Проект "Развиваем пальчики"
проект по коррекционной педагогике

(Иващенко) - Антонова И.В.

Развитие тактильного восприятия как основа сенсорного развития детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие тактильного восприятия26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Развиваем пальчики»

Развитие тактильного восприятия как основа сенсомоторного развития детей с ОВЗ

Весь окружающий мир ребенок познает через взаимодействие с ним с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. В связи с этим трудно переоценить значение сенсорного развития ребенка.

Актуальность: Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Информация от них анализируется в соответствующих отделах головного мозга и выдает целостную картину. Cенсорная система - это датчик восприятия окружающего мира. Это система, которая считывает информацию извне, опираясь на ранее сформированные сенсорные эталоны. Именно сенсорное развитие служит базой для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире.

B связи с этим, развитие базовых сенсорных эталонов является важным в развитии и воспитании детей со сложными и множественными нарушениями развития. Дети со сложными нарушениями развития – это, как правило, дети с врожденной патологией, у которых отмечаются аномалии развития органов чувств. А это значит, что они с первых дней жизни воспитываются в условиях сенсорной и двигательной депривации.

Анализ научно-методической литературы, практика обучения и воспитания, педагогические наблюдения за детьми данной категории позволяют выделить некоторое своеобразие сенсорного развития и интеграции детей со сложными нарушениями развития. Очевидно, что слабое развитие восприятия оказывается одной из основных причин замедленного овладения деятельностью, а так же жизненно необходимыми двигательными и социально-бытовыми умениями и навыками, что отрицательно сказывается на физическом и психическом развитии данной категории детей.

Сенсорному развитию детей с различными нарушениями в развитии уделяли большое внимание такие известные ученые-исследователи, как И. М. Сеченов, П. Ф. Лесгафт, Л. С. Выготский, И. А. Соколянский, Н. А. Бернштейн и др. В настоящее время эта проблема освещена в работах Т. А. Басиловой, М. А. Боровской, Т. В. Лисовской. Все они сходятся в том, что фундамент сенсорного развития и интеграции – это взаимодействие органов чувств ребенка. А для полноценного развития мозгу необходимо постоянное поступление сенсорной информации. Чем больше информации поступает в мозг, тем больше мозгу приходится трудиться, чтобы ее переработать. А что тренируется, то развивается.

Одной из причин сенсорной депривации может быть недостаток сенсорных (тактильных, зрительных, слуховых) стимулов. И, как результат, недостаточность сенсорного анализа, что ведет к нарушению процесса осмысления построения двигательного действия. Своеобразие сенсорной интеграции детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями заключается в недоразвитии у них способности к приему, переработке и хранению информации, недостаточности словесного опосредования, а так же в возникновении различного рода функциональных перестроек. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (со сложными и множественными психофизическими нарушениями) характерны более поздние сроки становления сенсорных функций.

Тактильная или, как ее еще называют, кожная чувствительность и двигательная память становится у детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями особым способом познания окружающего мира. Зачастую у данной категории детей наблюдается нарушение функционирования зрительных и слуховых анализаторов.

Ожидаемые результаты:

- воспринимать предметы только касанием и действием с предметами в непосредственном контакте;

- ребенок получает достаточно большой объем информации об окружающем мире;

- дети учатся взаимодействовать уступая друг другу;

- учатся находиться рядом не мешая друг другу;

- учатся ждать и уступать друг другу;

- подражают способам действия;

- в поиске новых тактильных ощущений самостоятельно, на основе собственных возможностей и жизненного опыта, изыскивают пути разного применения одной и той же тактильной игрушки.

     Именно поэтому так важно развивать осязание ребенка. К осязанию относят тактильную, поверхностную чувствительность - ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др. Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это те ощущения. Которые мы получаем через кожу. Это отражение отдельного чувственного качества предметов. Поэтому необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений.

С помощью тактильных ощущений, наряду с  зрительными, слуховыми и вкусовыми, ребенок воспринимает окружающий мир. Существует множество игр и упражнений, помогающих ребенку совершенствовать тактильную чувствительность всего тела и чувствительность пальчиков.

Цель: развитие тактильного восприятия, у детей с ОВЗ как один из методов воздействия через доступные средства в условиях ДОУ.

Задачи:

  1. улучшить показатели внимания и познавательной активности детей; 
  2. развивать адаптивные способности взаимодействия; 
  3. обогатить тактильный опыт детей;
  4. расширить сенсорный поиск и уменьшить количество аутостимуляций ( мы не произвольностью «запрещаем» ребенку, например, с аутизмом, «стимиться, а предлагаем ему альтернативный способ успокоения и саморегуляции); 
  5. учиться модулировать ощущения, поступающие из внешнего мира, а следовательно оптимизировать ответные реакции организма ребенка на поступившие ощущения;
  6. воспитывать  уступчивость друг другу в выборе тактильных игрушек;
  7. воспитывать  способность во время игры находиться рядом со сверстником не мешая друг другу.

Сроки проекта: 3 месяца

В проект были включены все дети группы, 9 человек, имеющие разные особенности в развитии, а так же дети с РАС. Проводилась индивидуальная разъяснительная беседа с родителями каждого ребенка, для оказания посильной помощи в приобретении тактильных игрушек для «Тактильного БОКСа».  Данная методика всем понравилась своей простотой и доступностью. 

 

Для достижений поставленной цели  был разработан « Тактильный БОКС».

В перерывах между занятиями  дети отдыхали, развивая тактильные ощущения, разминая кисти и пальцы рук перед продуктивными видами деятельности.

Ребятам очень понравились тактильные игрушки. Ежедневно работая с развивающим пособием, дети учатся делиться, уступать друг другу, ждать, подражать способам действия.

    Так же использовались

«Упражнения для развития мелкой моторики пальцев    рук с использованием самомассажа»

В зависимости от возможностей детей движения выполняли с разными видами помощи.    

«Утюг»

Утюгом разгладим складки, будет всё у нас в порядке,

Перегладим все штанишки зайцу, ёжику и мишке.

   Ребром ладони дети имитируют  «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кисти руки (прямолинейное движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, ребёнок сидит.

«Пила»

Пили, пила, пили, пила! Зима холодная пришла.

Напили нам дров скорее, печь истопим, всех согреем!

 Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.

«Тесто»

Тесто месим, тесто мнём, пирогов мы напечём

И с капустой, и с грибами. – Угостить вас пирогами?

Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, ребёнок сидит. Поглаживание.

    «Тёрка»

Дружно маме помогаем, тёркой свёклу натираем,

Вместе с мамой варим щи, - Ты вкуснее поищи!

 Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки.

 

«Барашки»

На лугах пасутся «бяшки», раскудрявые барашки.

Целый день всё: «Бе да бе», носят шубы на себе.

Шубы в кудрях, погляди, «бяшки» спали в бигуди.

Утром сняли бигуди, попробуй гладкую найти,

Все кудрявы до одной, бегут кудрявою толпой.

Уж такая у них мода, у бараньего народа.

   Движения, как при растирании замёрзших рук.

«Морозко»

Заморозил нас Морозко, влез под тёплый воротник,

Как воришка, осторожно в наши валенки проник.

 .

«Урок»

Нажимаем на звонок, начинается урок: дзинь, - дзинь

1.Ребёнок поочерёдно нажимает подушечками пальцев обеих рук на бугорки массажёра.

Вот разгладим мы ладошки, поработаем немножко.

Правой, затем левой ладонью проводят по всей поверхности массажёра, делая движения «вперёд – назад».

И по кругу проведём, каждый пальчик разомнём.

Раскрытой рукой, правой, затем левой, проводят по всей поверхности массажёра круговым движением.

А теперь бежит дорога по ухабам, между пней,

Прогуляемся немного, станут пальчики сильней: вот так.

Ребёнок поочерёдно подушечкой каждого пальца «пробегает по дорожке» массажёра по направлению к себе.

Снова гладим мы ладошки, поработаем немножко.

Упражнения повторяются.

И по кругу проведём, каждый пальчик разомнём.

Вот опять звенит звонок, и кончается урок: дзинь, дзинь.

2. Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей, грецких орехов:

Крепко мячики сжимаем, наши мышцы напрягаем,

Чтобы пальцы никогда не боялись бы труда!

3.Перекатывание мяча по столу с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.

«Футбол»

Поиграем мы в футбол и забьём в ворота гол!

Палец большой за ворота – горой!

Указательный – смельчак, забивает гол – вот так!

Средний – точно уж герой, забивает головой!

Безымянный, вдруг споткнулся и с досады промахнулся!

Малыш – мизинец – молодец, гол забил – игре конец!

Результаты:

- дети стали организованнее включаться в продуктивную деятельность;

- стали демонстрировать интерес к тактильным игрушкам в свободной деятельности;

- разнообразие тактильного материала позволило всем детям найти для себя нужную игрушку;

- за время проекта каждый ребенок при выборе тактильной игрушки ежедневно вступал во взаимодействие со сверстниками;

- дети дольше наблюдали за действиями друг друга;

- дети пытались перенять способ действия с игрушкой друг у друга;

- уже через неделю действия проекта дети без напоминаний взрослого во время перерыва шли в приемную и брали «БОКС»;

- у детей обогатилась звуковая сторона речи;

- после тактильных занятий улучшался эмоциональный фон каждого ребенка и всей группы в целом.

В завершении проекта хочу отметить, что теперь «Тактильный Бокс» стал любимой игрой у детей. Проект считаю успешным. Цели достигнуты. Задачи реализованы.

Предлагаемая литература  

Крупенчук  О.И. «Научите меня говорить правильно». – СПб., 2003г

«Пальчиковые игры». – СПб., 2005г

Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка». – М., 1973г.

Альбомы – развитие мелкой моторики:

«Привет, ладошка!», «Мой мизинчик, где ты был?», «Вышли пальчики гулять» «Здравствуй, как живёшь?»  и др. «Карапуз»

Занимайтесь, играя по 10-15 минут, возвращайтесь к уже знакомому и освоенному.  Ободряйте ребёнка и хвалите за любое правильное и неправильное  движение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...