Рабочая программа "Психокоррекционные занятия с обучающимися с умственной отсталостью"
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Мария Юрьевна Ткачева

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx37.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №59

Рабочая программа

по курсу «Психокоррекционные занятия с обучающимися с умственной отсталостью (с нарушениями интеллекта)

Составитель программы:

Ткачева Мария Юрьевна

                                                                2022 г

                         Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Психокоррекция» разработана в соответствии с

  • Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599);
  • адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) МКОУ «Лозовская СОШ»;
  • учебного плана МКОУ «Лозовская СОШ»;

Дети с интеллектуальной недостаточностью особенно нуждаются в целенаправленном обучении, они не усваивают общественный опыт спонтанно. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.

Цель программы: формировать психологический базис для полноценного развития личности ребенка, создавать зону ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности, а так же оказывать помощь детям с интеллектуальными нарушениями на основе создания оптимальных возможностей и условий проявления личностного потенциала ребенка.

Основные задачи:

- формирование  учебной мотивации, стимуляция сенсорно – перцептивных, мнемических и  интеллектуальных процессов;

- гармонизация психоэмоционального состояния, повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля;

- развитие способности к эмпатии, сопереживанию;

- формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребёнка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения.

Общая характеристика коррекционного курса

В системе образования коррекционный курс «Психокоррекция» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в школе является важным звеном в общей системе коррекционной работы.

Данная программа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на исправление и/или ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся.

Основным механизмом включения учащихся в деятельность на занятии является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), самостоятельной.

Коррекционные занятия проводятся на основе диагностики уровня развития обучающихся и выявления индивидуальных пробелов в знаниях. Диагностика проводится в начале учебного года и в конце учебного года. Фиксация динамики развития обучающихся ведется в диагностических документах – протоколах. Работа по данной программе предусматривает проведение групповых или индивидуальных занятий. Основными формами организации работы с детьми являются игры и упражнения. Эти виды деятельности в младшем школьном возрасте у детей с легкой степенью умственной отсталости создают наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка.

В программе предусмотрен специальный набор игр и упражнений, направленных на формирование позитивного отношения к своему «Я», навыков самоконтроля, продуктивных видов взаимоотношения с окружающими, повышению мотивации, уверенности;  гармонизацию психоэмоционального состояния, развитие познавательной сферы обучающихся, на развитие эмоционально-личностной и коммуникативной сфер воспитанников.

Таким образом, в ходе реализации программы происходит комплексное воздействие на личность обучающихся, что создает предпосылки для лучшей социализации воспитанников.

В соответствии с указанными целями и задачами определяется содержание данного курса.

Место коррекционного курса в учебном плане

Коррекционный курс «Развитие познавательной деятельности» входит в образовательную область: «Коррекционно-развивающие занятия».

Сроки реализации программы: 4 года (1 - 4 класс);

Кол-во часов на изучение предмета в неделю:

С 1 по 4 класс - 68 часов в год (2 часа в неделю) 34 учебные недели;

Продолжительность занятий 20 минут.

 Планируемые результаты изучения коррекционно-развивающего курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;

- принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- проявление учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи;

- адекватная оценка своей учебной деятельности;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

Предметные результаты:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы и явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- давать определения тем или иным понятиям.

 Содержание коррекционного курса

«Развитие познавательной деятельности»

Содержание коррекционного курса представлено следующими обязательными разделами:

1. Познавательная сфера

В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов) – наглядного и логического мышления, произвольных внимания, восприятия, памяти, воображения.

2. Активная позиция. Взаимодействие.

Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной познавательной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих активность детей во время учебного процесса, является средством развития познавательных способностей обучаемых: навыки участия в занятии, обучение способности удерживать познавательную задачу(инструкцию, правило), придерживаться зрительного плана деятельности, обучение способам выполнения задачи, желания получить результат.

Применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащихся. Познавательные задачи подбираются в соответствии с индивидуальным уровнем развития познавательных способностей.

Среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление. Следовательно, активизировать познавательную деятельность учащихся - это значит, прежде всего, активизировать их мышление.

Сама же деятельность возможна, благодаря важным ее компонентам, поэтому активизация деятельности ребенка, это обучение ставить цель; мотивирование на организацию, продолжение, реализацию замысла; обучение способам действий и познавательным умениям; создание условий для успешной деятельности ребенка(предметно-развивающая среда); достижению результата.

Система работы психолога по активизации познавательной деятельности неразрывно связана со способностью взаимодействовать с педагогом. Данная работа должна строиться с учетом планомерного постепенного и целенаправленного повышения вовлеченности и параллельного взаимодействия ребенка со взрослым, совместного внимания, проявления сотрудничества со взрослым и реализуется в упражнениях на совместную деятельность и взаимодействие.

3. Познавательный интерес. Мотивация.

Кроме того, развивать познавательную деятельностьучащихся - это значит формировать у них мотивы учения. Учащиеся должны не только научиться решать познавательные задачи, у них нужно развить желание решать эти задачи. Воспитание у учащихся мотивов учения в настоящее время является одной из главных задач.

Мотив познавательной деятельности детерминирован (обусловлен) потребностями другой, не менее значимой для ребенка деятельности, в первую очередь игровой. Основная форма работы в данном разделе парная игра с педагогом, игра по правилу, настольные игры ходилки. А закрепляется мотивация и познавательный интерес в самостоятельной деятельности.

Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес - направленность на материал (игровой, математический и т.д.), связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка. Развитие познавательного интереса происходит через игровую деятельность, с использованием стимульного и наглядного материала и сопровождается эмоциональным подкреплением.

Отличительной особенностью данной программы является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу.

Данный раздел предполагает обучать детей с использованием приемов повышения познавательного интереса:

- прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных  способов преподнесения материала (липучки, заламинированные листы, листы для работы со стирающимся маркером, яркость и оригинальность пособий);

прием значимостидля ребенка– отработка навыков на том материале, который значим для ребенка, создает для него эмоциональную поддержку и дополнительную мотивацию;

- прием визуализации – детям с РАС легче усваивать материал, осваивать новые навыки и способы деятельности, если дать им необходимую зрительную поддержку, структуру, план действий;

- прием натурализации – выполнение заданий с использованием натуральных объектов, гербариев, коллекций, бытовых предметов, реалистичных картинок и иллюстраций.

                                       Критерии и нормы оценки достижений.

Итоги обучения подводятся безотметочным методом на протяжении всего коррекционно-педагогического процесса.

Оценка эффективности психокоррекционных воздействий определяется при повторном обследовании детей в конце года с помощью следующих диагностических методик:

 1. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста (Л.М.Шипицина).

2. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича).

Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие познавательной деятельности»

1 класс.

(2 часа в неделю, всего – 68 часов)

Тема урока

Количество часов

Диагностика устойчивости познавательного интереса, мотивации и функций поведения

4

Коррекция когнитивных процессов "Я познаю мир" (развитие восприятия, памяти, внимание, мышления, воображения)

18

Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка

14

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка

12

Коррекция и развитие социальных и коммуникативных умений

16

Повторная диагностика

4

Итого

68

Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие познавательной деятельности»

2 класс.

(2 часа в неделю, всего – 68 часов)

Тема урока

Количество часов

Диагностика устойчивости познавательного интереса, мотивации и функций поведения

2

Коррекция когнитивных процессов (развитие восприятия, памяти, внимание, мышления, воображения)

18

Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка

18

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка

12

Развитие социальных и коммуникативных умений

14

Повторная диагностика

4

Итого

68

Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие познавательной деятельности»

3 класс

(2 часа в неделю, всего – 68 часов)

Тема урока

Количество часов

Диагностика устойчивости познавательного интереса, мотивации и функций поведения

2

Коррекция когнитивных процессов (развитие восприятия, памяти, внимание, мышления, воображения)

20

Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка

14

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка

12

Развитие социальных и коммуникативных умений

16

Повторная диагностика

4

Итого

68

Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие познавательной деятельности»

4класс

(2 часа в неделю, всего – 68 часов)

Тема урока

Количество часов

Диагностика устойчивости познавательного интереса,  мотивации и функций поведения.

2

Коррекция  и развитие когнитивных процессов (развитие восприятия, памяти, внимание, мышления, воображения)

18

Развитие эмоционально-личностной сферы ребенка

16

Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка

14

Развитие социальных и коммуникативных умений

14

Повторная диагностика

4

Итого

68

                 Материально – техническое обеспечение коррекционного курса.

Для проведения коррекционной работы и реализации межпредметных связей требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:

игры и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);

- игры  и пособия для развития крупной  и мелкой моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцеброс, обручи, сенсорная “тропа” для ног, массажный коврик, полусфера и др.); 

- Карточки, сюжетные картины, иллюстрации, тексты художественной  литературы, фотографии.

- Диагностические альбомы.

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей.

Н.Я. Семаго, М.М. Семаго Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. М.: Айрис-пресс, 2005. - (Библиотека психолога образования).

- Манипулятивные предметы (дидактический материал).

- Магнитофон, компьютер.

- Предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативных таблиц и коммуникативные альбомы.

- Пазлы, вкладыши.

- Счетный материал (матрешки, грибочки)

- Д/и «Геометрик»

Список литературы.

  1. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей" авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика.: Пособие для психолого-педагогических комиссий. - М.: Владос, 2003 - 32 с.
  2. Развитие сенсорной сферы детей. Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова.- М.: Просвещение, 2011.- 160 с.
  3. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : Кн. для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. — М. :Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 180 с. : ил. — (Коррекционная педагогика). 18ВЫ 5-691-00605-3.
  4. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. М.: Айрис-пресс, 2005. - (Библиотека психолога образования).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему : Структура ФГОС обучающихся с умственной отсталостью.

ФГОС для обучающихся с ОВЗФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представляет собой совокупность обязател...

Рабочая программа для обучающегося с умственной отсталостью

Цель реализации Программы – создание условий для всестороннего развития личности, деятельности детей с нарушением интеллекта, формирование способов и приемов взаимодействия этих детей с миром лю...

Система работы учителя-логопеда с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Нарушения речи  у обучающихся с умственной отсталостью  детей разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механ...