План-конспект НОД по ОБЖ в подготовительной группе «Откуда огонь пришел? Огонь друг или враг?»
план-конспект занятия по обж (старшая группа) на тему

Сычугова Светлана Вячеславовна

 Показать существование огня в природе: огонь из недр земли (извержение вулканов, огонь с неба (гроза, огонь от солнца (солнечная энергия, огонь добытый трением (объяснить, что такое трение, огонь от электрической энергии. Огонь друг и враг, необходимость его "приручения" человеком. Меры, принимаемые человеком для ограждения от бедствий, приносимых огнем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_-_kopiya.docx22.81 КБ
Файл drevniy_vek.pptx2.03 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект НОД по ОБЖ в подготовительной  группе

 «Откуда огонь пришел? Огонь друг или враг?»

Задачи: Показать существование огня в природе: огонь из недр земли (извержение вулканов, огонь с неба (гроза, огонь от солнца (солнечная энергия, огонь добытый трением (объяснить, что такое трение, огонь от электрической энергии. Огонь друг и враг, необходимость его "приручения" человеком. Меры, принимаемые человеком для ограждения от бедствий, приносимых огнем.

Методические приемы:

Опыты, вопросы, противоречия, игра "Польза- вред".

Материал к занятию:

увеличительные стекла на каждого ребенка, глобус.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В-ль:- Давайте мы с вами вернёмся в те далекие времена, когда люди еще не умели добывать огонь. Но огонь очень был нужен людям. Представьте, что это мы живем в пещерах, так как домов еще строить не умели. Зачем тогда нужен был огонь? Правильно, чтобы согреться Зимой, а тут еще дикие звери одолевают, пищу приходится есть сырую. Как быть? Где взять огонь? (Методом МШ подводим детей к тому, что в природе огонь существовал - это молния, от которой порой возникали пожары) .Огонь человек очень берег, постоянно поддерживал. А как это можно было сделать? (ответы детей). Да, людям приходилось беречь огонь, они дежурили у костра даже ночью, следили, чтобы не гас, но вот однажды, человек потер палочку одну о другую, с начала увидел человек, как пошел дым, затем огонь. Потрите ладошки одну о другую. А теперь еще сильнее. Что вы чувствуете? Да, мы чувствуем тепло. От чего возникает тепло? От трения. Так и люди, добывая огонь, терли палочку об углубление в бревне, или ударяли камень о камень. От трения появлялись искры. Теперь попробуйте пальцем сильно потереть стол. Что чувствуете? Да, от трения палец и стол нагрелись. Значит, при трении тела нагреваются. Трение очень полезно, оно помогает добывать огонь. Древним людям стоило большого труда добывать огонь, но спустя много времени, люди придумали спички, которые тоже загораются от трения. Спички покрыты специальным веществом и поэтому они быстро загораются даже от легкого трения. Вспомните, где еще используется трение?

(Дети методом МШ должны привести примеры: тормозит машина, велосипед, стираем рисунок ластиком и т. д.) Но ведь трение может

принести и вред. Какой (методом МШ дети ищут ответ: пожар от

искр, протирается подошва у обуви. ) Если нет трения, на ледяной дорожке можно упасть - гололед. Значит в трении есть и хорошие и плохие качества. Как сделать так, чтобы от трения было больше пользы чем вреда? (ответы детей). Например, люди придумали обувь на толстой подошве, лед посыпают песком.) так, теперь мы знаем, что людям удавалось добыть огонь от молнии, от трения палочек, камней. Как еще можно добыть огонь? (ответы детей) Когда нет спичек, зажигалок огонь можно добыть при помощи увеличительного стекла и солнца. Сначала направьте луч на свою ладошку. Что вы чувствуете? Да, вы чувствуете тепло. А теперь посмотрите, что произойдет: воспитатель направляет луч на лист бумаги. Почему лист загорелся? Всегда, лист загорается, потому- что солнечное тепло перешло при помощи увеличительного стекла на лист бумаги.

Однажды произошла такая история. К древнегреческому городу Сирокузы подошли древнеримские корабли и осадили город. Тогда ученый Архимед созвал на берег жителей Сирокуз, дал им по зеркалу и приказал, зайчики от зеркал направить на один из римских кораблей. Что произошло с кораблем? Да, света и тепла собралось много и корабль загорелся. Откуда же происходит огонь? Да, огонь бывает с неба - молнии, от солнца (солнечная энергия, огонь, добытый трением, от электрической энергии и еще огонь из недр земных. Вспомните, вы наверное уже слышали об извержении вулканов. Это когда из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летят камни, огонь и пепел. Это страшное зрелище, огонь никого не щадит на своем пути. Поэтому люди старались строить свои жилища подальше от огненных гор - вулканов. В нашей стране их около 60, а на земле боле 600. Они располагаются на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах (показать на глобусе). Когда начинает "просыпаться" вулкан, то вначале слышен грохот, затем над вершиной горы которую называют кратер, поднимаются черные тучи дыма и пепел.

Из кратера появляются огненные столбы и вначале ползут по склонам небольшие ручейки, а затем целые реки раскаленной лавы. Лава все сметает на своем пути. Как вы считаете извержение - это хорошо или плохо? Да, с одной стороны плохо, ведь люди так и не научились укрощать эту стихию. От огня могут погибнуть люди, животные, птицы. Но есть и хорошие стороны: остывшая лава - хороший строительный материал. В районах вулканов есть горячие лечебные источники. С помощью вулканов отапливают дома, теплицы, строят в этих местах электростанции. Итак, думаю сейчас вы уже сможете ответить, откуда пришел огонь? (дети перечисляют) : молния, трение, солнце, электроэнергия) .

Физкульт минутка: За секундою минутка

Пробежали быстро сутки.

Чтоб с природой в мире жить,

Надо с временем дружить.

Но, а время - как река,

Проплывает сквозь века.

П. ч. : Ребята, скажите огонь добро или зло? Какую пользу приносит огонь (ответы детей) Верно, огонь помогает людям согреться, приготовить пищу, сделать разные предметы быта, начиная с ключей от квартиры, кончая техникой и т. д. Таким образом, он экономит наше время и облегчает труд. Что нужно сделать, чтобы огонь был добрым? Верно, чтобы огонь был добрым нужно с огнем быть осторожным. Зажигать огонь без взрослых нельзя. Никогда и нигде, ни в лесу, ни в доме, иначе может случиться несчастье. Послушайте историю: Однажды Федя и Витя отправились в лес за ягодами. Шли они шли, и набрели на поляну усеянную спелой земляникой. Быстро наполнились их лукошки и недолго думая пошли они на лесное озеро. Мальчики долго ныряли и плавали, пока не продрогли, а затем решили развести огонь, чтобы согреться. Костер у них получился жаркий, пламя высокое. Но вдруг огонь быстро пополз по сухой траве и опавшей хвое. Ребята поняли, как это опасно. Они хотели затушить огонь, но не знали, как. Под рукой ничего не было. Ветер раздувал огонь все сильнее. Дети испугались и побежали из леса. Тем временем пламя перекинулось на сухие сосны. Пожар разгорался. К обитателям леса пришла беда! Задыхаясь в дыму, из леса бежали обезумевшие звери, метались и кричали птицы, слетевшие с гнезд, где остались беспомощные птенцы. Бабочки с обожжеными крыльями падали на землю.

"Огонь траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес вошел.

Он, как испуганная стая белок рыжих

Метался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы.

И как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы".

Вот видите, огонь может быть не только другом, но опасным врагом. Кто виноват, что случился пожар? Чем можно погасить огонь? Что никогда нельзя делать детям без взрослых? Какой пожарный номер телефона?

Заключение: Итак, ребята, чтобы огонь был нашим другом, будьте с ним осторожны. Помните, что пожар - это большое несчастье, которое может унести даже жизни, но его может и не быть, если мы с вами будем выполнять правила пожарной безопасности.

Домашнее задание: спросить у родителей и рассказать: какие правила пожарной безопасности необходимо выполнять и взрослым и детям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 15

Воспитатель. Молодцы дети со всеми заданиями вы справились. Теперь я знаю, что в случае пожара вы сможете помочь его предотвратить. Я хочу вам пожелать: Бед пожарных и несчастий В вашей жизни избежать. Помните, что шалость с огнем Обернется пожаром и злом. Эти правила все должны знать, И с огнем никогда не играть. Итог занятия: -Огонь может быть не только добрым, но и злым. И всё-таки пользы от огня больше, чем вреда. Огонь каждый день помогает человеку, делает нашу жизнь интереснее, теплее, уютнее!

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе "Огонь - враг, огонь - друг"

Занятие посвящено правилам обращения с огнём....

Конспект занятия по ОБЖ на тему: «Огонь – враг, огонь - друг» для детей дошкольного возраста

Цель: 1. Дать понятие о том, что огонь может быть как другом, так и врагом для человека.2.Формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя пользоваться самостоятельно.3....

План-конспект занятия (познание, старшая группа) по теме: «Огонь – друг, огонь - враг».

Воспитывать осторожность при обращении с огнем. Развивать чувство ответственности за свои поступки.Создать условия для расширения представлений детей об огне, его значимости в жизни человека, формиров...

Огонь враг-огонь друг

Прививать элементарные основы безопасного поведения  при возникновении пожара....

Развлечение по пожарной безопасности в средней группе "Огонь - враг, огонь - друг"

Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре....

Конспект "ОГОНЬ-ВРАГ, ОГОНЬ- ДРУГ"

Беседа с детьми по ППБ...