Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как качество повышения мотивации к обучению и социализации детей.
материал по коррекционной педагогике

Нечаева Ирина Викторовна

дети с ограниченными возможностями здоровья, мотивация, интерес, нетрадиционные методики, игра, песок, каплеграфия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нечаева Ирина Викторовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад «Радуга»,

Артинский городской округ

Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как качество повышения мотивации к обучению и социализации детей.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, мотивация, интерес, нетрадиционные методики, игра, песок, каплеграфия.

Одной из главных задач социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив. Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают сложности в общении со сверстниками. Нередко это проявляется в том, что ребенок не может найти себе друзей, некомфортно чувствует себя в коллективе, не умеет правильно разрешать конфликтные ситуации. Детям с тяжёлыми нарушениями речи особенно сложно самостоятельно приобрести навыки социализации без помощи взрослых. И здесь нам, воспитателям на помощь приходит использование таких форм работы с детьми, которые направлены на мотивацию, поддержку инициативы детей, на активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Мы, как воспитатели группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи работаем в тандеме и с логопедом, и со всеми специалистами. И одной из главных задач нашей совместной работы является формирование правильной, связной речи. Для этого мы используем различные формы работы с детьми, методики, технологии на протяжении всего пребывания ребёнка в детском саду, во всех режимных моментах. Но, для того чтобы наша работа с детьми с особыми возможностями здоровья принесла положительный результат, пусть даже незначительный, она должна быть выстроена ещё и на мотивацию, на интерес. Поскольку дети с ОВЗ с трудом идут на контакт, их нужно заинтересовать. Для этого мы используем как традиционные, так и нетрадиционные методики, приёмы взаимодействия с детьми.

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Дети играют в игры разной направленности: дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые, настольные. Но, пожалуй, одним из самых увлекательных для наших детей занятий остаются игры с песком.

При помощи игр с песком мы решаем различные образовательные задачи.

Для формирования у наших детей представлений об окружающем мире, строим совместно с ребёнком в песочнице города, деревни, леса, реки, озера, острова. А затем в игровой форме побуждаем ребенка строить самостоятельно или по инструкции. И обязательно обсуждаем, что строим. Помогает нам в этом игра «Создаём мир».

 C:\Users\user\Desktop\e92fff11-a88b-44d6-9c17-4ae8e662ff61.jpg    C:\Users\user\Desktop\38692222-b7f3-4fc4-9bf1-b8c59e6af26d.jpg

Играя в «Необыкновенные следы» работаем над развитием тактильной чувствительности и мелкой моторики.

https://drive.google.com/file/d/1sJPNQjDwQbq2GI7EoshBCKm_wT9sh6D u/view?usp=sharing

Протаптываем пальчиками тропинки на песке, играем в «Песочные прятки» (ищем игрушки, закопанные в песок).

Так же песок помогает расслабить ребёнка, снять напряжение. Для этого устраиваем «Песочный дождь», перетираем песок между пальцами, ладонями, здороваемся с песком.

https://drive.google.com/file/d/191fCjDy-9H9xgt8V18hfaBDvQBQ7_6oT/view?usp=share_link

Так же мы используем песок в исследовательской деятельности. Играем в игры «Пересыпалки», «Сеем, сеем», с помощью которых закрепляем свойства сухого песка.

            

С помощью песка мы учимся ориентироваться на плоскости. От камушка выкладываем дорожки из счётных палочек в определённом направлении. Для этого используем дидактическое упражнение: «Дорожка из счётных палочек», для   закрепления    сенсорных    эталонов    (форма,    цвет, размер), выкладываем на нарисованной линии на песке узоры по образцу.

             

Для развития речи ребёнок находит спрятанные в песке игрушки и самостоятельно подбирает слова для характеристики предмета, например, мячик – маленький, круглый; машинка – легковая, красная и т. д., описывает животных, которые встречаются у него на пути.

Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения: «Звуки природы», релаксационная и классическая музыка, рекомендованная для детей дошкольного возраста.

В итоге, в процессе игр с песком робкие и застенчивые ребята становятся более активными и уверенными, а гиперактивные подолгу засиживаются в песочнице, строят, перестраивают, дополняют работу новыми деталями, героями, атрибутами. К своим постройкам возвращаются вновь и вновь, создавая и проигрывая, а самое главное, проговаривая новые сюжеты.

Но в детском саду мы не только играем. Но и решаем серьёзные задачи. Одной из главных задач нашей совместной со специалистами работы, это подготовить ребёнка к школе.

И одним из самых главных направлений подготовки будущего выпускника является подготовка руки к письму. Для этого мы используем как традиционные (это, например, прописи в клеточку, в линеечку), так и нетрадиционные методы и технологии. Я хочу рассказать про один из них – это капельное рисование или каплеграфия. Что же такое капельное рисование? Основной принцип работы заключается в следующем: ребенок набирает пипеткой цветную воду и «рисует» капельками на бумаге.

https://lh6.googleusercontent.com/BED3KRDkWA8yfOxAkCd_5KfK5BoHgQw_Bzxqh4CCJQz4RMYayeisd3WnzCaazUYZxVIARKfxa2wqqZXcOXam2YCNgDiWMojL9gsvoecnZBtFLdbK83aZeOHeT94lXmJ-f78LlxWWcIxTu2_ffgN2dA=s2048 https://lh6.googleusercontent.com/lTAe7fZLwEa24HXYFqfao_cULS6tfMq_28xEnloyIWjcAuA1t3qs0h1QuTXO1UlSDnx61iWnFVNoS9XgNQwTB8HYf_HbDDI4VFzFM5G_34b2IouV-vs2sBtBH9_YbTPno2e6so0IYX0QMnbv1YWDNg=s2048 https://lh3.googleusercontent.com/m_GDRfEwqwIUy6MHEPdZw_EeBkMYlAlYGb3OxpGP9C3PxpMzO8vToaJV8raKcMhOC3gSpb3JSyQwkregm-a70MDjJt2NiIprNIyIvs3hBkWvpWCWYWAhLkciZdXz0OT9pSTOT0qVVnkmZLgupQUmew=s2048

На первый взгляд рисовать капельками очень легко, но детям, у которых плохо развита мелкая моторика - это занятие даётся с трудом, ведь рисовать нужно точно и аккуратно. С помощью каплеграфии мы прописываем прописи, рисуем по образцу, пишем графические диктанты. Ведь только развитые пальчики смогут правильно и удобно держать ручку, рисовать прямые линии. Используя капельное рисование в сочетании с другими методами, мы помогаем детям развивать мелкую моторику, что тесно связано с развитием речи, подготовить руку ребенка к письму.

Таким образом, применение техники капельного рисования позволяет нам решать широкий спектр задач. Дети стали более уверенно держать ручку в руке, правильно стала распределяться мышечная нагрузка руки, то есть нажим. А это и есть подготовка руки к письму. При помощи каплеграфии дети стали более внимательны и усидчивы. И опять же, как и игры с песком каплеграфия поддерживает интерес к занятиям у наших воспитанников, что не мало важно при работе с детьми с особыми возможностями здоровья.

Работу по внедрению новых форм и технологий с детьми с ограниченными возможностями я намерена продолжать, так как это способствует повышению мотивации к обучению и социализации детей. У дошкольника развивается мелкая моторика и речь, а видя свои успехи, он становится уверенным в себе.

Применение в практике различных форм работы, методик, технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего пребывания ребёнка в детском саду обеспечивают его интеллектуальное и социально-личностное развитие.

Библиографический список:

  1. Зинкевич-Евстигнеева, Татьяна Дмитриевна Игра с песком. Практикум по песочной терапии / Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна. - М.: Речь, 2016. - 443 c.
  2. Корниенко Анна Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка / Анна Корниенко. - М.: Рама Паблишинг, 2012. - 710 c.
  3. Лапп, Е.Е. Шипилова, Е.В. Образование обучающихся с ОВЗ в вопросах и ответах / Е.Е.Лапп, Е.В.Шилова. - М.: АСТ, 2011. - 198 с.
  4. Корниенко Анна Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка / Анна Корниенко. - М.: Рама Паблишинг, 2012. - 710 c.
  5. Лапп, Е.Е. Шипилова, Е.В. Образование обучающихся с ОВЗ в вопросах и ответах / Е.Е.Лапп, Е.В.Шилова. - М.: АСТ, 2011. - 198 с.
  6.   Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике / Сост. М.А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 349, (1) с.: ил. – (Познавайка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях ДОУ».

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми д...

Методическая разработка «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»

Методическая разработка  «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»...

«Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями, как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей».

   Дети с ОВЗ, независимо от диагноза, воспринимают окружающий мир не так как все, поэтому от правильного выбора методики коррекции и обучения зависит целесообразность всех усилий. В ...

Мастер – класс «Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью как средство повышения мотивации к обучению и социализации детей»

Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычном образовательном учреждении...

«Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»

Содержание      Введение1. Реализация инклюзивного подхода в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ2. Реализация федеральных госуд...