СТАТЬЯ "Сенсорное насыщение детей с ОВЗ и не только, или 20 ступеней тактильного обогащения"
проект по коррекционной педагогике
Что понимается под "сенсорным насыщением"
Приемы соблюдения "сенсорной диеты"
Проектная деятельность о сенсорной ненасыщенности с родителями детей с РАС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._sensornoe_nasyshchenie.docx | 31.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное насыщение детей с ОВЗ и не только, или
20 ступеней тактильного обогащения.
Под «сенсорным насыщением» принято понимать содержательный план занятий, упражнений и т.п. для насыщения ребенка сенсорными стимулами по всем модальностям, опираясь при этом на понимание иерархии сенсорной интеграции в процессе развития ребенка. Интеграция сенсорных ощущений осуществляется на уровне нейрофизиологического процесса центральной нервной системы. При этом интеграция обозначает объединение двух или нескольких функций, или процесс объединения, который упорядочивает и организует многообразные впечатления, создает предпосылки для успешного приспособления к окружающей среде.
Как отечественные, так и западные специалисты выделяют два основных типа детей: недостаточно активных, которых нужно постоянно подбадривать, тормошить, стимулировать к деятельности, у большинства из них встречаются разного рода сенсорные защиты; и излишне активных, находящихся в постоянном поиске новых ощущений с одновременной неспособностью их качественно обрабатывать. При этом в разное время дня, в зависимости от состояния здоровья и других факторов эти два состояния у детей могут пересекаться.
Соблюдение сенсорной диеты позволяет:
- научиться модулировать ощущения, поступающие из внешнего мира, а следовательно оптимизировать ответные реакции организма ребенка на поступившие ощущения;
- улучшить показатели внимания и познавательной активности ребенка;
- ограничить сенсорный поиск и уменьшить количество аутостимуляций (мы не произвольностью запрещаем ребенку, например, с аутизмом, "стимиться", а предлагаем ему альтернативный способ успокоения и саморегуляции);
- развивать адаптивные способности нервной системы;
- сократить силу и частоту истерик у ребенка.
Чаще всего у детей встречаются нарушения модуляции тактильных ощущений. Поэтому мы начнем знакомить читателей именно с упражнений на стимуляцию тактильного восприятия. Прежде чем выбрать одну из ниже приведенных активностей, проанализируйте: ваш ребенок чаще стремится к новым тактильным ощущениям, избегает их или не замечает. В зависимости от этого, посоветуйтесь со специалистом по сенсорной интеграции или опытным путем подберите подходящую активность.
1. Будите ребенка по утрам, проводя по его телу: жесткой мочалкой или люфой, колючим
можжевеловым массажером или приятной кистью из силиконизированного волоса. нами разработан и применяется набор для тактильного ввода. Ни в коем случае не щекотать! Растирания желательны каждые 2-3 часа и особенно полезны перед нелюбимыми процедурами и режимными моментами.
2. Регулярно занимайтесь игровыми массажиками с ребенком. Это могут буть массажики под песни Е. Железновой.
3. Разнообразьте техники рисования: рисовать можно варереньем, свежими ягодами, лепестками цветов, скрабом для тела, фруктами в гуаше, ногами и другими частями тела.
4. Больше играйте с соленым тестом. Из него можно готовить пирог, на нем оставлять следы, готовить пиццу и пирожки, засовывая в него мелкие пуговицы.
5. Купите для ребенка различные кремы и муссы для тела, скрабы, лосьоны с легко открывающимися баночками, позвольте ему устроить дома «салон красоты».
6. Установите дома песочницу (это может быть настольный деревянный поднос, тазик или огромный надувной бассейн, стол для песочной терапии) и перенесите большинство игр в нее. Для песочной терапии используйте различные по фактуре фигурки.
7. Используйте разнообразные сенсорные коробки. Подробный перечень сенсорных коробок тут.
8. Разложите на полу маленькие подушки, разнофактурные мешочки и устройте «переправу» через реку или болото, когда нужно идти, наступая на мешочек.
9. Позволяйте ребенку играть с вашими шейными платками и палантинами.
10. Расстелите в детской комнате разнофактурные коврики (например, в Икее много недорогих вариантов) и подушек.
11. Установите в досягаемости ребенка комнатные цветы с фактурными листочками и разрешите ему использовать их в качестве декораций для игр.
12. Приготовьте домашний лимонад с газированной водой, чтобы дать ребенку ощутить «пузырьки во рту».
13. Ежедневно создавайте «чудесные мешочки» и исследовательские коробки, из которых ребенку нужно вытаскивать предметы на ощупь. Собирайте в них необычные предметы, сделанные из разных материалов.
14. Найдите где-нибудь чистую траву, гальку, шишку и пр. природный ландшафт и ходите по нему босиком.
15. Наливайте ребенку во время купания половину бутылки пены для ванны для игры с ней.
16. Чаще играйте с желе и льдом, готовьте их, добавляя в них мелкие игрушки в процессе приготовления.
17. Используйте после банных процедур разнофактурные полотенца.
18. Готовьте послания, записки, подарки детям, заворачивая их в разную по фактуре бумагу и ткань.
19. Наполните детскую комнату тактильными игрушками.
20. Используйте разные мячики для игр: резиновые, вязанные, свалянные из шерсти и пр. грайте с желе и льдом, готовьте их, добавляя в них мелкие игрушки в процессе приготовления.
Данные сведения послужили появлению моего проекта помощи родителям с детьми имеющими РАС.
ПРОЕКТ: Помощь детям, с сенсорной ненасыщенностью имеющих РАС, в домашних условиях.
Растирание, как один из способов коррекции.
Актуальность: Сенсорная интеграция позволяет организовать наши ощущения, осмысливать их, фильтровать информацию и адекватно реагировать на ситуацию. У многих детей с РАС этот процесс нарушен. Они могут воспринимать ощущения либо как слишком сильные, либо как слишком слабые, испытывать сложности систематизации и осознания информации, поступающей от органов чувств, а также у них часто дефицитарна область мозга, отвечающая за побуждение к действиям. Таким детям бывает сложно интегрировать разномодальные ощущения. Например, для некоторых детей сложно одновременно слушать собеседника и чувствовать прикосновение. Дети с РАС часто выделяют только один или некоторые аффективно значимые стимулы, поэтому, восприятие окружающего мира и собственного тела у ребенка с РАС становится мозаичным, хаотичным и, как следствие пугающим и непредсказуемым. Даже если есть дефицит в одной сфере, вся система не сможет работать слаженно, поэтому у детей с РАС наблюдается своеобразная защита в виде такого «необычного» поведения как самостимуляция, аутоагрессия, стереотипии и ритуалы, которое позволяет снизить неприятные и болезненные ощущения, ощутить себя в безопасности.
Дети с РАС не могут так легко адаптироваться, т.к. их мир фрагментарен и непонятен, а ощущения странные и пугающие. Таким образом, проблемы в сфере сенсорной интеграции у детей с РАС тормозят развитие социальных навыков и навыков самообслуживания, мелкой и крупной моторики, способности планировать свои действия, а также играть и обучаться.
Одним из методов тактильного воздействия является растирание. Да, самое обычное растирание в домашних условиях в ванной комнате. Применяя данный метод необходимо соблюдать некоторые правила:
- Перед растиранием ребенок должен быть распарен, то есть должен принять ванну, чтобы улучшить кровоток.
- Растирать ребенка нужно разными по своей текстуре тканями, например: махровым, или вафельным полотенцем, разными по тактильности мочалками.
- Растирание производить всего ребенка от головы до пят, исключая НПО (наружние половые органы).
- Проводится 1 раз в день, 10 дней подряд
- Кратность курсов, 1 раз в месяц.
Ожидаемые результаты:
Во время применения данного вида тактильного воздействия. Ребенок постепенно, от процедуре к процедуре, начинает успокаивается, реже наблюдаются приступы негативизма и агрессии, ребенок начинает лучше ориентироваться в собственном теле и как следствие нахождения себя в окружающем пространстве (определение расстояния до предметов, их величины). Появляется осознанность в действиях с предметами из ближайшего окружения. Спокойнее реагирует во время прогулки на новых для ребенка территориях, включая места с большим скоплением людей. В дальнейшем, ребенок может сам взять в руки мочалку, и самостоятельно восполнять пробелы в тактильном насыщении, учитывая участки своего тела с разной восприимчивостью.
Как следствие, улучшается контакт между взрослым и ребенком, возрастает доверие со стороны ребенка. Становится возможным развитие некоторых навыков социализации и самообслуживания путем способности частичного планирования ребенком своих действий мелкой и крупной моторики, что делает возможным продвижение в учебе и игре.
Данный метод не требует создания специальных условий, больших финансовых вложений, прост в применении.
Цель: насыщение и коррекция тактильного восприятия, у детей с ментальными нарушениями как один из методов воздействия через подручные средства в домашних условиях.
Задачи:
- улучшить показатели внимания и познавательной активности ребенка;
- развивать адаптивные способности нервной системы;
- сократить силу и частоту истерик у ребенка
- ограничить сенсорный поиск и уменьшить количество аутостимуляций ( мы не произвольностью «запрещаем» ребенку, например, с аутизмом, «стимиться, а предлагаем ему альтернативный способ успокоения и саморегуляции);
- учиться модулировать ощущения, поступающие из внешнего мира, а следовательно оптимизировать ответные реакции организма ребенка на поступившие ощущения;
Сроки проекта: 3 месяца
В проект были включены 5 детей с РАС. Проводилась индивидуальная разъяснительная беседа с родителями каждого ребенка, учитывая его особенности сенсорного восприятия.
Данная методика всем понравилась своей простотой и доступностью.
Результат:
Мамы заметили следующие изменения в поведении детей:
- дольше смотрит в глаза;
- дольше фокусирует взгляд на каком-то предмете, или действии;
- легче засыпает;
- ночной сон стал крепче;
- держась за руку, иногда стал крепче сжимать своей рукой руку взрослого;
- стали реже ситуации негативизма, в случае отказа или замечания (реакция на слова нет, нельзя);
- стал самостоятельнее при надевании и снимании с себя одежды;
- стал выслушивать объяснения действий в той или иной ситуации ( не бери санки, мы сейчас идем в магазин.)
- во время игр с братом стал точнее катать машинки и играть в мяч (бросая мяч в руки напарнику или катая его);
- стал на непродолжительное время удерживать руки в положении в стороны и вверх;
- стал больше понимать и выполнять простых бытовых инструкций ( иди в туалет, снимай шорты и др.);
- дольше играет с детьми родственников и братом, иногда, на короткое время, стал дольше наблюдать игры детей;
- стал чаще сам принимать пищу, используя ложку;
- стал вечером сам набирать воду в ванну, регулируя краном температуру воды и объем.
В детском саду воспитатели и специалисты отметили изменения в поведении:
- стал более усидчив на занятиях, дольше удерживать предметы, выполняя с ними манипуляции (кисть, карандаш, выполнять аппликации, действия с игрушками по подражанию;
- иногда демонстрирует указательный жест;
- улучшилась ориентировка в окружающем пространстве группы и прогулочного участка;
- улучшились навыки самообслуживания;
- стал чаще идти на контакт с детьми, наблюдая за их действиями и иногда пытаясь вступить в контакт;
- стал сидя на стуле поджимать ноги к себе, или ставы их рядом.
В завершении проекта мамы единогласно отметили, что дети стали сами просить, показывая действиями, свою необходимость в данной манипуляции (растирании) не только вечером перед сном, но и в другое время суток и стали заметно спокойнее и сговорчивее.
Проект считаю успешным. Цели достигнуты. Задачи реализованы.
Действуйте, и результат не заставит вас ждать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивно- патриотическая игра «Пусть дети не знают войны, а только играют в неё»
Игра построена в форме спортивной эстафеты, где команды, продвигаются по детскому саду, на этапах отвечают на вопросы, решают логические задачи, маршрут движения указан в маршрутных листах. На м...
Дидактические игры с целью развития у детей навыков описательной и объяснительной речи, а также для обогащения и активизации словаря детей. (по Е. Кудрявцевой)
Дидактические игры с целью развития у детей навыков описательной и объяснительной речи, а также для обогащения и активизации словаря детей.(по Е. Кудрявцевой)Дидактическая игра \'\'Отгадай и сравни зага...
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра для развития тактильных ощущений
Сенсорное воспитание, направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умст...
Консультация "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста " Дидактическая игра для развития тактильных ощущений.
Сенсорное воспитание, направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умст...
Методическое пособие по автоматизации звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи с применением двигательно-тактильных упражнений. «Двигаемся, играем - звуки закрепляем»
В пособии представлена серия упражнений для автоматизации звуков с движением. При выполнении упражнений в процессе автоматизации звуков развивается мелкая и крупная моторика,координация речи с движени...
Техники для насыщения детей вниманием
Какие техники помогут "насытить" ребнка вниманием взрослого? Для родителей подойдут техники: "Разговорчики на сон", "Минутки внимания", "Минутки нежности", &quo...
В дошкольном возрасте необходимо закладывать основы любви к прикладным видам искусства, истории и традициям. Детский сад является не только первой ступенью в образовании, но и проводником в мир знаний.
Знакомство детей с филимоновской росписью в детском коллективе помогает развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции. Формирование у детей навыков обводить по трафарету, прави...