Главные вкладки

    Использование приемов тестопластики в коррекции речи детей в условиях инклюзивных групп детского сада
    статья по логопедии по теме

    Материалы из опыта организации коррекционно - логопедической работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях учреждения, работающего в режиме инклюзии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ispolzovanie_priemov_testoplastiki.docx29.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование приемов тестопластики в

    коррекции речи детей в условиях инклюзивных групп детского сада.

    Я учитель-логопед детского сада №2572 Западного округа г. Москвы.  Работаю в инклюзивных группах и  в структурном подразделении «Лекотека».

    Поскольку  мои подопечные – дети с особыми образовательными потребностями, хотелось бы сначала коротко остановиться на некоторых особенностях. С ноября 2009 года в нашем детском саду были открыты  инклюзивные группы, в состав которых входят дети с особыми образовательными потребностями.

    Сегодня функционируют уже 4 группы инклюзивного образования. Их посещают 12 детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Из них 6 детей с Синдромом Дауна и 6 детей со сложным структурным дефектом (в том числе: гидроцефалия, нарушение  психоэмоциональной сферы, задержка психического развития).

    Структурное подразделение Лекотеку  также посещают дети с синдромом Дауна, нарушениями психо-эмоциональной сферы, задержкой психического развития, а также 2 ребенка с легкой степенью интеллектуальной недостаточности. В нашем учреждении Лекотека – это начальное звено в цепи инклюзивного образования. В Лекотеке детей можно понаблюдать в динамике и увидеть тех, которые смогли бы находиться в  детском саду целый день в инклюзивных группах.  

    Возраст детей, посещающих инклюзивные группы, - 4-5 лет, Лекотеку посещают дети 2-4 лет.

    По результатам логопедического обследования детям поставлено заключение – системное недоразвитие речи.

    Развитие речи у детей с особенностями  характеризуется целым рядом отклонений. Это запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя.  

    Учитывая возраст и индивидуальные особенности детей,  главной целью логопедической работы было определено: - учить детей слушать, понимать обращенную речь, формировать фонематическое восприятие, расширять и уточнять словарный запас, развивать речь, улучшать ее грамматическую сторону.

    Особенности логопедического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

    1.  В силу того, что системные нарушения речи  детей носят стойкий характер, логопедическая   работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с обычными детьми.
    2. Ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
    3.  С учетом логопедического заключения - системное недоразвитие речи (легкой и средней степени), планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом, то есть в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи и лексико-грамматического строя.

    Для детей с особыми образовательными потребностями  составляется индивидуальный маршрут воспитания и обучения.

    При разработке этого маршрута учитываются:

         -     рекомендации ПМПК

    1.   данные диагностических обследований специалистов детского сада,
    2.  сведения, полученные в тесном сотрудничестве с родителями детей,
    3.   результаты психологического наблюдения за детьми.

     Главная задача любого педагога, работающего в инклюзивных группах - вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.

    Одной из таких форм мне представляется творчество в технике тестопластики.

    Идея заняться тестопластикой с детьми дошкольного возраста возникла у меня из собственного увлечения этой техникой. Соленое тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Мука, соль и вода   – все, что понадобится для создания шедевра. Замешал тесто и лепи, сколько хочешь!  Каковы же отличительные особенности работы? Ведь, по сути, это занятие очень напоминает традиционные занятия лепкой.  Соленое тесто – это замечательный материал для поделок с детьми.  Это приятный на ощупь, экологически безвредный и неаллергенный материал. Его можно даже съесть, лепить могут даже самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески.

    В тестопластике масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Кроме этого отсутствует также заданность цвета – дети имеют возможность расписывать высохшие фигурки по своему усмотрению.

    Учеными и исследованиями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития ребенка зависит от тонких движений пальцев рук. Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка и мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

    У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Детям с синдромом Дауна сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, в которых пальцы руки должны действовать согласованно и координировано. Для формирования осознания того, что ручки могут работать и делать достаточно много, полезно использовать приёмы лепки из соленого теста.  

    Однако,  используя приемы тестопластики для коррекции речевого развития детей, я решила не ограничиваться только развитием мелкой моторики.

    По результатам наблюдений за детьми в процессе творчества был сделан вывод, о наличии интереса к деятельности с соленым тестом, о развитии у детей замыслов.  Используя интерес и замысел детей, мы пересмотрели форму организации индивидуальных  логопедических занятий.

    Примерная структура занятия для детей 4-5 лет

    1. Артикуляционная гимнастика.
    Выполнение определённого комплекса упражнений для губ и языка.
    Это дает возможность подготовить органы артикуляции для правильного произношения звуков и улучшить их подвижность.

    2. Формирование фонематического слуха:

    1. Что звучит? Кого позвали?;
    2. Поймай звук;
    3. Где звучит? и т. Д

    3. Работа с разрезными картинками по лексической теме.

    Задача этой части занятия - развивать зрительное восприятие, умение видеть целое из частей.

    4. Пальчиковая гимнастика.
    Игровые упражнения для развития мелкой моторики, которые необходимы как подготовительная работа.

    5
    .Лепка из соленого теста  в соответствии с лексической темой занятия.

    Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.

    6. Лексическая тема.
    Эта часть занятия подразумевает знакомство с определённым лексическим материалом, овладение навыками словообразования. Помимо картинного материала используются фигурки, вылепленные ребенком из теста. Ребенок охотнее рассказывает о том, что он сделал сам, подбирает имена, определения.

    Нашим деткам сложно самостоятельно рассказать о том, что они делали. Обязательны вопросы педагога. Например:  Кого ты слепила? Какой он? Как ты его назовешь?  Что он умеет делать? Какие звуки издает?

    Интересно проходят  игры  «Сравни »Ты слепила маленького петуха, а я большого.  У меня петух, а у тебя? (петушок). У моего - большой гребень, а у твоего? У моего - большие крылья, а у твоего? И т.п.  

    Для закрепления названий частей тела птицы вариантом может быть игра: «Расскажи, как ты лепила петушка?» (Вспоминаем части тела птицы, где они расположены, для чего они нужны – получаем описательный рассказ.)

    Можно также использовать уже высушенные фигурки. При раскрашивании закрепляем названия цветов, уточняем словарь прилагательных. С готовыми фигурками очень интересно проходят занятия по обучению пересказу.

    Огромное значение имеет положительный настрой на занятие, ведь почти каждый ребенок с поведенческими особенностями. Это могут быть совершенно немотивированные вспышки гнева, агрессии, смеха, которые сменяются с потрясающей скоростью. Пожалуй, только детки с синдромом Дауна, всегда готовы идти на контакт. Собственное творчество, как правило, создает ситуацию успеха.  Полезность и ценность результатов совместного с дошкольником с особенностями развития интереса вероятны только, если сопровождение (со-действие, со-участие, со-трудничество) осуществляется ненавязчиво и деликатно, своевременно и грамотно, адресно и дозировано, повседневно и экстренно.

    Таким образом, можно сделать вывод, что работа с тестом позволяет

    не только совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику,

    стимулировать развитие сенсорной сферы, тактильной чувствительности, но и

    развивать навыки общения и речь (диалог, монолог), развивать воображение, пространственное мышление и стимулировать познавательные интересы, расширять кругозор.

    Гибкое сочетание индивидуальных и групповых занятий позволяет ребенку с ОВЗ выработать стратегии  поведения в процессе общения и в разных видах деятельности.  

    Исходя из этого, совместно с педагогом-психологом мы занимаемся разработкой цикла подгрупповых психолого-логопедических занятий  с элементами сказкотерапии  и  тестопластики  для детей инклюзивных групп.

    Мы считаем, что необходим переход  к тьюторскому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями в дошкольном учреждении. И осуществлять это сопровождение может педагог, наиболее симпатичный ребенку.  

    В данном случае деятельность педагога заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны  каждому из участников группы, и создать условия,  в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми.  

    Деятельность педагога -тьютора имеет отличные от учительской деятельности ориентиры и основания, включающие: поощрение детей к использованию различных знаний и умений; возможность проб и исправления ошибок, признание их ценности; установление ситуации общения и контакта с ребенком; опора на выбор ребенка; наличие коммуникации и позитивного отношения участников  друг к другу в ситуации совместной деятельности; ориентацию на открытость образовательного пространства и образовательной деятельности ребенка, возможность его изменения, достраивания.

    Вариантов использования новейших и традиционных технологий в коррекционной  работе  великое множество. Главное, как мне кажется, особенно в случае с нашими детками, признание за ребенком права на собственный интерес и грамотное использование этого интереса в построении индивидуального образовательного маршрута.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание во второй младшей группе: " Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

    Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; знакомство с речевыми играми, в которые полезно играть с реб...

    Родительское собрание во 2 младшей группе"Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

    Собрание  во 2 младшей группе проходит  в форме  семинара - практикума...

    Работа по развитию речи детей в условиях общеобразовательной группы детского сада.

    С каждым годом жизнь предъявляет к нам и нашим детям более высокие требования.Неуклонно растет объем необходимых знаний.Сейчас к семи годам ребенок должен не только чисто говорить, иметь довольно бога...

    Родительское собрание во 2 группе раннего возраста. Тема: "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

    На занятиях по развитию речи мы: читаем сказки, потешки, рассматриваем картины. Обязательно, после прочитанного ведём беседу (конечно, в силу нашего возраста). Помогаем детям задавая наводящие вопр...

    Родительское собрание во второй младшей группе "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

    Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи:познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста;  познакомить ...