Доклад из опыта работы «Биоэнергопластика как фундамент развития артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики.»
статья по логопедии на тему

Ольховская Ольга Ивановна

Доклад из опыта работы «Биоэнергопластика как фундамент развития артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mo_olhovskoy_o.i.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 27 «Радуга»

Доклад из опыта работы

«Биоэнергопластика как фундамент развития артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики.»

                                                                 

                                                          Автор: Ольховская Ольга Ивановна,

                                                          учитель-логопед .

                                       

Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребёнок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь развитые фонематические процессы, должен владеть простыми формами языкового анализа и синтеза, знать буквы, читать слоги, иметь богатый словарный запас. Всё это поможет малышу полноценно общаться со сверстниками, наладить контакт с учителем, всесторонне развиваться и успевать по всем предметам, быть уверенным в себе, в своих силах.

   Существует несколько этапов логопедического воздействия на детей с речевой патологией. Одним из этапов, способствующим формированию  правильного звукопроизношения, является артикуляционная гимнастика.

   Мы, учителя – логопеды в своей работе с успехом применяем артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными. Ребёнок с помощью гимнастики учится дифференцировать движения речевых органов, участвующих в процессе образования звуков, учится длительно удерживать артикуляционную позу.

Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому я обратилась к нетрадиционному методу выполнения артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики ( т.к. тема по самообразованию «Нетрадиционные и инновационные методы и приемы в логопедической работе»). Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога на протяжении всего занятия.

     

Термин "Биоэнергопластика" состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И.В.Курис, биоэнергия-это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика-плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био  – человек, как биологический объект; энергия  – сила, необходимая для выполнения определенных действий; «пластика»  – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики
Биоэнергия – это  та энергия, которая находится внутри нас. Если разбираться глобально, то все в этом мире обладает энергией. Это касается и человеческого сознания и подсознания..                  

Для коррекционной работы  наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

        При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой учитываются индивидуальные особенности детей. Рука ребёнка подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок.        

     Необходимость применения движений пальцев рук обусловлена нарушением пальцевой моторики, дискоординацией движений органов артикуляции, нарушением кинестетических ощущений положения языка, губ, нижней челюсти у детей с ОНР, у которых наблюдается полиморфное нарушение произношения многих групп звуков. Использование ребенком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве.

   Артикуляционные упражнения в данной гимнастике объединены в комплексы, которые используются для развития мышц речевых органов  и формирования артикуляционных укладов свистящих, шипящих звуков и соноров. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой используется только на индивидуальных занятиях по постановке звуков, развитию и коррекции фонематического слуха, т.к. требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и артикуляционных органов.

Примерное планирование проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает 7 этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.

Пальцево -речевую гимнастику выполняют весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений, применяет счет, стихотворные строки.

     На первом (диагностическом) этапе в начале учебного года (1-2 неделя сентября) рекомендуется подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции . После обследования учитель–логопед подбирает комплекс упражнений с учётом нарушенных звуков.

На втором (подготовительном) этапе (3-4 неделя сентября)проводятся индивидуальные занятия, на которых детей знакомят с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам, используются «Сказки о  Веселом Язычке . Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель – логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Таким образом, ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка в упражнения не вовлекается.

На третьем (подготовительном) этапе (1 неделя октября) артикуляционная гимнастика также выполняется по традиционной методике, ребёнка знакомят с персонажами перчаточного театра Чупой и Чупсом, которые помогут освоить артикуляционную гимнастику. Педагог сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки с перчаткой, рука ребёнка в упражнения не вовлекается.

На четвёртом (основном) этапе (следующие 5-7 недель) выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой:  упражнения для губ, челюсти и языка с подключением ведущей руки ребёнка с перчаткой. Учитель – логопед вместе с ребёнком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Движения  должны быть раскрепощёнными, плавными. Необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.

На пятом (основном) этапе (следующие 5-7 недель) . Учитель – логопед  показывает упражнение и сопровождает его движениями  другой руки. Ребенок повторяет за педагогом и использует другую руку в перчатке. Педагог следит за точным и плавным выполнением упражнений.

На шестом (основном) этапе(следующие 5-7 недель)  к артикуляционным упражнениям подключаются обе руки в перчатках. Ребёнок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движения органов речевого аппарата. Учитель – логопед так же сопровождает выполнение упражнений движениями руками.

На седьмом (заключительном) этапе используются сказки о приключениях Чупы и Чупса. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Педагог рассказывает сказку о Чупе и Чупсе, называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук. В сказках о Чупе и Чупсе упражнения собраны в комплекс и объединены сюжетом. Целью использования сказок является дальнейшее совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, совершенствование пальцевой моторики, координации движений, внимания. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом, затем и без зеркала.

На индивидуальной коррекционной деятельности я использовала артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой вместо традиционной.

По истечении времени с сентября по январь можно говорить о следующих результатах:

-Проведены диагностические обследования звукопроизношения; строения и подвижности органов артикуляции ;

- Для эффективной работы все артикуляционные упражнения с биоэнергопластикой отражены в специальной картотеке, где указаны движения язычка и специальные движения кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение; также составлена картотека сказок с использованием перчаточных кукол Чупы и Чупса.

-Изготовлены перчаточные куклы Чупа и Чупс.

Коррекционная деятельность проходит 3 раза в неделю с 5 детьми шестилетнего возраста , имеющими диагноз ОНР 3 (2-3 ур), ст.ф.дизартрии .

Если сначала дети были неуклюжи, плохо ориентировались в пространстве . Многим было недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибались, быстро утомлялись, движения становились неточными, нарушался их темп, ритм, плавность. Чем сложнее было задание для языка и челюсти, тем активнее включались в движение пальчики, появлялись гиперкинезы (насильственные движения) кистей, усиливалось беспокойство пальцев .С психологической точки зрения у детей отмечалась эмоционально-волевая незрелость, нарушения внимания, памяти, познавательной деятельности, коммуникативные трудности. То сейчас можно уже говорить о результатах: при выполнении артикуляционных проб наблюдаются незначительные изменения объема, силы и точности движений ;движения кистей рук стали более точными, уверенными. Внимание и память  стали более устойчивыми, активно шла постановка и автоматизация  дефектных звуков.

Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

Литература:

1.Большакова С.Е. «Метод мануального сопровождения при моторной алалии»// Журнал «Логопед»№8, 2012г, с.12-23.

2. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. – М.: Детство-Пресс, 2011.

3. Зайцева И.Ю. Влияние занятий биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников. – Режим доступа: http://festival. 1september.ru/articles/103050

4. Развитие познавательной сферы детей с ОНР через формирование мелкой моторики рук Хоменко Н. А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/410410/

5. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Арктур, 1999.

6.Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на общее родительское собрание на тему "Использование игровых нетрадиционных форм для развития артикуляционного аппарата и мелкой моторики"

Ознакомление родителей с тем,как мы используем нетрадиционные способы,для активизации и  развития тонкой моторики,разрабатывание мышц артикуляционного аппарата. Речевая готовность выпускника...

Презентация на общее родительское собрание на тему "Использование игровых нетрадиционных форм для развития артикуляционного аппарата и мелкой моторики"

Ознакомление родителей с тем,как мы используем нетрадиционные способы,для активизации и  развития тонкой моторики,разрабатывание мышц артикуляционного аппарата. Речевая готовность выпускника...

Программа развития артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики дошкольников средствами биоэнергопластики

Программа развития мелкой и артикуляционной моторики при помощи биоэнергопластики...

Коррекционная программа по развитию артикуляционной, общей и мелкой моторики дошкольников средствами биоэнергопластики и кинезиологических упражнений

laquo;Коррекционная программа по развитию артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики дошкольников средствами  биоэнергопластики и кинезиологии» предназначена для правильного развит...

Консультация для родителей и педагогов "Биоэнергопластика как фундамент развития артикуляционного аппарата"

Артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными, помогает длитель...

Проект Биоэнергопластика, как фундамент развития артикуляционного аппарата

Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языка. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное у...

Консультация для родителей и педагогов "Биоэнергопластика как фундамент развития артикуляционного аппарата"

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...