Главные вкладки

    Учебно-методический материал по теме:
    Специфика организации предметно-развивающей среды в инклюзивной группе детского сада.

    Представление опыта по организации предметно-развивающей среды для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon predmetno-razvivayushchaya.doc39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Специфика организации предметно-развивающей среды в инклюзивной группе детского сада.

    Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

    Согласно ФГОС ДО, содержание образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста должно отражать следующие аспекты:

    • предметно – пространственная развивающая образовательная среда;
    • характер взаимодействия со взрослыми;
    • характер взаимодействия с другими детьми;
    • система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

    Принципы организации образовательной среды

    • Безопасность, комфортность, информативность;
    • Мобильность, функциональность;
    • Организуется с учётом возрастных закономерностей развития детей, в соответствии с их возможностями, потребностями и интересами, чтобы проявлять активность в сотрудничестве со взрослыми, с детьми и самостоятельно;
    • Вариативность, многофункциональность, чтобы у каждого ребёнка был выбор и возможность реализовать свою инициативу и интерес;
    • Подвижность, обновление и пополнение вслед за изменением образовательных потребностей детей.

    В нашей группе, в условиях развивающей среды дети реализуют свое право на свободу выбора деятельности, на реализацию своих интересов и потребностей. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, выбирать материалы и оборудования для реализации задуманных целей, а не получать готовые знания от педагогов.

    Одним из самых любимых уголков в группе является Центр двигательной активности. Он лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребности в двигательной активности. Здесь есть массажный коврик, специальные мячики, арки для лазания.

     Содержимое строительного центра, «Маленький строитель», позволяет организовать конструктивную деятельность с группой детей, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на полу, либо на столе. Рядом расположены мягкие модули, которые легко переносятся в любую часть группы, дети с большим удовольствием строят из него машину, кораблик и др. Так же здесь размещены машины –  грузовики, легковые автомобили (в них дети могут легко катать мягкие игрушки, или просто перевозить конструктор). Для поддержания постоянного интереса детей к игровому материалу размещаем его в различных местах групповой комнаты рядом с игрушками.

    Центр сенсорного развития включает игры и оборудование на развитие крупной и мелкой моторики, зрительного восприятия: шнуровки, конструкторы, пазлы, доски с вкладышами,  сверкающее домино, пирамидки, деревянные вкладыши, сумки-домики, панели игровой стены: рыбы. луг, кармашки, маркерная доска. Игры на развитие слухового восприятия: шумящие коробочки, набор шумовых музыкальных инструментов, кубиков, звучащие куклы, настольная музыкальная игрушка «Ручные колокольчики».

    Игровой центр сюжетно-ролевых игр помогает формировать у детей основы культуры общения через решение проблемных ситуаций и закрепляет знания об окружающей действительности и жизни в социуме. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Все игрушки и игровой материал размещен таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать все на место. Это куклы разного размера, посуда (кухонная, столовая), муляжи продуктов, овощей и фруктов, деревянная мебель, кухонный гарнитур, микроволновая печь и другое.

    Для девочек больший интерес представляют кухня, где можно приготовить вкусный обед; мини-парикмахерская, где можно попробовать сделать кукле или другу модную прическу, а также «Медицинский кабинет», где дети лечат своих кукол или друг друга. Супермаркет пользуется популярностью, как у мальчиков, так и у девочек. Тут проигрываются жизненные ситуации, в которых закладываются первоначальные экономические знания и отношения.

    Центр эмоционального комфорта.

    Природный уголок, который служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Комнатные растения подобраны в соответствии с возрастом детей, размещены так, чтобы воспитателям и детям было удобно за ними ухаживать.

    Игры с водой  стимулируют у детей процессы познания и вовлекают их в совместную исследовательскую деятельность. Способствуют развитию положительных эмоций.

    Зеркальный домик позволяет детям рассмотреть себя со всех сторон.

    В шатре ребёнок может уединиться и побыть один

    Центр эмоционального комфорта особенно важен для детей с проблемами в развитии. У них наблюдается быстрая утомляемость и необходимы условия для снятия напряжения и релаксации.

    Среда не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она служит также непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Особенности предметно-развивающей среды в младшей группе детского сада"

    Предметно-развивающая среда выступает как условие полноценного развития ребёнка. С ранних лет идёт интенсивное развитие центральной нервной системы. Формирующийся мозг учится отражать окружающий ...

    Предметно-развивающая среда в возрастных группах детского сада.

    Предметно-развивающая среда в возрастных группах   детского сада....

    Организация предметно-развивающей среды в средней группе детского сада

    Одним из условий успешного воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста является правильная организация и оборудование педагогического процесса, создание рациональной и оптимальной предм...

    Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

    Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

    Организация предметно - развивающей среды в средней группе детского сада

    В данной презентации представлен опыт работы по организации предметно - развивающей среды в средней группе...

    «Специфика организации предметно-развивающей среды в инклюзивной группе детского сада»

    Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния,  нет способности, которая  не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мир...