Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда
консультация по коррекционной педагогике

Взаимодействие между специалистами — важное условие эффективной коррекционно-развивающей работы. При этом не стоит забывать, что совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога не означает подмены собой другого специалиста. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопед и психолог: разные задачи, но общие цели

Ставки психолога-педагога и учителя-логопеда есть практически в каждом ДОУ. Как правило, они входят в психолого-педагогический консилиум и сотрудничают в ходе сопровождения детей с ограниченными возможностями.

Именно взаимодействие логопеда и психолога является необходимым условием результативной работы по полноценному развитию личности ребенка, а также укреплению его физического и психического здоровья.

Эти специалисты преследуют в своей работе разные задачи, но способы их достижения часто оказываются идентичными. Важно учитывать, что в любом ДОУ наверняка есть группа детей, которые в равной степени нуждаются в помощи обоих специалистов.

Задачи логопеда следующие:

  • развитие звуковой стороны речи;
  • помощь в пополнении словарного запаса и освоении грамоты;
  • обучение связному выражению своих мыслей;
  • развитие слухового внимания и мелкой моторики;
  • формирование навыков, необходимых для дальнейшего обучения в школе.

Задачи психолога:

  • развитие высших психических функций: память, внимание, мышление;
  • совершенствование зрительно-моторной координации;
  • развитие эмоционально-личностной сферы;
  • формирование волевых качеств и самоконтроля;
  • обеспечение комплексной психологической поддержки.

Как мы видим, задачи этих специалистов разные, но цель одна – социальная адаптация и интеграция ребенка, имеющего речевой дефект, в среду нормально развивающихся сверстников.

Реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия учителя-логопеда и психолога-педагога в тех случаях, когда в основе сложностей воспитания и обучения детей лежат следующие проблемы:

  • незрелость высших психических функций, которая сочетается недоразвитием речи;
  • недостаточность речевого развития сопровождается снижением самоконтроля и учебной мотивации;
  • речевые нарушения сопровождаются тревожными расстройствами.

Особенности планирования совместной работы

Сотрудничество логопеда и психолога лучше начинать как можно раньше – еще до комплектования логопедических групп.

Уже при проведении обследования происходит выявление детей с речевыми нарушениями и психологическими проблемами. Педагог-психолог должен присутствовать на заседании ПМПк для разъяснения какой-либо ситуации по конкретному ребенку, требующей компетенции психолога, а также для наблюдения за детьми в новой для них ситуации. На этом этапе диагностируется эмоционально-волевая сфера, что дает представление о фактическом уровне развития интеллектуальной, коммуникативной и эмоциональной сферы ребенка.

Затем проводится совместное совещание, в ходе которого логопед и психолог обсуждают основные рабочие моменты, а также составляют план совместной работы на весь год. Важным этапом является создание единой картотеки заданий, которую могли бы использовать оба специалиста.

В частности, задания для развития внимания и памяти могут составляться на основе материала, направленного на автоматизацию конкретного звука. В качестве примера можно взять задание из картотеки на автоматизацию звука [Ш]. Задача заключается в том, чтобы найти лишнее слово и объяснить почему оно лишнее.

Пример: шапка, шуба, шарф, рубашка, шмель. Лишнее слово – шмель, потому что это насекомое, а все остальные слова – это предметы одежды. Кроме того, у детей вызывают большой интерес задания, в которых необходимо устранить ошибки в построении предложений.

К примеру, дети должны исправить ошибки в предложениях, выделяя звук Л: «Салат торчал из вилки». «Вода пила слона». «Елка ходила около косули» и т.д.

Что необходимо учитывать в совместной работе

Основу организации взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога определяют следующие принципы:

  1. Системная работа. Развитие ребенка должно быть комплексным, поэтому нельзя развивать только одну функцию.
  2. Взаимодополняемость. Развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
  3. Ориентированность на каждого конкретного ребенка. Работа с ребенком должна строиться на основании его возрастных и личностных особенностей.
  4. Правильный подход к нагрузкам и требованиям. Каждый ребенок индивидуален, поэтому важно адекватно оценить ту нагрузку, которая оказывается в процессе занятий. Важно действовать постепенно, переходя от простых заданий к более сложным.

Другой вопрос касается функционала каждого специалиста, который часто может совпадать, несмотря на свои задачи, которые есть как у логопеда, так и у психолога.

Одна из таких смежных областей – это развитие познавательной сферы, которым занимаются оба специалиста. И может сложиться такая ситуация, когда этому вопросу не будет уделяться достаточного внимания по причине того, что один специалист будет думать, что данный вопрос решает его коллега. Может быть и обратная ситуация, когда логопед и психолог уделяет повышенное внимание развитию познавательной сферы, что идет во вред их основным задачам и обязанностям.

Подобные ситуации случаются только тогда, когда нет отлаженного взаимодействия между двумя специалистами. Если же они четко наметили план совместной работы, то такие ошибки исключены.

И логопед, и психолог занимаются развитием речевых и высших психических функций, но каждый со своей стороны. Задача логопеда – развивать речь с использованием приемов активизации памяти, мышления и внимания. Он может использовать элементы сказкотерапии, музыкотерапии, психогимнастики. Психолог тоже воспринимает речь как средство интеллектуального развития, и помогает ребенку закрепить лексический материал и графические навыки, полученные на логопедических занятиях.

Какие задачи позволяет решить организация взаимодействия психолога и логопеда в ДОУ

Совместная работа двух специалистов позволяет решать несколько задач:

  • Обеспечение единства коррекционно-развивающего пространства.
  • Полноценное профессиональное взаимодействие в педагогическом процессе.
  • Обновление содержания коррекционной работы с детьми-логопатами.
  • Высокий уровень и творческий характер деятельности специалистов.

Нехватка воспитателей и психологов-педагогов в дошкольных образовательных учреждениях часто приводит к тому, что логопеду приходится брать на себя дополнительные обязанности, что объясняется элементарным отсутствием смежных специалистов.

Но если в учреждении такой проблемы нет, то логопеду нет необходимости брать на себя дополнительные функции. Лучше всего сфокусироваться на выполнении своих прямых должностных обязанностей, не возлагая на себя выполнение задач психолога. Это не только вопрос этики, но и эффективности работы каждого из специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога психолога и учителя логопеда при организации социализации детей в группе сверстников с речевыми нарушениями

Тема: Социализация детей с нарушениями речи в  условиях детского сада     Дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка. В работах Л.С. Выготск...

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ

В данной статье вы можете узнать о совместной работе педагога-психолога в ДОУ....

Статья "Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в ДОУ"

Статья о совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога....

Применение событийного подхода во взаимодействии педагога-психолога и учителя логопеда в ДОУ

Организация и реализация событий во взаимодействии педагога-психолога и учителя логопеда рассматривается как относительно самостоятельная цель обучения и воспитания, которая заключается в насыщении жи...

Кружок "Любознайки" по лексическим темам.Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности

Кружок "Любознайки" по лексическим темам. Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в группах компенсирующей направленности...

"Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми с ОВЗ с применением квест технологии"

У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдаются проблемы в социально-коммуникативной и познавательной сфере. Таким образом, очевидна актуальность взаимодействия логопеда и психолога. Квест - это ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий педагога-психолога совместно с учителем-логопедом «Путешествие ко дну морскому».

Цель: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:1. Образовательные:расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;активизировать словарь...