Индивидуальный план самообразования (2020-2023г.)
рабочая программа по коррекционной педагогике

(Иващенко) - Антонова И.В.

"Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ в условиях ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План самообразования 2020-2023г.29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план

самообразования

учителя-дефектолога Антоновой И.В.

на 2020-2023 учебный год.

 «Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС».

2020г.

Пояснительная записка.

Цель:  Обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях образовательного учреждения.

Задачи:

1.Выявлять неблагоприятные варианты развития и определять учебных трудностей ребенка.

2.Составлять индивидуальные комплексные программы развития ребенка (АОП) в условиях взаимодействия специалистов ПП(к).

3.Динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия.

4.Отслеживать соответствие выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.

5.Проводить индивидуальные и групповые коррекционные занятия, обеспечивающие усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в свободную деятельность детей.

6.Консультировать педагогов и родителей.

7.Активизировать участие детей с ОВЗ в различных мероприятиях, различных форм и уровней организации

8.Совершенствовать знания в области специальной и коррекционной педагогики и психологии.

9.Работать в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ.

Источники самообразования: Методическая литература, Интернет-ресурсы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, городское  методическое объединение (ГМО), мастер-классы.

Формы самообразования:

  1. Индивидуальная – через индивидуальный план,
  2. Групповая – через участие в деятельности городского методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов, педагогов ДОО, сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.

  Ожидаемые результаты:

  • повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя-дефектолога в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ, педагогов, родителей;
  • реализация технологического подхода в оказании помощи и поддержки детям с ОВЗ (ОВЗ, УУО, ЛУО, РАС, ОДА, ТМН,ЗПР, и пр.).
  • разработка буклетов, памяток направленных на формирование познавательных процессов воспитанников.
  • разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.
  • доклады, выступления на заседаниях ГМО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта;
  • продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.
  • активизация участия детей в конкурсах, повышение уровня учебной мотивации.

Направления самообразования:

I   Диагностическое, аналитическое

Проведение дефектологического обследования воспитанников с ОВЗ. (динамическое, повторное, первичное, вновь прибывшие)

ежегодно: сентябрь-май, в течение года, по запросу

Проведение обследования  адаптации детей с ОВЗ.

Применение ранее не использованных диагностических материалов.

ежегодно, по запросу.

Изучение и анализ, динамическое обследование, прошедших ППК

по запросу, плану

Изучение нормативно-правовой базы в сфере образования, образования детей дошкольного возраста с ОВЗ

регулярно

II   Коррекционное, аналитическое направление

Проведение коррекционно-развивающих занятий, вовлечение детей с ОВЗ в мероприятия различного уровня и формы организации

сентябрь-май

Консультирование родителей, педагогов по проблемам развития учащихся с ОВЗ

в течение года, по запросу

III   Консультативно-просветительское

Знакомство с нормативной базой и информирование родителей детей с ОВЗ,  помощь в их обеспечении и защите, в вопросах обучения и защите.

регулярно

Профилактика нарушений развития у детей с ОВЗ

регулярно

Проведение мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов  и расширение их знаний
(выступления на МО, индивидуальные консультации, участие в вебинарах).

по запросу, регулярно

IV   Организационно-методическая деятельность

Участие в работе  районного ГМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов, дошкольных ГМО. Выступление с докладом по теме самообразования.

по плану ГМО, по запросу ГМО

Выступление на родительских собраниях по  проблемам и особенностям в развитии

регулярно, по запросу

Участие в конференциях, семинарах, работа в творческих группах по внедрению ФГОС ОВЗ в НОО.

регулярно, по запросу

Размещение информации о деятельности учителя-дефектолога в средствах СМИ, на сайте ДОО

регулярно

Разработка памяток направленных на развитие и формирование познавательных процессов, положительной мотивации к обучению

регулярно

Совершенствовать знания современного содержания образования обучающихся.

регулярно

Знакомиться с новыми технологиями, формами, методами и приёмами обучения.

регулярно

Организовать работу с детьми c ОВЗ в конкурсах творческих работ, дистанционных викторинах и олимпиадах, принимать участие в конференциях.

регулярно

Изучать опыт работы лучших педагогов округа и России через Интернет.

регулярно

Создать собственную базу лучших сценариев, занятий, интересных приемов, технологий.

регулярно

Подготовка печатных статей (интернет) по теме самообразования.

регулярно

        

Методическое обеспечение по образовательным областям

Литература для коррекционно-развивающей деятельности учителя-дефектолога

1. ФГОС ДО

- Алгоритм разработки Рабочей программы по коррекционно - развивающей работе в дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО. / под ред. Лавровой Г.Н., Яковлевой Г.Н.  - Челябинск: Цицеро, 2014. - 124 с. + CD диск.

- Документация педагогов дошкольной образовательной организации компенсирующего вида в условиях введения ФГОС ДО. / под ред. Лавровой Г.Н., Яковлевой Г.Н.  Челябинск: Цицеро, 2014. - 164 с. + CD диск.

2. Образовательная область «Познавательное развитие"

- Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. Наглядное пособие. – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2003. – 40 с.: ил.

- Альтхауз Д., Дум э. Цвет – форма – количество: Опыт работы по развитию способностей детей дошкол. возраста / Рус.пер. под ред. В.В.Юртайкина. – М.: Просвещение, 1984. -64 с., ил.

- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. (Пособие для воспитателя детского сада). Под  ред. Л.А. Венгера М., «Просвещение», 1973. – 110 с. с ил.

- Давайте поиграем: Мат. Игры для детей 5 – 6 лет: Кн. Для воспитателей дет сада и родителей . Под ред А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 1991. – 80 с.

- Ремезова Л.А. Играем с цветом: Демонстрационный и раздаточный материал для формирования представлений о цвете у дошкольников 4-5 лет. –М.: Школьная Пресса, 2004. – 16 с. ( приложение к журналу «Воспитание школьников» . Вып. 72).

- Ремезова Л.А. Играем с цветом: Демонстрационный и раздаточный материал для формирования представлений о цвете у дошкольников 5-6 лет. –М.: Школьная Пресса, 2005. – 24 с. -   (Вып. 117).

- Ремезова Л.А. Играем с цветом: Демонстрационный и раздаточный материал для формирования представлений о цвете у дошкольников 6-7 лет. –М.: Школьная Пресса, 2006. – 24 с. (Программа «Я человек»). - ( приложение к журналу «Воспитание дошкольников» . Вып. 133).

3.Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

- Денискина. В.З. Учимся улыбаться. – М.: Сфера, 2008.

- Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практ. Работников ДОУ/ Т.А.Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М.Степина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. -160 с. (Библиотека психолога образования).

- Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. Практическое пособие для психологов, воспитателей. Педагогов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. -64 с.

- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений.-М.:АРКТИ, 2001. – 48 с.

- Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Издание второе, дополненное и  исправленное. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. СПб.: «Образование», 1995. – 195 с.

4. Образовательная область «Речевое развитие»

- Алябьева Е.А.Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн.2 – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.

- Гусарова Н.Н. Беседы по картинке: Времена года /Худ. И.Ф. Дук. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. -24 с. + цв. Вкладка 16 с.

- Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Весна. Лето (для детей 5-7 лет). Тетрадь. – Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2010. -32 с.

- Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Осень  (для детей 5-7 лет). Тетрадь. – Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2010. -32 с.

- Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Зима (для детей 5-7 лет). Тетрадь. – Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2010. -32 с.

5. Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»

- Евдокимова М.М. Волшебные краски: Пособие для занятий с детьми по рисованию. – М.: школьная Пресса, 2001. – 16 с. ил. ( Дошкольное воспитание и обучение - приложение к журналу «Воспитание школьников». Вып.14).

- Подрезова  И.А. Школа умелого Карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями/ И.А.Подрезова. – М.: Издательство Гном и Д, 2007. – 120 с .

- Синицина Е. Умные раскраски. Популярное пособие для родителей, гувернеров, воспитателей. Серия: Через игру -  к совершенству. М.: Лист, 1999. -144с.

6. Образовательная область «Физическое развитие»

- Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Укрепление организма / Худ. О.Р.Гофман. – СПб.: Акцидент, 1997. -112 с.: ил.

- Коноваленко Б.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, М.1998

- Цвынтарный Л.И. Играем  пальчиками и развиваем речь. СПб.: Лань, 1996. 32с.

- Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение.  1990. -128 с.: ил.

7.  Интеллектуальные нарушения

- Верещагина Н.В. «Особый ребенок» в детском саду: Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2009. -160 с.

- Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. – М.: Школьная Пресса, 2005. -96 с./ Серия: В помощь специалисту.

- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. Для учителя. – М.: «Бук – Мастер», 1993 – 191 с.:ил.

-  Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога - дефектолога: материал для индивидуальной работы с детьми М: «Владос», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования

Индивидуальный план самообразования музыкального руководителя Федотовой Светланы Владимировны на 2009 — 2011 годы «Развитие музыкальных способностей дошкольников»...

Индивидуальный план самообразования

Индивидуальный план самообразования музыкального руководителя Федотовой Светланы Владимировны на 2009 — 2011 годы «Развитие музыкальных способностей дошкольников»...

Индивидуальный план самообразования муз.руководителя.

Развитие музыкальных способностей у дошкольников....

Примерная форма индивидуального плана самообразования педагога ДОУ

Формами  самообразования педагогов являются индивидуальная и коллективная. Индивидуальная форма предполагает  самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...