«Огонь, добрый и злой»
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа) на тему

Шкуро Елена Викторовна

показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе

«Огонь, добрый и злой»

Воспитатель первой квалификационной категории Шкуро Е.В.

Цель: показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и

           отрицательную.

Задачи: сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей

               с огнем; об опасных последствиях пожаров в доме; развивать память,

               сообразительность, находчивость; побуждать интерес

               к художественной литературе; воспитывать у детей такие качества, как

               мужество, самоотверженность, скромность.

Материалы и оборудование: ИКТ со слайдами, спички, вата, свеча, вода,  

               плотная ткань, карточки на каждого ребенка, художественные

               произведения, кроссворд, фломастеры.

Оздоровительная работа: физкультминутка, динамические упражнения,

               пальчиковая гимнастика, психогимнастика.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое

              развитие, физическое развитие.

Словарная работа: огонь, дым, пожар, спички.

Ход: 1. Сегодня у нас с вами необычное занятие. Его тему вы скажете сами, когда отгадаете загадку:

Без хвоста, без рук, без ног

Этот рыженький зверек.

Согревает, кормит, светит,

Взрослым людям – первый друг!

Если с ним играют дети –

Тут же вырвется из рук,

Расшипится, растрещится –

Уничтожит все вокруг.

        Правильно, это огонь. (Первый слайд – огонь). И сегодня мы будем говорить об огне. А огонь нам нужен? (ответы детей). Огонь – давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел, он, верно служит людям и в повседневном быту и на производстве.

        Давайте вспомним, как древние люди добывали огонь. Что они делали? (терли один камень о другой до тех пор, пока не высекалась искра). Давайте и мы потрем одну ладонь о другую. Что чувствуем? (тепло). (Второй слайд – стойбище древних людей). Люди очень берегли огонь. Дежурили возле костра сутками.

        Но со всеми полезными качествами, сила огня является и разрушительной. Огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожая в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда. Приведите примеры неосторожного обращения с огнем. (Игра со спичками – загорелся дом, не потушили костер в лесу – горит лес и т.д.). (Третий слайд – пожар в лесу).

        2. А сейчас разгадав кроссворд, вы скажете, что может произойти при неосторожном обращении с огнем. (Четвертый слайд – картинки предметов). Из первых букв названий нарисованных предметов составить слово – название ситуации, опасной для жизни и здоровья людей.

Палатка, облако, желуди, арбуз, рука.

п

о

ж

а

р

Это слово – пожар.

        3. Пройдите к рабочим местам, внимательно посмотрите на картинки, на которых изображен пожар. Эти картинки переставлены местами. Разложите их по порядку. (Пятый слайд – дети проверяют свои работы). Ответы на вопросы:

- Почему возник пожар?

- Что нельзя делать детям?

- Как помочь себе в такой ситуации?

- А что вы должны делать до приезда пожарных?

Правила поведения при пожаре:

1. Если огонь еще не большой, можно попробовать сразу же его потушить, набросив на него плотную ткань или одеяло, залить водой.

2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегайте из дома в безопасное место. Потом позвони в пожарную охрану по телефону – 01 или попроси об этом соседей.

3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону – 01 и сообщи пожарным точный адрес своей квартиры. После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих.

4. При пожаре, дым опаснее огня. Многие люди погибают именно от дыма. Если ты чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки и продвигайся к выходу ползком – внизу дыма меньше.

5. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Если лифт отключится, ты можешь задохнуться.

6. Когда приедут пожарные во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.

        4. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Если возник пожар». Я говорю начало предложения, а кому брошу шар продолжает его:

Ведущий. Этот шар в руках недаром,

                 Раньше, если был пожар,

                 Ввысь взмывал сигнальный шар –

                 Звал пожарных в бой с пожаром.

                 Где с огнем беспечны люди,

                 Там взовьется в небо шар,

                 Там всегда грозит нам будет

                 Злой…

Ребенок. Пожар (передача шара).

Ведущий. Раз, два, три, четыре –

                 У кого пожар…?

Ребенок. В квартире.

Ведущий. Дым столбом поднялся вдруг.

                 Кто не выключил…?

Ребенок. Утюг.

Ведущий. Красный отблеск побежал.

                 Кто со спичками…?

Ребенок. Играл.

Ведущий. Стол и шкаф сгорели разом,

                 Кто сушил белье над…?

Ребенок. Газом.

Ведущий. Пламя прыгнуло в траву

                 Кто у дома жег…?

Ребенок. Листву.

Ведущий. Кто бросал в огонь при этом

                 Незнакомые…?

Ребенок. Предметы.

Ведущий. Помни каждый гражданин

                 Этот номер…?

Ребенок. Ноль один.

Ведущий. Дым увидел – не зевай и

                 Пожарных…?

Ребенок. Вызывай.

        5. Отдохнули, а сейчас садитесь удобнее на ковре, послушаем песенку. Что может произойти из-за опасных шалостей с огнем?

        6. Опыты «Опасные спички».

Ростом спичка невеличка,

Не смотрите, что мала.

Эта маленькая спичка

Может сделать много зла.

Крепко помните, друзья,

Что с огнем шутить нельзя!

        На железном подносе у воспитателя лежат: спички, свеча, вата, немного сена. Воспитатель поджигает и показывает, как быстро горят все эти предметы и что может произойти, если вовремя не потушить пламя. Рядом стоит вода, лежит плотная ткань.

        7. Физкультминутка «Дружно встали на разминку».

        8. У вас на столах лежат карточки. Все рисунки нужно разделить на две группы: огонь – друг, огонь – враг. Огонь – друг, обвести красным фломастером, а рисунки, на которых огонь враг, зачеркнуть. (Шестой слайд – проверочный). Какие рисунки зачеркнули? Почему?

        9. Молодцы, а теперь немного отдохните. Я буду читать отрывки из произведений по теме, а вам нужно назвать произведение и автора.

…А лисички взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит.

Выбежал из моря кит:

- Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите!  (К. Чуковский «Путаница»).

…Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

«Печку, Леночка, не тронь!

Жжется, Леночка, огонь!»  (С.Я. Маршак «Пожар»).

…Ищут пожарные

Ищет милиция

Ищут фотографы

В нашей столице,

Ищут давно и не могут найти,

Парня какого-то лет двадцати.  

(С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»).

…Сквозь огонь и дым пожара

Тянется его рука.

Он окошко открывает

Из окошка вылетает

Восемнадцать голубей,

А за ними воробей.  (С. Михалков «Дядя Степа»).

10. Рефлексия. Давайте вспомним правила поведения при пожаре.