Методическая разработка "Использование "СУ-ДЖОК - терапии в работе с детьми с ОВЗ"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Ольга Витальевна Иванова

В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии. Одной из нетрадиционных  технологий является Су-Джок терапия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка101.08 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» Г. НАДЫМА)

__________________________________________________________________________

пр. Ленинградский, д.13, г. Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629730

тел.8(3499)52- 63-36, 52-08-88, факс 8(3499)52- 63-36

ОКПО 54107295, ОГРН 102 890 057 9971, ИНН 890 302 0387

КПП 890 301 001, E-mail: dsrosinka@nadym.yanao.ru

Методическая разработка

«Использование «СУ-ДЖОК - терапии в работе с детьми с ОВЗ»

http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//sandalhouse.net/upload/iblock/f24/1c31d8e6-1b26-11e1-96e8-008048243fb9.resize1.jpeg&mb=imgdb_preview_96

 

 

Учитель-дефектолог

Иванова О.В.

 

Содержание

1.     Введение.

2.     Цель и задачи  Су-Джок терапии.

3.     Перспективный тематический план.

4.     Формы взаимодействия педагогов с детьми, родителями, коллективом

при использовании Су-Джок терапии.

5.     Вывод.

6.      Используемая литература.

7.      Приложение.

 

 

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский 

Введение:

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные технологии. В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают все большее внимание. Одной из нетрадиционных технологий является Су – Джок терапия.

Необходимо подчеркнуть, что уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности детей к школьному обучению. Ребенок, который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, также у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

     Су-Джок терапия -  является целесообразным, эффективным и простым. Су Джок терапия (су-кисть, джок — стопа) — достижение восточной медицины, разработана учёным из Южной Кореи, профессором Пак ЧжэВу. Это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает воздействие на кору головного мозга. Этот метод вызывает раздражение рецепторов, расположенных на ладошках и стопах детей и вызывает приятные ощущения, развивает мелкую моторику, активизирует межполушарное взаимодействие, активизирует развитие речи ребенка, позволяет эффективно развивать эмоционально-волевую и познавательную сферу, способствует общему укреплению организма ребёнка. Су-Джок терапию можно и нужно использовать в профилактических и коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием.

Применяются Су - Джок - массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на пальчики и можно свободно проходить ими по пальцу  вниз  и  вверх, создавая приятное покалывание. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Цель: расширение приемов и методов коррекции речевых нарушений у дошкольников с использованием Су-Джок терапии.

 С помощью метода Су-Джок терапии решаются многие коррекционные задачи, такие как:

  • Развитие фонематического слуха и восприятия;
  • Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
  • Развитие звукового и слогового анализа слов;
  • Активизация словаря и совершенствование лексико-грамматических категорий;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие психических процессов;
  • Развитие цветовосприятия;
  • Развитие пространственно-временных представлений;
  • Закрепление счетных операций.

Пути реализации су-джок терапии в ДОУ.

Работа с педагогами по знакомству с су-джок, приемами работы по его использованию.

Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).

Работа с родителями (практикум по использованию су-джок терапии, открытое занятие)

Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова).

 

Для реализации задач использую следующие направления и формы работы:

  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
  • совершенствование лексико-грамматических категорий;
  • совершенствование навыков пространственной ориентации.
  • упражнения для развития общей и мелкой моторики.

 

Для осуществления этих форм работы был составлен перспективный тематический план, в который включены темы, игры, упражнения с использованием элементов су-джок терапии.

Перспективный тематический план.

 

п/п

Тема.

Этап занятия, этап работы.

Игры, упражнения.

I.

«Ушки на макушке».

1. Характеристика звука.

«Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери»

«Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу2

Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука:

красный - для гласных;

синий с колечком - для звонких твёрдых согласных;

синий без колечка - для глухих твёрдых согласных;

зелёный с колечком - для звонких мягких согласных;

зелёный без колечка - для глухих мягких согласных.

2. Связь звука с буквой. («Буквы знаю и пишу…»)

Прокатывание шариком по написанной букве.

Прокатывание шариком по написанной букве.

Написание буквы и её элементов прокатыванием шарика по поверхности стола, на ладони.

3. Развитие фонематического слуха.

Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук среди др. звуков, услышав слог или слово с ним. Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет.

- Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук среди др. звуков, услышав слог или слово с ним. Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет.

- Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком.

- «Если звук услышат ушки - подними шар над макушкой»

- «Телеграфисты» (простукивание шариком заданного ритмического рисунка)

- «Шарик мы ладошкой «стук», если слышим нужный звук»

 

4. Звуковой и слоговой анализ слов.

(«Раз, раз, раз, слово выложим сейчас…»)

Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков су-джок.

- Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков су-джок.

- «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай»

II

«Мой послушный язычок всё, что нужно, сказать смог!»

1. Автоматизация звука в слогах, словах, фразах.

2. Дифференциация звуков в слогах, словах-паронимах, фразах.

3. «Звуки в стихах…»

“Шарик мы ладонью “стук”, повторяем в слоге (слове) звук”

- «Шарик мы ладонью “стук”, повторяем в слоге (слове) звук”

- «Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори»

- «Слог да слог - и будет слово, мы в игру сыграем снова»

- Поочередный массаж пальцев массажными кольцами с проговариванием стихотворений пальчиковой гимнастики.

- «Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) измени».

- Проговаривание различных стишков, насыщенных корректируемыми звуками, в сочетании с массажными движениями шариками или кольцами

III

«Весёлая грамматика»

Работа по совершенствованию лексико-грамматического строя речи:

1) словоизменение;

2)словообразование;

3) отработка предложно-падежных конструкций;

4) работа над словарем

- «Шарик кати - слово говори».

Игры с перекатыванием массажёра друг другу

- «Один-много», «Много – один»

- «Назови ласково», «Чей? Чья? Чьи?»

- «Ловко с шариком играем и предлоги называем»

- «Скажи наоборот»

- «Кто в каком домике живёт?» и т.д.

 

IV

«Лево-право различаю, каждый свой я пальчик знаю»

Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания.

- «Слушай и запоминай, повторяй и выполняй»

Ребенка просят надеть колечко на определённый палец указанной руки или покатать шарик по инструкции.

- «Глазки зарывай, на каком колечко пальце – угадай»

- «Справа, слева я стучу - перепутать не хочу»

V

«Дружно с шариком играем и из рук не выпускаем»

1. Игры с шариком су-джок, направленные на развитие мелкой моторики.

комплекс “Разминка”

- комплекс «Разминка»

- сказка «Ёжик»

- комплекс «Фокусник»

- прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации

 

2. Использование массажеров при выполнении гимнастики во время физ. пауз.

Выполнение различных упражнений с шариками в руках по инструкции взрослого.

- Выполнение различных упражнений с шариками в руках по инструкции взрослого. «Делай, как я»

 

Используя элементы су-джок терапии, применяю следующие методы и приемы:

Методы су–джок терапии

- Массаж – основной метод Су–Джок терапии

 

Приёмы су –джок массажа:

- круговые движения шарика между ладонями

- перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони

- вращение шарика кончиками пальцев,

- сжимание шарика между ладонями,

- сжимание и передача из руки в руку.

 

Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются:

  • В   ысокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
  •  Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
  •  Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
  • Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).

 

Формы взаимодействия педагогов с детьми

 

 Формы взаимодействия педагогов с родителями

  • Анкетирование родителей
  • Практикум «Использование су-джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста»
  • Буклет «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений»
  • Индивидуальные консультации по применению Су – Джок терапии в домашних условиях

 

Формы взаимодействия с коллективом

Практическая консультация для педагогов «Внедрение Су – Джок- терапии в образовательный процесс ДОУ»

Вывод:

После применения самомассажа шариками Су – Джок прослеживается снижение заболеваемости у детей.

У них повышается речевая активность - это проявляется в разучивании стихов, потешек, пальчиковой гимнастики, в рассказывании коротких сказок. Так же повышается интерес к дидактическим играм лексико – грамматического содержания. Отмечается улучшение координации речи с движением, развивается мелкая моторика.

Таким образом, Су – Джок терапия является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и плодотворно воздействует на весь организм в целом.

По данным анкеты родители положительно относятся к применению метода Су – Джок терапии в работе с детьми. Многие из родителей приобрели массажеры для использования этого метода в домашних условиях.

 

Литература

1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» »  / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 4 изд-е,. 2016 .– с.368.

2. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир: методическое пособие/О.Б. Дыбина. - М.: Мозаика-Синтез,2010.- 164с

3..Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: Уч.-метод.пос.д/дошк.воспитания,/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. -М.: Мозаика-Синтез, 2010.- 136 с.

4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

 5. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38

6.. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О. А. Новиковская - М. АСТ, 2007 С. 94

 7. Османова Г. А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики:– КАРО, 2008 – С. 160

8..Материалы сети Интернет.

Детский портал "Интернетёнок" http://internetenok.narod.ru/

 Детский портал "Почемучка" http://pochemu4ka.ru/

 Детский портал "Солнышко" http://www.solnet.ee/

 Детский портал "Теремок" http://teremoc.ru/

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

Комплекс упражнений для развития

мелкой моторики рук с массажным шариком

 

1. Шарик находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая шарик вперёд-назад.

2. Шарик находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая шарик по ладоням.

3. Держа шарик подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку) .

4. Держа шарик подушечками пальцев, с усилием надавите ими на шарик (4—6 раз)

5. Держа шарик подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку) .

6. Подкиньте шарик двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7. Зажмите шарик между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на шарик (4—6 раз) .

8. Перекладывайте шарик из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

 

Ежик

Мы возьмем в ладошки «Ежик»

(берем шарик Су-Джок)

И потрем его слегка,

(в одной руке держим шарик Су-Джок и проводим по нему другой рукой)

Разглядим его иголки

(меняем руку, делаем то же самое)

Помассируем бока.

(катаем между ладошками)

«Ежик» я в руках кручу,

(пальчиками крутим шарик Су-Джок)

Поиграть я с ним хочу.

 

Мячик-ежик


Мячик-ежик мы возьмем,

(берем шарик Су-Джок)

Покатаем и потрем.

(катаем между ладошками)

Вверх подбросим и поймаем,

(можно просто поднять мячик вверх)

И иголки посчитаем.

(Пальчиками одной руки нажимаем на шипы)

Пустим ежика на стол,

(кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем

(ручкой прижимаем шарик)

И немножко покатаем…

(рукой катаем шарик)

Потом ручку поменяем

(меняем руку и тоже катаем шарик)

 

Веселый счет

«Ежик» в руки нужно взять,

(берем шарик Су-Джок)

Чтоб иголки посчитать.

(катаем между ладошек)

Раз, два, три, четыре, пять!

(пальчиками одной руки нажимаем на шипы)

Начинаем счет опять.

(перекладываем шарик в другую руку)

Раз, два, три, четыре, пять!

(пальчиками другой руки нажимаем на шипы)

 

Шарик

Описание: движения соответствуют тексту.

Этот шарик не простой,

Этот шарик не простой

Весь колючий, вот такой.

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем!

Можно шар катать по кругу

Перекидывать друг другу.

1, 2, 3, 4, 5 –

Всем пора нам отдыхать!

 

Испечем мы каравай

Месим, месим тесто,

(сжимаем шарик в правой руке)

Есть в печи место.

(перекатываем в левую руку и сжимаем)

Испечем мы каравай,

(несколько раз энергично сжимаем шарик обеими руками)

Перекидывай, валяй!

(катаем шарик между ладошками)

 

Ежик колючий

Ежик, ежик, шар колючий,

(дети катают шарик между ладонями)

До чего же ты живучий!

Я качу тебя, качу –

Все раскрыть тебя хочу.

Еж иголки завернул

(обнимают-сжимают шарик ладонью)

И, наверное, заснул.

(перекладывают шарик в другую ладонь, сжимают его)

Положу тебя – поспи,

Сил на зиму накопи!

 

Ежик

Катиться колючий ёжик

Нет ни головы, ни ножек.

По ладошки бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(круговые движения шариком между ладонями).

Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда, сюда,

Мне щекотно да, да, да.

(движения по пальцам).

Уходи, колючий ёж

В тёмный лес, где ты живёшь!

(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев).

 

Ежик

По тропинке, по дорожке

Топают к нам чьи-то ножки.

(пр. рукой слегка ударять шариком по столу и продвигать вперед)

Это ежик, посмотри

К нам пробрался из глуши.

(катаем шарик в ладошках, пальцы широко)

По столу всласть находился

И в ручей потом свалился

(лев.рукой катаем по столу шарик круговыми движениями, перекидываем из руки в руку)

Уколоть он нас решил.

Только понял – нету сил.

(подержать шарик в левой ладошке и переложить в правую ладонь)

Он пофыркал, с пальцев слез

И ушел обратно в лес.

(пр. рукой слегка ударить шариком по столу с продвижением)

 

Ежик

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

Нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

На ежа похожи

(дети катают Су-Джок между ладонями).

 

Ежик

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ежик, ежик колкий, где твои иголки,

(дети катают Су-Джок между ладоней)

Нужно бельчонку сшить распашонку,

Починить штанишки шалуну-зайчишке,

Фыркнул ежик, отойдите, не просите, не спешите,

Если отдам иголки, съедят меня волки.

(дети катают Су-Джок между ладоней)

 

Зайки


На поляне, на лужаке

(катать шарик между ладонями)

Целый день скакали зайки

(прыгать по ладошке шариком)

И, катались по траве,

От хвоста и к голове.

(катать вперед-назад)

Долго зайцы так скакали

(прыгать по ладошке)

Но, напрыгались, устали.

(положить шарик на ладошку)

Мимо змеи проползали,

(вести по ладошке)

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.

(гладить шаром каждый палец)


 

Шла медведица

Шла медведица спросонок,

(шагать шариком по руке)

А за нею медвежонок.

(шагать тихо шариком по руке)

А потом пришли детишки,

(шагать шариком по руке)

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать

Стали сказочки читать.

(нажимать шариком на каждый палец)

 

Мячик

Я мячом круги катаю,

Взад вперед его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

Будто бы сметаю крошку,

И помну его немножко,

Как сжимает лапу кошка

"Орешки для белочки"

В руки я орех возьму

И немного покручу.

Так, так и вот так.

Я орешек покручу.

Между пальцев положу

И вот так его держу

Так. Так, и вот так

Между пальцев положу.

Я в ладошку положу

Крепко я его сожму.

Не разбил орешек сам,

Белке я его отдам.

 

Черепаха

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают Су-Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су-Джок, перекладывая из руки в руку) .

Никого я не боюсь.

(дети катают Су Джок между ладоней)

 

Капустка

Мы капустку рубим, рубим,

(ребром ладони стучим по шарику)

Мы капустку солим, солим,

(подушечками пальцев трогаем шарик)

Мы капустку трем, трем

(потираем ладошками о шарик)

Мы капустку жмем, жмем.

(сжимаем шарик в кулачке)

 

Игрушки

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(дети катают Су-Джок между ладоней)

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому

пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(дети катают Су - Джок между ладоней)

 

Ёжик

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет –

Ручки к школе нам готовит.

Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем шарик вверх)

Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем шарик)

И иголки посчитаем. (пальчиками нажимаем на иголки шарика)

Пустим ежика на стол, (кладем шарик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем шарик)

И немножко покатаем… (катаем шарик)

Потом ручку поменяем (меняем руки)

 

Белка

Сидит белка на тележке, (катать шарик по ладони)

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке, (прокатить шарик по указательному пальцу от ладони)

Воробью, синичке, (прокатить шарик по среднему пальцу от ладони)

Мишке толстопятому, (прокатить шарик по безымянному пальцу от ладони)

И заиньке усатому. (прокатить шарик по мизинцу от ладони)

 

Ручки сильные

Это ручка правая,

Это ручка левая,

Я на мячик нажимаю,

Я массаж им делаю.

(Ребенок сжимает шарик Су-Джок в левой и правой ладонях по очереди)

Будет сильной правая,

Будет сильной левая,

Будут ручки у меня

Сильные, умелые  (Крутит шарик между ладонями)

 

 

 

СКАЗКА «ЁЖИК»

Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр).

Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки).

Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони).

Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно), вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони), опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу), заметил речку, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу), снова вернулся на полянку (между ладонями), посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику), вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему).

Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони), увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его).

Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку.

 Дыхательная гимнастика: Вдох через нос, выдох на ладонь руки, повторить 2 раза.

Открываем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз.

Ёжик увидел грибок и поспешил сорвать его (на большой палец), заметил цветочек и понюхал его (на указательный), нашёл красивый листочек и подбежал его посмотреть (на средний), приметил ягодку и сорвал её (на безымянный), нашёл шишку и взял её для своей мамы в подарок (на мизинчик). Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть.

Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями).

СКАЗКА «ЁЖИК НА ПРОГУЛКЕ»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький ёжик (зажать шарик в ладошке).

Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик). Катился- катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками). Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох).

Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя.

А когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики). Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много… Как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика).

Довольный ёжик побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), а потом по извилистой дорожке (круговые движения шариком). Прибежал домой, отдал мамочке грибы, мама улыбнулась, обняла и поцеловала сыночка за заботу.

 А когда наступил вечер, закрыл ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном! (зажать шарик в ладошке).

 

СКАЗКА «КОЛОБОК»

- Замесила бабушка тесто.

И. п.: в полуприседе, мячик лежит на полу. Дети поочередно каждой рукой надавливают на мячик, прокатывая его вперед-назад, затем то же двумяладонями. Повторяют 3-4 раза.

- Скатала бабушка колобок.

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч. Дети держат мячик ладонями и катают его по часовой стрелке и против. Повторяют 10 раз.

- Поставила его в печку.

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч. Дети наклоняются вперед, протягивая прямые руки с мячиком, ноги не сгибают, возвращают в и. п. Повторяют 3-4 раза.

- Скучно колобку лежать – вот он и укатился.

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч. Прокатывают мячик одной рукой (перебирая пальцами) по другой прямой руке – «дорожке».

- Навстречу ему зайчик.

И. п.: ноги вместе, руки сложены под грудью, мячик лежит на полу. Дети прыгают на двух ногах вокруг мячика. Выполняют 5-6 прыжков.

- Катится колобок дальше.

Дети выстраиваются в шеренгу и катят мячик вдаль.

- А навстречу ему волк.

Все вместе «рычат, как волк» и бегут за мячиками.

- Смотрит колобок – медведь идет…

И. п.: стоя, мячик лежит на полу. Дети ходят вокруг мяча, как косолапый мишка. При этом имитируют движения руками – широко их разводят в стороны и покачиваются.

- А навстречу колобку лиса идет.

Ух, ты, хитрая лиса!

Не дадим съесть колобка.

Дети садятся на пол и прячут под прямыми ногами свои «колобки» (мячики).

А зарядке-то конец – Колобок наш молодец!

 

Стихотворный материал, используемый при массаже кистей рук массажным шариком Су-Джок

 

Приключения Ёжика


«К»

Свернулся ёжик клубком -
Покатился кувырком.
По ямкам и кочкам.
По тропкам и мосточкам.
Мимо ёлок и клёнов,
Мимо кедров зелёных.
По мягкой травке.
По жёсткому песку.
Глубокого оврага
Крутому бережку.
Вокруг горок и бугорков.
Вдоль речек и ручейков.
Мимо белки с шишкой.
Мимо косолапого мишки.
Мимо кукушки.
И остановился на опушке.

 

«С»

Ёжик утром проснулся,
Солнышку улыбнулся.
Чистой росой умылся,
Вкусной сушкой подкрепился.
Ес-ес-ес, ес-ес-ес,
Отправился гулять в лес.
В лесу с лисой повстречался.
Лису сильно испугался.
Са-са-са, са-са-са.
Ох, не съела бы лиса.
От испуга свернулся клубком,
Покатился с бугра кувырком.
Сы-сы-сы, сы-сы-сы,
Покатился скорей от лисы.
Катился, катился
И под кустом притаился.
Посидел, посидел под кустом.
В свою норку пустился бегом.

 

 

 

«З»

Ёжик в деревню забрёл,
Увидел зелёный забор.
За забором пёс Трезорка
Заливался лаем звонко.
А коза и козлятки
Занимались зарядкой.
А Зоя садила розы
Возле кудрявой берёзы.
А Лиза незабудки
Возле Трезоркиной будки.
А бабушка Зина
Корзину взяла,
По землянику пошла.
И ёжик за ней засеменил -
Он тоже землянику любил.

 

«Ж»

Идёт ёжик по дорожке
К своему дружку ужу.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
К своему дружку ужу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
День рожденья у ужа.
Уж позвал к себе на ужин
Жабу, ёжика, стрижа.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Ёжик весело бежит.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Пирожок несёт ужу.
Пирожок с черникой
И свежей ежевикой.

 

«Ш»

Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
Шёл ёжик неспеша.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
К мышатам-малышам.
К мышонку Паше
И мышке Маше.
Их мама-мышка
Напекла пышки.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши,
Вышли пышки хороши.
Шёл ёжик, шёл,
Носиком повёл -
Унюхал Мышкины пышки,
Побежал вприпрыжку.

 

«Ч»

Ёж к черепахе на чай собрался.
Четыре часа до неё добирался.
В гостях ел калачи, чай пил.
Так и вечер наступил.
Еж с черепахой простился,
К ручейку спустился.
Увидел лодочку у ручья
И спросил её: ты чья?
Ответила лодочка хохоча:
Я ничья! Совсем ничья!
Плыву худа хочу.
Хочешь тебя прокачу?
Прокачу по ручью.
Быстро домой домчу.
Ёж на лодочку вскочил
И домой поплыл.
Добрался за полчаса.
Что за чудеса?!

 

«Л»

Ёжик шёл, шёл, шёл,
Ёжик шёл, шёл, шёл
И до ёлочки дошёл.
Ол-ол-ол, ол-ол-ол,
И до ёлочки дошёл.
Что за чудо ёлка-
Колкая иголка.
Ла-ла-ла, Ла-ла-ла,
Как ты ёлочка мила.
Ол-ол-ол, ол-ол-ол.
Ёжик ёлку обошёл.
Ол-ол-ол, ол-ол-ол.
Снова ёлку обошёл.
Ил-ил-ил, ил-ил-ил,
Долго ёжик так ходил.
Ул-ул-ул, ул-ул-ул,
И под ёлочкой заснул.

 

«Л»

Лодка по волнам плывёт,
Лодка ёжика везёт.
Ёжик в лодке сладко спал.
Ёжик с лавочки упал.
Покатался, покатался,
Покатался, покатался,
Вновь на лавочку поднялся.
Волна лодку подхватила,
С боку на бок наклонила.
Ёжик тоже наклонился,
Вновь упал и покатился.
Долго лодочка плутала.
Долго ёжика катала.
Наконец-то доплыла.
Ёжик выскочил из лодки
И запел: ла-ла-ла-ла!

 

«Р"

Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
Проснулся ёжик поутру.
Выбрался из норки,
Пробежался вокруг горки.
Попрыгал, покружился,
В ручейке умылся.
Позавтракал черникой
И красной 
брусникой.
Побежал к другу бобру
Играть в новую игру.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
На пути стоит гора.
Ёжик на гору забрался.
С горы скатиться собрался.
Свернулся в клубок.
По кочкам прыг да скок.
Прикатился к запруде бобра.
Ура! Ура! Ура!

Игры с пружинным кольцом.

https://pandia.ru/text/80/418/images/image002_75.jpg

 

Пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

Пальчиковая игра «Ежик»

Описание: Каждому ребенку дается Су-джок шарик. Достаем пружинки и одеваем поочередно на каждый пальчик.

Этот ежик хочет спать,

Этот ежик – прыг в кровать,

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежиков не разбудите.

Пальчиковая игра «Веселые пальчики»

Описание: Поочередно одеваем пружинки на каждый пальчик.

Раз, два, три, четыре, пять, пальчики хотят играть.

Мы колечко взяли и на пальчик одеваем.

Раз – пальчик большой, он красивый такой.

Два – пальчик указательный, очень обаятельный.

Два – пальчик средний, он совсем не вредный.

Четыре – безымянный, пальчик очень славный.

Пять – мизинчик, маленький счастливчик.

 

Пальчиковая игра «Раз – два – три – четыре – пять»

Раз – два – три – четыре – пять,

Вышли пальцы погулять,

(разгибать пальцы по одному)

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .

 

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

- Мальчик-пальчик,

Где ты был? (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

-С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

-С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .

 

Пальчиковая игра «Дятел»

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Поднял ушки бурундук. (мизинец)

Он в лесу услышал звук: (безымянный)

- Это что за громкий стук: (средний)

Тук да тук, тук да тук? (указательный)

- А пойдем, - сказал барсук, - (большой)

Сам увидишь этот трюк: (большой)

Это дятел сел на сук (указательный)

И без крыльев, и без рук (средний)

Ищет он, где спрятан жук, (безымянный)

Вот и слышен перестук! (мизинец)

Пальчиковая игра «Танины щенки»

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Пять щенков у нашей Тани.

Первый спрятался в чулане.

Где второй? Залез в подвал!

Третий платье разорвал,

А четвертый непоседа

Птичьим кормом пообедал.

Пятый – белый – весь в сметане…

Нет покоя нашей Тане!

Пальчиковая игра «Сад»

Палец толстый и большой

(массируем большой палец)

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

(массируем указательный палец)

Указал ему дорогу.

Средний палец самый меткий,

(массируем средний палец)

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает

(массируем безымянный палец)

А мизинчик-господинчик

(массируем мизинец)

В землю косточки сажает.

Пальчиковая игра для правой руки

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Это пальчик наш большой,

Он с широкою душой.

Это – указательный,

Умный и внимательный.

Это – пальчик средний,

Вовсе не последний.

Это – безымянный,

Он немножко странный.

И мизинчик маленький,

Смелый и удаленький.

Пальчиковая игра для левой руки

(выполняется аналогично)

 

Это пальчик первый,

Он на ручке левой.

Это пальчик наш второй –

Он вторым вступает в строй.

Это третий палец,

Он у нас красавец.

А за ним четвертый –

Он калачик твердый.

Пятый пальчик меньше всех

И его обидеть грех!

Пальчиковая игра «Родные братья»

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

 

Ивану-большому — дрова рубить,

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Ваське-указке — воду носить,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Мишке-среднему — печку топить,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Гришке-сиротке — кашу варить,

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

А крошке Тимошке — песенки петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .

 

Пальчиковая игра «1,2 ,3 ,4, 5……»

Раз – два – три – четыре – пять, (надеваем кольцо на каждый палец)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

 

Пальчиковая игра «Пальчики-малыши»

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа, (мизинец)


Пальчиковая игра «Мой мизинчик»

Мой Мизинчик, где ты был?

С Безымянные щи варил,

А со Средним кашу ел,

С Указательным запел.

А Большой меня встречал

И конфетой угощал.

Указательный на правой

Вел в поход нас всей оравой.

Средний брат несет рюкзак,

Безымянный ходит так,

А Мизинец стал играть:

Братьев слушать приглашать.

Правый же Большой плясал.

И на танец приглашал.

Раз-два-три-четыре пять!

Пальчиковая игра «Пальчик»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики - "Ура!"

В детский сад идти пора!

Пальчиковая игра «Что делать пальчикам?»

Ивану-большаку - дрова рубить,

Ваське-указке - воду носить,

Мишке-среднему - печку топить,

Гришке-сиротке - кашу варить,

А крошке-Тимошке - песенки петь.

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать!

 

Пальчиковая игра «Раз, два, три, четыре, пять»

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять!

В домик спрятались опять.

Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять»

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

Этот пальчик - гриб нашел,

Этот пальчик - чистит стол,

Этот - резал,

Этот - ел.

Ну, а этот лишь глядел.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Анкета для родителей

 

Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы анкеты.

 

1.    Устраивают ли Вас формы работы воспитателей ДОУ;

             - с детьми

            -  с родителями

 

2. Как Вы относитесь к применению инновационных технологий в работе с Вашими детьми:

             - положительно

             - отрицательно

             - затрудняюсь ответить

 

3. Как вы относитесь к методу Су Джок терапии применяемому в работе с Вашими детьми:

        - положительно

        - отрицательно

       - затрудняюсь ответить

 

4. Используете ли Вы метод Су Джок терапии в домашних условиях?

        - Да

        - Нет

 

5. Какие формы работы наиболее приемлемы для Вас:

        - консультации

        - круглый стол

        - семинар-практикум

        - другое

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

Практикум для родителей  

«Использование Су-Джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста»

                                                     

                                                      «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

                                                                                     В.А. Сухомлинский

 

Цель:  познакомить родителей  с Су-Джок терапией, её использованием в коррекционной работе

Задачи:                                                                                         

  1. Научить родителей воздействовать на биологически активные точки по системе Су –Джок.
  2. Повысить уровень компетентности родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.

Ожидаемые результаты:

  • Овладение родителями приемами Су-Джок терапии и использование их в домашних условиях.
  • Повышение эффективности коррекционно-логопедической деятельности в условиях детского сада и оптимизация выполнения речевых упражнений дома.

 

Ход практикума:

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на наше мероприятие. Предлагаю вам представиться.

В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого и речевого развития. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Уважаемые родители! Представляю вашему вниманию нетрадиционную технологию работы – Су-Джок терапию («Су» – кисть, «Джок» – стопа). Она является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Данная технология – достижение восточной медицины. Разработана она южнокорейским профессором Пак ЧжеВу. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом.

Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой природой.

На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг к другу.

Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат»

Расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.  

Су –Джок терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, так как стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию. 

Упражнения с использованием Су-Джок развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать непосредственно образовательную деятельность интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт для детей во время непосредственно образовательной деятельности.

Поэтому, определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком.

Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок, это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки, но в тоже время, воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и, следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от массажа.

  В своей практике я применяю Су-Джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.

 

          Приемы работы Су – Джок массажером:

1.Массаж специальным шариком.

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

2. Массаж эластичным кольцом. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование

активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эту работу мы с воспитателями проводим перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.

3.Массаж стоп. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т.д.

Рассмотрим формы работы с детьми по развитию речи.

  1. Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика – уникальное средство для развития речи ребенка.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

    Ежик колет нам ладошки,

    Поиграем с ним немножко.

    Ежик нам ладошки колет –

    Ручки к школе нам готовит.

    Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)

    Покатаем и потрем. (Прокатываем между ладошек) 

   Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)

    И иголки посчитаем. (Пальчиками мнем иголки мячика)

    Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

    Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

    И немножко покатаем… (катаем мячик)

    Потом ручку поменяем (меняем руки)

      Массировать следует не только кончики пальцев, но и всю поверхность ладони. Это могут быть круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д.

При массаже пальцев эластичным кольцом, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец сначала правой руки, затем - левой, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

 

Массаж пальцев эластичным кольцом.

Пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

Пальчиковая игра с эластичными колечками «Колечко»

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец сначала правой руки, затем - левой, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. 

 

На узорное крылечко (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)

Кто-то уронил колечко. (надеваем кольцо на безымянный палец)

И оно с крыльца скатилось, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

За ступеньку закатилось.     (надеваем кольцо на указательный палец)

Дети смотрят там и тут, (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец) 

Но колечка не найдут. (прячут колечко между ладоней)

 

 

2.Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков.

Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи.

Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука «Ш».

 На правой руке:

 Этот малыш-Илюша,   (на большой палец)

 Этот малыш-Ванюша, (указательный)

 Этот малыш-Алеша,   (средний)

 Этот малыш-Антоша, (безымянный)

 А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

 На левой руке:

 Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

  Эта малышка-Ксюша, (указательный)

 Эта малышка-Маша, (средний)

 Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

 

Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука «Ж».

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

 3. Использование Су–Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.

    Упражнение «Один-много». Педагог: «Я прокатываю вам «чудо-шарик» по столу, называя предмет в единственном числе. А вы, поймав ладонью шарик, откатываете его назад, называя существительные во множественном числе».

Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

4.Использование Су-Джок шаров для развития памяти и внимания.

 Выполнение инструкций:

- Наденьте колечко на мизинец правой руки.

- Возьмите шарик в правую руку и спрячьте за спину.

- Закройте глаза, я надену колечко на любой палец, а вы должны назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

 

5.Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов(На столе коробка.Ребенок сначала выполняет инструкции педагога, а затем отвечает на вопросы).

- Положи красный шарик в коробку, синий – под коробку; зеленый – около коробки;

- Куда я положила зеленый шарик? (В коробку)

- Откуда я достала красный шарик? (Из коробки) и т. д.

6.Использование шариков для слогового анализа слов.

Упражнение «Раздели слова на слоги»:

Ребенок проговаривает слова по слогам и на каждый слог берет по одному шарику из коробки, а затем считает количество слогов.

Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

Таким образом, применять Су – Джокмассажеры можно в сочетании с упражнениями по развитию речи. Су - Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой и речевой сфер ребенка.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж, с упражнениями по коррекции звукопроизношения и лексико-грамматического строя речи позволяет значительно повысить эффективность коррекционной деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях. Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей. 

Практическая часть

А теперь предлагаю всем перейти к практической части и выполнить вместе с детьми упражнения с шариками Су-Джок.

Педагог раздает родителям технологические карты практикума.

Родители встают и садятся на стульчики рядом с детьми для выполнения заданий по развитию речи. Педагог обращается к детям.

Ребята, а какие персонажи из мультфильмов похожи на шарики?

Дети отвечают.

Правильно! Смешарики тоже очень любят заниматься с Су-Джокмассажерами и решили поделиться с вами своими любимыми упражнениями.

Они прислали нам их в детский сад. А кто именно прислал и какие упражнения, мы узнаем, отгадав загадки про смешариков и прочитав задания.

Педагог рассказывает о порядке выполнения упражнений с шариком Су-Джок.

Тот, кто первым отгадает загадку, получает задание и знакомит с ним остальных участников.

Педагог загадывает загадки. Ребенок, отгадавший загадку, вывешивает на магнитную доску персонажа мультфильма и получает задание. Логопед  демонстрирует правильное выполнение первого задания. Далее родители получают задания по очереди, читают его всем участникам и демонстрируют его выполнение.воспитатель комментирует, направляет и поправляет.

Подведение итогов работы.

Родители делятся впечатлениями. Дети дарят изображение шарика Су-Джок тому персонажу, чье задание ему понравилось и запомнилось больше всего

Рефлексия

Наша встреча подходит к завершению. Подведём итоги.

  • Родителям предлагается оценить информацию, полученную на семинаре-практикуме и ответить на вопросы:
  • Ваше настроение, чувства после участия в практикуме?
  • Что нового, интересного узнали для себя?
  • Какие упражнения запомнились? Будете ли вы использовать их дома?
  • Продолжите фразу: «Мне хотелось бы…» (Ваша критика, замечания, предложения.)

Спасибо за внимание и помощь. И мы очень надеемся на вашу помощь и в дальнейшем!


 


2.      Массаж эластичным кольцом.   

                       «Игрушки»
У Павлуши есть игрушки:
Вот веселая лягушка. (Надеть массажное кольцо на большой палец).
Вот железная машина. (Надеть массажное кольцо на указательный палец).
Это мяч. Он из резины. (Надеть массажное кольцо на средний палец).
Разноцветная матрешка (Надеть массажное кольцо на безымянный палец).
И с хвостом пушистым кошка. (Надеть массажное кольцо на мизинец).
                     «Овощи»
Собираем мы в лукошко
И морковку, и картошку.
Огурцы, фасоль, горох
– Урожай у нас не плох.
(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение).
           «Домашние животные»
Здравствуй, котенок! (Надеть массажное кольцо на большой палец).
Здравствуй, козленок! (указательный палец).
Здравствуй, теленок! (средний палец).
Здравствуй, ягненок! (безымянный палец).
Здравствуй, веселый, смешной
поросенок! (мизинец).


3. Массаж массажным мячиком.

Мячики бывают резиновые, силиконовые, с колючками или пупырышками, с разным диаметром и разной твердостью.
Упражнения с массажным мячиком:
1. Взять в руки мяч и покатать его вперед и назад по ладошке.
2. Покатать мячик круговыми движениями по ладошке, в одну и в другую сторону.
3. Катать мячик по столу с разной силой надавливания (слабо - сильно).
4. Катать мячик по внешней стороне руки до локтя и обратно. Затем на другой руке.
5. Сжимать и разжимать мячик в одной руке, затем в другой.
6. Подбрасывать в воздух мячик и ловить его.
7. Зажать мячик между ладонями, пальцы сцепить в "замок", локти направить в стороны. Надавить ладонями на мяч (4—6 раз).

При выполнении массажа можно использовать речевой материал в соответствие с текстом, например:
Пустим ежика на стол, (Катать мячик по столу правой рукой).
Ручкой ежика прижмем, (Сильно ладошкой надавить на мячик).
И немножко покатаем… (Катать мячик по столу).
Потом ручку поменяем. (Катать мячик по столу левой рукой).
***
У меня колючий мяч (Катать мяч между ладонями вперёд-назад).
Прыгать может, как циркач. (Прыгать по ладошке мячиком).
Буду с ним сейчас играть, (Покатать мячик круговыми движениями по ладошке в одну сторону).
Свои ручки разминать. (Покатать мячик круговыми движениями по ладошке в другую сторону).
В руку правую возьму (Взять мяч в правую руку)
Пальцами сжимать начну, (Сжимать и разжимать мячик в руке)
В руку левую возьму (Взять мяч в левую руку)
Крепко пальцами сожму. (Сжимать и разжимать мячик в руке).

 

 

 

 

 

«Применение Су – Джок терапии

при коррекции речевых нарушений»

1. Массаж массажным шариком Су Джок.
      На ладони находится множество биологически активных точек, поэтому эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком с шипами. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. Примеры упражнений:

«Дорожка» Шарик положить между ладонями, пальцы прижать друг к другу. Делать массажные движения, катая шарик вперёд-назад.

«Шарик» Шарик положить между ладонями, пальцы прижать друг к другу. Делать круговые движения, катая шарик по ладоням.

 «Клубок» Держать шарик подушечками пальцев, делать вращательные движения вперёд или назад.

«Кнопочки» Держать шарик подушечками пальцев, с усилием надавить ими на мяч (4—6 раз).

«Прятки» Зажать шарик в одном кулаке, затем в другом.  Массажные шарики можно использовать в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения.
             Автоматизация звуков  чистоговорках:

Ач – ач – ач – я катаю мяч. (Катать мяч между ладонями вперёд-назад).
Ач – ач – ач – вот колючий мяч. (Сжимать и разжимать мячик в руке).
Ач – ач – ач – я кидаю мяч. (Подбрасывать в воздух мячик и ловить его).
Уч – уч – уч – мячик мой колюч. (Нажать мячиком на каждый палец).
Ча – ча – ча – у Тани нет мяча. (Зажать мячик между ладонями, пальцы сцепить в "замок", локти направить в стороны.Надавить ладонями на мяч несколько раз).
Чу – чу – чу – мячик я качу. (Катать мяч между ладонями вперёд-назад).
Чи – чи – чи – у солнышка лучи. (Катать мяч по каждому пальцу).
Са – са – са – длинная коса. (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).
Ши – ши – ши – новые карандаши. (Катить шарик по каждому пальцу).
Ша – ша – ша – я катаю малыша. (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).
Ил - ил – ил – дятел дерево долбил. (Держать шарик подушечками пальцев, с усилием надавить ими на мяч).
Ры – ры – ры – катаемся с горы. (Вращать шарик подушечками пальцев вперед).
Ра – ра – ра – высокая гора. (Катить шарик круговыми движениями по ладоням).
Ру – ру – ру – листья соберу. (Нажать шариком на каждый палец).
Ру – ру – ру – скачет кенгуру. (Прыгать по ладошке шаром).
Ры – ры – ры – в руках у нас шары. (Зажать шарик в одном кулаке, затем в другом).
    Автоматизация звуков в стихах:
Варит сам самовар, (Катить шарик круговыми движениями по ладоням в одну сторону).
Катит сам самокат, (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).
Ходит сам самоход, (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).
Сам летает самолёт. (Подкинуть шарик двумя руками вверх и поймать его).
                             ***
Сани, сани едут сами! (Вращать шарик подушечками пальцев вперед).
Через горы и леса (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).
Едут сани – чудеса! (Вращать шарик подушечками пальцев назад).
                             ***
На дворе горка, (Катить шарик круговыми движениями по ладоням в одну сторону).

Под горкой норка. (Катить шарик круговыми движениями по ладоням в другую сторону).
В этой норке крот (Зажать шарик в одном кулаке),
Норку стережет (Зажать шарик в другом кулаке).
                              ***
По дорожке шла матрешка, (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).
Шла матрешка не спеша. (Катить шарик между ладонями вперёд-назад).
Шишечку нашла матрешка… (Вращать шарик подушечками пальцев вперед).
Очень шишка хороша! (Перекладывать шарик из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп).
                              ***
Лягушка – попрыгушка, (Прыгать по ладошке шаром).
Глазки на макушке. (Перекладывать шарик из одной ладони в другую)
Прячьтесь от лягушки (Зажать шарик в одном кулаке)
Комары и мушки! (Зажать шарик в другом кулаке).

                               ***
В Мишиной машине –
Батюшка и матушка,
Дедушка и бабушка,
Аленушка и Машенька,
Антошка, кошка и мишка.
(Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, проговаривая стихотворение).
                               ***
У Жени в багаже флажок,
Джем, пижама, утюжок,
Жаба, уж и ножик,
Жилет, жетон и… ежик.
(Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, проговаривая стихотворение).


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Практическая консультация для педагогов ДОУ

 

«ВНЕДРЕНИЕ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОУ» 

 

«Что простуда есть на свете, 
Знают взрослые и дети.
 
Если заболел, дружок,
 
Применяй методику Су-джок! » 

 

Цель:  

- повышение уровня компетентности педагогов в вопросах Су-Джок терапии; 

- формирование мотивационной готовности педагогов к внедрению и использованию в  педагогической деятельности Су – Джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста 

 Задачи:

- познакомить педагогов  с методикой использования Су-Джок терапии; 

- обучить педагогов правильному выполнению упражнений с Су-Джок шарами. 
          

 Материалы и оборудование:  

 Су-Джок шары,  мультимедиапроектор, компьютер. 

 

В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого и речевого развития.  А Сухомлинский когда-то сделал выводы о взаимосвязи мелкой моторики, речи и интеллектуального развития. Все три аспекта связаны очень тесно, поэтому при нарушениях в одной из сфер психологи советуют активнее «подтягивать» остальные. В арсенале педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий как традиционные методы  и способы коррекции (пальчиковая гимнастика, рисование на песке, лепка, бисероплетение), так и нетрадиционные. 

Су-Джок терапия – одна из нетрадиционных здоровьесберегающих технологий («Су» по-корейски — кисть, «Джок» — стопа).  Она считается одной из лучших систем самооздоровления, так как основана на традиционной акупунктуре и восточной медицине. Су-Джок терапия – метод точечного воздействия на кисть и стопу. 

 Основателем данного направления является южнокорейский профессор Пак Джэ Ву (1942-2010), который начал разрабатывать свою методику ещё в студенческие годы. Изучая в университете восточную медицину, он заметил, что кисть руки очень сильно напоминает систему строения человека: и в первом, и во втором случаях можно наблюдать 5 выступающих частей. У кисти этими частями являются 5 пальцев, а у тела – голова и 2 пары конечностей. (Картинка №1) 

И действительно, если кисть опустить вниз и пальцы слегка развести, будет понятно, что большой палец – это голова и шея, указательный и мизинец – руки, безымянный и средний – ноги. Линия, которая делит кисть на две части, соответствует позвоночнику. На большом пальце отражены наиболее важные органы: мозг, органы зрения и слуха. Его внутренняя сторона – лицо, внешняя – затылок.(Картинка №2) 

Учёный находил соответствия всем органам и системам организма на поверхности ладони и стопы человека. На кистях рук и стопах имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга.  

Су-Джок стимулятор-массажер представляет собой шарик – две соединенные полусферы, внутри которого, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.(Картинка№3) 

Су-Джок – это метод, проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность. Применение Су-Джок терапии не требует никакого дополнительного оборудования, эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. 

С помощью специальных шариков Су-Джок – «ёжиков» детям нравится массировать пальцы и ладони, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. 

Массаж эластичным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов, так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и руки. Кольцо одевают на палец и проводят массаж до покраснения и появления ощущения тепла. Эту процедуру можно повторять несколько раз в день. 

Су-джок терапию можно и нужно использовать в профилактических и коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Гимнастика с массажными мячиками вызывает у детей приятные ощущения, способствует активизации деятельности у заторможенных детей и, наоборот, успокаивает гиперактивных. 

 Кроме того, она помогают организовать непосредственно образовательную деятельность интереснее и разнообразнее, создаёт благоприятный психофизиологический комфорт детям во время игровой деятельности. 

Итак, в результате использования Су-Джок терапии осуществляется благоприятное воздействие на весь организм:  

- стимулируются речевые зоны коры головного мозга;  

- развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь;  

- координация движений и мелкая моторика;  

- происходит оздоровление организма в целом. 

 

Практическая часть  

Ребёнку вряд ли захочется заниматься чем-то нудным и неинтересным, даже если объяснить ему всю пользу процедуры. Именно поэтому чаще всего самомассаж для детей дошкольного возраста рекомендуется проводить в игровой форме. Массаж можно совместить с чтением специальных стихов, которые будут сопровождаться определёнными движениями.

Приемы Су – Джок терапии: 
Массаж специальным шариком. 
Массаж эластичным кольцом. 
Массаж стоп. 
Ручной массаж кистей и пальцев рук.  

Массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. 
 

Прежде чем начать необходимо соблюдать правило: 

- не оставлять надолго кольцо на пальце, так как нарушается кровообращение. 

 

Формы работы с детьми: 
1. Массаж Су-джок шарами. Выполнение действий с шариком в соответствии с текстом: 
Массаж щек: Я катаю свой орех, чтобы был круглее всех.
 
Я катаю колобок, будет круглый каждый бок.
 
Массаж лба: Я - колючий серый еж, и на шарик я похож.
 
Массаж рук: Я мячом круги катаю, взад - вперед его гоняю.
 
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,
 
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка,
 
Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну.
 


2. Массаж пальцев эластичным кольцом. Поочередно надевать массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики: 
Раз – два – три – четыре – пять,
 (разгибать пальцы по одному) 
Вышли пальцы погулять,
 
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
 
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
 
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
 
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
 
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
 


3. Использование Су – джок шаров при автоматизации звуков. Поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ш 
На правой руке: Этот малыш-Илюша, 
(на большой палец) 
Этот малыш-Ванюша, 
(указательный) 
Этот малыш-Алеша, 
(средний) 
Этот малыш-Антоша, 
(безымянный) 
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья
. (мизинец) 
На левой руке: Эта малышка-Танюша, 
(на большой палец) 
Эта малышка-Ксюша, 
(указательный) 
Эта малышка-Маша,
 (средний) 
Эта малышка-Даша, 
(безымянный) 
А меньшую зовут Наташа
. (мизинец) 

 

4. Использование Су-джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий. 
Упражнение «Один-много». Педагог: «Я качу вам «чудо-шарик» по столу, называя предмет в единственном числе. А вы, поймав ладонью шарик, откатываете его назад, называя существительные во множественном числе». 


5. Использование Су-джок шаров для развития памяти и внимания. 
- Выполнение инструкции: наденьте колечко на мизинец правой руки, возьмите шарик в правую руку и спрячьте за спину и т. д. ; закройте глаза, я надену колечко на любой палец, а вы должны назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

 
6. Использование шариков при выполнении гимнастики. 
И. п. : ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.
 
1 - руки развести в стороны; 
2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку; 
3 - руки развести в стороны; 
4 - опустить руки.
 


7. Использование шариков для звукового анализа слов. 
Для характеристики звуков использую массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. Педагог называет звуки, а ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик. А – (красный), С – (синий), Ль – (зеленый). 


8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов. На столе коробка, ребенок сначала выполняет инструкции педагога, а затем отвечает на вопросы. 
- Положи красный шарик в коробку, синий – под коробку; зеленый – около коробки; 
- Куда я положила зеленый шарик? (в коробку) 
- Откуда я достала красный шарик? (из коробки) и т. д.
 


9. Использование шариков для слогового анализа слов.
Упражнение «Раздели слова на слоги»: Проговаривание слова по слогам и на каждый слог ребенок берет по одному шарику из коробки, а затем считает количество слогов.
 

Это лишь некоторые примеры использования Су-джок терапии. 

Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению совместной деятельности педагога и детей в детском саду.  

   Таким образом, Су-Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод работы педагога с детьми. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная программа работа сдетьми дошкольного возраста

Коррекционная программадля детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка В настоящее время всё большую актуальность приобретает введение ребенка в сложный мир человеческих взаимо...

"Использование дидактических игр по формированию пространственной ориентировки в коррекционно - логопедической работе сдетьми с нарушениями зрения и речи".

Представлены несколько групп дидактических игр по формированию пространственной ориентировки и активизации в речи пространственной терминологии. Сюда входят игры с использованием сохранных анализаторо...

"Планирование образовательной работы сдетьми"

Методическое пособие в помощ педаогам по планированию работы с детьми...

кружковая работа сдетьми

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7129945","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7129955","at...

Семинар - практикум для родителей "Использование здоровьесберегающих технологий в работе сдетьми".

Семинар - практикум для родителей "Использование здоровьесберегающих технологий в работе сдетьми"....

Скульптурная разноцветная масса в работе сдетьми дошкольниками

Занятия лепкой с дошкольниками всегда  творческий процесс.  А если этот процесс организовать правильно, то он будет еще и коррекционным! Всегда  нужно подбирать разные тематические заня...

Скульптурная разноцветная масса в работе сдетьми дошкольниками

Развивать моторику и воображение дете дошкольного возраста необходимо. Однако важно помнить, что именно игра - ведущая деятельность в данном возрасте. Именно поэтому  им так интересна разноцвтная...