Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ
консультация по коррекционной педагогике

Еременко Виктория Александровна

Выступление на семинаре - практикуме для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:


Мастер-класс

для воспитателей

"Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ "

Подготовила воспитатель: Еременко В. А.

2021 г.

Цель мастер-класса: на практике познакомить участников         мастер-класса с элементами ТРИЗа; научить участников мастер-класс мыслить нетрадиционно, видеть предметы и образы в необычной форме (геометрической); оказать педагогическую поддержку каждому участнику мастер-класса на пути его саморазвития, самоутверждения.

Задачи: научить видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления памяти и создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации; научить составлять модели знакомых сказок, самостоятельно; уводить от обычных стереотипов и научить видеть предметы, образы в необычной (геометрической форме).

Актуальность: Воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов,  изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.

Новизна: идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе воспитания дошкольников будет лежать развитие мышления.

Обоснование мастер-класса.

Обоснованием данного мастер-класса является психолого-педагогическая направленность, основанная на принципах инновационности и педагогике сотрудничества. Я отношу себя к умеренным инноваторам, который совершенствует свой прежний опыт.

Методы и приемы: краткий ввод в тему «Развитие речи и творческих способностей в процессе составления сказок с использованием элементов ТРИЗа; ознакомление с умением преображать круг в иные предметы; обучение в умении составлять из геометрических фигур новые образы (сказочные); знакомить в составление знакомых сказок в новом амплуа.

Дидактические материалы: ватман или доска для рисования; листы бумаги А4, полоски бумаги(10*20см),  цветные карандаши, простые карандаши (ручки), картинки с изображением лисы и красной шапочки, памятка для участников.

Проведение мастер-класса.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! 

Сегодня мне хотелось поделиться опытом своей работы, которую использую в практической деятельности. Я сделала вывод, многие из вас со мной согласятся, что 21 век требует от образованных людей таких способностей, как умение ориентироваться во всех видах обширной информации, способности решать многочисленные задачи производственного и гражданского характера. Поэтому главной задачей является уже с дошкольного возраста формировать человека, совершенствующего самого себя, способного принимать нетрадиционные решения. Находить пути их реализации, отстаивать свое мнение, а для этого важно, чтобы дети владели речью, как средством коммуникации. Использование в работе по данной проблеме ТРИЗа, как нельзя лучше подходит для этого, т.к. отличительной особенностью данной методики является внедрение в работу воспитателя комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных условий для его развития и формирования полноценной личности. ТРИЗ позволяет в игровой форме, доступной детям донести всю красоту и многообразие русского языка, ее литературы. Из всего разнообразия данной методики выбрано именно обучение составлению сказок детьми и изображению их с помощью геометрических фигур, т.к. сказки наиболее близки детям, дети слышат их с самого рождения, а схематическое их изображение учит детей видеть предметы абстрактно, учит логическому мышлению, что немало важно в наш век компьютеризации.

Для начала давайте определимся с понятием, что такое                   ТРИЗ-педагогика.

Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач), созданной Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика».

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»

Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь детского сада?

Данную работу, я считаю,  нужно проводить поэтапно:

Задачи 1этапа. Научить находить и разрешать противоречия.

На 2 этапе. Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т.д.

На 3 этапе. Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.

На 4 этапе. Обучаю детей находить выход из любой сложной ситуации.

Данные задачи решаются в играх, игровых упражнениях, составление сказок и т.д.

-А сейчас, после моего вступительного слова, мне очень важно узнать, в каком настроении вы пришли сегодня на мастер-класс. Нарисуйте на листе бумаги, пожалуйста, то мимическое изображение, которое соответствует вашему настроению.

- Ну, что же, я очень рада, что вы находитесь в позитивном настроении – это тоже часть моей работы, обучение детей эмпатии.

             -А сейчас я покажу вам ряд игр и упражнений. Перед вами вроде бы обычный круг. Но он может преображаться в любой предмет, все зависит от вашей фантазии и тогда он станет волшебным. – Подумайте и назовите, что вам напоминает круг или кого (идет перечисление). - Очень хорошо, у вас очень богатая фантазия. Это вам поможет в дальнейшей нашей игре.

- А сейчас, я попрошу вас взять полоски бумаги, простые карандаши. Давайте, опять же включим фантазию, изобразим треугольники по всей полосе бумаги и придумаем, каких сказочных героев или название сказок эти треугольники нам могут напомнить (Три поросенка, Три медведя, красная шапочка, буратино, Три орешка для Золушки, Три богатыря, Теремок, Под грибом, Телефон, Елка (Сутеев).

        - Следующее задание, которое можно использовать с любой сказкой. Сначала практика идет на знакомых сказках. Перед вами круг и мы будем спасать Колобка от голодной Лисы. Как известно, в конце сказки она съела этого симпатягу. Но мы исправим печальный исход, с помощью вашего воображения. На мольберте показ изображение Лисы,  подумайте, во что можно превратить круглого Колобка, чтобы он не достался Лисе. Вам поможет в этом упражнение «Волшебный круг». - Во что превратился Колобок? (идет перечисление).

Продолжаем, послушайте задачу и помогите мне её решить.

В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в тюрьму, жил купец, задолжавший большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.

Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей.

Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, когда ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить, таким образом, ее участь и участь ее отца.

Теперь представьте себе, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?

Каждый из вас высказал свое предположение, но пришли вы к этому через тщательный логический анализ, что представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.

Итак, я предлагаю вместе попробовать  изменить знакомую  сказку.

Сказка  с элементами ТРИЗ «Новая Красная Шапочка»

У нас сегодня гость, отгадайте, кто это? Слушайте загадку:

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё

А ну, подскажите ей имя её.

Да, это Красная Шапочка. ( Показ красной шапочки)

А почему её так назвали?

Что ей могла бы подарить бабушка?

(Что из головных уборов могла бы подарить бабушка?)

И как её бы звали тогда? – Голубой Беретик, Меховая Шапка,…

Расскажем сказку:

«Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке:

- Сходи-ка ты, Красная Шапочка, к бабушке, отнеси ей …»

Что же понесла Красная Шапочка бабушке? (пирожок и горшочек масла)

Пирожки —какие? Вкусные—конфеты—шоколадные—зайцы—дикие—медведи—большие—уши—слоны—африканские—звери—пушистые—хвосты—длинные—носы—почувствовали—запах—сладкий ———пирожки

Масло — подсолнечное —кукуруза—поле—трактор—земля—семечки—цветок—корова —-масло

«Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке в другую деревню».

А если бы бабушка жила не в деревне, а в другом городе? Как она смогла бы дойти до него?

Ведь это так далеко?

На чем бы она могла доехать?

- на поезде;

- на лошади;

- на самолёте;

- на электричке;

- на машине;

- на собаках,

- на вертолёте;…

Но Красная Шапочка пошла лесом.

Физкультурная минутка: «Здравствуй, лес!»

Что же Красная Шапочка могла в лесу увидеть? (птичек; грибы; орехи; цветы; деревья; зверей)

 «…Идёт она лесом, а навстречу ей – серый волк».

Волк, он (какой?) – серый, зубастый, злой, лохматый, голодный, хищный,…

Да, да, он был голодный этот волк.

Играем в игру: «Светофор»:

Лес…

ВОЛК…

Лапы (чьи?) волчьи 

Хвост (чей?) волчий

Морда (чья?) волчья

Туловище (чьё?) волчье

Как вы думаете, о чем подумала Красная Шапочка, когда увидела волка?

Кто, из девочек хочет быть Красной Шапочкой?

О чем подумала Красная Шапочка? – Ой, какой страшный волк.

А кто из мальчиков хочет стать волком?

О чем думал волк? – Какая вкусная девочка….

 «Сказал Волк и побежал что было духу по самой короткой дорожке.

А Красная Шапочка пошла по самой ….»

А почему волк побежал по короткой дороге?

Что может быть коротким?

- рассказ;

- фильм;

- хвост;

- карандаш;

-юбка;

- короткий день,…

Если бы волк побежал по длинной дороге, что случилось бы?

Красная Шапочка пришла бы быстрее к бабушке.

«Тук, тук!

- Кто там? – спрашивает бабушка.

- Это я, внучка Красная Шапочка, — отвечает Волк тоненьким голоском. – Я пришла к вам в гости, принесла пирожок и горшочек масла.

- Нет, Красная Шапочка у меня дома. Уходи отсюда, мы тебе не откроем дверь».

И волк злой и голодный ушел бы домой!

- Чья сказка Вам понравилась больше наша или Шарля Перро?

Почему?

Это хорошо или плохо, что волк остался живым?

Итоги:

1) оценка работы:

2) Какую сказку мы сегодня повторяли?

Задание на 2 подгруппы: придумать «Новую сказку» с помощью моделирования сказки. Опрос по «Цепочке».

Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса

И в заключение мастер-класса, представьте, что сегодняшний день вы провели в весенним лесу вокруг все деревья   в листьях в цветах, а одно осталось нераспустившемся  давайте его преобразим вместе, если вам понравился мастер – класс и вы будете применять ТРИЗ в своей работе, то приклейте цветочки, а если вам что то не понятно или технология не интересной, то листочки.

Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.

Я рада, что вы посетили данное мероприятие. Спасибо за внимание.

ПАМЯТКА

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1238/000baaf7-c3d7656a/hello_html_m32e848e4.jpg

ТРИЗ - теория решения изобретательных задач.

 

"Сочиняем сказки по ТРИЗ технологии". Сказка способствует развитию ребёнка в трёх направлениях:  речь, мышление, эмоции.

Моделирование сказочного сюжета

Символизация: (анализ сказки и её воспроизведение по опорным  карточкам, можно придумывать новые сказки, добавляя героев, изменяя место действия).

Новое свойство: (персонаж или предмет сказочного сюжета приобретает новые неприсущие ему качества «железный котёнок», «стеклянный человек», «соломенный колобок»).

Свойство наоборот: (герои сказок приобретает прямо противоположное свойство, волк из «Красной шапочки» стал маленьким).

Задом наперёд: попробовать рассказать сказку не с начала, а с конца.

Из моей жизни: сочини сказку о себе (если взрослые и дети меняются обязанностями).

Введение в сказку нового объекта: («колобок и воздушный шарик»).

Рассказик обманщик: (рассказчик намеренно изменяет сказку, слушатель исправляет).

Ролевые диалоги:  (ролевые ситуации реализуются по телефону, по почте, т.д.)

В процессе выполнения предлагаемых заданий детьми не следует подвергать критике их ответы сразу, без объяснения или развития ими идеи. Скорее всего, ребенок не смог ее до нас донести, правильно выразить, или мы в ней не разобрались, так как ребенок в отличие от взрослого мыслит непосредственно, не приземлено. Если мы взрослые пытаемся к решению вопроса подойти с реальной точки зрения, обдумывая каждый шаг, то ребенок не будет задумываться о законах реальной жизни.

Сказка  с элементами ТРИЗ «Новая Красная Шапочка»

У нас сегодня гость, отгадайте, кто это? Слушайте загадку:

Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё

А ну, подскажите ей имя её.

Да, это Красная Шапочка. ( Детям показываем куклу в красной шапочке)

А почему её так назвали?

Что ей могла бы подарить бабушка?

(Что из головных уборов могла бы подарить бабушка?)

И как её бы звали тогда? – Голубой Беретик, Меховая Шапка,…

Расскажем сказку:

«Как-то раз испекла мама пирожок, и сказала дочке:

- Сходи-ка ты, Красная Шапочка, к бабушке, отнеси ей …»

Что же понесла Красная Шапочка бабушке? (пирожок и горшочек масла)

Пирожки —какие? Вкусные—конфеты—шоколадные—зайцы—дикие—медведи—большие—уши—слоны—африканские—звери—пушистые—хвосты—длинные—носы—почувствовали—запах—сладкий ———пирожки

Масло — подсолнечное —кукуруза—поле—трактор—земля—семечки—цветок—корова —-масло

«Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке в другую деревню».

А если бы бабушка жила не в деревне, а в другом городе? Как она смогла бы дойти до него?

Ведь это так далеко?

На чем бы она могла доехать?

- на поезде;

- на лошади;

- на самолёте;

- на электричке;

- на машине;

- на собаках,

- на вертолёте;…

Но Красная Шапочка пошла лесом.

Физкультурная минутка: «Здравствуй, лес!»

Что же Красная Шапочка могла в лесу увидеть? (птиц; грибы; орехи; цветы; деревья; зверей)

 «…Идёт она лесом, а навстречу ей – серый волк».

Волк, он (какой?) – серый, зубастый, злой, лохматый, голодный, хищный,…

Да, да, он был голодный этот волк.

Играем в игру: «Светофор»:

Лес…

ВОЛК… 

Лапы (чьи?) волчьи 

Хвост (чей?) волчий

Морда (чья?) волчья

Туловище (чьё?) волчье

Как вы думаете, о чем подумала Красная Шапочка, когда увидела волка?

Кто, из девочек хочет быть Красной Шапочкой?

О чем подумала Красная Шапочка? – Ой, какой страшный волк.

А кто из мальчиков хочет стать волком?

О чем думал волк? – Какая вкусная девочка….

 «Сказал Волк и побежал что было духу по самой короткой дорожке.

А Красная Шапочка пошла по самой ….»

А почему волк побежал по короткой дороге?

Что может быть коротким?

- рассказ;

- фильм;

- хвост;

- карандаш;

-юбка;

- короткий день,…

Если бы волк побежал по длинной дороге, что случилось бы?

Красная Шапочка пришла бы быстрее к бабушке.

«Тук, тук!

- Кто там? – спрашивает бабушка.

- Это я, внучка Красная Шапочка, — отвечает Волк тоненьким голоском. – Я пришла к вам в гости, принесла пирожок и горшочек масла.

- Нет, Красная Шапочка у меня дома. Уходи отсюда, мы тебе не откроем дверь».

И волк злой и голодный ушел бы домой!

- Чья сказка Вам понравилась больше наша или Шарля Перро?

Почему?

Это хорошо или плохо, что волк остался живым?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа в ДОУ. Формирование навыков конструирования и решения творческих задач у детей дошкольного возраста с помощью игры В.Воскобовича «Геоконт»

Примерное планирование с развивающей игрой В. Воскобовича "Геоконт" по формированию конструктивного и творческого мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста....

Конспект открытого занятия с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) Тема "Решение сказочных задач"

Конспект открытого занятия включает образовательные области: "Социально - коммуникативное", "Познавательное и речевое развитие".Цель: развитие когнитивной сферы у детей с ТНР.Предварительная работа: ч...

«Внедрение ТРИЗ – технологий в старшем дошкольном возрасте для воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в разных областях деятельности

С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются построить систему отношений, понять закономерность происходящих процессов. Практическая диалектика, как иногда...

ТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольников, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Детский возраст - период активной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявля...

Семинар -практикум для педагогов «Развитие творческих способностей детей с помощью применения методов ТРИЗ в детском саду»

Данный семинар - практикум направлен на систематизизацию знаний педагогов в области ТРИЗ – педагогики, познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ....

Консультация для педагогов «Составление и решение арифметических задач в одно действие на сложение и вычитание. Методы и личный опыт.»

В консультации рассказывается о видах простых арифметических задач, используемых в обучение дошкольников; показаны основные этапы в обучение составления и решения арифметических задач....