети извлекаются из зрительной и мыслительной рутины, они уже предвкушают дальнейшую работу, полную веселья и фантазии. Выполнение упражнений сосредоточит детей, даст им общий импульс».

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более и более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцами.

Исследователи детского изотворчества подчеркивают необходимость овладения техникой, основами изограмотности для создания рисунка, для развития способности к изображению. «В руке живописца, - отмечает А.Г. Ковалев, - синтезированы, или сплавлены, высокоразвитые моторные функции с обобщенными умениями, закрепленными в системе движений».

В свою очередь, организованные занятия по изобразительной деятельности представляют эффективное средство развития речи у дошкольников. Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях:

  • происходит обогащение словаря дошкольников терминами, которые первоначально используются ими, как правило, на занятиях по изобразительной деятельности, а затем входят в активный словарный запас;
  • осуществляется становление и развитие речи как средства общения;
  • совершенствуется регулирующая функция речи.

          Развитие творческой активности детей с нарушением речи посредством изобразительной деятельности является неотъемлемой частью в коррекционно-воспитательном процессе. В группе детей с общим недоразвитием речи мы должны включать специфические коррекционные мероприятия, направленные на развитие речи и других высших психических функций в ходе изобразительной деятельности.

Актуальность работы подтверждается следующими положениями:

  • Развитие мелкой моторики при использовании различных видов изобразительной деятельности оказывает заметное положительное влияние на состояние речи дошкольников.
  • Занятия изобразительной деятельностью развивают речь дошкольников в ряде направлений.

Основная идея: использование изобразительной деятельности  в коррекции нарушений речи  позволит более эффективно и продуктивно  влиять на развитие речи дошкольников и формирование мелкой моторики.

 Основные задачи:

  • Развитие неречевых процессов, слухового и зрительного восприятия, вербальной памяти (слуховой, зрительной, тактильной), формирование мелкой моторики.
  • Расширение словаря в количественном и качественном отношении; коррекция нарушений связной речи; формирование фонетико-фонематической стороны речи; закрепление лексико-грамматических категорий.
  • Воздействие на все стороны психического развития ребенка с ОНР; подготовка руки к письму через изобразительную деятельность; более быстрая автоматизация звукопроизношения; развитие коммуникативных навыков.

Направление работы:

- научно – методическое – работа с педагогами;

- образовательно  - воспитательное – работа с детьми;

  • информационно – просветительское – работа с родителями.

Пути реализации опыта: активное внедрение в практическую работу ИЗО – технологий (в том числе и нетрадиционных), внедрение опыта педагога-искусствотерапевта Е.Макаровой,  использование ТРИЗ (теория решения изобретательских задач),  мониторинговое исследование уровня развития мелкой моторики и уровня речевых показателей; внедрение в практическую деятельность новых форм работы с детьми и родителями; повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам использования ИЗО - технологий в развитии мелкой моторики, развитии и коррекции речи; активизация творческого потенциала педагогов в выборе методов, форм, средств, технологий обучения.

Нормативная база. Закон ДНР «Об образовании», Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2015-2017 г., Типовое положение о дошкольных образовательных организациях, Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».

Теоретическая основа. Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов), т. к. руки, обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. Интересен онтогенез развития действий рук ребенка. И. М. Сеченов был одним из первых ученых подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка, как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что "движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой".

Сегодня вопрос о детском художественном творчестве решается с точки зрения необычайной педагогической ценности. Как справедливо заметил выдающийся Л. С. Выготский: «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению», - тем самым оказывая коррекционное воздействие на отстающие стороны личности. Основной идеей  педагогического наследия  

Е.Г. Макаровой  является мысль, что только  пропущенное через себя, свой опыт остаётся с ребёнком, «самостоятельно освоенное — прочное и перспективное. Чужое, навязанное быстро улетучивается из памяти».  При свободном полёте мысли, творчества на занятиях по  изодеятельности  происходит формообразование новых слов.

Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития. Поскольку учеными (М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной, А.В. Антаковой-Фоминой и др.) установлена взаимосвязь развития мозга и мелкой моторики, исходя из этого, можно отметить большую роль развития мелкой моторики в развитии психических процессов детей, которые влияют на развитие личности в целом. М.М. Кольцова отмечала, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания. Все эти факты должны использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.

Технологический базис.  В развитии и коррекции речи, развитии мелкой моторики используются такие техники, методы и приёмы как: изотерапия -  рисование на песке, глине, крупах; ниткография, пальцевая живопись, рисование листьями; штампы и печати;   метод монотипии; рисование кремом; точечный рисунок; рисование маркером; марания; штриховка, каракули, рисунок на стекле; лепка – тестопластика, аппликационная лепка.

Изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.

Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами — задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, способствует через тренировку мелкой моторики развитию речи.

Практическое значение. Почему дети рисуют? На этот сакраментальный вопрос специалисты различного профиля дают различные ответы. Психофизиологи полагают, что детские рисунки - четкое отражение этапов развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка. Так, дети до 6 лет не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сбоку. По мнению нейрофизиологов, детское рисование способствует согласованности межполушарного взаимодействия. Для клинических психологов важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование дает ему возможность в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Дети, как правило, рисуют не предмет, а свое обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками.

Продукты изобразительной деятельности ребенка (рисунки, поделки и др.) - это изображение действительности, которое отражает внутренний мир ребенка, его душевные переживания, взаимоотношения с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности; состояние интеллекта, его работоспособность, уровень развития психических процессов, настроение. Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития ребенка, для совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования), моторики, речи.

Для развития и коррекции речи в группе  для детей с нарушениями речи создается эмоционально благоприятная обстановка, способствующая раскрепощению детей, укреплению их веры в собственные возможности, возникновению потребности в общении со взрослыми и сверстниками. Вся работа с детьми носит коррекционный характер и предусматривает необходимость воздействия не только на нарушенную сторону речи, но одновременно и в целом на все стороны речи и виды психической деятельности (познавательную и эмоционально-волевую).

Изобразительная деятельность осуществляется на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, результатом которых является определенный продукт деятельности. Целенаправленное обучение детей этим видам деятельности стимулирует психическое развитие и способствует коррекции восприятия, мышления, речи, моторики, личности в целом. Тематика связана с материалами занятий по ознакомлению с окружающим миром.

На занятиях реализуются следующие задачи обучения: формирование положительного отношения к изобразительному искусству, потребности в отражении окружающей действительности средствами изобразительного искусства; углубление и уточнение представлений детей об окружающих предметах и явлениях; обучение детей приемам лепки, рисования, аппликации, развитие творческого «Я», активности и инициативы, самостоятельности и адекватной самооценки. При этом, необходимо следовать идеям    Е.Г.Макаровой   и придерживаться следующих установок:  освобождать от рамок, не мешать, не диктовать и «не дирижировать вспышками детского озарения», не требовать «готового результата», идти от материала, в котором «всё есть» (например, слон сидит в куске пластилина и надо его оттуда вытащить), заниматься с каждым ребенком отдельно, хотя и в группе, и опираться на ритм и музыку.

На занятиях осуществляется развитие сферы чувств ребенка, создаются игровые ситуации, положительно влияющие на эмоциональное восприятие материала и способствующие речевой активности детей.

Приступая к обучению детей рисованию, лепке, аппликации, определяется  уровень подготовленности каждого ребенка к овладению ими. При этом учитывается наличие интереса и проявление активности к данному виду деятельности; состояние двигательной функции руки, зрительно-моторной координации.

Для развития речи на занятиях по изобразительной деятельности применяются различные приемы: показ и обследование предмета, демонстрация приемов изображения, словесное объяснение, комментирование действия,  анализ  работы, сличение  работы  с образцом,  сравнение,  вопросы и др.

На каждом занятии реализуется социальная направленность детской изобразительной деятельности, поощряется стремление детей изображать себя среди людей, животных, природы, поддерживается проявление самостоятельности и инициативы, желание рассказывать о своих работах. Большое внимание уделяется ориентировке в пространстве, на бумаге, подготовке руки к выполнению движений, необходимых для рисования, лепки, а в дальнейшем - письма.

Одним из наиболее широко используемых методов обучения предметному рисованию является использование натуры. В процессе обучения рисованию с натуры важное значение имеет обучение  детей самостоятельному восприятию  окружающих предметов и явлений и передачи  их в своих рисунках. Для того чтобы научить детей последовательно воспринимать предмет и его свойства, мы учим детей целенаправленному обследованию предметов, которое предшествует рисованию детей. В процессе обследования дети сначала целостно воспринимают предмет, затем выделяют его основные части, определяют цвет, форму, величину, пространственное расположение частей, а затем снова целостно воспринимают предмет. Важно, чтобы дети хорошо представляли объект изображения: его функции и свойства.

Обследование предмета, прежде всего выявление его формы, предполагает как зрительное, так и тактильно-двигательное моделирование: обведение по контуру перед рисованием. При обследовании объекта составляется текст-описание, в котором зафиксировано название предмета, его цвет, величина, форма, основные части и их расположение. Содержание текста соотносится с конкретными свойствами и элементами объекта.

Овладение способами обследования предметов подготавливает ребенка к самостоятельному восприятию новых объектов и их рисованию или лепке. Целенаправленное обследование объекта под руководством воспитателя завершается самостоятельным рисованием. В случае трудностей передачи каких-либо свойств, пространственного расположения элементов дети повторно обращаются к анализу натуры. По окончании работы воспитатель помогает детям сопоставить рисунки с предметом.

При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность.

Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания. Успешное овладение изобразительной деятельностью требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует этому воспитанию.

Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует не только для себя, но и для окружающих. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке, лепке, аппликации и конструировании дети передают явления общественной жизни.

В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью.

Таким образом, в процессе рисования осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания; важна она и для подготовки детей с тяжелыми нарушениями речи к школе.

 В процессе рисования красками дети имеют возможность творчески экспериментировать – рисовать пальцами, ватными палочками, применять различные приемы печатания. Это позволяет полнее передать особенности изображаемых объектов, их фактуру. При обучении детей рисованию,  ставится задача не просто выработать у них определенную технику рисования. Чтобы занятия имели также коррекционный эффект, необходимо   уделять внимание формообразующим движениям и регуляции рисовальных движений по ряду показателей: плавность, непрерывность, умение изменять направление движений под углом, переход от одного движения к другому. Сформировав, таким образом, ручную умелость, мы подготавливаем руку ребенка к овладению письмом, а также расширяем круг его изобразительных возможностей. Ребенок сможет без затруднений выразить любой свой замысел, расширять круг своих представлений, в его словарь войдут новые понятия.

Следует всячески поощрять желание детей рисовать в свободное время, ведь в рисунке ребенок отражает окружающий мир, дают волю воображению, и что не менее важно, орудуя карандашом и бумагой, развивает двигательные навыки руки. На прогулке дети рисуют на песке, на снегу, используя старые фломастеры. И такое постоянство в работе по развитию мелкой моторики и развитию речи помогает достичь желаемого коррекционного эффекта.

При выполнении аппликативных работ, способствующих развитию мускулатуры руки, координации движений, дети учатся владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга. Систематическое повторение действий автоматизирует ручные навыки, развивает мускулатуру руки. Таким образом, аппликация является важным средством развития мелкой моторики пальцев и формирования речи.

В процессе лепки, манипуляций с пластилином или глиной идёт естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика – движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.

В занятиях лепкой задействуется также природный материал.  Применение подобных материалов позволяет детям лучше передавать фактуру изображаемого предмета, а также развивает ручную умелость.

Таким образом, можем сказать, что все виды изобразительной деятельности, используемые в коррекционной работе, оказывают положительный эффект на состояние мелкой моторики рук и уровень развития речи.

Результативность. Используя изобразительную деятельность как коррекционное средство, мы вызвали у детей интерес к продуктивной деятельности, эмоциональное отношение к рисованию, что повысило их познавательный интерес к обучению и оказало положительное воздействие на все стороны его психического развития, у дошкольников произошли положительные сдвиги в мышлении, восприятии, улучшилась память, значительные улучшения произошли в речевом развитии.

Речевое развитие ребенка тесно связано с развитием движения и мелкой моторики пальцевых рук. Ведь именно руке отводилась роль в овладении древним человеком речью. Ведущей рукой большинства людей является правая, которая напрямую связана с речевым центром в левом полушарии головного мозга. Целенаправленные движения рук, как и развитие речи, возникают только в процессе обучения и воспитания. Развитие тонких движений руки при штриховке, обводке и раскрашивании, а также обговаривании основных моментов деятельности позволяет достигнуть положительных результатов в речевом развитии.

Нами было проведено изучение уровня развития речи и художественно-эстетического развития  у дошкольников с ОНР на  сентябрь 2021 и январь 2022 учебного года. При этом были выделены основные параметры уровня развития речи, состояния моторной сферы (звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй, связная речь, артикуляционная моторика, мелкая моторика), уровня овладения изобразительными навыками.    Полученные  данные позволили оценить взаимосвязь уровня развития речи  воспитанников и уровня развития изобразительных навыков. У 25% детей отмечено улучшение развития тонких движений руки, у этой же  группы детей отмечена  положительная  динамика   речевого развития. 

Это свидетельствует о необходимости и важности  дальнейшего использование изобразительной деятельности  в коррекции нарушений речи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Коммуникативное развитие детей старшего возраста посредством театральной деятельности"

ВведениеАктуальность. В развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных сит...

Коррекция нарушений речи посредством изобразительной (продуктивной) деятельности

Актуальность педагогического опыта. Работа по исправлению звукопроизношения является долгим и трудоемким процессом. Дети с ОНР испытывают затруднения в овладении основными движениями органов артикуляц...

Опыт работы по теме: «Коррекция фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) средствами дидактических игр»

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Пр...

Опыт работы "Развитие творческих способностей у детей в изобразительной деятельности"

quot;Ум ребёнка - на кончиках его пальцев" В.И. Сухомлинский...

Опыт работы "Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности"

В статье опыт работы воспитателей с детьми дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности, который представлен единой  системой разработанных модулей, игр, методических материал...

Опыт работы на тему : «Использование разнообразных приемов в изобразительной деятельности для развития творческих способностей у детей».

Опыт работы на тему :«Использование разнообразных приемов в изобразительной деятельности для развития творческих способностей у детей»....