Театрализованные игры как метод коррекционной работы с детьми с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике

Литвинова Наталья Владимировна

Актуальность этой  темы связана с тем, что в наши дни существует достаточно много эффективных методов коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей дошкольного возраста с ОВЗ. Театрализованная игра является наиболее эффективным методом коррекционной работы, поскольку происходит социализации детей с дошкольного возраста ОВЗ в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованные игры как метод коррекционной работы с детьми с ОВЗ

       Работая в группе коррекционной направленности для меня стала интересна тема по самообразованию "Театрализованная деятельность как метод коррекционной работы с детьми с ОВЗ."  

Актуальность этой  темы связана с тем, что в наши дни существует достаточно много эффективных методов коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей дошкольного возраста с ОВЗ. Театрализованная игра является наиболее эффективным методом коррекционной работы, поскольку происходит социализации детей с дошкольного возраста ОВЗ в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.

       В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития. Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

     Коррекционная направленность данного вида деятельности основана на возможностях детей дошкольного возраста с ОВЗ проецировать в игровую деятельность социальные связи и личностные взаимоотношения, в которых дети не могут принять непосредственного участия в реальных ситуациях.

      Театрализованная деятельность имеет терапевтическую направленность, помогая данной категории детей в развитии восприятия, образного мышления, речи и способствует эмоциональной адаптации.

       Мой опыт работы заключался в изучении теоретических и практических аспектов проблемы использования театрализованной игры как метода коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (на примере детей с ЗПР).  Мною были определены педагогические условия организации театрализованных игр для детей дошкольного возраста с ЗПР.  Мною были подобраны  методы и приемы коррекционной работы средствами театрализованных игр детей дошкольного возраста с ЗПР.  Таким образом, мой опыт работы основан на том, что  театрализованные игры будут способствовать более эффективной коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ если:

- создана развивающая предметно-пространственная среда для организации театрализованных игр с детьми с ЗПР;

-  используются эффективные методы обучения театрализованным играм детей дошкольного возраста с ЗПР;

-  осуществляется взаимодействие всех участников образовательных отношений при организации театрализованных игр с детьми дошкольного возраста с ЗПР.

Работая над своим самообразованием по выбранной мною теме, я:

1) Изучила психолого-педагогическую литературу по проблеме.

2) Выявила особенности использования театрализованных игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР.

3) Провела педагогическую диагностику.

4) Разработала календарно-тематическое планирование по проведению коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР средствами театрализованных игр.

        В дореволюционной педагогике вопросами театра занимались Белинский, Гоголь, Герцен, Островский, Ушинский. В советское время: Луначарский, Крупская, Макаренко, Станиславский. Определение «игра» давали многие исследователи. По мнению М.Г. Ярошевского, К.С. Станиславского, А.В. Петровского, игра - это «форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры». В дошкольный период она является основным видом деятельности ребенка и оказывает большое влияние на его психическое развитие (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.).

        В своей концепции В.В. Зеньковский подчеркивал особую роль игры в детстве. В игре ребенок активен, он фантазирует, воображает, творит, переживает, создавая образы, которые всплывают в сознании и которые служат средством выражения эмоциональной сферы, а сама игра служит целям телесного и психического выражения чувств ребенка. В.В. Зеньковский утверждает, что «мы не потому играем, что мы дети, но для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства согласно этой формуле заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства, не уводя от реальности, они ослабевают прямое с ней взаимодействие путем введения в игру работы фантазии». Значение и специфика театрального искусства и его произведений заключаются в одномоментности,  коммуникативности, живого воздействия художественного образа на личность (В.К. Вилканас, Л.Я. Дорфман, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Я.З. Неверович, С.Х. Раппопорт, А. Солиев). Поэтому роль театра в эстетическом развитии дошкольника является неоценимой, что доказано в исследованиях А.М. Виноградовой, С.И. Мерзляковой, Е.Л. Трусовой. В процессе восприятия художественного произведения у детей возникает особый вид познания в форме эмоциональных образов (Л.И. Борисович, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович). В них, с одной стороны, отражается внешняя, экстерацептивная, картина окружающего мира, с другой стороны, интерацептивный компонент в виде ощущений и представлений придает эмоциональному образу побудительный, активизирующий характер, отражения окружающей действительности.  Эстетическое восприятие детей, в том числе восприятие театра, не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности. Ребенку-дошкольнику доступна внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.С. Славина, Л.Г. Стремкова и др.).

        Театрализованная игра-деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности и т.п. (Л.В. Артемова, Л.С. Выготский, Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, Д.Б. Эльконин и др.). Это говорит о широком развивающем потенциале театрализованной игры.

«Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении». Л.С. Выготский.

Маркова Л.С. отмечает, что у детей с задержкой психического развития наблюдаются бедность мимики, слабость и недифференцированность эмоций. Нарушения выразительности движений, неумение правильно показать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и с взрослыми.

Театрализованная игра как метод, весьма эффективна в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР. Благодаря комплексной деятельности, которая сочетает пение, движение, драматургию, музыку, художественно-изобразительное творчество, любой ребенок может проявить себя, компенсируя свои недостатки.

     Для повышения эффективности коррекционной работы с детьми внедрение в практику работы данного направления чрезвычайно перспективно. Ребенок, усваивая свою роль в игре, попадая в конкретную этническую среду, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности. Игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребенка, именно в ней дети учатся полноценному общению. Игровая роль помогает ребенку понять своего партнера, управлять своим поведением и раскрыть коммуникативные способности. Игра в театр начинается с создания игровой ситуации. Любая игра, в частности театрализованная, нуждается в правилах с целью сохранения игрового пространства и отграничения игры от реалий повседневности.

     Театрализованные игры позволяют перевоплотиться в другой образ, представить себя перед другими совершенно иным человеком, познать себя самого как творческую личность в фокусе особого внимания. Театрализованные игры создают непосредственный межличностный контакт, который оказывается решающим для стимулирования эмоционального и языкового развития детей с ОВЗ.Театрализованная деятельность детей с ЗПР способствует развитию всех компонентов речи: словарного запаса, грамматического строя речи, способствует речевой активности детей. Театрализованная игра позволяет ребенку эмоционально раскрепоститься, способствует снятию зажатости, обучению чувствованию и художественному воображению, фантазированию и сочинительству. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.C.Выготский) [6].

      Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. Участвуя в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством, драматизация, или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. В процессе коррекционного воздействия на детей с ЗПР в театрализованной деятельности отмечается положительная динамика в формировании разных видов художественной деятельности, особенно в театрализовано - игровой, а также в образно-ролевых играх (Е.А. Медведева).

        Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми, происходит связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности, эмоциональности.

     Театрализованная деятельность ребенка дошкольного возраста с ЗПР, способствуя развитию, стимулирует коррекцию многих психических процессов, совершенствует пластичность тела, реализует потребность в творческой активности, создает предпосылки для обогащения творческих способностей, обеспечивает укрепление здоровья, преодоление имеющихся отклонений в эмоционально-поведенческой и познавательной сферах. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья после общения с театром дает качественные изменения в своем развитии: у него проявляются положительные изменениями в эмоциональной и познавательной сферах, развивается связная речь, формируется уважительное отношение детей друг к другу, развивается чувство коллективизма.

     Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы коррекционной педагогики и психологии, связанные:

- с художественным образованием и воспитанием детей;

- формированием эстетического вкуса;

- нравственным воспитанием;

- развитием коммуникативных качеств личности;

- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка с ЗПР, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, что необходимо в коррекционной работе с детьми с ЗПР поскольку у них присутствует слабость и недифференцированность эмоций.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению ребенка; создаёт условия для социализации, что важно в работе с детьми с ЗПР, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста с ЗПР средствами театрализованных игр способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека; формированием навыков взаимного общения, коллективной работы, которые изучает театральная педагогика).

Участвуя в театрализованной деятельности, дети с ЗПР знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят детей с ЗПР перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку с ЗПР решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость

Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста. Например, педагоги Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова рассматривают:

- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

- стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

- верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);

- напольные куклы (марионетки, конусный театр);

- театр живой куклы (театр с " живой куклой", ростовые, люди-куклы, театр масок, танта-морески).

Эти разновидности театрализованных игр, отличаются художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.

Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукловоды, в такой игре обычно используются два рода театральной игрушки. Первый - типа Петрушки - театр Петрушки (в практике часто называется театр бибабо), где используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма - большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Показывается спектакль из-за ширмы: кукловоды держат кукол над головой.

Игра-драматизация или театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).

Подготовка к театрализованной деятельности детей  проходила в несколько этапов. Вначале я старалась выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Одно из главных условий -  мое эмоциональное отношение к читаемому. При чтении детям я старалась проявить  не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств . Для детей с ЗПР это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.

     Моя роль в организации и проведении таких игр  заключалась в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие решаемые задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его умственных способностей, его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Старалась осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Исходя из опыта работы стало понятно, что взаимодействие всех участников образовательных отношений очень велико. Логопед помогала разучивать текст и корректировала речь детей с ЗПР, занятых в постановке. Педагог коллега помогала организовывать условия постановки и показа сказки зрителям (детям, сотрудникам, родителям). На занятиях музыки для обыгрывания ролевых образов подбирали определенные музыкальные инструменты. Музыкальный руководитель подбирают роли, соответствующие уровню развития детей, которые они в состоянии проиграть или изобразить с помощью инструмента.

      Итогом разучивания инсценировки явилось публичное выступление перед родителями, педагогами. На занятиях музыкой мы вместе с музыкальным работником часто использовали элементы театрализованной игры, благодаря чему дети охотно выполняли двигательные упражнения, превращаясь в персонажей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимнастика для глаз - многофункциональный метод коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.

В статье представлен практический материал - тексты и комплексы гимнастик, а так же рекомендации: какие упражнения и с какой целью нужно включать в комплексы гимнастики для глаз.Статья будет интересна...

Гимнастика для глаз - многофункциональный метод коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.

гимнастики для глазВ настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества людей, страдающих нарушениями зрения. Всё чаще аномалии зрения встречаются у детей. У части из них данные нарушения –...

"Использование заданий на воображение, как метода коррекционной работы с детьми с ОНР"

Консультация для логопедов, воспитателей логопедических групп на тему: " Использование заданий на воображение, как метода коррекционной работы с детьми с ОНР"...

"Использование заданий на воображение, как метода коррекционной работы с детьми с ОНР"

Консультация для логопедов, воспитателей логопедических групп на тему: " Использование заданий на воображение, как метода коррекционной работы с детьми с ОНР"...

"Использование заданий на воображение, как метода коррекционной работы с детьми с ОНР"

Консультация для логопедов, воспитателей логопедических групп на тему: " Использование заданий на воображение, как метода коррекционной работы с детьми с ОНР"...

"Сочетание традиционых и инновационных методов коррекционной работы с детьми с ОВЗ"

Методическая разработка учителя-логопеда Дорониной Н.О. для детей дошкольного и младшего школьного возраста, отражающая этапность и последовательность коррекционного воздейстия при нарушении звукопрои...

Методическая разработка " .Театрализованная деятельность - как метод коррекционной работы по формированию связной речи у детей с ЗРР. "

Актуальность. Развитие речи – очень важный раздел во всех дошкольных образовательных программах. Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, ...