Проект Биоэнергопластика, как фундамент развития артикуляционного аппарата
проект по коррекционной педагогике

Фомичева Людмила Николаевна

Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языка. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект: Биоэнергопластика, как фундамент развития  артикуляционного аппарата.

       Актуальность:  Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языка. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.

Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако, ежедневное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы  устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией я решила использовать метод – биоэнергопластики. Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет способствовать увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики. Так же будет способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями.

Цель - развивать координацию артикуляционного аппарата и  мелкой моторики пальцев рук; активизировать  память, произвольное внимание, межполушарные взаимосвязи; формировать умение действовать по словесным инструкциям.

Задачи: 

1)  Исследовать понятие «биоэнергопластика », определить отличия и связи с артикуляционной гимнастикой и кинезиологией;

              2) Обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергоплатсики в коррекции речевых нарушений; обосновать необходимость использования данного метода в коррекционной работе;

              3) Создать условия для проведения коррекционных занятий, адаптировать упражнения биоэнергоплатсики к индивидуальным особенностям детей со сложными речевыми нарушениями (сложная дислалия, стертая дизартрия);

              4) Привлечь воспитателей и родителей группы к работе по применению данного метода;

              5) Проанализировать результативность работы.

Участники:  дети  группы с ТНР, педагоги группы, родители.

Основные направления реализации проекта – индивидуальные занятия с детьми.

Первоначально дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по классической методике, перед зеркалом. Рука ребёнка в упражнение не    "участвует". При этом воспитатель, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки (ведущей руки). Затем подключается вторая рука.  

Таким образом, ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движениями обеих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата. 

Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.

План проекта:

1 этап – диагностический.

Провести обследование строения и подвижности органов артикуляции, диагностику звукопроизношения. Он определяет структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.

Во время диагностики дети показывают ряд неврологических особенностей. Они неуклюжи, нескоординированы, плохо ориентируются в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падает качество движений, распадаются позы. Многим недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибаются, быстро утомляются, движения становятся неточными, нарушаются ритм, темп, плавность, появляются синкенезии. Чем сложнее задание для языка и челюсти, тем активнее включаются в движения пальчики, появляются гиперкинезы (насильственные движения) кистей рук. С психологической точки зрения у детей отмечается эмоционально-волевая незрелость, нарушения памяти, внимания, познавательной активности, коммуникативные трудности.

2 этап – подготовительный.  Главная задача -   изучение литературы и опыта работы по использованию «биоэнергопластики»; установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, стимулирование интереса к занятиям.

3 этап – основной.  Проводить индивидуальные занятия биоэнергопластики сначала с использованием  ведущей руки ребенка, потом другой руки, использование обеих рук ребенка.

Подача упражнений на этом этапе имеет свои особенности: доступность материала; восприятие материала ребенком; наглядность; образность; поэтапное выполнение действий и упражнений; строгая дозировка материала; качество выполнения действий, а не их количество; ритм; запоминание текстовок (согласно индивидуальным возможностям). Учитывая эти особенности, учитель-логопед подбирает материал в зависимости от цели и задач коррекционной работы.

4 этап – итоговый. Оформить ширму-раскладку для родителей с практическим материалом. Создание картотеки упражнений. Провести итоговое исследование артикуляционной моторики, звукопроизношения детей.

Ожидаемый результат:

Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будут способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, будут способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления.

В результате проделанной работы родители активно включатся в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, будут самостоятельно использовать полученные знания и материалы. Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Тематическое планирование

Этапы

Формы работы с детьми и родителями

Цель

Диагностический

Провести обследование строения и подвижности органов артикуляции, диагностику звукопроизношения.

Определить структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.

Подготовительный

Установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, стимулирование интереса к занятиям.

Изучить литературы и опыт работы по использованию «биоэнергопластики».

Основной

Проводить индивидуальные занятия с детьми по выполнению упражнений в данной последовательности:

  1. Упражнения для нижней челюсти.
  2. Упражнения для губ.
  3. Упражнения для языка.

Внедрить  в практику  коррекционной работы   метод «биоэнергопластики».

Итоговый

Оформить ширму-раскладку для родителей с практическим материалом. Создание картотеки упражнений.

Провести итоговое исследование артикуляционной моторики, звукопроизношения детей.

         Упражнения для развития подвижности артикуляционного аппарата:

  1. Упражнения для нижней челюсти.  Все упражнения повторяются 4- 6 раз.

1. «Окошко» -широко раскрыть рот и подержать  его открытым несколько секунд. Затем закрыть.

Ладонь находится на весу, смотрит на стол. Пальцы прижаты друг другу. В момент открытия рта, большой палец двигается вниз. В момент закрытия рта – исходное положение руки.http://logopedkherson.ucoz.ua/skhema5.jpg

2. Жевательные движения с сомкнутыми губами.

Переборы пальцев рук («Волна» из пальцев рук).

3. Легкое постукивание зубами, зубы разомкнуты.

Пальцы правой ладони сомкнуты. Пальцы левой ладони полусогнуты и постукивают по правой ладони (и наоборот).

4. "Заборчик" - верхняя челюсть "стоит" на нижней;  губы в улыбке.

Ладонь правой руки лежит ребром на столе, ладонью на себя.  Пальцы сомкнуты. Ладонь выдвигается вперёд в момент выдвижения челюсти (и наоборот).

  1. Упражнения для губ.

1."Улыбка" - "Трубочка". 
Растягивание разомкнуты губ (зубы сжаты) – вытягивание губ вперёд.

Разведение пальцев в стороны (открытая ладонь с растопыренными пальцами)– "улыбка". Сведение пальцев – "трубочка". http://5fan.ru/files/10/5fan_ru_54345_437e26bf308ccadbe8a0dbbcfd8dac0b.html_files/16.jpghttp://5fan.ru/files/10/5fan_ru_54345_437e26bf308ccadbe8a0dbbcfd8dac0b.html_files/17.jpg

2. Втягивание губ внутрь рта с плотны прижиманием  их зубами.

Прогибать ладонь одной руки кулаком другой с преодолением сопротивления. Затем положение рук меняется.

3. Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем тоже движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы.

Кисть руки неподвижна. http://logopedkherson.ucoz.ua/skhema10.jpg

Ладонь вверх – двигаются только    пальцы.

Ладонь вниз – двигаются только пальцы.

  1. Упражнения для языка (рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна).

1. "Болтушка" - движения языка взад-вперед.

Ладонь с разомкнутыми пальцами. Пальцы колеблются взад – вперед.http://logopedkherson.ucoz.ua/skhema6.jpg

2. "Часики"- движения языком вправо-влево.

Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставлен вверх. Имитируется движения маятника часов – кисть руки с выставленным пальцем качается вправо – влево.http://logopedkherson.ucoz.ua/skhema2.jpg

3. "Качели" - движения языком вверх-вниз.

Ладонь с сомкнутыми пальцами, тыльной стороной смотрят вниз – "качели" вниз; ладонь поднимается – 'качели" вверх.http://logopedkherson.ucoz.ua/skhema1.jpg

4. «Чистим зубки» -круговые движения языком под губой в одну и другую стороны.

Круговые движения указательным пальцем руки, остальные пальцы в кулаке. http://logopedkherson.ucoz.ua/skhema2.jpg

5. "Лошадки" - щелканье языком.

Кисть руки на столе. Приподнимание и опускание пальцев.

6. "Лопатка" - широкий мягкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 

Все пальцы собраны в кулак. В момент показывания «Лопатки» похлопывать кистью руки по столу.http://logopedkherson.ucoz.ua/skhema_3.jpg

7. "Иголочка"- узкий напряженный язык высунут вперед.

Все пальцы, кроме указательного пальца,  собраны в кулак. Указательный палец выставляется вперед в момент высовывания "иголочки". "Иголочка" убирается - указательный палец убирается в кулак.

8. "Желобок" - высунуть широкий язык боковые края загнуты вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

Скрестить указательный и средний палец руки. 

9. "Грибок" - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к коренным зубам, уздечка натянута.

Надавливания подушечками пальцев на поверхность стола в момент натягивания уздечки.

10. "Чашечка" - широкий язык в форме "чашечки" поднят кверху, края языка прижаты к верхней губе.

Ладонь руки в форме "чашечки". "Чашечка" смотрит вверх (рот открыт), язык высунуть изо рта в форме "чашечки". "Чашечки" из рук смотрят вниз – рот закрыть.

11. "Киска сердится" - выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

Поглаживание с надавливанием четырьмя пальцами одной руки по столу. 

12. "Накажем непослушный язык" - покусывать широкий кончик языка. Произносим ПЯ-ПЯ-ПЯ.

Постукивание подушечками пальцев по столу.

                                                                                           Использованные сайты:

1.  http://logoped18.ru/logopedist/bioenergoplastika-na-logopedicheskikh-zanyatiyakh.php Биоэнергопластика на логопедических занятиях с дошкольниками.

2.http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/06/13/netradicionnye_metody_v_logopedii_-_bioenergoplastika.pptx Нетрадиционные методы в логопедии – биоэнергопластика.

3.  http://www.logolife.ru/logopedy/konspekty-logopedicheskix-zanyatij/logopedicheskoe-zanyatie-s-ispolzovaniem-bioenergoplastiki.html Логопедическое занятие с использованием биоэнергопластики.

4.  http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac779.html  Использование нетрадиционных  методов активизации органов артикуляции  в логопедической практике.

5.  http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-metoda-bioyenergoplastiki-v-rabote-logopeda-iz-opyta-raboty.html Использование метода биоэнергопластики в работе логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Биоэнергопластика - альтернатива артикуляционной гимнастики"

   Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в использовании языка. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. Год от года фикс...

"Применение биоэнергопластики в подготовке артикуляционного аппарата детей с общим недоразвитием речи к постановке звуков"

Познакомить участников мастер-класса  с технологией применения упражнений биоэнергопластики в работе с дошкольниками....

Доклад из опыта работы «Биоэнергопластика как фундамент развития артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики.»

Доклад из опыта работы «Биоэнергопластика как фундамент развития артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики.»...

«БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА - ОСНОВА РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИЦИОННОГО АППАРАТА, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

Для того чтобы эффективно воздействовать на речевой дефект, необходимо выявить характер речевых нарушений, их глубину и степень, проанализировать какие компоненты речевой системы они затрагивают. Зная...

Консультация для родителей и педагогов "Биоэнергопластика как фундамент развития артикуляционного аппарата"

Артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными, помогает длитель...

«БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА - ОСНОВА РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИЦИОННОГО АППАРАТА, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ» методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Для того чтобы эффективно воздействовать на речевой дефект, необходимо выявить характер речевых нарушений, их глубину и степень, проанализировать какие компоненты речевой системы они затрагивают. Зная...

Консультация для родителей и педагогов "Биоэнергопластика как фундамент развития артикуляционного аппарата"

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...