Мастер - класс "Игры, которые нас лечат"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Рангаева Александра Анатольевна

Целью мастер класса является повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросу создания благоприятных условий для полноценного психофизического развития дошкольников ОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_kotorye_nas_lechat_-_master-klass.docx44.86 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по сохранению и укреплению физического и

психического здоровья детей с ОВЗ «Игры, которые нас лечат»

Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросу создания благоприятных условий для полноценного психофизического развития дошкольников ОУ.

Задачи:

- расширять представления о физическом и психологическом здоровье дошкольников;

- показать согласованное функционирование этих двух составляющих компонентов, их единство;

- познакомить и обучить педагогов практическим способам и приемам игровой техники детей дошкольного возраста;

- создать условия и благоприятный морально-психологический климат для плодотворного общения участников мастер-класса с целью снижения физического напряжения, зарядить их позитивом и жизнерадостностью.

Предварительная работа: просмотр специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; проведение с детьми игр, направленных на формирование двигательной активности.

Материалы: конспект по теме мастер-класса.

Оборудование: клубок ярких ниток, грецкие орехи.

Структура мастер-класса

  1. Вступительная часть

Объявление темы и цели мастер-класса.

Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.

  1. Теоретически-практическая часть

«Игры, которые нас лечат»

Значение основных составляющих здоровьесбережения и здоровьеформирования.

Пояснение, рекомендации и проведение игровых приемов, связанной с двигательной активностью и развитием эмоциональной сферы детей.

  1. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов

Ход мастер-класса

  1. Вступительная часть

  1. Организационный момент. Встреча участников. Подготовка к практической    части мастер-класса.
  2. Целевые установки. Содержание мастер-класса

  • Здравствуйте, уважаемые коллеги!
  • Скажите громко и хором, друзья. Деток вы любите? (Нет или да)

Пришли вы учиться,

Или сил совсем нет?

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю….

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последний вопрос, ответьте, друзья

Активными будете? (Нет или да)

Большое спасибо и так начнем нашу работу.

Уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса сегодня «Игры, которые нас лечат». Совместно с вами мы познакомимся с двумя составляющими компонентами здоровья дошкольников, а в процессе практической деятельности вы освоите некоторые игровые приемы и техники.

Надеемся, что сегодняшний мастер-класс поможет вам использовать в своей работе этот материал для развития и сохранения физического и психического здоровья детей.

Итак, мы начинаем.

Общеизвестно, что именно в дошкольном возрасте формируются нервная и костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического и социально-личностного развития. Одними из непременных условий этого являются формирование двигательной активности и развитие эмоциональной сферы детей.

Перед тем, как преступить к практической части, я хотела бы провести с вами приветствие «Волшебный цветок добра» (показ с педагогами).

Необходимо встать в круг, представить в руках у себя волшебный цветок и подарить его другому со словами – комплиментами. Для этой игры необходимо создать атмосферу доверия, радости и душевного комфорта.

  1. Теоретическая – практическая часть

Вопрос к коллегам: Я хотела бы задать вам вопрос. Так что такое «Здоровье»?

Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия. Основываясь        на        определении        термина        «Здоровье», выделяют следующие его компоненты: здоровье физическое, психическое здоровье, здоровье социальное, духовно-нравственное здоровье.

Сегодня мы поговорим о двух из них – физическом и психическом здоровье, как влияет эмоциональная сфера на физическое состояние детей. Но для начала уточним, определения этих терминов:

  1. Здоровье физическое – это, когда у вашего ребенка высокая работоспособность, он устойчив к заболеваниям, соответствует в процессах роста и развития биологическим и социальным потребностям, когда у него отсутствуют хронические заболевания.
  2. Психическое здоровье – это умение управлять своими чувствами, эмоциями и мыслями (умение проявлять критичность к себе, адекватность психических реакций; способность изменять свое поведение в ситуациях, способность планировать собственную жизнь).

Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое, а значит и физическое здоровье, только согласованное функционирование этих дух компонентов, их единство, могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

  • Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, недостаточное развитие моторики пальцев рук. У многих детей повышенная утомляемость, нарушения основных понятий и представлений. Исправлению и коррекции психического и физического состояния ребенка помогут используемые здоровьесберегающие технологии.

- Какие вы знаете и используете технологии?

В течение дня используем как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающей технологии, среди которых:

  • дыхательная гимнастика,
  • артикуляционная гимнастика,
  • пальчиковая гимнастика,
  • гимнастика для глаз,
  • массаж и самомассаж,
  • физкультминутки;
  • релаксационные упражнения;
  • подвижные и сюжетно-ролевые игры,

Эти игры помогут:

  • Снизить эмоциональное напряжение.
  • Наладить контакт между детьми и педагогами.

Играя с детьми, вы как будто сами попадаете в свое детство, становитесь непосредственными и начинаете лучше понимать детей, а, значит, вместе с ребенком меняетесь и вы, ваши отношения друг с другом.

Эффективность таких методик уже давно доказана. Игра положительно влияет   на ребенка. Он обретает новые определенные навыки и умения в той или иной деятельности, в том числе и в общении.

Начинать нужно игровые занятия с тех игр, которые направлены на улучшение общего психологического самочувствия.

Наше знакомство мы начнем с игр и упражнений, направленных на формирование психологического здоровья дошкольников и в частности: на коррекцию агрессивности, на коррекцию тревожности и коррекцию поведения детей с нарушением общения. Сейчас мы попробуем освоить некоторые игровые техники.

А сейчас, уважаемые коллеги, перейдем к играм и упражнениям, направленным на развитие, укрепление и поддержание здоровья.

Игры на коррекцию агрессивности:

Детская агрессивность – явление нормальное, связанное с психологическими особенностями каждого возраста.

«Злые - добрые кошки».

Цель: снятие общей агрессии.

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого, на полу, лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, кивок головой) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом выходить из «волшебного круга» нельзя.

«Минута шалости».

Цель: психологическая разгрузка.

Ведущий по сигналу (удав в бубен, свисток, хлопок в ладоши) предлагает детям пошалить: каждый делает, что ему хочется - прыгает, бегает, кувыркается и т.п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.

«Ругаемся овощами, фруктами и ягодами!» (показ с педагогами)

Игроки ругают друг друга с сердитым выражением лица и с сердитыми интонациями: «Ты - капуста». В ответ: «А ты - редиска» или «А ты - слива» и т.д. Игра останавливается, если слышны какие-нибудь обидные слова или возникает физическая агрессия. Затем участники называют друг друга цветами с соответствующей интонацией: «Ты - колокольчик!», «А ты - розочка!».

Игры на коррекцию тревожности и страхов:

«Настроение и походка» (показ с педагогами)

Взрослый показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий дождик, а теперь – как тяжелые, большие капли. Полетаем как воробей, а теперь – как орел. Походим как старая бабушка, попрыгаем как веселый клоун.

Пройдемся как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем к ней на шею и обнимем ее».

Игры и упражнения на коррекцию нарушения в развитии коммуникативных навыков:

Игра «Слепой и поводырь» (показ с педагогами)

Дети разбиваются на пары: «слепой» и «поводырь». Один закрывает глаза, а другой водит его, дает возможность коснуться различных предметов, помогает избежать столкновений с другими парами, дает соответствующие пояснения, относительно их передвижения и т.д. Затем дети меняются ролями. По окончанию игры детей просят ответить, кто чувствовал себя надежно и уверенно, у кого было желание полностью довериться партнеру.

Это то, что касается психического здоровья.

Перейдем к физическому здоровью.

С наступлением весны или осени дети начинают болеть чаще и для профилактики болезней горла и носа можно проводить следующие игры:

Игры, которые лечат при болезнях носа и горла (ринит, фарингит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды). При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировки дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, предохраняет от переохлаждения.

Дыхательная гимнастика - уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров.

При проведении игр с детьми необходимо одновременно контролировать правильную осанку и смыкание губ.

Игры на дыхание: «Задуй свечу», «Насос», «Не урони шарик», «Дует ветер» и т.д.

Гимнастика для глаз.

Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться - важнейшая задача родителей и педагогов.

Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения.

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.      

  Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Головою не верти,

Влево, вправо погляди.

Глазки влево, глазки вправо -

Упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

И по кругу посмотрите.

Прямо, ровно посидите.

Посидите ровно, прямо,

А глаза закрой руками.

2. Пальчиковая гимнастика

- Что дает пальчиковая гимнастика детям?

Пальчиковая гимнастика способствует овладению навыками мелкой моторики. Помогает развивать речь. Повышает работоспособность коры головного мозга. Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

Помимо традиционной пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики руки полезными являются занятия с разнообразными предметами. В представленных играх для проведения массажа используются маленькие детские машинки и обычный карандаш, словом то, что всегда найдется под рукой. Педагоги, выполняют пальчиковую гимнастику:

Пальчиковая игра «Гонки».

(Муз. сопровождение В. Агутин «Шоферская», слова Н. Нищева, авт. аранжировка О. Мячикова)

Массаж выполняется с помощью маленькой детской машинки.

Игры по методу «Расскажи стихи руками»:

«Стрекоза»

Вот какая стрекоза (показываем размер двумя руками)

Как горошины глаза (прикладываем руки к глазам)

Влево (поворот влево), вправо (поворот вправо),

Назад (шаг назад), вперед (шаг вперед),

Ну, совсем как вертолет. Мы летаем высоко,

(поднимаем руки вверх)

Мы летаем низко (присаживаемся на корточки)

Мы летаем далеко (приставляем к голове руку козырьком)

Мы летаем близко (руки в стороны - бегаем по комнате)

А также игры «Мышка и Мишка», «Обезьянки», «Золотая осень», «Петушок» и т.д.

В последнее время всё чаще приходится сталкиваться с такой проблемой, как нарушение осанки. Это частый спутник многих хронических заболеваний. Дефекты осанки, особенно в раннем возрасте, отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.

Основной профилактикой нарушения осанки является общая тренировка организма ребенка. В задачи игр входят укрепление опорно - двигательного аппарата, усиление мышечного «корсета» позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечно - сосудистой системы. Выработке правильной осанки помогает игры на координацию движений, равновесия. Упражнения в играх необходимо чередовать с дыхательными упражнениями.

Приобретение правильной осанки - длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Часто родители ограничиваются замечанием: «Не горбись!», «Не сутулься!»- это ошибка, так как частица «не» детьми не воспринимается. Нужно давать позитивные формулировки: «Иди прямо», «Выше подбородок» и непосредственно на теле ребенка показывать правильное положение.

Игры: «Зоопарк» - дети мимикой, движениями, звуками изображают зверей, а «экскурсанты» отгадывают зверя.

«Мастер мяча»

Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей; развитие ловкости, меткости, координации движений в крупных и мелких мышечных группах; формирование правильной осанки.

Оборудование: мячи, по одному на каждого игрока

Ход игры.

Ведущий раздает детям мячи, и они по его команде выполняют задания.

Вариант 1.

Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной и поймать мяч. Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч. Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги, и поймать мяч. Сесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги и поймать мяч. Бросить мяч высоко вверх, наклониться, дотронуться концами пальцев до носков ног, выпрямиться и поймать мяч.

Вариант 2.

Ударить мяч о землю так, чтобы он высоко подпрыгнул, нагнуться, дотронуться концами пальцев до носков ног и, выпрямившись, поймать мяч. Сильно ударить мяч перед собой об пол, повернуться кругом и поймать мяч.

Примечание. Каждое упражнение играющий вначале повторяет по одному разу. Затем после выполнения всех упражнений или при допущенной ребенком во время игры ошибке в игру вступает партнер и повторяет те же упражнения. Игра постепенно усложняется - увеличивается количество  бросков.

Упражнения выполняют последовательно одно за другим. На каждое упражнение допускается по две попытки. За упражнение, правильно выполненное с первой попытки, участник получает два очка, выполненное со второй попытки - одно очко. Побеждает набравший большее число очков.

Игроки, правильно выполнившие задания, получают жетоны.

Выигрывает игрок, набравший больше всего жетонов. Этого игрока назначают «Мастером мяча».

Игры, направленные на исправление плоскостопия.

Плоскостопие чаще всего встречаются у слабых, физически плохо развитых детей. Оно отрицательно сказывается на осанке и общем состоянии ребенка. Игры должны укреплять связочно - мышечный аппарат голени и стопы, способствовать общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы «не разводя носков».

Это игры с ходьбой на наружных краях стоп, на носках, со сгибанием пальцев ног, захватыванием различных предметов пальцами ног, приседанием в положении: «носки внутрь, пятки разведены».

При выраженном плоскостопии следует исключить игры, связанные с прыжками и спрыгиванием с высоты.

Игры: «Спящий Кот», «Ловкие ноги».

«Ловкие ноги»

Цель игры: развитие координации движений, чувства равновесия; укрепление мышц туловища, связочно-мышечного аппарата стоп.

Необходимый материал: ковер, палки и платки по числу игроков.

Ход игры. Дети сидят на полу, на ковре, руки за туловищем кистями опираются о ковер. Между широко расставленными ногами палка. У ее конца справа носовой платок. Нужно взять его пальцами правой ноги и перенести к левой, не задев палки. Правую ногу перевести в исходное положение. Потом взять платок пальцами левой ноги и перенести его вправо от палки. Повторять 2-4 раза, последние 2 раза перенести обе ноги с платком вправо и влево. Выигрывает тот, кто сделал упражнение, не задев платком палки.

Игры «Бегущая скакалка», «Заяц, елочки и мороз», «Донеси, не урони», «Гуси - лебеди», «Поймай комара», «Самый стойкий» и т. д.

Помните, самое главное - это не то, во что играть, а то, как играть.

А теперь я бы хотела вас познакомить с общими рекомендациями по проведению игр:

  1. Для ребенка во время и после болезни следует выбирать игры, не вызывающие  большой психофизиологической нагрузки.
  2. Следует переключаться с одной игры на другую с перерывами на отдых.
  3. Игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали разносторонние воздействия.
  4. Игровой материал должен быть ярким, голос ведущего заинтересовывающим, интригующим. Взрослый сам должен «включиться» в игру.
  5. Необходимо проветривать комнату перед игрой, очистить нос от слизи для правильного носового дыхания.

Все эти игры позволяют проводить лечебно - профилактические занятия в веселой, занимательной форме. Игры никогда не наскучат детям, они помогут не только снять нервное напряжение, но и разовьют фантазию, увеличат творческий потенциал ребенка.

Понимайте «своих» детей и растите вместе! Спасибо за внимание.

3. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов

Список использованной литературы:

  1. Галанов А. С. «Игры, которые нас лечат: Здоровье, развивающие игры» - М.: «Педагогическое общество России», 2005, 96 с.
  2. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые нас лечат. Для детей от 5 до 7 лет», - Сфера, 2013, 64 с.
  3. Лебединский В.В., Никольская О.С. «Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция», М.-199

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На тему: «Овощи, которые нас лечат, а так же овощи которые могут навредить нашему здоровью»

На тему: «Овощи, которые нас лечат, а так же овощи которые могут навредить нашему здоровью»...

«ИГРЫ, КОТОРЫЕ НАС ЛЕЧАТ». МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУПП.

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОО КАК ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ И ЗДОРОВЬЕФОРМИРОВАНИЯ. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ....

Экологический проект "Растения, которые нас лечат" подготовительная группа.

Проект "Растения, которые нас лечат"  Проектная деятельность в детском саду по ознакомлению с лекарственными растениями....

Проект "Растения, которые нас лечат". презентация к проекту

Долгосрочный проект в подготовительной к школе группе.Цель которого: расширять представления детей  о многообразии лекарственных трав и их пользе....

Проект на тему: «Растения, которые нас лечат».

Проект на тему: «Растения, которые нас лечат»Вид проекта:Творческо-информационныйСрок реализации:Летний период 2016г.Участники проекта:Дети подготовительной  группы, родители, воспита...

Проект " Растения, которые нас лечат"

Огромное значение в дошкольном возрасте имеет экологическое воспитание. Ведь экологическое воспитание в первую очередь рассматривается, как нравственное воспитание. Прививая любовь к природе, формируя...