Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как качество повышения мотивации к обучению и социализации детей.
материал по коррекционной педагогике
дети с ограниченными возможностями здоровья, мотивация, интерес, нетрадиционные методики, игра, песок, каплеграфия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нечаева Ирина Викторовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад «Радуга»,
Артинский городской округ
Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как качество повышения мотивации к обучению и социализации детей.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, мотивация, интерес, нетрадиционные методики, игра, песок, каплеграфия.
Одной из главных задач социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив. Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают сложности в общении со сверстниками. Нередко это проявляется в том, что ребенок не может найти себе друзей, некомфортно чувствует себя в коллективе, не умеет правильно разрешать конфликтные ситуации. Детям с тяжёлыми нарушениями речи особенно сложно самостоятельно приобрести навыки социализации без помощи взрослых. И здесь нам, воспитателям на помощь приходит использование таких форм работы с детьми, которые направлены на мотивацию, поддержку инициативы детей, на активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Мы, как воспитатели группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи работаем в тандеме и с логопедом, и со всеми специалистами. И одной из главных задач нашей совместной работы является формирование правильной, связной речи. Для этого мы используем различные формы работы с детьми, методики, технологии на протяжении всего пребывания ребёнка в детском саду, во всех режимных моментах. Но, для того чтобы наша работа с детьми с особыми возможностями здоровья принесла положительный результат, пусть даже незначительный, она должна быть выстроена ещё и на мотивацию, на интерес. Поскольку дети с ОВЗ с трудом идут на контакт, их нужно заинтересовать. Для этого мы используем как традиционные, так и нетрадиционные методики, приёмы взаимодействия с детьми.
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Дети играют в игры разной направленности: дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые, настольные. Но, пожалуй, одним из самых увлекательных для наших детей занятий остаются игры с песком.
При помощи игр с песком мы решаем различные образовательные задачи.
Для формирования у наших детей представлений об окружающем мире, строим совместно с ребёнком в песочнице города, деревни, леса, реки, озера, острова. А затем в игровой форме побуждаем ребенка строить самостоятельно или по инструкции. И обязательно обсуждаем, что строим. Помогает нам в этом игра «Создаём мир».
Играя в «Необыкновенные следы» работаем над развитием тактильной чувствительности и мелкой моторики.
https://drive.google.com/file/d/1sJPNQjDwQbq2GI7EoshBCKm_wT9sh6D u/view?usp=sharing
Протаптываем пальчиками тропинки на песке, играем в «Песочные прятки» (ищем игрушки, закопанные в песок).
Так же песок помогает расслабить ребёнка, снять напряжение. Для этого устраиваем «Песочный дождь», перетираем песок между пальцами, ладонями, здороваемся с песком.
https://drive.google.com/file/d/191fCjDy-9H9xgt8V18hfaBDvQBQ7_6oT/view?usp=share_link
Так же мы используем песок в исследовательской деятельности. Играем в игры «Пересыпалки», «Сеем, сеем», с помощью которых закрепляем свойства сухого песка.
С помощью песка мы учимся ориентироваться на плоскости. От камушка выкладываем дорожки из счётных палочек в определённом направлении. Для этого используем дидактическое упражнение: «Дорожка из счётных палочек», для закрепления сенсорных эталонов (форма, цвет, размер), выкладываем на нарисованной линии на песке узоры по образцу.
Для развития речи ребёнок находит спрятанные в песке игрушки и самостоятельно подбирает слова для характеристики предмета, например, мячик – маленький, круглый; машинка – легковая, красная и т. д., описывает животных, которые встречаются у него на пути.
Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения: «Звуки природы», релаксационная и классическая музыка, рекомендованная для детей дошкольного возраста.
В итоге, в процессе игр с песком робкие и застенчивые ребята становятся более активными и уверенными, а гиперактивные подолгу засиживаются в песочнице, строят, перестраивают, дополняют работу новыми деталями, героями, атрибутами. К своим постройкам возвращаются вновь и вновь, создавая и проигрывая, а самое главное, проговаривая новые сюжеты.
Но в детском саду мы не только играем. Но и решаем серьёзные задачи. Одной из главных задач нашей совместной со специалистами работы, это подготовить ребёнка к школе.
И одним из самых главных направлений подготовки будущего выпускника является подготовка руки к письму. Для этого мы используем как традиционные (это, например, прописи в клеточку, в линеечку), так и нетрадиционные методы и технологии. Я хочу рассказать про один из них – это капельное рисование или каплеграфия. Что же такое капельное рисование? Основной принцип работы заключается в следующем: ребенок набирает пипеткой цветную воду и «рисует» капельками на бумаге.
На первый взгляд рисовать капельками очень легко, но детям, у которых плохо развита мелкая моторика - это занятие даётся с трудом, ведь рисовать нужно точно и аккуратно. С помощью каплеграфии мы прописываем прописи, рисуем по образцу, пишем графические диктанты. Ведь только развитые пальчики смогут правильно и удобно держать ручку, рисовать прямые линии. Используя капельное рисование в сочетании с другими методами, мы помогаем детям развивать мелкую моторику, что тесно связано с развитием речи, подготовить руку ребенка к письму.
Таким образом, применение техники капельного рисования позволяет нам решать широкий спектр задач. Дети стали более уверенно держать ручку в руке, правильно стала распределяться мышечная нагрузка руки, то есть нажим. А это и есть подготовка руки к письму. При помощи каплеграфии дети стали более внимательны и усидчивы. И опять же, как и игры с песком каплеграфия поддерживает интерес к занятиям у наших воспитанников, что не мало важно при работе с детьми с особыми возможностями здоровья.
Работу по внедрению новых форм и технологий с детьми с ограниченными возможностями я намерена продолжать, так как это способствует повышению мотивации к обучению и социализации детей. У дошкольника развивается мелкая моторика и речь, а видя свои успехи, он становится уверенным в себе.
Применение в практике различных форм работы, методик, технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего пребывания ребёнка в детском саду обеспечивают его интеллектуальное и социально-личностное развитие.
Библиографический список:
- Зинкевич-Евстигнеева, Татьяна Дмитриевна Игра с песком. Практикум по песочной терапии / Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна. - М.: Речь, 2016. - 443 c.
- Корниенко Анна Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка / Анна Корниенко. - М.: Рама Паблишинг, 2012. - 710 c.
- Лапп, Е.Е. Шипилова, Е.В. Образование обучающихся с ОВЗ в вопросах и ответах / Е.Е.Лапп, Е.В.Шилова. - М.: АСТ, 2011. - 198 с.
- Корниенко Анна Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка / Анна Корниенко. - М.: Рама Паблишинг, 2012. - 710 c.
- Лапп, Е.Е. Шипилова, Е.В. Образование обучающихся с ОВЗ в вопросах и ответах / Е.Е.Лапп, Е.В.Шилова. - М.: АСТ, 2011. - 198 с.
- Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике / Сост. М.А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 349, (1) с.: ил. – (Познавайка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях ДОУ».
Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми д...
«Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
Дипломная работа...
Методическая разработка «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
Методическая разработка «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»...
Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО
Презентация расчитана для педагогов по работе с детьми с ОВЗ....
«Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями, как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей».
Дети с ОВЗ, независимо от диагноза, воспринимают окружающий мир не так как все, поэтому от правильного выбора методики коррекции и обучения зависит целесообразность всех усилий. В ...
Мастер – класс «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей»
Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычном образовательном учреждении...
«Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
Содержание Введение1. Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ2. Реализация федеральных госуд...