Консультация для родителей "Игры с крупами-средство развития ручной и мелкой моторики пальцев рук у детей с РАС"
консультация по коррекционной педагогике

Кочеткова Татьяна Викторовна

Увжаемые педагоги и родители детей дошкольного возраста с РАС, предлагаю вашему вниманию консультацию на тему: "Игры с крупами - средство развития ручной и мелкой моторики пальцев рук у детей с РАС". Здесь вы найдете рекомендации, игры и упражнения с крупами, которые могут быть вам полезны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_igry_s_krupami_na_sayt_nsportal.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Игры с крупами-средство развития ручной и мелкой моторики пальцев рук у детей с РАС»

Развитие ручной и мелкой моторики является очень важной составляющей общего развития ребёнка.

Оно тесным образом связано с развитием речи, внимания, мышления, воображения, координации, зрительной и двигательной памяти. Развивать ручную моторику важно и потому, что она будет необходима ребёнку на протяжении всей его жизни. Скоординированные и точные движения пальцев и рук необходимы в повседневной жизни для того, чтобы писать и рисовать, выполнять самые необходимые бытовые действия, например, одеваться, убирать. И развитие мелкой моторики у детей нужно начинать как можно раньше.

Дети с РАС отличаются рядом особенностей.

Как правило, это соматически ослабленные малыши, отстающие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций, при обследовании выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям. Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание такого ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность. Такие дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в определении их свойств.

В значительной степени дети данной категории испытывают затруднения в развитии ручной и мелкой моторики пальцев рук. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества: быстрота, ловкость, сила, точность, координация. У дошкольников с РАС слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изобразительной деятельности и конструировании. А впоследствии отклонения в развитии моторной сферы создают определенные трудности и в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма.

Для развития ручной и мелкой моторики пальцев рук у детей с РАС можно применять разнообразные дидактические игрушки и пособия. Но для увлечения малышей, для обогащения их сенсомоторного опыта желательно использовать и другие нетрадиционные предметы и материалы, например крупы.

Использование игр и игровых упражнений с различными крупами в работе с детьми-аутистами очень эффективно, так как обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей и позволяет решать сразу несколько коррекционно-развивающих задач:

-развивать тактильно — кинестетическую чувствительность, ручную и мелкую моторику пальцев рук,

-снимать мышечную напряженность,

-помогает ребенку почувствовать себя защищённым в комфортной для него среде,

-стабилизирует эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию,

-развивает творческие действия, 

-развивает аккуратность, усидчивость, концентрацию внимания,

-совершенствует зрительно - пространственную ориентировку и речевые возможности,

-расширяет словарный запас.

Для игр с крупами подойдут любые, что есть в доме: горох, фасоль, гречка, рис, пшено, манка и др.

Очень эффективно для таких игр будет создание «сухого бассейна». Для этого желательно взять контейнер большого размера и заполнить его наполовину любой крупой или несколькими видами круп. Также понадобятся разнообразные мелкие игрушки, ракушки, пуговицы, камушки, пластиковые баночки и бутылочки, коробочки, палочки, ложечки, ситечки, воронки.

Предлагаю несколько игр и упражнений для игр с крупами.

«Прячем ручки»

Опустите руки в контейнер с любой крупой и пошевелите пальцами. Ребёнок непременно захочет присоединиться. Можно играть в прятки с ручками: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем?!». Можно потереть ладошкой о ладошку: «Так приятно!».

«Ищем секрет»

Спрятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупную фасоль. Предложите ребенку отыскать их. А если контейнеров будет больше и в каждом будет свой секрет, то без сомнения интерес возрастет еще больше! 

«Сортируем, перекладываем, собираем»

Возьмите небольшое количество фасоли и гороха, перемешайте их в одной емкости и предложите ребенку разделить горох и фасоль и разложить их в разные тарелочки: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки - на эту».

Перемешать можно манку и фасоль, тогда разделить их можно с помощью сита, предварительно продемонстрируйте этот способ малышу!

Высыпьте крупу на поднос и предложите ребенку собрать все в банку. Сначала банку можно взять с широким горлышком, затем со временем поменять ее на банку с более узким горлышком. Такое занятие позволяет овладеть таким важным движением, как «щепотка». Предварительно покажите, как соединять три пальца и как ими брать крупу.

«Пересыпаем крупу»

Предложите ребенку пересыпать крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости в другую.

Пересыпайте над контейнером крупу из руки в руку. Используйте разные крупы – рис, горох, манку. Обратите внимания, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха - звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.

«Переполох»

Предложите ребенку опустить кисти рук в «сухой бассейн» с горохом, «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.

В миску насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

«Фасоль»

На дне «сухого бассейна» спрячьте игрушки из киндер-сюрпризов. Предложите ребенку опустить туда кисти рук, «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.

 В миске не соль, совсем не соль,

 А разноцветная фасоль.

 На дне – игрушки для детей,

 Мы их достанем без затей.

«Тесто»

Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и покажите ребенку, как месят тесто. Предложите ему сделать тоже самое.

Месим, месим тесто,

Будет в печи место.

Будут – будут из печи

Булочки и калачи.

«Лодочка»

Предложите ребенку соединить ладони обеих рук «ковшиком», и делать скользящие движения по поверхности «сухого бассейна».

Лодочка плывёт по речке,

 Оставляя на воде колечки.

«Повар»

Покажите ребенку как можно выполнять круговые движения кистью руки в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против неё. Предложите ему сделать тоже самое.

 Варим, варим, варим щи!

 Щи у Вовы хороши!

«Стираем платочки»

Покажите ребенку как можно выполнять движения широкой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперёд – назад, пальцы разведены. Предложите ему сделать тоже самое.

Мама и дочка стирают платочки.

 Вот так, вот так!

 Постирали и отжали.

 Ох, немножечко устали.

«Колобок»

Предложите ребенку сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

Кулачок как колобок.

Мы сожмём его разок.

Кулачки сжимаем,

Кулачками мы играем.

«Зарядка»

Предложите ребенку сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в альбоме

Будут домик рисовать.

«Напрягаем пальцы»

Опустите кисти рук в «сухой бассейн», растопырьте пальцы, напрягите их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами. Предложите ребенку сделать тоже самое.

 Только уставать начнём,

 Сразу пальцы разожмём,

 Мы пошире их раздвинем,

 Посильнее напряжём.

«Ладошки здороваются»

Опустите кисти рук в «сухой бассейн». Сплетите пальцы рук, соединив ладони и стискивайте их как можно сильнее, затем расслабьте руки и слегка пошевелить пальцами. Предложите ребенку сделать тоже самое.

Наши пальчики сплетём

И соединим в ладошки.

А потом как только можем

Крепко – некрепко сожмём.

«Лягушки»

Сожмите руки в кулачки и положить их на дно «сухого бассейна» пальцами вниз. Резко распрямите пальцы (руки как бы подпрыгивают) и положите руки на дно бассейна с растопыренными пальцами. Предложите ребенку сделать тоже самое.

Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

«Пальцы играют»

Опустите руки в «сухой бассейн». Сжимайте пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслабляйте их и разжимайте. Предложите ребенку сделать тоже самое.

 Дружно пальчики сгибаем,

 Крепко кулачки сжимаем.

 Раз, два, три, четыре, пять

 Начинаем разгибать.

«Покорми птиц»

Создайте игровую ситуацию: птицы хотят есть (используя игрушки). Предложите ребенку покормить их, посыпать любую мелкую крупу (пшено, рис, гречку и др.) Ребенок должен брать крупу щепотью и сыпать птицам.

«Поможем зверятам добраться до домиков»

Предложите ребенку выложить зверятам дорожки из разных видов круп. Медвежонку - из фасоли, лисичке - из гороха, белке- из гречки.

«Найди пару»

Используйте ячейки из-под яиц, наполовину, с одной стороны, заполнив разными видами круп. Предложите ребенку заполнить вторую половину ячейки. Брать крупу дети должны щепотью.

«Накорми поросенка»

Из пластиковой бутылки сделать игрушку-поросенка. Предложить ребенку покормить его фасолью, бросая фасолинки в бутылку через горлышко.

«Необыкновенные следы»

Игра выполняется на манке. Предложите ребенку показать, какие следы могут оставить разные звери.

«Идут медвежата» - ребенок кулачком надавливает на манку, «Прыгают зайчики»-ребенок кончиками пальцев ударяет по поверхности крупы, двигаясь в разных направлениях, «Ползут змейки»-ребенок с помощью пальцев делает поверхность манки волнистой, «Бегут жучки-паучки»- ребенок с помощью взрослого двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.

Творчество

Но с крупами можно не только играть, но и заниматься творчеством. Например, рисовать.

Рисование

Возьмите большой однотонный поднос и насыпьте не него любую мелкую крупу (для рисования хорошо подойдет манка, кукурузная крупа, но так, же можно взять рис или гречку). И можно рисовать! Покажите ребенку, как действовать (проведите несколько линий), предложите ему сделать то же самое.

На подносе можно рисовать дорожки, предложите малышу пройти пальчиками по этой дорожке. Для детей постарше можно рисовать лабиринты, придумывать к ним сюжеты.

Нарисуйте основные фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал!

Ну и конечно, все, что придет в голову. Фантазируйте!

Рисование манкой на бумаге

Возьмите картон А4 и такого же размера лист бумаги. Это нужно для того, чтобы получилась настоящая картина. Лист приклейте к картону. Если используете белую манку, тогда нужна бумага тёмных цветов. Подойдет бордовая, тёмно-синяя, чёрная, зелёная и т. д. Нарисуйте на листе контур картины. Вместе с ребенком обведите клеем по контуру рисунок. Предложите ему посыпать манкой на лист, затем лишнюю крупу стряхните. Получилась картина.

Аппликация

С помощью крупы можно выполнить интересные аппликации, используя трафарет. Приготовьте нужный трафарет, положите его на фон, закрепите канцелярскими скрепками. Покажите ребенку как надо заполнить трафарет клеем. Предложите посыпать на клей крупой (желательно брать мелкую крупу-манку, пшено, рис, гречку). Затем стряхните крупу и аккуратно снимите трафарет. После высыхания можно дополнить аппликацию недостающими деталями из бумаги или пластилина.

Пластилиновые картинки


Размажьте пластилин по картону, нанесите на него любой несложный рисунок зубочисткой или стекой.

Предложите ребенку выложить контур рисунка крупой.  Для этого подойдут: горох, фасоль, гречка, чечевица. Внутрь контура можно насыпать щепотью рис или гречку и слегка прижать. Картина готова.

Таким образом, крупы-это уникальный материал и для развития ручной и мелкой моторики пальцев рук малышей и для творчества.

 Самое ценное и полезное, что мы можем дать нашим детям – это внимание! Поэтому играйте, занимайтесь, фантазируйте и проводите время интересно и с пользой вместе со своими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего возраста"

Задача консультации показать родителям некоторые удачные приёмы так, чтобы каждый ребёнок развивался, чтобы игра была интересной, богата эмоциями, активной деятельностью....

Игра по сенсорному развитию и формированию мелкой моторики пальцев рук для детей раннего возраста «Кошка и ее котята»

Игра по сенсорному развитию и формированию мелкой моторики пальцев рук для детей раннего возраста «Кошка и ее котята» Цель: создание благоприятной эмоциональной среды для развития поз...

Консультация для родителей. «Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»

Понимание значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и ее педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят ребёнка от дополнит...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста"

Специалисты рекомендуется стимулировать умственное развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систе...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей в младшем возрасте"

Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которые направлены на выполнение мелких точных движений кистями и пальцами. Еще несколько десятилетий назад у родителей не было проб...