Практическая часть по использовании методов и приёмов работы с гиперактивными детьми на музыкальных занятиях
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Плаксина Наталья Ивановна

Материал содержит валеологические песни-распевки, дыхательную гимнастике, речевые игры, игровой массаж, пальчиковые игры, коммуникативные игры, элементы музыкотерапии, примерные музыкальные занятия и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Практическая часть76.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Практическая часть по использованию методов и приёмов работы с гиперактивными детьми на музыкальных занятиях.

1. Валеологическая песня-распевка "Доброе утро! "

Музыкальный руководитель предлагает участникам воспитателям повторить за ним движения без музыки, затем под музыку.

Доброе утро! (Поворачиваются друг к другу) .

Улыбнись скорее! (Разводят руки в стороны) .

И сегодня весь день (Хлопают в ладоши) .

Будет веселее.

Мы погладим лобик, (Выполняют движения по тексту) .

Носик и щёчки.

Будем мы красивыми, (Постепенно поднимают руки вверх,

Как в саду цветочки! выполняя "фонарики") .

Разотрём ладошки (Выполняют движения по тексту) .

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрём (Трут ушки) .

И здоровье сбережём.

Улыбнёмся снова, (Поворачиваются друг к другу, улыбаются) .

Будьте все здоровы! (Разводят руки в стороны) .

2. Дыхательная гимнастика.

Музыкальный руководитель исполняет попевку и объясняет на какие слова нужно вдыхать и выдыхать воздух носом. Затем воспитатели выполняют движения самостоятельно. Все дыхательные упражнения повторяются по 4 раза с перерывом в 3-5 секунд.

"Ладошки" (руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развёрнуты вперёд) .

Ладушки-ладошки,

Звонкие хлопошки.

Мы ладошки всё сжимаем,

Носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем,

То свободно выдыхаем.

На слова каждой строчки выполняют хватательные движения ладошками (сжимают их в кулачки, одновременно с движениями шумно шмыгают носом. Сразу после короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. Активный вдох – пассивный выдох.

3. Артикуляционная гимнастика.

Музыкальный руководитель делит присутствующих на две команды – "Снеговички" и "Сосульки". Затем исполняет песенку и объясняет каждой команде, какие мимические движения надо делать на те или иные слова. Со следующим исполнением песни участники выполняют движения самостоятельно.

"Снеговички и Сосульки"

Вот Сосульки зимой удивились: (Смотрят, подняв брови и широко раскрыв глаза) .

"Ах, какие же вы толстячки! "

Но на них Снеговички рассердились: (Хмурят брови, смотрят сердито) .

"Не такие уж мы толстячки! "

А Сосульки ещё больше удивились: (Округляют рот буквой «о», поднимают брови) .

"О, да вы ещё и сердиты! "

Снеговички ещё больше разозлились: (Вытягивают губы трубочкой, сводят брови) .

"У-у-у! Мы действительно сердиты! "

Тут Сосульки свой сморщили нос: (Морщат нос, произносят слова с недовольством) .

"Разговаривать с вами не будем! "

А Снеговички скривили свой рот: Кривят уголки рта, изображая возмущение.

"Мы играть с вами тоже не будем! "

Отвернулись друг от друга Толстячки и Худышки, насупились. Но ведь всем известно, что врозь-то жить скучно. Повернулись они друг к другу, подошли, обнялись и улыбнулись. Добро и дружба всегда побеждают!

4. Игровой массаж.

Музыкальный руководитель предлагает воспитателям сесть на стульчики "паровозиком" и сделать друг другу массаж. Затем можно повернуться в другую сторону и повторить массаж.

"Капуста"

Мы капусту рубим, рубим. (Стучат по спине рёбрами ладоней) .

Мы морковку трём, трём. (Трут спину кулачками) .

Мы капусту солим, солим. ( "Бегают" пальчиками по спине) .

Мы капусту жмём, жмём. ( "Жмут") .

Сок капустный пьём, пьём. (Гладят спину) .

5. Пальчиковая игра.

Музыкальный руководитель включает песенку в записи и предлагает повторять все движения за ним.

"Я хочу построить дом".

Я хочу построить дом, (Соединяют пальцы обеих рук над головой в виде крыши) .

Чтоб окошко было в нём, (Соединяют пальцы обеих рук перед собой в виде прямоугольника) .

Чтоб у дома дверь была, (Соединяют обе ладошки ребром к ребру) .

Рядом чтоб сосна росла, (Качают над головой обеими руками с растопыренными

пальцами) .

Чтоб вокруг забор стоял, (Соединяют пальцы обеих рук перед собой, как бы обнимая

большой мяч) .

Пёс ворота охранял, (Большой палец правой руки поднимают вверх, мизинцем

двигают вверх-вниз ("собачка лает").

Чтоб на травке жил жучок, (Пальцы правой руки "бегают" по левой руке) .

Бегал быстрый паучок, (Пальцы левой руки "бегают" по правой руке) .

Солнце было, (Соединяют руки ладошками вперёд, растопырив пальцы) .

Дождик шёл, (Трясут пальцами обеих рук) .

Чтоб тюльпан в саду расцвёл, (Соединяют руки в виде чашечки) .

Чтоб флажок на доме был, (На кулачок левой руки поставить ребро правой ладони,

покачать из стороны в сторону) .

А за домом ёжик жил. (Выпрямленные пальцы левой руки просунуть между пальцами

правой) .

6. Речевая игра.

Музыкальный руководитель включает песенку в записи и предлагает повторять все движения за ним.

"Танец червяков"

Хоть у нас есть две руки, (Вытягивают руки вперёд, поворачивая ладошки вверх-вниз).

Две руки, две руки,

Мы совсем как червяки,

Совсем как червяки.

И у нас уже готов, (Соединяют руки в "замок" над головой,

Уж готов, уж готов выполняют наклоны в стороны) .

Новый танец червяков,

Танец червяков.

Будем хвостиком вилять, (Шевелят обеими ладошками за спиной внизу,

Всё вилять и вилять, поворачивая туловище влево, вправо.

Извиваться, приседать, + приседают) .

Немножко приседать.

Ручки можем раскачать, (Машут руками вперёд-назад поочерёдно) .

Раскачать, раскачать,

Ножкой можем помахать, (Прыгают, выбрасывая поочерёдно ноги вперёд) .

Можем помахать.

Пальчиками поболтать, (Трясут обеими кистями рук перед собой) .

Поболтать, поболтать,

Каблучками постучать, (Топают поочерёдно ногами) .

Немножко постучать.

Носиками помотать, (Поворачивают голову влево, вправо) .

Помотать, помотать,

Головами покивать, (Кивают головой) .

Можем покивать.

7. Сказка-шумелка.

Музыкальный руководитель раздаёт всем присутствующим роли и шумовые инструменты, предлагает поставить музыкальную сказку.

"Теремок"

Тук-тук-тук, молоток - (Медведь стучит молоточком по деревянному брусочку) .

Мишка строит теремок.

Позовёт в него гостей,

Чтобы было веселей!

Мышка-норушечка в гости бежит,

Тихо шуршунчиком Мышка шуршит. ( "Шуршунчик") .

Медведь в теремке с самоваром сидит.

Слышит: дверной колокольчик звенит. (Звон колокольчика) .

Мишка открывает, (Скрип двери) .

Мышку в дом впускает, ( "Шуршунчик") .

Чаю наливает, (Журчанье воды) .

Печеньем угощает. (Хруст бумаги) .

Зайка весёлый потом прискакал,

Лапками он в барабан застучал. (Стук в барабан) .

Мышку Медведь вкусным чаем поит.

Слышит: дверной колокольчик звенит. (Звон колокольчика) .

Мишка открывает, (Скрип двери) .

Зайца в дом впускает, (Барабан) .

Чаю наливает, (Журчанье воды) .

Печеньем угощает. (Хруст) .

Вот и Лиса к теремочку идёт,

Лисичка-сестричка трещотку несёт. (Трещотка) .

Зайку Медведь вкусным чаем поит.

Слышит: дверной колокольчик звенит. (Звон колокольчика) .

Мишка открывает, (Скрип двери) .

Лисичку в дом впускает, (Барабан) .

Чаю наливает, (Журчанье воды) .

Печеньем угощает. (Хруст) .

Серый Волчок к теремку подоспел,

В бубен весёлый Волк зазвенел. (Бубен) .

Лису Медведь вкусным чаем поит.

Слышит: дверной колокольчик звенит. (Звон колокольчика) .

Мишка открывает, (Скрип двери) .

Волка в дом впускает, (Барабан) .

Чаю наливает, (Журчанье воды) .

Печеньем угощает. (Хруст) .

Мишка мохнатый рад новосёлам:

Живёт в теремочке оркестр весёлый. (Весь оркестр играет "Светит месяц") .

8. Коммуникативная игра.

Музыкальный руководитель предлагает встать воспитателей парами по кругу, объясняет описание движений без музыки, затем игра проводится под музыку и пение музыкального руководителя.

"Побежали, побежали"

Побежали, побежали парами скорей, (Бегут боковым галопом, сцепив руки "лодочко") .

И друг другу погрозили: (Грозят друг другу пальцем правой руки) .

"Ссориться не смей! "

Хлопнули в ладоши, (Хлопают в ладоши один раз) .

Крепко обнялись, (Обнимаются) .

Пару поменяли (Стоящие за кругом перебегают боковым галопом

к следующему партнёру вправо по кругу) .

И за руки взялись. (Берутся за руки) .

Игра повторяется несколько раз с постоянным ускорением.

9. Музыкотерапия.

Музыкальный руководитель предлагает лечь всем на ковёр и расслабиться под неторопливую "сказочную" песенку. Движения выполняются согласно тексту.

"Тихо, тихо"

Тихо, тихо, будто в сказке,

Мы на коврике лежим.

Все закроем наши глазки,

И представим, что мы спим.

Сон нам снится, будто в море

Мы на корабле плывём,

И на солнечном просторе

Волны плещут за бортом.

Чайки кружат в небе синем

Среди белых облаков.

По волнам плывут дельфины,

Нам желают сладких снов.

Но конец приходит сказке.

Просыпаться нам пора.

Открываем свои глазки,

Поднимаемся с ковра.

Скажем мы "Спасибо! ",

Скажем "До свиданья! ",

Повернёмся друг за другом

И помашем на прощанье.

Под музыку все идут по кругу, машут рукой влево-вправо.

Элементы музыкотерапии на музыкальных занятиях.

Песенка-массаж.

Цель: создать весёлое настроение, вызвать сильный прилив энергии и энтузиазма у детей.

Дети стоят друг за другом в колонне и выполняют контактный массаж впереди стоящему в сопровождении весёлой песенки (Исполняется «Разминка» Е. Д. Макшанцевой с несколько изменённым текстом):

Похлопаем по спинке, похлопаем по спинке,                   Хлопают ладошками друг 

Похлопаем по спинке, очень хорошо!                                другу по спине.

И пальчики попляшут, и пальчики попляшут!           Указательными пальцами обеих рук

И пальчики попляшут, на спинках у ребят!                    постукивают друг друга по спине.

Тук, тук, молотком, мы построим птичкам дом!            Стучат по  спине одним

Тук, тук, молотком, поселитесь, птички в нём!              кулачком.

Бум, бум, барабан! Что за шум и тарарам?                   Более энергично стучат по спине 

Бум, бум, барабан! Постучи по спинке нам!                двумя кулачками попеременно.

А теперь, а теперь мы погладим спинку,                     Гладят спинку двумя ладошками.

А теперь, а теперь мы погладим спинку.

Поехали потихонечку.                                                    Медленно крутят согнутыми

Поехали потихонечку.                                                    в локтях руками, затем увеличивают

И быстренько, и быстренько,                                       темп и в конце поднимают руки вверх:

И быстренько, и быстренько,  Поехали!                                                                                        «Приехали!».

Пантомима.

Цель: снимать внутреннее напряжение, улучшать осанку, вызывать прилив

энергии, чувствовать себя в гармонии с внешним миром.

Дети не танцуют под музыку, а показывают в движении то, что чувствуют.

Например, превратиться в медвежат (надеть маски, костюмы) и под музыку

показать в движении медвежат.

Релаксация под музыку.

Цель: учить отдыхать под музыку, снимать внутреннее напряжение.

Эта песенка, текст которой составлен в форме внушения. Дети стоят в кругу,

в середине круга - мальчик. Гладя себя, он поёт:

Я, я, я - хороший.

Я, я, я - спокойный.

Я, я, я- здоровый.

И весёлый!

Остальные дети, держась за руки, немного покачиваются из стороны в сторону. Следующий куплет поют все дети, а мальчик молчит.

Ты, ты, ты - хороший.

Ты, ты, ты - спокойный.

Ты, ты, ты - здоровый.

И весёлый ты!

Итак далее (по очереди).

Я, я, я- очень добрый.

Я, я, я - очень нежный.

Я, я, я - самый лучший.

Я просто чудо!

Ты, ты, ты - очень добрый.

Ты, ты, ты - очень нежный.

Ты, ты, ты - самый лучший.

Ты просто чудо

Музыкальные игры на развитие внимания.

«Слушай ЗВУКИ».

Ведущий договаривается с детьми о том, что когда он нажмет клавишу нижнего регистра, они должны встать в позу «плакучей ивы», когда верхнего

— в позу «тополя». Затем начинают игру — дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра —дети останавливаются в позе «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу).

На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу «тополя» (пятки

вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова

запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

«Будь внимателен!».

Дети шагают под «Марш» С. Прокофева.

Затем на слово «зайчики», произнесенное ведущим, дети должны

начать прыгать, на слово «лошадки» как бы ударять «копытом» об пол,

«раки» — пятиться, «птицы» — бегать, раскинув руки в стороны,

«аист» — стоять на одной ноге.

«Четыре стихии».

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что ЕСЛИ он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода»

— вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» —произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Игра «Флажок».

Дети ходят по комнате под музыку. Когда ведущий поднимает флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.

Этюд «Новая кукла».

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой (мальчик — с новой машинкой). Звучит веселая музыка.

Примерные занятия.

Предложенные занятия могут варьироваться в зависимости от таких целей: «Оптимизация социальных отношений», «Формирование у детей реальной самооценки и убеждения в ценности собственной личности», «Снятие враждебности», «Расширение круга общения», «Формирование коммуникативных навыков» и др. В качестве музыкального сопровождения можно использовать аудиозаписи «Музыка Моцарта для детей». Содержание и продолжительность серии занятий зависит от состава и потребностей детской группы.

Занятие 1.

Цель: установление контакта с детьми, выявление их интересов и отношения к музыке.

Ход занятия

Ведущий (В.). Я знаю, дети, что вы все любите музыку. Давайте вспомним самую любимую песенку и от того, как она звучит — весело или грустно — каждой придумает себе новое имя, которым его будут называть дети во время игры.

Беседа.

В. Вы заметили, дети, что музыка ваших песен может сделать вас весёлыми, грустными, заставить прыгать, танцевать или успокоиться и уснуть?

Педагог предлагает детям оценить свои любимые песни, ответить на вопросы: «Почему эта песня нравится? Что тебе хотелось больше сделать? Тебе было весело или грустно?» Обобщая ответы детей, воспитатель подводит их к мысли о том, что музыка может вызывать разные чувства, сделать их здоровыми и счастливыми.

Двигательные упражнения «Деревья».

В. Давайте повеселимся и поупражняемся под музыку. Будем, как деревья, покачиваться под ветром, а ветер дует то сильнее, то слабее.

Звучит вальс И.Штрауса «Голубой Дунай», и в ритме музыки дети, стоя лицом к центру круга и взявшись за руки, легко раскачиваются на месте: влево, вправо и т.д.

В. Теперь ветер подул к центру и все веточки потянулись туда. Сохраняя круг, дети делают четыре шага вперёд, одновременно поднимая руки, потом четыре шага назад, опуская руки, и возвращаются в исходное положение.

Ритмичная двигательная игра «Шофёры».

Под звуки маршевой музыки дети вместе с ведущим расставляют в комнате «дорожные препятствия» из кресел и стульев. Затем группа делится на две «машины». На роль шофёра назначают в начале самых управляемых детей. Их задача — провести свою «машину», огибая препятствия и не сталкиваясь с другой «машиной». После преодоления препятствий группы разворачиваются и «шофёрами» становятся замыкающие. Постепенно роль «шофёра» выполняют все дети. В конце игры ведущий подводит итог, отмечая успехи и неудачи «шофёров».

Музыкальная релаксация.

Используется музыка А.Вивальди «Лето» из цикла «Времена года». Дети лежат в шезлонгах, в помещении полутемно.

В. Сейчас мы лежим и ничего не делаем. Думаем только о том, как приятно немного отдохнуть после таких игр.

Музыка звучит не более десяти минут, зачем ведущий предлагает детям открыть глаза и сесть на свои места. Спрашивает, как отдохнули, как себя чувствуют, понравилось ли им занятие.

Занятие 2.

Цель: снятие психологического дискомфорта.

Ход занятия

Беседа о музыкальных впечатлениях.

В. Дети, давайте вспомним, какие звуки вы слышите вокруг себя на улице, дома, в детском саду (разговоры, шумы машин и т.д.). Какие звуки вам нравятся больше (пение птиц, шум листвы и т.д.)? А как вы думаете, можно ли всё это выразить в музыке? (Ответы детей.) Вы знаете, кто такие индейцы? Давайте их изобразим в движении и музыке.

Музыкально-двигательная игра «Индейцы».

В. Мы сейчас разыграем сценку об индейцах, которые идут по тропе войны. Мой барабан будет подсказывать вам, как себя вести.

Педагог начинает двигаться, ритмично ударяя в барабан, при этом часто и неожиданно изменяет направление движения, жестом показывая детям, что нужно идти бесшумно и сосредоточиться на звучании барабана. Затем, усложняя ситуацию, ведущий отходит в сторону, задаёт ритм барабана тревожного характера, а детям показывает, что начинается война. Меняя ритм барабана, ведущий даёт детям в полной мере выразить свои фантазии в телодвижениях, криках, победных танцах.

Рецептивное восприятие музыки с рисованием.

В. Давайте глубоко вздохнём и сделаем расслабляющие упражнения (повторяется несколько раз). Теперь сядем в кресла и нарисуем на бумаге свои впечатления от игры. В этом нам поможет музыка, звуки которой напоминают шум леса (звучат «Звуки природы»).

В завершение работы ведущий рассматривает рисунки, хвалит их и просит детей объяснить их содержание.

В. А теперь давайте отразим содержание наших рисунков музыкальными звуками. Детям предлагается выбрать какой-нибудь музыкальный инструмент: детские гусли, барабаны, дудочки, губные гармошки. В сопровождении ранее звучавшей музыки дети изображают музыкальную картинку. По окончании ведущий благодарит всех за интересную игру и вместе с детьми обсуждает, кто и как изобразил заданную тему.

Музыкальная рефлексия.

Проводится по примеру предыдущего занятия под звуки 43-й симфонии В.Моцарта (первая часть). Заканчивается занятие произвольной беседой с детьми об их чувствах, настроениях, пожеланиях на следующую встречу.

Занятие 3.

Цель: совершенствование ритмических реакций с помощью вербальной, инструментальной и двигательной стимуляции.

Ход занятия

Психотренинг «Цирк»

В. Дети, вы знаете, что такое цирк? Вам нравится бывать в цирке? А что вам больше всего запомнилось в цирке? (Ответы детей.) Давайте поиграем в цирк. Кто будет объявлять номер? (Дети выбирают конферансье.) Теперь мы все вместе изобразим оркестр, а потом каждый из вас покажет номер, который объявит конферансье.

Конферансье объявляет начало представления. Дети идут по кругу под звук барабана ведущего и инструментов детей, изображая парад артистов и дрессировщиков. Затем конферансье объявляет номера выступающих: клоуна, дрессированных животных и др. Дети по одному или группами с помощью пантомимы изображают происходящее на арене. Остальные дети, сидя «по-турецки», поддерживают ритм барабана игрой на музыкальных инструментах. Игра заканчивается парадом всех участников представления под звук барабана ведущего и фонограмму любого циркового марша.

Ритмико-музыкальные упражнения и музыкорисование.

Дети удобно сидят в креслах, расставленных полукругом. В центре — ведущий с набором детских музыкальных инструментов.

В. Сейчас я буду играть на барабане, а вы мне будете подыгрывать на музыкальных инструментах и называть, что я изображаю (меняя ритм барабана, старается изобразить прыжки клоунов, бег лошади, тяжёлый шаг слона и т.д.). По этой игре видно, каким инструментом можно изобразить то или иное животное. Давайте разделимся на несколько групп и возьмём те инструменты, которыми вы будете изображать своё животное.

Одна группа получает барабаны, другая — клавесины, третья — бубны и т.д. Группы играют только тогда, когда барабан ведущего подсказывает им образ животного. Действия групп должны быстро меняться, что поможет обострить внимание и ритмическую реакцию детей.

В. А сейчас поиграем в ритмические загадки. Я заиграю на барабане, а вы угадаете, что я изобразил. Тот, кто первый отгадает, загадает свою загадку другим. Победитель получает право загадать свою ритмическую загадку.

В. А теперь встанем и подойдём к рисовальным доскам. Я буду давать ритмом задания, а вы нарисуйте ответ на бумаге.

Дети по очереди объясняют смысл нарисованного. Музыкальная релаксация. Используется та же методика, что и на предыдущих занятиях, но изменяется музыкальное сопровождение. Звучит концерт для флейты с оркестром А.Вивальди.

В. Вот вы и отдохнули. Теперь откройте глаза, глубоко вздохните, медленно поднимите и опустите руки и ноги. Садитесь удобнее, сейчас мы подышим.

Сначала дети полулежат в шезлонгах и делают вдохи и выдохи в ритм музыке. Постепенно дети приподнимаются, делают вдохи и выдохи в соответствии с ритмом музыки: на выдохе поочередно произносится то «а-а-а» (с чувством облегчения), то «о-о-о» (с удивлением), то «и-и-и» (радостно). В конце упражнения дети под музыку делают вдохи и выдохи, стоя в свободной позе.

Творческие упражнения для детей 6-7 лет 

Разноцветные задания.

Программное содержание:

Развитие способности детей к синтезийному восприятию - зрительному, слуховому, тактильному, вкусовому. Создание условий для музыкально - творческой работы с различными образами, смыслами, навеянными разноцветьем. Объединение опыта и знаний детей для создания у них целостной картины мира; нравственное развитие.

Разноцветные задания - это возможность восхититься вместе с детьми красотой окружающего мира, устроить разноцветное «пиршество для глаз», но при этом связать и объединить разные чувственные ощущения, сделать самое обычное - музыкально-образным. Посредством таких заданий, упражнений дети познают, чувствуют, действуют, воображают, импровизируют, общаются и получают удовольствие. Ребенок словно просматривает жизнь через калейдоскоп, в котором причудливо сочетаются разные стеклышки, заставляя каждый раз удивляться новой картинке.

1. «Разноцветный перепляс». Предложить детям потанцевать под любую ритмичную музыку. Педагог управляет ходом танца и предлагает, например, танцевать только тем, у кого в одежде есть что-то синее. Или потанцевать тем, у кого белые банты, или тем, у кого зеленые шорты и т.д. Это задание активизирует не только внимательность и творческую активность детей, но и креативность, мобильность самого педагога.

2. «Разговор карандашей» Педагог подносит к уху стакан с карандашами, прислушивается и восклицает: «Карандаши что-то говорят. Вот красный только что выкрикнул: «Я - флаг!» (я - помидор, я - закат, я - роза и т.д.) Давайте послушаем, что говорят остальные». Выходят дети, у них в руках по одному карандашу какого-то одного цвета (в том числе и составных цветов). Ребенок поднимает свой карандаш и называет (или поет!) три предмета, которые бывают такого цвета.

3. «Радуга» Разложите на столе 7 разных музыкальных инструментов. Вместе с детьми подумайте, какому инструменту какой цвет можно поручить изображать. Затем раздайте муз. инструменты по порядку цветов радуги и попросите детей попробовать, как, каким приемом игры они будут изображать свой цвет. Перед началом импровизации сами изобразите на металлофоне или ксилофоне  затухающий дождик (подумайте сами, как!) и ВДРУГ…. Сыграйте медленное глиссандо (игра по всей клавиатуре) снизу вверх, а дети пусть импровизируют каждый свой цвет - ВЗОШЛА РАДУГА! Можно исполнить такую импровизацию несколько раз с разными детьми.

4. «Разноцветное счастье» Спросите у детей, как они себя сегодня чувствуют, какое у них настроение, весело ли им, могут ли они сказать, что у них сегодня счастливый день. Спросите, почему?

Прочтите ребятам стихотворение:

- Какого цвета счастье? - спросил я у реки.

- Конечно, голубого, как реки, ручейки.

- Какого цвета счастье? - спросил у липы я.

- Зеленого, конечно, как вся листва моя.

- Какого цвета счастье? - спросил у мотылька.

- Оно, наверно, яркое, веселое, задорное, и с золотом слегка.

Предложите детям выбрать себе по платку, кусочку ткани, ленточку, брошку или что-нибудь еще такого цвета, какое у них сегодня настроение. Этим предметом можно украсить свой костюм.

5. «Слепой дождик» Поговорите с детьми, какой бывает дождь (ливень; осенний хмурый, тоскливый, затяжной; летний, слепой, солнечный, грибной). А теперь закройте глаза и представьте, что вы находитесь в саду, и там вас застал слепой (грибной) дождик. Раскройте зонтик и предложите детям, чтобы было не скучно, послушать музыку дождя, который стучит по зонтику, барабанит по крыше, звенит, попадая на цветы колокольчика (слушать «Вальс - шутку» Д.Шостаковича). После прослушивания дети могут изобразить звуки дождя с помощью ДМИ - колокольчиков, тарелочек, треугольников, бубенцов и т.д. После спросите, а как еще можно изобразить дождик, чтобы его не только услышать, но и увидеть? Конечно же, нарисовать. Предложите детям нарисовать грибной дождик. Заострите их внимание, что такой дождик очень любит солнышко и поэтому, когда солнце отражается в каплях дождя, они играют и переливаются разными цветами. Пусть дети попробуют нарисовать грибной дождик своими пальчиками, окуная их в краски разных цветов, и слушая музыку Шостаковича.

6. «Рисунки инопланетян» У каждого ребенка в руках пара одинаковых по цвету карандашей или палочек. Предложите детям потанцевать под любую польку. На первую часть музыки дети поскоками движутся по кругу, машут или  стучат палочками (карандашами). На вторую часть музыки выкладывают из своих палочек произвольную фигуру. На третью часть спокойно идут и рассматривают, что получилось. При этом педагог удивляется, какие необычные получились рисунки, как будто их нарисовали инопланетяне.

Варианты: выкладывать палочки (карандаши) можно вдвоем, втроем и т.д.; группами по цвету; либо все дети  выкладывают одну большую разноцветную фигуру и т.д.

7 «Вкусное разноцветье» Предложите детям потанцевать с воздушными шарами (музыка произвольная, но яркая, радостная, например, песня «Разноцветная игра») Пусть дети подумают, как сделать танец интереснее, красивее. Предложите им потанцевать с шарами вдвоем, тройками, пройти змейкой или хороводом. А после скажите им «по секрету», что их ждет вкусное разноцветье: фрукты и сладости (например, цветной мармелад, скитлс и т.д.)

Творческие упражнения для детей 4-5 лет

1. Танец розы

Программное содержание: развитие воображения и творчества в движениях

   Под красивую музыку (напр. «Вальс цветов» Чайковского) предложите детям исполнить танец удивительно цветка - розы. Ребенок сам придумывает движения танца. Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил прекрасную розу». Ребенок застывает в любой, придуманной им позе. Чем богаче воображение, тем интереснее движения танца и поза «застывшей, замерзшей розы»

2 .Игра с платком

Программное содержание: развитие воображения, выразительности движений, артистизма

   Предложите ребенку платок или шарфик. Попросите с помощью платка, движений, мимики изобразить: бабочку, принцессу, волшебника, бабушку, фокусника, больного с зубной болью и т.д.

3. Спой свое имя

Программное содержание: первоначальный этап формирования музыкально - творческих проявлений детей. Развитие у детей ориентации в различных свойствах музыкального звука через игру, в которой ребенок комбинирует звуки, отличные друг от друга по высоте, длительности, динамике.

    Спойте свое собственное имя и отчество на придуманный вами мотив. Попросите ребенка назвать свое имя нараспев, т.е. протягивая звуки, а затем спеть его. Скажите, что его имя очень красивое. Предложите ребенку спеть свое имя с разной интонацией (грустно, радостно, сердито), в разных регистрах (как мышка, как медведь и т.д.), с разной динамикой (громко, тихо)

 

4. Олины помощники

Программное содержание: развитие у детей умения логически закончить музыкальную фразу.

   Спойте ребенку (или группе детей) песенку (мотив можете придумать сами), а окончить песню попросите ребенка (или всех детей):

Оля весело бежит, скачет по дорожке.

А для этого нужны нашей Оле…..ножки.

Оля слушает в лесу, как кричит кукушка.

А для этого нужны нашей Оле……ушки.

 

Оля ягодки берет по две, по три штучки,

А для этого нужны нашей Оле………ручки.

 

Оля ядрышки грызет, падают скорлупки,

А для этого нужны нашей Оле……… зубки.

 

Оля смотрит на кота, на картинки, сказки,

А для этого нужны нашей Оле………. глазки.

  Можно поменять в песне имя, исходя из имени ребенка (напр., Танины помощники, Сашины помощники и т.д.).

5. Подбери музыкальный инструмент

Программное содержание: предоставление ребенку возможности творческого самовыражения в импровизации на ДМИ. Развитие фантазии и воображения в процессе знакомства с тембром различных музыкальных инструментов.

   Спойте с ребенком (детьми) любую знакомую песню. Положите перед малышом несколько муз. инструментов: треугольник, металлофон, бубен, дудочку. Предложите украсить песню, сопроводив ее звучанием муз. инструментов.

6. Какую линию выбрать?

Программное содержание: учить  сопоставлять музыкальный звук, характер звучания муз. произведения  и линию; умение отобразить музыку посредством линий.

   Предложите ребенку чистый лист бумаги и фломастеры. Под звучание муз. произведения ребенок должен начертить на листе бумаги разные линии: например, плавные, волнообразные под медленную и спокойную музыку; прямые, изогнутые - под решительную, маршеобразную; прерывистые - под легкую, отрывисто звучащую музыку. Линии могут быть такого цвета, который, по мнению ребенка, больше подходит к настроению исполняемого муз. произведения.

7. Превращения

Программное содержание: развитие у ребенка выразительности движений и воображения, фантазии при передаче различных эмоциональных состояний.

7.1 Кузнечик. Девочка гуляла по саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг - и вот уже стрекочет совсем в другом месте.

Выразительные движения: шею вытянуть вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонить вперед, ступать на пальцы.

7.2 Любящие родители  Мама - медведица и папа - медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа с доброй улыбкой смотрит на маму и сына. Затем мама передает медвежонка медведю. Теперь папа качает малыша, а мама глядит на обоих ласково, с любовью.

Выразительные движения: сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачивая под напев колыбельной вправо - влево, на лице улыбка. В качестве фона использовать любую колыбельную песню.

7.3 После дождя  Жаркое лето. Только прошел дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Всем очень весело.

8. Апрель

Программное содержание: учить детей тонко чувствовать и понимать смысл текста стихотворения, учить адекватно подбирать муз. инструменты к озвучиванию данного стихотворения; активизировать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста, его содержания.

   Прочтите детям стих - е С.Маршака «Апрель» Предложите его озвучить при помощи различных ДМИ и самодельных инструментов.

 

Апрель! Апрель! На дворе звенит капель!                           треугольник, бубен

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.                                       металлофон (глиссандо)

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.                                мешочки или баночки с крупой,

                                                                                                             шуршунчики, маракасы

Пробирается медведь сквозь густой валежник.                            трещотка, маракасы

Стали птицы песни петь и расцвел подснежник.                          свистулька, колокольчик

9. Снежок

Программное содержание: учить детей тонко чувствовать и понимать смысл текста стихотворения, учить адекватно подбирать муз. инструменты к озвучиванию данного стихотворения; активизировать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста , его содержания.

Прочтите детям стих - е  «Снежок». Предложите его озвучить при помощи различных ДМИ и самодельных инструментов.

Шла зима, снежком играя, в пышной шубе меховой,                  мешочки с крахмалом

Тучи снежные сгребая у меня над головой.                   погремушки, мешочки или                   

                                                                                            баночки с крупой, маракасы

Мне попал снежок в ладошки - пусть погреется немножко…         румба, металлофон

Не послушался снежок и водичкою утек!                                     глиссандо на металлофоне

10. Фигурное катание

Программное содержание: развитие  способности  детей к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и пластическими, художественными образами; обогащение слуховых, двигательных ощущений в процессе музицирования; развитие способности к свободным образным импровизациям.

  Педагог включает фонограмму вальса и предлагает детям покататься под музыку на коньках. Это увлекательное упражнение сопровождается командами педагога: «Катаемся парами!», «Катаемся по кругу!», «По - одному, кто как хочет!», «Вращения!», «Прыжки!» и т.д.

СКАЗКИ-ШУМЕЛКИ

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет. Проводить занятия с детьми можно как в дошкольных учреждениях, так и в семье.

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:

  1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
  2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.
  3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и ребенка формирует навыки общения.
  4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
  5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания громкости, продолжительности, высоты, тембра, акцента и ритма.
  6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

http://sdou2.ru/assets/images/sovet/music/image002.jpgСказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.

Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.

Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.

Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.

Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.

Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.

Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.

Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.

Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.

Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.

Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.

1. МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запасы на зиму.
(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
(УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
(ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)

Грызли зёрнышки
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСКЕ)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
(ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ)

А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.
(ДУЕМ В БУТЫЛКУ)

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)

2. ЗАЯЦ В ЛЕСУ

http://sdou2.ru/assets/images/sovet/music/image004.jpgЖил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)

Испугался заяц и бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ)

Бросился заяц бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)

Побежал заяц из леса к речке
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))

А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца - и скок в воду.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)

Тут заяц остановился и говорит:
- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так, и смело поскакал обратно в лес.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (медленно))

http://sdou2.ru/assets/images/sovet/music/image006.jpg

МУЗЫКАЛЬНЫЕ СКЛАДУШКИ ПРО ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ

Здесь вы будете давать детям первые представления о регистрах. Средний регистр прочитывается обычным мягким голосом, женским или мужским, но ближе к фальцету. Цыпленка нужно изобразить высоким тонким голосом, а тигренка и бычка - низким, грудным. Пусть дети попытаются изобразить звуками, как рычит тигр и мычит бычок.

Хочешь научиться пенью?
Ты, дружок, имей терпенье -
Вместе с нами голоси:
"До, ре, ми, фа, соль, ля, си".
Станешь краше и сильнее,
Здоровее, веселее!

Все в мире звуки хороши,
Ты к ним прислушаться спеши!
В музыке лишь три регистра.
Есть: высокий, средний, низкий.

Мой природный голосок,
Он не низок, не высок.
Я им песенки пою
Или просто говорю.

У цыпленка голос тонок,
Высоко поет цыпленок.
И тигренок не молчит -
Низким голосом рычит:
"Рррр".

А бычок мычит упрямо -
Просит молока у мамы,
Толстым голосом поет,
Терпеливо маму ждет:
"Мууууу"!

Высоко щебечут птицы.
Светит солнце высоко.
Будем песни петь учиться
Быстро, весело, легко.


А игрушки нам помогут:
Будем с ними голосить -
Наши песенки учить.

 "Песенка пони" 

"Песенка пони" относится к разряду артикуляционной гимнастики для развития мышц лицевой мускулатуры и ротовой полости. Ваша задача - научить ребенка щелкать языком, при этом щелканье должно быть различным и равномерно меняться. Первый щелчок произносится языком и растянутыми в улыбку губами, верхние и нижние зубы при этом открыты. На второй щелчок - зубы спрятаны за собранными и вытянутыми в трубочку губами.

Если у вашего ребенка что-то не получается - не отчаивайтесь! Помните о том, что вы не обучаете, а играете с ним, а ваш ребенок - это самонастраивающийся организм: у него все получится, когда придет время.

Позвольте ему делать спонтанные движения под эту песенку. Этого достаточно для развития чувства ритма как самого важного компонента музыкального слуха.

 

Мой пони веселый бежит по дорожке -
Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок.
И резво бегут его быстрые ножки -
Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок.
Мы смело на пони поедем верхом -
Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок.
Игрушечный город объедем кругом -
Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок.
Ритмично и мерно копытца стучат -
Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок.
И песенкой ритма ребят веселят -
Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок.
И песенка та раздается кругом -
Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок.
А мы ей пощелкаем все язычком -
Цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок, цок.

 

"Песенка кота" 


Звук "Рррр" является очень мощным языковым вибрантом, который включает в работу не только мышцы лицевой мускулатуры, ротовой полости и гортани, но и мышцы живота и диафрагму. Таким образом, через звук "Р" мы можем сделать вибрационный массаж всех внутренних органов. Очень важно пронаблюдать, где этот звук живет внутри нас, и стараться ощутить его в самом низу живота.

Как же научиться произносить этот трудный для детей звук? Начните с губного вибранта "БР". Обычно все дети легко вибрируют губами. А затем в губную вибрацию нужно подключить кончик языка, подтянуть его к губам. При этом голова чуть-чуть наклонена вперед, щеки и губы распущены. В это же время мышцы живота максимально напряжены и активны. Между прочим, если набрать побольше воздуха и как можно дольше и громче повибрировать губами или звуком "БР", то можно легко снять икоту!

 

Кот на солнышке лежит: "Мррр".
Где же песенка звучит? "Мррр".
Свою песенку урчит: "Мррр".
Вот загадка - кот молчит!? "Мррр".
Ты погладь меня, дружок: "Мррр".
Где же спрятался звучок? "Мррр".
Мой пушистый животок: "Мррр".
Ты послушай, животок: "Мррр".

         

"Песня крокодила"

Косыми крестиками "ххх" обозначен звук, который не имеет фиксированной высоты. Он представляет собой шумовой, низкий, шуршащий-скрипучий-рокочущий звук (в немецкой терминологии - "штро-бас").

Представьте себе обиженного крокодила: рот слегка приоткрыт, мышцы лица расслаблены, язык мягкий, плоский лежит на нижней губе, нижняя челюсть опущена. В момент звучания голосовые складки максимально расслаблены. Штро-бас очень полезен, потому что снимает голосовую усталость и его вибрации благотворно действуют на всю гортань в целом. После игры в крокодила вы заметите, что ваш голос стал намного чище и легче. Обратите внимание на мелодику стиха, где нужно голосом выразить интонации обиды, досады и уныния. Сыграйте роль несчастного крокодила - включите мимику и спонтанные движения.

 

А в реке, где много ила, "ххх",
Слышно песню крокодила "ххх".
Вот проблема! Вот напасти! "ххх" -
Все боятся страшной пасти! "ххх"
Нет у бедного друзей, "ххх".
Ищет их он много дней, "ххх".
Крокодил лишь слезы льет, "ххх",
Хриплым голосом поет "ххх"!

 

"Колыбельная" 

В "Колыбельную" играем тоненьким ласковым голосом. Желательно переходить на гласную "А" из среднего в высокий регистр, исполнять ее более протяжно, убаюкивающе.

 

Кукла Катя спать пошла.
Я спою ей: "А-а-ааааа".
Кукла Катя, засыпай:
"Баю-ба-ай, баю-бай".

 

"Ночная песенка филина" 

А теперь будем играть в филина, который поет свою песню в темном лесу и пугает его жителей.

Песенка исполняется как можно более низким и таинственным звуком. Все гласные произносятся очень большим ртом. У филина интонации пугающие, а у зверей трусливые. Главное, чтобы на звуки "У" голос у филина звучал в низком регистре, а на "ууух" плавно поднимался снизу вверх, напоминая вой. У зверей же интонация изменяется на испуганную, хотя в звуковысотном отношении она остается прежней. Очень важно при этом энергично произносить звук "Х", так как именно на нем включается в работу диафрагма. Подумайте, с какой интонацией можно было бы исполнить последнюю строчку? Ведь филин не умеет петь иначе. У него просто такая песенка.

Важную роль в этой игре занимают движения. Руки - это крылья филина. Он взмахивает ими от самого плеча, "пугает" зверей! Следите, если у ребенка руки-"крылья" вверху, то и звук должен быть высоким, если внизу - низкий. Это способствует развитию координации движений и развитию звуковысотного слуха.

 

Ухал. Охал. Ахал филин: "У-ууух! У-ууух!"
Эхо слышалось в лесу: "У-ууух! У-ууух!"
Звери в страхе разбежались. "У-ууух! У-ууух!"
Песни Фили испугались. "У-ууух! У-ууух!"

 

"Матрешка"
Игра в "Матрешку" имеет те же задачи, что и "Песенка филина". Движения - "пружинка" (легкие приседания), хлопки и прыжки. На звуки "Ух" машем платочком вверх и голос взлетает высоко, на звуки "ах" голос вместе с платочком опускается вниз.

 

Ты, матрешка, попляши. "Ух-ах, ух-ах".
Нам платочком помаши. "Ух-ах, ух-ах".
Мы похлопаем в ладошки. "Ух-ах, ух-ах".
И попрыгаем немножко. "Ух-ах, ух-ах".

 

"Песенка слоника" 

Игра в слоника построена на сонорном звуке "Н". Однако здесь целесообразнее использовать заднеязычный носовой сонант "н - носовое" (гнусавое), как во французском языке. Этот звук производит мощную вибрацию в полости носа и гайморовых пазухах. Представим, что вместо носа у нас длинный хобот и мы на звук "Н" машем им вправо и влево. Положите пальчики на нос, и вы услышите, как вас лечит "гнусавый голосок".

 

Слоник песенки любил: "Ннн - ннн, ннн-ннн".
Слоник хоботом трубил: "Ннн - ннн, ннн-ннн".
Песня в хоботе нашлась: "Ннн - ннн, ннн-ннн", -
Нам по голосу пришлась: "Ннн - ннн, ннн-ннн".
Мой гнусавый голосок, "Ннн - ннн, ннн-ннн",
Мне почистит хоботок, "Ннн - ннн, ннн-ннн".

 

"Песенка про смех" 

"Песенка про смех" является пульсирующим упражнением, при выполнении которого активно включается в работу мускулатура нижней части туловища, что способствует активизации работы диафрагмы. С одной стороны, происходит активный массаж внутренних органов, с другой - снимается нагрузка с сердечной мышцы.

Начало песенки произносится в среднем регистре, мишки гогочут в низком, а мартышки "верещат" очень высоко. Звук "Г" нужно произносить с придыханием, как украинское мягкое "Г". Пусть ваш ребенок "проверяет" смешинку и держится за живот, и делает это как можно более весело!

 

Все игрушки любят смех. "Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха".
Это хаханьки для всех. "Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха".
Им смешинка в рот попала "Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха"
И в животике застряла. "Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха".
Мишки весело хохочут"Го-го-го-го-го-го-го",
Толстым голосом грохочут"Го-го-го-го-го-го-го".
А мартышки верещат"Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха",
Тонким голосом пищат"Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха".

Список музыкальных произведений, звучание которых можно рекомендовать как успокаивающий фактор.

      1. Чайковский. Анданте кантабиле (из 1-го струнного квартета).

      2. Чайковский. Песнь без слов (фа минор).

      3. Бах. Ария (для струнного оркестра).

      4. Дарзинь. Маленький вальс (для симфонического оркестра).

      5. Бах. Прелюдия до мажор (из первого тома) или переложение той же прелюдии Гуно для голоса.

      6. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» (вторая часть для струнного оркестра).

      7. Бородин. Опера «Князь Игорь».

      8. Бородин. «В средней Азии» (для симфонического оркестра).

      9. Барбер. Адажио (для струнного оркестра).

      10. Песни эстрадно-лирические в переложении для фортепиано (например,    «Подмосковные вечера» в исполнении Вэна Клайберна).

      11. Лядов. «Волшебное озеро» (для симфонического оркестра).

      12. Кабалевский. Концерт для скрипки с оркестром, вторая часть.

      13. Крейслер. Вальс «Муки любви» (для скрипки и фортепиано).

      14. Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная», вторая часть.

      15. Глазунов. Антракт к пятой картине балета «Раймонда» (для симфонического оркестра).

      16. Шуберт. «Неоконченнная симфония», вторая часть (для симфонического оркестра).

      17. Вагнер. Вступление к опере «Лоэнгрин».

      18. Бизе. Антракт к третьему действию оперы «Кармен».

      Чтобы обеспечить благотворное влияние музыки на функции организма, необходимо удобно сесть или лечь. Первый этап подготовки к восприятию музыки требует:

      а) расслабление мышц;

      б) отрешения от внешних впечатлений;

      в) спокойного, ритмичного дыхания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в работе с частоболеющими детьми на логопедическом пункте

В этом материале рассказывается, как организовать работу по автоматизации звуков с частоболеющими детьми (у нас санаторный детский сад) на логопункте. Для этого  использую метод проектов. Конечно...

Практический материал по использованию метода биоэнергопластики в работе с детьми с ОНР

Картотеки артикуляционных упражнений с биоэнергопластикой...

Нетрадиционные методы и приёмы работы с заикающимися детьми.

Нетрадиционные методы и приёмы работы с заикающимися детьми.Цель работы:использование  нетрадиционных методов и приёмов с заикающимися детьми, как средство повышения эффективности коррекционной р...

Методы и приёмы для развития детской инициативы на музыкальных занятиях раннего и младшего дошкольного возраста.

В данной статье я поднимаю вопрос о развитиии детской инициативы в рамках музыкального занятия....

Консультация для педагогов "Приёмы работы с гиперактивными детьми на музыкальных занятиях"

Консультация для педагогов "Приёмы работы с гиперактивными детьми на музыкальных занятиях"...

Методы и приемы работы с гиперактивными детьми

В последнее время родители, воспитатели и учителя всё чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке. Большинство детей раннего и...

Гиперактивные дети на музыкальных занятиях. Методы и приёмы работы с детьми

quot;Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья" В.М.Бехтерев.Одним из мощных средств благотворного воздействия на здоровье и психику человека является ...