Конспект интегрированного занятия по безопасности «Помогите петушку» по мотивам сказки К.Ушинского «Умей обождать»
план-конспект занятия по обж (старшая, подготовительная группа) на тему

Божева Татьяна Михайловна

В статье представлены конспекты интегрированных занятий (цикл из 3 занятий) по безопасности «Помогите петушку» с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (4 год обучения) по мотивам сказки К.Ушинского «Умей обождать», автор: учитель-логопед МБДОУ Д/с № 43 г. Озерска Божева Т.М.

Цель занятия:  формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме и природе

Интеграция образовательных областей:  социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirov._zanyatie_po_bezopasnosti_tsikl_iz_3.docx134.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия (цикл из 3 занятий) по безопасности

«Помогите петушку» с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ (4 год обучения)

по мотивам сказки К.Ушинского «Умей обождать»

учитель-логопед МБДОУ Д/с № 43 г. Озерска Божева Т.М.

Цель:  формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме и природе

Интеграция образовательных областей:  социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие

Задачи:  формировать навыки безопасного поведения в природе, быту, социуме; элементарные представления о правильном поведении в экстремальных (или  проблемных жизненных) ситуациях: вызов «Службы спасения», обращение за помощью к взрослым людям, оказание первой помощи пострадавшему, необходимость обращения к врачу в случаях возникновения угрозы здоровью; формировать элементарные представления детей о здоровье человека и путях его сохранения; ф. предпосылки для адекватного реагирования на те или иные жизненные ситуации и поступки, которые либо способствуют укреплению здоровья и самочувствия, либо наносят им урон; упражнять в проведении дыхательной гимнастики, самомассажа биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний;  

развивать психические процессы: внимание, мышление, память; коммуникативные навыки;  

воспитывать бережное отношение к здоровью, желание соблюдать правила безопасного поведения, воспитывать познавательный интерес, активность на занятии, умение сотрудничать

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная

Оборудование: игрушки: петушок, курочка, доктор, кукла, кукольная одежда; иллюстрации к сказке  К. Ушинского «Умей обождать»; макет замерзшего озера; телефон, видеофильм (или фоторяд) спасения человека, провалившегося под лед; предметы (или предметные картинки) для Д/и «Что для доктора?»; шпатели (холодный, горячий), холодная вода; емкость со снегом; емкость с выращенной плесенью, предметные картинки  для игры «Правильно-неправильно», предметные картинки (ягоды, грибы, лекарственные растения), две корзинки; стаканчики с отваром ромашки; заготовки для плакатов (два листа А3), клей

Предварительная работа: чтение и беседа по сказке К.Ушинского «Умей обождать»; закрепление номеров телефонов основных служб 01, 02, 03, знакомство с номером телефона службы спасения 112; закрепление представлений детей о лекарственных растениях, съедобных и несъедобных ягодах, грибах; предварительное выращивание плесени (за неделю до занятия, не показывая конечного результата); совместно с детьми (перед началом занятия) подготовка емкости со снегом  и размещение ее на батарее (для последующего таяния)

Занятие 1.

Проблемная ситуация: курочка прибегает к ребятам и просит о помощи

Курочка: Ребята, помогите, пожалуйста, петушок взял коньки и пошел кататься на речку, а лед на реке совсем тонкий, может проломиться…

Педагог: А не тот ли это петушок, который не слушался свою сестрицу, и поэтому с ним постоянно случалась беда?  Вспомнили, из какой это сказки? Пойдемте скорей, поможем ему.      

Дети с педагогом подходят к макету и видят, что петушок уже катается на коньках (макет представляет собой овальное блюдо с водой, на которое натянута фольга) Лед под ним «проламывается» и петушок падает в воду. Курочка бегает по берегу и кричит: «Беда! Беда!»

Педагог: Ребята, как мы можем помочь петушку? (Бежать на помощь, подать ему руку и вытащить петушка.)

 Звучит предупреждающий сигнал! (педагог объясняет детям, что тревожный сигнал будет звучать каждый раз, когда возникнет опасность).  Педагог разыгрывает ситуацию: кукла бежит на помощь по льду и тоже проваливается.

Педагог: Нет, ребята, это вдвойне опасно. Спасающий тоже может провалиться, так как лед у пролома уже потрескался. Надо быстро звать на помощь взрослых. И обязательно вызвать по телефону службу спасения (112).

  Педагог предлагает одному из детей набрать номер телефона и сообщить оператору о том, что нужна срочная помощь: петушок провалился под лед.

Педагог: А пока нельзя терять времени. Попробуем спасти петушка, не выходя на лед. Как вы думаете, что в этом случае может нам помочь? Надо взять что-то длинное (шарф, веревку, палку) и бросить петушку. Он схватится за палку и постарается выбраться на лед  (на макете обыгрывается данная ситуация).

А теперь давайте посмотрим фильм о спасении утопающего (дети смотрят видеосюжет (или фоторяд), после чего проводится беседа. Что вы увидели? (Нельзя подходить близко к провалившемуся, а лечь на лед подальше. Лучше подложить под себя лыжи, доску. Потом кинуть пострадавшему длинный предмет (шарф, палку, веревку), за который он схватится и выберется на лед. Потом обоим отползти подальше от места пролома  и только тогда вставать и бежать на берег; в ту сторону, откуда пришли, так как там лёд уже проверенный)

Педагог: Молодцы, ребята, мы теперь знаем, как помочь человеку, провалившемуся под лед. Мы смогли помочь петушку. Но он очень замерз в ледяной воде. Чтобы он не простудился, что нам нужно сделать? (Укутать его сухим одеялом, отвезти в теплое помещение, просушить перышки и дать горячего чаю).

А чтобы петушок не заболел, давайте, научим его делать самомассаж «Неболейка».

Массаж биологически активных зон: "Неболейка" для профилактики простудных заболеваний (авторская разработка Н. Пикулева)

Чтобы нам не болеть и не простужаться.

Мы зарядкой с тобой будем заниматься.

Чтобы горло не болело – Мы погладим его смело.

Чтоб не кашлять, не чихать – Будем носик растирать.

Лоб мы тоже разотрем – Ладошку, сделав козырьком.

Вилку пальчиками сделай – Массируй ушки ты умело.

Знаем, знаем да, да, да – Нам простуда не страшна!

Педагог: Ой, что-то закашлял наш Петушок, как мы не старались… Все-таки он очень переохладился в воде. Надо срочно его лечить. Чем мы можем помочь петушку? (Дети дают советы народной медицины: напоить чаем с мятой (фрагмент из сказки)…)  А какие еще мы знаем лекарственные растения? (ромашка, липа, шиповник, подорожник и др.)  Правильно, отвары этих трав помогают нам бороться с болезнью.  

Давайте выпьем вместе с петушком травяного чаю.  Напоили петушка. Не помогает. Петушок выглядит очень больным. Что же делать?    

 Петушок: Нужно выпить горького лекарства.

 Звучит предупреждающий сигнал! (Дети подсказывают: нельзя самому принимать таблетки, они могут быть очень вредными).  

Педагог: Что же нам делать? (Нужно обязательно вызвать врача.)

Педагог предлагает одному из детей вызвать по телефону доктора.

А пока наш доктор едет к больному, поиграем в игру «Что для доктора?» (детям предлагается собрать в корзину предметы (или предметные картинки), предназначенные для лечения больных. Ребенок должен не просто принести нужный предмет, а правильно назвать его и объяснить его назначение).

Приехал доктор, спросил у курочки, что случилось с петушком, осмотрел больного и назначил лечение. Курочка обещала лечить петушка, но она очень обеспокоена, что когда ее братец поправится, снова начнет совершать необдуманные поступки.

Итог:   Курочка благодарит ребят за помощь петушку, а доктор убедительно просит их, когда петушок поправится, научить его уму-разуму, чтобы с ним больше не приключались такие несчастья.

Занятие 2.

Доктор встречает детей, говорит, что петушок уже выздоравливает и напоминает об обещании помочь петушку: научить его уму-разуму.

Педагог: Ну, ребята, петушок пошел на поправку. Мы должны выполнить наше обещание  научить петушка уму-разуму, чтобы с ним больше не случилась беда. А для этого давайте вспомним, что приключилось с петушком в сказке до того, как он провалился под лед?

Детям демонстрируется иллюстрация к сказке (петушок пьет холодную воду).  

Педагог: Что случилось с петушком? (Он не послушался сестрицы, напился холодной воды и у него заболело горло).

А от чего еще может заболеть горло (человек может простудиться)?

Детям предлагается ряд картинок, которые нужно разложить на две группы «Правильно – не правильно):  

- картинки: одет по погоде; –//– не по погоде (зимой в кофте и без шапки)   Чтобы не заболеть, нужно на прогулку одеваться и обуваться правильно, в соответствии с погодой. Мы сейчас узнаем умеют ли это делать наши ребята. Поиграем в игру  «Оденем куклу на прогулку» (Дети выбирают предметы одежды для зимней прогулки).  Воспитатель напоминает, что сильно укутывать куклу тоже нельзя, т.к. кукла может перегреться, вспотеть, а потом ее продует.

- картинки: на улице человек дышит носом, –//– ртом     Почему нужно дышать носом?  Когда человек дышит ртом, холодный воздух сразу попадает в горло. А проходя через нос, воздух нагревается.

С детьми проводится опыт: холодный шпатель дети поочередно зажимают в руках, от соприкосновения с телом он нагревается. Вывод: Так и холодный воздух проходя ч/з носовые ходы попадает в глотку уже нагретым, что спасает наше горло от переохлаждения (детям демонстрируется рисунок среза носоглотки)

Давайте научим петушка правильно дышать носом.

Закаливающее носовое дыхание (по кн. Чистяковой М.И. Психогимнастика):

  • Сделать 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди закрывая их то большим, то указательным пальцем правой руки
  • Выключить ротовое дыхание поднятием кончика языка к твердому небу. При этом вдох и выдох осуществляется через нос
  • Сделать спокойный вдох, на выдохе с одновременным постукиванием пальцев по крыльям носа произносить слоги «ба-бо-бу»

-  картинки: человек говорит спокойно, –//– кричит    Когда человек кричит, голосовые складки напрягаются и он может охрипнуть (и даже совсем потерять голос).

Профилактика заболеваний горла 

  • Упражнение «Скрипучее дерево» по В.Емельянову
  • Активное полоскание горла отваром ромашки (или смесью минеральной воды с молоком)

- картинки: ребенок лижет мороженое, –//– ест очень много мороженого   С детьми проводится опыт: горячий шпатель на секунду опускаем в холодную воду, он не успевает остыть; а другой опускаем в воду многократно (или длительно выдерживаем его), шпатель охлаждается.

Вывод: если съесть много холодного мороженого или откусывать его большими кусками, то наше горло может сильно переохладиться и заболеть.

Педагог: А еще хуже, если ребенок ест снег (лед).   Почему есть снег очень опасно даже в небольших количествах?   С детьми проводится опыт со снегом (давайте посмотрим в нашу миску со снегом, которую мы поставили на батарею, снег наверное уже растаял…) Какая в миске вода? (грязная).  Если съесть грязный снег, то вместе с ним в наш организм попадут болезнетворные микробы.   Доктор читает детям стихотворение:

Там, где грязь, живут микробы

Мелкие – не увидать.

Их микробов, очень много,

Невозможно сосчитать.

Если грязными руками

Кушать или трогать рот,

Непременно от микробов

Сильно заболит живот.

                               (Д. Пономарева)

Педагог: Ребята, к нам в гости пришла кукла Катя, которая не умеет правильно мыть руки, послушаем стихотворение о ней  (трое детей читают для всех заранее подготовленное стихотворение)

Кукла плохо руки мыла:
Лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась –
На ладошках грязь осталась.

Полотенце в черных пятнах!
Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот,
Может заболеть живот.

Так что, дети постарайтесь
Чаще с мылом умывайтесь!
Надо теплою водой
Руки мыть перед едой!  

                        (изменен. стих-е Л. Гржибовской)

Педагог: Давайте научим нашу куклу тщательно мыть руки с мылом. А ты, Петушок, смотри и запоминай!  (С детьми закрепляется практический навык мытья рук).

Доктор: Спасибо, друзья, Петушку уже пора отдыхать, вы ему очень помогли.

Курочка: Но мы не успели разобрать еще одну ситуацию из сказки. Какую? (Когда Петушок наелся неспелой смородины).

Педагог: Верно, Курочка, поэтому мы с вами не прощаемся и в следующий раз расскажем Петушку, какие продукты и как их следует употреблять, чтобы у него не болел живот.

Занятие 3.

Педагог:  Вспомните, ребята, от чего у Петушка в сказке заболел живот?  (Ел неспелую смородину).  Запомните, ребята, незрелые плоды не приносят пользы, более того, они вредны. Когда человек съест недозрелые ягоды, фрукты, у него может случиться тяжелое отравление организма: появляются рвота, понос, резкая боль в животе. Поэтому, запомните простое правило: есть следует только спелые неповрежденные плоды.

Но я думаю, что не только от этого Петушку стало плохо. Какое-то еще одно важно правило Петушок не выполнил.

Посмотрите сценку про куклу Катю  (разыгрывается ситуация с куклой: кукла пришла в магазин, купила там фрукты (овощи) и начала сразу их есть) Звучит предупреждающий сигнал!  

Педагог: Что случилось? Что кукла сделала неправильно?  Верно, она не вымыла фрукты. И Петушок в сказке тоже ел смородину прямо с ветки, а она могла быть грязной.  Поэтому, не только важно мыть руки перед едой, но и обязательно следует тщательно мыть все овощи и фрукты, потому что мы знаем, как опасны могут быть микробы на них.

С аппетитом всё в порядке,
Если взять морковку с грядки,
И не вымыв, сунуть в ротик,
Может болеть животик.
Нет большого в том труда,
Мойте овощи всегда! 
                      (изменен. стих-е В. Марахина)

(На доску выставляется картинка с изображением мытья фруктов)

Педагог: Давайте подумаем, какие еще продукты могут быть опасны (могут нанести вред организму)?   (в помощь детям на доске выставляются опорные картинки-подсказки)

- картинка несъедобные продукты (ягоды, грибы)

С детьми проводится подвижная игра «Собери в корзинку» (дети делятся на две команды: одна собирает съедобные ягоды, другая – грибы).

Педагог: Почему эти ягоды и грибы (мухомор, бледная поганка, вороний глаз, волчье лыко) не попали в лукошко? (Они ядовитые)

 Петушок пытается «сорвать» мухомор, т.к. он очень красивый. Звучит предупредительный сигнал! 

Педагог: Запомни, Петушок, в лесу ничего пробовать нельзя, даже самый красивый грибок, самая аппетитная ягодка, травинка могут оказаться ядовитыми. Если их съесть, можно отравиться.

- картинка несвежие (испорченные) продукты 

Детям демонстрируется опыт с плесенью (педагог достает банку с недавно выращенной совместно с детьми плесенью)

Педагог: Ребята, можно ли есть такой хлеб? Почему? В нем тоже находятся вредные вещества, которые могут нас отравить.

Вывод: Нельзя есть испорченные продукты, хранить продукты нужно недолго, даже в холодильнике. А для чего нам нужен холодильник? Можно ли хранить молоко, колбасу… в шкафу? Что с ними случится? (рассуждения детей).  Правильно, ребята, поэтому важно есть только свежие продукты. Если продукты хранятся неправильно, то они могут нанести вред организму.

Педагог: Как много интересного мы рассказали сегодня петушку.  А чтобы он не забывал правила безопасности, давайте поможем оформить ему две газеты.  На одной мы поместим картинки, на которых изображены предметы, помогающие нам сохранить здоровье (на листе А3 изображен улыбающийся смайлик), а на другую мы приклеим картинки с изображением опасных предметов, которые могут навредить нашему здоровью (лист А3, с изображением «смайлика в ужасе», перечеркнут крест-накрест). Дети подходят к столам, выбирают картинки, и прикрепляют (приклеивают) их на соответствующие газеты «Полезно» – «Вредно»

Итог:

Ну что ж, Петушок, нам пора. Ты теперь понял, что надо быть очень осторожным и всегда бережно относиться к своему здоровью. А иначе с тобой может приключиться беда.

Петушок: Спасибо вам, ребята. Я теперь никогда не буду спешить и буду слушать свою сестрицу – курочку. А ваши плакаты помогут мне навсегда запомнить правила безопасности.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОХЛ в старшей группе по сказке К. Ушинского «Умей обождать»

Конспект ОХЛ в старшей группе по сказке К. Ушинского «Умей обождать» Программные задачи: Совершенствовать монологическую речь; развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать н...

Конспект открытого занятия в старшей группе детского сада "Пересказ К. Ушинского "Умей обождать".

В старшем дошкольном возрасте серьезное внимание следует уделять обучению детей рассказыванию, особенно пересказу текста.Необходимо эмоционально заинтересовать детей, чтобы было интересно слушать пере...

Сценарий театрализованной деятельности по мотивам сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать» для детей дошкольного возраста 4-5 лет

Сценарий театрализованной деятельностипо мотивам сказки К.Д. Ушинского«Умей обождать»для детей дошкольного возраста 4-5 летОО «Социально-коммуникативное развитие» Безопасность ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Не будь тороплив, а будь терпелив» по сказке К. Д. Ушинского «Умей обождать»

Познакомить детей с содержанием сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать», продолжить развитие речи детей, образного мышления, внимания, памяти, творчества, воспитывать умение слушать советы ...

Сценарий кукольного спектакля по мотивам сказки К.Д. Ушинского "Умей обождать"

Сценарий кукольного спектакля для детей дошкольного возраста. Главная мысль сказки "Умей обождать" в том, что нельзя спешить - всему своё время. При этом важно слушать мудрые советы, и не стоит рисков...