Способы развития самоконтроля в РППС инклюзивной группы детского сада
методическая разработка по коррекционной педагогике

Светлана В. Рубцова

В статье представлены способы формирования навыков самоконтроля у детей с ТНР в условиях инклюзивного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samokontrol.docx475 КБ

Предварительный просмотр:

Способы развития самоконтроля в РППС инклюзивной группы детского сада

 Саморегуляция собственной деятельности возникает в дошкольном возрасте на основе самооценки и самоконтроля и вызвана стремлением к самостоятельности.

В развитии самоконтроля у дошкольника выделяются две линии. Это освоение способов самопроверки и развитие потребности проверять и корректировать свою работу.

Чаще всего дети прибегают к самопроверке, когда этого требует воспитатель. Потребность в самоконтроле появляется, если ребенок встречается с трудностями и у него возникает сомнение в правильности выполняемой работы.

В 5-7 лет самоконтроль начинает выступать как особая деятельность, направленная на улучшение работы и устранение ее недостатков. Но все же дети легче контролируют сверстников, чем себя.

Укажем особенности развития воли в дошкольном возрасте:

- у детей формируются целеполагание, борьба и соподчинение мотивов, планирование, самоконтроль в деятельности и поведении;

- развивается способность к волевому усилию;

- складывается произвольность в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения со взрослыми.

Для формирования навыка самоконтроля мы используем хорошо зарекомендовавшие себя элементы РППС, применяемые в Монтессори – детских садах России. Это утренние и вечерние «круги общения», создание и использование всеми участниками образовательного процесса правил группы, метод совместных проектов, упражнения в практической жизни, некоторые сенсорные материалы – Монтессори, специальные метки на играх и материале, создаваемые детьми и помогающие им ориентироваться в пространстве группы, не прибегая к помощи взрослых.  Остановимся на этом более подробно:

Правила становятся точкой опоры, которая помогает ребенку осознавать, контролировать и оценивать свои действия.

В наших группах воспитателями, вместе с детьми вводятся определенные правила, которые создаются вместе с детьми и обсуждаются на традиционных утренних кругах. Например: «Мы работаем умело – каждый занят своим делом», «Не мешаем мы другим – очень тихо говорим», «С игрушкой дружит тот – первый кто ее берет». Участие ребят в сочинении и обсуждении правил, дает им возможность осознанно регулировать свое поведение в течение дня.

Упражнения в практической жизни, такие как «Мытье игрушек», «Мытье стола», «Подметание пола», «Чистка обуви», дают детям возможность не только научиться выполнять элементарные бытовые действия, но и развивают моторику, готовят руку к письму, формируют навык работать по алгоритму и, конечно, благодаря получаемому результату – «чистоте» - развивают навык самоконтроля, ведь благодаря очевидному результату, не требуется прибегать к контролю со стороны взрослого.

Блоки с цилиндрами – сенсорный Монтессори – материал, направленный на развитие и обострение всех видов чувств, сконструирован таким образом, что ребенок самостоятельно контролирует результат деятельности, т.е. это полностью автодидактичный материал.

 

Примером совместной деятельности, способствующей формированию навыка самоконтроля, может служить краткосрочный проект по созданию элемента развивающей среды «Ширма уединения».  

Перед детьми и взрослыми стояла задача придумать и создать место, в котором ребята смогли бы уединиться в условиях общеразвивающей группы.  Причем, место это должно было быть мобильным и не загромождать пространство.

Для решения задачи педагоги с детьми изучили материал по данной теме в печатных изданиях и на интернет - сайтах и выбрали - изготовление картонной ширмы.

Ребята использовали вторичные картонные коробки, очищали их, вырезали элементы дизайна, придумывали и раскашивали узоры.

Совместный творческий проект - не только очень важный объединяющий момент. Речевое общение выступает средством развития воли, произвольности в том случае, если оно включено в деятельность детей, отвечает их интересам и не совпадает с сиюминутными действиями.

Мебель для группы, сделанная своими руками, формирует адекватную самооценку и, помогает ребенку не только осознавать, но и контролировать свои действия.

Специальные метки и символы на развивающих центрах и дидактических играх, расположенных в среде группы помогает детям самостоятельно ориентироваться, не прибегая к помощи взрослых, выбрать необходимую в данный момент игру или занятие.

Во второй половине дня, на традиционных «кругах», дети обсуждают произошедшие события, делятся чувствами и эмоциями, рассказывают друг другу о том, что удалось выполнить из задуманного и планирую следующий день. Это настраивает детей на предстоящие события и помогает организовать собственное поведение.

Следует отметить, что специально организованная, автодидактичная среда – это уникальная возможность для каждого ребенка, в том числе с ОВЗ, развить в себе не только самоконтроль, но и самостоятельность, инициативность и творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов тестопластики в коррекции речи детей в условиях инклюзивных групп детского сада

Материалы из опыта организации коррекционно - логопедической работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях учреждения, работающего в режиме инклюзии....

Использование совместной проектной деятельности взрослых и детей при работе в инклюзивных группах детского сада.

В статье описан опыт работы по внедрению совместной детско-взрослой проектной деятельности в условиях инклюзивных групп детского сада....

Специфика организации предметно-развивающей среды в инклюзивной группе детского сада.

Представление опыта по организации предметно-развивающей среды для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Музыкальная РППС в группах детского сада

Музыкальная РППС в группах детского сада...

«Специфика организации предметно-развивающей среды в инклюзивной группе детского сада»

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния,  нет способности, которая  не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мир...

Использование приемов тестопластики в коррекции речи детей с условиях инклюзивных групп детского сада

Использование приемов тестопластики в коррекции речи детей в условиях инклюзивных групп детского сада...