Обучение правилалам дорожного движения детей дошкольного возраста
материал по обж на тему

Хабибуллина Зульфия Рафгатовна

Цель: Учить детей безопасному поведению на дорогах.

   Задачи:

1.       Познакомить детей с правилами дорожного движения;

  1. Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;
  2.  Усвоение дошкольниками правил безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

4.       Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

5.       Воспитывать культуру поведения на дороге и в транспорте.ю адекватного безопасного поведения.

5.       Воспитывать культуру поведения на дороге и в транспорте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_po_pdd_habibullina.docx60.01 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение  правилалам дорожного движения детей дошкольного возраста

Введение

Проблема:  Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят дорогу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке.

Актуальность: данная работа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах. Так как  познавательное развитие, направленное на удовлетворение социального интереса формируется только при условии целенаправленного руководства со стороны взрослых. 

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.
     Цель: Учить детей безопасному поведению на дорогах.

     Задачи:

  1. Познакомить детей с правилами дорожного движения;
  2. Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;
  3.  Усвоение дошкольниками правил безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  4. Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
  5. Воспитывать культуру поведения на дороге и в транспорте.

     Обучение дошкольников безопасному поведению на дороге, необходимо осуществлять при соблюдении основных  принципов:

​ Принцип системности. Работу необходимо вести не от случая к случаю, а систематически в течение всего учебного года.

​ Принцип учета возрастных особенностей. Занятия, игры, экскурсии и наблюдения важно проводить с учетом возраста и окружающих условий.

​ Принцип постепенности. Знания, сообщаемые детям, постепенно уточняются, усложняются и дополняются.

​ Принцип интеграции.  Тематика работы по ПДД включается в тематику других занятий, например по изобразительной деятельности, или физическому воспитанию, а также и другие виды ежедневной деятельности детей.

​ Принцип практического применения знаний. Необходимо добиваться от детей не заучивания правил дорожного движения, а перехода теоретических знаний в практические умения.

​ Принцип преемственности работы детского сада и семьи. Родители являются первыми воспитателями ребенка и полноправными участниками педагогического процесса.

Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:

- Интерактивный метод обучения.

- Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.

- Личностно-ориентированная технология.

- Технология игрового обучения.

- Метод наблюдения и беседы.

Теоретическая часть

1.1. Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах.
    Одной, из приоритетных и важных для человечества потребностей является: обеспечение безопасности его жизнедеятельности. Это находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Сочинского, и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др. Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий, в том числе и на дорогах.
     Россия имеет многовековые традиции поддержания порядка на дорогах и улицах страны. Ещё при царе Иване III повелевалось соблюдать правила езды и хождения по дорогам. Появляются указы, определяющие своего рода первые правила передвижения, по дорогам, а нарушителей этих правил предписывалось строго наказывать. В 1720 г. выходит указ Петра I, связанный с правилами дорожного движения. Несмотря на строгие меры, принимаемые верховной властью России, было много нарушителей запрета ездить быстро, были частые случаи наездов на пешеходов и столкновений транспортных средств. Самый строгий порядок на дорогах России был при Екатерине II, это отмечали её современники. 
      В 1812г. были введены правила, которые устанавливали правостороннее движение, ограничивали скорости движения, требовали технической исправности экипажей и гужевых повозок и были введены для них уже металлические номерные знаки.                                                                                     С первых лет установления советской власти в нашей стране было уделено большое внимание развитию и организации движения, особенно общественного городского транспорта, и грузовым перевозкам.  
На сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города очень актуальна. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н.Н.Авдеевой, Р., Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшиным, Н.И. Клочановым, М.М Котик, О.А. Скоролуповой, Т.А.ШорыгииоЙ и др.
 Скоролупова Оксана Алексеевна, главный специалист отдела нормативно-методического обеспечения развития структуры, содержания, технологий и кадров общего образования Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ указывает, что актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на дорогах.  Но работа педагога с детьми по этой проблеме, как считает исследователь, не должна ограничиваться только словесными объяснениями - «это можно, а так нельзя». О.А. Скоролупова считает, что необходимо формирование у детей навыков осознанного поведения на улице города. Это возможно осуществить путём решения, нескольких задач: усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице; формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки; развитие у детей способности к предвидению возможностей опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения. Интерес для нашего исследования представляет книга О.А. Скоролуповой  «Правила и безопасность дорожного движения». В ней представлены тематическое планирование и конспекты занятий по разным направлениям развития детей дошкольного возраста с элементами обучения ПДД: по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи и математике, по рисованию и аппликации, по конструированию. В каждое из перечисленных занятий включается материал дошкольников с ПДД.

Также интересна система С.II. Черепановой. В книге «Правила дорожного движения дошкольникам» предлагается система перспективного планирования работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице. Предлагаемая система организации работы включает обучение в разных возрастных группах и в различных формах организации деятельности детей: занятия, целевые прогулки и наблюдения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, работа с родителями и т.п. В книге С.Н. Черепановой приводятся примерные показатели уровня знаний правил дорожного движения детьми и методики для их выявления.

Систему работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения мы встречаем и в книге Т.Г. Кобзевой «Правила дорожного движения. Система обучения дошкольников». Система автора, на наш взгляд, заслуживает внимания. Она включает все возможные составляющие: цели, содержание, методы, средства, формы обучения и рекомендации к предметно-развивающей среде. Книга содержит интересный и богатый, по нашему усмотрению, материал о работе с педагогами, родителями и детьми каждой возрастной группы по формированию культуры поведения на дорогах и улицах: сценарии семинаров, педсоветов, родительских собраний, конспекты занятий и развлечений.

Этому принципу следуют и другие исследователи. Так, в книге главного специалиста Департамента, образования В.Л. Шмундяка в краткой, но доходчивой форме объясняются все имеющиеся понятия, связанные с безопасностью детей на дороге, описываются дорожные знаки и их значение в доступной для понимания форме.

А в книге инспектора отделения пропаганды ГИБДД Л.А. Комлевой и специалиста по детской дорожной безопасности В.Л. Шмундяка «Ваш ребенок и дорога» рассматриваются правила поведения детей в неординарных дорожно-транспортных ситуациях. Авторы книги делают попытку помочь взрослым: родителям, воспитателям, учителям уберечь ребенка от опасностей, подстерегающих его на дороге.

В последующие годы в дошкольной педагогике все больше разрабатываются программы по правилам дорожного движения. Е.А. Козырева, Т.А. Пухова, В.Л. Шмундяк разработали программы «Азбука поведения на дороге», «Программа обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах города». Программы разработаны специально для обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах. Программа включает различные варианты структур занятий, наиболее подходящие методы и приёмы обучения и воспитания учащихся, с учётом психофизиологических и индивидуальных особенностей детей данного возраста. Сформулированы цели и задачи обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах, содержание, диагностические методики по теме и примерный тематический план.

     Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработана кандидатами психологических наук Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования. Она предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи - воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве самостоятельности и ответственности за свое поведение. Цели программы так и звучат: сформировать у ребенка навыки разумного поведения; научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.

Программа адресована воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений. Состоит из введения и шести разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которыми строится образовательная работа с детьми: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице города».

Авторы: программы оставляют за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической ситуации. В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных ее принципов: полноты (реализации всех ее разделов), системности, учета условий городской и сельской местности, сезонности, возрастной адресованности. 

Таким образом, проблема формирования основ безопасности жизнедеятельности актуальна не только для педагогов и родителей. К её решению подходят писатели, научные сотрудники, инспектора безопасности дорожного движения, пропагандисты. В отечественной педагогике в последние годы все больше проводятся исследования по обозначенной проблеме. Особый интерес представляет разработка пособий и парциальных программ.

       1.2 Психофизиологические и возрастные особенности поведения дошкольников на дорогах.

     Дошкольники, оказавшиеся на проезжей части дорог без сопровождения взрослых, попадают в ДТП в силу психофизиологических особенностей их высшей нервной деятельности, что сказывается на поведении в дорожной среде.

     У ребенка дошкольного возраста сужено поле зрения. Поэтому он не может даже приблизительно  определить расстояние до приближающегося автомобиля. А понять, с какой скоростью он движется, способен не каждый школьник.

     Дети в дошкольном и младшем школьном возрасте вообще не воспринимают автомобиль как угрозу. Потребность детей в движении в этом возрасте преобладает над осторожностью.
Стремление играть в любых ситуациях способствует непредсказуемости и импульсивности в поведении ребенка. Находясь на улице, и увлекшись игрой, ребенок не обращает внимания на опасности дорожной среды. Он может побежать на дорогу за укатившимся мячом, или неожиданно появиться на дороге на велосипеде, роликовых коньках, самокате и т.д., не понимая опасности движущегося транспорта. Дошкольник не понимает, что автомобиль не может остановиться мгновенно, даже если водитель видит ребенка.
    Дошкольник еще не способен быстро оценить обстановку на дороге и принять правильное решение. В экстремальной ситуации, когда ребенок поставлен перед выбором, как поступить, он легко теряется, впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка.
    Дошкольник плохо распознает источники звуков. Он слышит только те звуки, которые ему интересны. Ему трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Ребенок не может перевести свой взгляд с близких объектов на дальние и наоборот.
Есть и индивидуальные особенности поведения дошкольника. Так, для ребенка с сильной нервной системой приятны шумные игры, громкое радио, яркий свет. Чем сильнее раздражители, тем большая у него скорость реакции. И при громком сигнале автомобиля такой ребенок отреагирует быстро.
    Ребенок же со слабой нервной системой в этом случае может испугаться, оказаться в замешательстве. У него при сильных раздражителях возникает противоположная реакция - реакция торможения.
    У дошкольника не развита координация движения, и он не может одновременно выполнять сразу несколько действий. Из-за своего небольшого роста он не может целостно обозревать происходящее на дороге. Ребенок считает, что если он видит автомобиль, то и водитель тоже его видит и объедет. Как правило, из-за закрывающих обзор препятствий: стоящего транспортного средства, зеленых насаждений, сугробов снега, торговых палаток, взрослых пешеходов водитель не видит ребенка, выбегающего на проезжую часть, и совершает наезд.
Ребенок по-разному реагирует на различные виды транспортных средств. Он боится больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивает опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов.
    В последнее время увеличилось количество детей с диагнозом синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Эти дети испытывают дополнительные трудности и подвергаются большей опасности на дорогах, чем их сверстники. Для таких детей характерны следующие симптомы: нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность. Количество детей с таким отклонением достигает 15-20% от общего числа детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Даже если ребенок с синдром дефицита внимания и гиперактивностью смотрит на автомобиль, это вовсе не значит, что он его видит. Увлеченный собственными мыслями, переживаниями, часто он просто не замечает транспортное средство. Из-за своей рассеянности гиперактивные дети обычно не останавливаются на границе между тротуаром и проезжей частью, чтобы адекватно оценить обстановку.  А из-за своей невнимательности и импульсивности им трудно соблюдать полное спокойствие и не отвлекаться ни на что те несколько минут, которые требуются для перехода дороги.

       Необходимо помнить, что дошкольник скоро станет школьником и у него появиться больше прав и обязанностей. Школьник уже будет самостоятельно, без присмотра взрослых проходить путь от дома до школы, самостоятельно ходить в кружки и спортивные секции, самостоятельно гулять во дворе. И если ребенок не имеет навыков безопасного поведения на улице и не получил знания по правилам дорожного движения, то он будет испытывать не только трудности адаптации к новым жизненным условиям, но будет подвергаться повышенной опасности на улицах и дорогах.
Вот почему начиная с дошкольного возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и Правилам дорожного движения.
      Но важно помнить, что  дети – это особая категория пешеходов и пассажиров. Их нельзя мерить теми же категориями, что и  взрослых, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике затрудняет процесс обучения и воспитания. Поэтому для дошкольников необходимо подбирать наиболее подходящие для их возраста формы и методы обучения. Так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то обучение в игровой форме и в процессе игры  будет способствовать  повышению интереса, любознательности и создавать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения.
     В дошкольном возрасте у ребенка развито наглядно-действенное и наглядно образное мышление, словесно-логическое мышление начинает только  формироваться в конце дошкольного возраста, поэтому лучшему пониманию и запоминанию поддается то, что ребенок непосредственно воспринимает и в чем принимает участие. И если малыш будет видеть и следовать за родителем, который нарушая правила, переходит дорогу в неположенном месте или не на тот свет, то в будущем он будет поступать аналогичным способом, а не так как рассказывали ему на занятиях по  ОБЖ.
Успех профилактики ДТП с детьми во многом зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности взрослых. Самое действенное средство воспитания маленького пешехода - пример поведения на дороге родителей. Вот почему, так важно уделять внимание взаимодействию с семьей в воспитании навыков безопасного поведения у детей.

Практическая часть

Перспективный план работы по обучению детей правилам дорожного движения в средней группе.

Задачи:

- Совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве.

- Знакомить детей с разными видами транспорта, их особенностями; определять сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса.

- Знакомить детей с трудом водителя некоторых видов транспорта.

- Расширять знания детей об улице, дороге, перекрестке. Знакомить с понятием: «пешеход», «наземный (подземный) переход».

- Учить детей различать элементы дороги: разделительная полоса, пешеходный переход, полоса движения, остановка общественного транспорта.

- Учить выполнять требования сигналов светофора: красный (стой), красный и желтый одновременно (скоро загорится зеленый); зеленый (иди), мигающий зеленый и желтый (скоро загорится красный).

- Учить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как мы ехали в детский сад на легковом автомобиле, трамвае.

- Учить изображать на рисунке сигналы светофора.

- Учить определять, кто правильно выполнил правила, кто их нарушил.

- Знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения: места, где можно ходить пешеходам, как переходить проезжую часть.

Тема

Цель и задачи

Предварительная работа

« Знакомство с дорогой»

Расширять знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с понятиями «пешеход», «переход», «светофор», «проезжая часть дороги», «тротуар»; закреплять знания детей о зданиях города (жилые, общественные);
расширять представления детей о дороге;
 упражнять детей в переходе через проезжую часть (с помощью макета).

Рассматривание иллюстраций;
 Рассматривание карточек с изображением дорожных знаков;
изготовление макета «Городской перекресток»;  чтение литературных произведений по теме; беседы по теме;  сюжетно-ролевые игры: «Шофер», «Мы едем в гости к бабушке»

« Светофор и его сигналы»

Закрепить представление о назначении светофора, его сигналах, цвете, закрепить умение действовать по сигналу

 Чтение стихотворений и рассказов о светофоре, Подвижные игры «Пешеходы и автомобили», «Сигналы светофора», рисование светофора, игровые моменты «Объясни Мишке».

«Транспорт»

Знакомить детей с разными видами транспорта, их особенностями; определять сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса.

Сравнительные наблюдения за грузовым и пассажирским транспортом, рассматривание книжек с машинами специального назначения, загадки о разных видах транспорта, рассматривание картинок городского общественного транспорта, беседы, раскрашивание трафаретов различного транспорта, конструирование машин из строительного материала, пение песенки  «Машина»

« О чём говорят дорожные знаки»

Познакомить с предупреждающими, запрещающими и указательными знаками, формировать умение различать их , узнавать  на картинках

Рассматривание знаков на картинках, прогулка к дорожным знакам, игра « Знаки заблудились», игра « Собери знак»

«Дорога полна неожиданностей»

Познакомить с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на дороге

Чтение сказки « Приключение колобка», разбор каждой ситуации.

«Поведение в общественном транспорте»

Познакомить со знаком «остановка автобуса», расширить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте, а также при посадке и выхода из него; развивать умение обосновывать свое суждение, развивать речь, умение отвечать на вопросы; формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте

Беседы, показ иллюстраций, дидактическая игра «Сложи транспорт», сюжетно ролевая игра «Мы едем, едем, едем» дидактическая игра сложи по форме и цвету, отгадывание загадок.

« Знай и выполняй правила дорожного движения»

 

Закреплять знания правил дорожного движения

Дидактические игры «Разрешается, запрещается»,  «Мы пешеходы», строительная игра « Улицы города»

« Игры во дворе»

Познакомить детей с различными опасными ситуациями, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, рассказать о необходимых мерах предосторожности, уточнить, где можно, а где нельзя играть

Игра « Оцени поступок», беседа «Как я играю во дворе»

Развлечение «КВН по ПДД»

Закрепить представление о городском транспорте, знания о правилах дорожного движения, о назначении сигналов светофора, различать основные дорожные знаки, развивать устойчивые навыки безопасного поведения на улице

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ПДД в средней группе «Знакомство с дорогой».

Интеграция образовательных областей:

«Безопасность», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Цель:

Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге.

Задачи:

• Расширять знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с понятиями «пешеход», «переход», «светофор», «проезжая часть дороги», «тротуар»;
• Закреплять знания детей о зданиях города (жилые, общественные);
• Расширять представления детей о дороге;
• Упражнять детей в переходе через проезжую часть (с помощью макета).

Предварительная работа:

•Рассматривание иллюстраций;
• Рассматривание карточек с изображением дорожных знаков;
• Изготовление макета «Городской перекресток»;
• Чтение литературных произведений по теме;
• Беседы по теме; 
• Сюжетно-ролевые игры: «Шофер», «Мы едем в гости к бабушке»

Материалы и оборудование:

• Макет «Городской перекресток»; 
• Иллюстрации нашего города;
• Карточки «Дорожная безопасность»;
• Карточки «Дорожные знаки»;
• Макет светофора (с мигающими огоньками), макеты переходов: подземный и наземный; 
• Альбом, карандаши, восковые мелки, пастель.

Методические приемы:

Беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, создание воображаемой ситуации на дороге, физкультминутка, составление небольших рассказов, продуктивная деятельность, анализ.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, послушайте загадки и попробуйте их отгадать!
1. Не живая, а идет,
Неподвижна - а ведет.

(Дорога)

 2.Хоть имеет он три глаза,
Но не смотрит всеми сразу,
А глядит всегда одним,
Ну а мы — следим за ним. (Светофор)
3.Чудо-дворник перед нами
Загребущими руками
За одну минуту сгреб
Преогромнейший сугроб. (Снегоочистительная машина)
4.Здесь не катится автобус.
Здесь трамваи не пройдут.
Здесь спокойно пешеходы
Вдоль по улице идут.
Для машин и для трамвая
Путь-дорога есть другая. (Тротуар)
5.Полосатая лошадка,
Ее «зеброю» зовут.
Но не та, что в зоопарке,
По ней люди все идут. (Пешеходный переход)
6.Я по городу иду,
Я в беду не попаду.
Потому что твердо знаю - 
Правила я выполняю. (Пешеход)
Воспитатель: Ребята, мы живем в большом красивом городе с широкими дорогами и проспектами. По ним движутся легковые и грузовые машины, едут троллейбусы, автобусы и никто никому не мешает. Это потому, что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, мы должны строго соблюдать установленные правила дорожного движения. А соблюдать эти правила нам помогут знания! 
(Воспитатель предлагает детям подойти к столу на котором стоит макет перекрестка).
Воспитатель: Дети, мы с вами рассматривали иллюстрации нашего города. А теперь, давайте подойдем к макету и рассмотрим его. Вы видите, что дома стоят вдоль улиц. Посмотрите, здания в городе бывают разные: жилые, где живут люди, и нежилые (общественные), например: поликлиника, детский сад, аптека, школа, магазин. 
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно и покажите мне, где ходят люди? 
(Дети показывают, где ходят люди, опросить 4-5 детей).
Воспитатель: Дети, скажите, а как называется эта часть дороги? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно! От здания к зданию можно пройти по тротуару – это дорожки для людей, которые проложены вдоль дороги (показать детям тротуар). Ребята, а покажите мне на нашем макете, в каких домах вы живете? В высоких, низких? (ответы детей).
Воспитатель: Итак, мы узнали с вами, что люди ходят по тротуарам. А скажите мне, ребята, как перемещаются машины, автобусы, троллейбусы? (ответы детей). Правильно, они едут по дороге. И та часть дороги, по которой едут машины, называется проезжей частью дороги. Давайте посмотрим на макете на проезжую часть. Мы видим, что посередине дороги проведена белая полоса, она разделяет потоки машин и называется разделительной. Одни машины едут в центр города, а другие едут из центра. 
Воспитатель: Ребята, скажите, вы когда-нибудь переходили дорогу с родителями? (Ответы детей). Тогда покажите мне, как вы с родителями это делали. 
(Дети «переходят дорогу», согласно сигналам светофора 3 -4 раза).
Воспитатель: Молодцы! А теперь, ребята, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Дорожная».

(Дети читают стихотворение и выполняют соответствующие движения)
- Дорога не тропинка, дорога не канава…(шагают),
- Сперва смотри налево, потом смотри на право (повороты головой),
- Ты налево повернись, другу рядом улыбнись,(повороты головы с улыбкой),
- Топни правою ногой: раз - два - три, (топают ногами),
- Покачай головой: раз - два - три (покачивание головой),
- Руки вверх ты подними и похлопай: раз - два - три(хлопки над головой).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что светофоры не везде стоят, где надо перейти дорогу? Что же делать людям? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, полицейские придумали правила, как переходить проезжую часть дороги. Люди, которые ходят пешком называются – пешеходами, а место, где пешеходам разрешается переходить дорогу, называется «пешеходный переход». «Пешеходный переход» обозначается «зеброй» и специальным дорожным знаком.(Воспитатель показывает детям «зебру» и знак «пешеходный переход»).
Воспитатель: И если около пешеходного перехода нет светофора, не беда. Для того, чтобы перейти дорогу, нужно посмотреть, убедиться что машин нет, или они остановились, чтобы пропустит пешехода, потом переходит проезжую часть. Давайте с вами попробуем перейти нашу проезжую часть! (3 -4 раза).
Воспитатель: А теперь, давайте изготовим дорожные знаки для пешеходных переходов. (Дети рассаживаются за столы и приступают к разукрашиванию заготовок дорожного знака).

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ПДД в средней группе «Поведение в общественном транспорте».

Интеграция образовательных областей:

«Безопасность», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Цель:

Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ безопасного поведения в общественном транспорте.

Задачи:

1.Познакомить со знаком «остановка автобуса»;

2. Расширить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте, а также при посадке и выхода из него;

3. Развивать умение обосновывать свое суждение, развивать речь, умение отвечать на вопросы;

4. Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

Предварительная работа: 

Беседы, показ иллюстраций, дидактическая игра "Сложи транспорт",

Сюжетно-ролевая игра "Мы едем, едем, едем...",

Дидактическая игра "Сложи по форме и цвету",

Отгадывание загадок,

Рисование "светофор",

Участие в конкурсе рисунков «Безопасная дорога",

Работа на ориентировку по плану.

  Материалы и оборудование:                                             

  • Светильник
  • Картинка (автобус, трамвай, троллейбус, грузовая машина); знак "место остановки автобуса";
  • Напольный знак "остановка автобуса";
  • Автобус (макет);
  • Картинки с проблемными ситуациями
  • Части для сбора знака "остановка автобуса"; карточки-схемы.

Методические приемы:

Беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, создание воображаемой ситуации на дороге, физкультминутка, составление небольших рассказов, продуктивная деятельность, анализ.

Ход НОД:

Дети стоят полукругом

Воспитатель: Ребята вы любите путешествовать? Приглашаю вас в путешествие по волшебной стране. Подойдите к столу и        протяните руки над светильником, закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, медленный выдох... и перенеситесь в волшебную страну. Итак, мы в волшебной стране. Но это необычная страна, в ней живут разные знаки и транспорт

Путешествие по этой стране требует знаний, и соблюдение определенных правил. Я верю, что мы преодолеем все препятствия.

Посмотрите что изображено на картинках?  (Транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, грузовая машина)

Воспитатель: А как вы считаете, какой транспорт лишний? (Грузовик, потому что он грузовой. А троллейбус, трамвай, автобус пассажирский

Общественный транспорт) Правильно трамвай, троллейбус и автобус - пассажирский или общественно транспорт. Почему вы считаете, что это пассажирский транспорт? Для чего он служит'?

(Для перевозки пассажиров. В нем едут люди).

Воспитатель: Давайте, продолжим наше путешествие. Но пешком мы быстро устанем. А на чем мы поедем, узнаем, если отгадаем загадку:

Дом на улице идет

Пассажиров он везет

Носит обувь из резины,

И, питается бензином (Автобус)

Подумайте, куда мы должны пойти, чтобы сесть на автобус?

(На остановку)

Что такое остановка? (Эго место, где стоят много людей, где останавливается пассажирский транспорт).

Воспитатель: Остановка-это определенное место, где останавливается транспорт, для посадки и высадки пассажиров, и обозначена она определенным знаком. Каким знаком может быть обозначена автобусная остановка? Посмотрите (дети выбирают знак).

Правильно вы выбрали знак "остановка автобуса" прямоугольной формы. Внутри синего прямоугольника находится белый прямоугольник, на котором изображен автобус. Мы с вами в волшебной стране, в ней происходят чудеса. Подойдите к столу. Посмотрите, автобус проехал и наш знак разлетелся. Попробуем сложить знак "остановка автобуса"

Дети собирают знак.

Воспитатель:

Молодцы, вы все сделали правильно, какой знак мы собрали, какой он формы? (остановка автобуса", прямоугольной формы).

 Вот и остановка.

В автобус  входим через заднюю дверь, потому что из передней двери выходят пассажиры (дети заходят в автобус через заднюю дверь и садятся на стульчики).

Инсценировка по правилам поведения в общественном транспорте.

Воспитатель:

Вот автобус подъезжает,

Дверь водитель открывает.

Дедушка хотел войти

Только мишка на пути

Путь локтями расчищает.

Пассажиров всех толкает

И кричит.

Медведь:

Здесь очень тесно.

Занимай скорее место!

Воспитатель:

Эскимо держит в руках

Поступил бы здесь ты так?

Ответы детей: В автобусе нельзя громко разговаривать, нельзя толкаться, надо пропускать при входе старших, пассажиров с детьми, с мороженым заходить нельзя.

Воспитатель:

Быть не надо равнодушным

Место уступать старушкам,

 Не толкаться, не шуметь,

Даже если ты медведь.

(Медвежонок садится на стульчик в автобусе)

Поют дети:

Автобус, нас дальше вези

Но вот остановка

Пора, выходи

Воспитатель:

Через какую дверь мы вошли в автобус? (Через заднюю дверь).

Как вы думаете, через какую дверь мы выйдем? (Через переднюю дверь) Медведь:

Почему автобус остановился здесь? Мой дом подальше.

Воспитатель: Подскажите медведю, где должен останавливаться автобус, чтобы мы вышли из него? (На остановочной площадке, где весит знак" остановка автобуса")

Нам надо перейти на другую сторону дороги. Как нам поступить?

Медведь:

Я знаю надо обойти автобус спереди. Ой, нет, лучше обойду я его сзади.

Воспитатель:

Нет, ты не прав. Надо дождаться, когда автобус отъедет от остановки и только потом переходить дорогу. На какой сигнал светофора нужно переходить дорогу? (На зеленый свет светофора).

Раз-, два, три, четыре, пять

Мы хотим скорей играть.

 В "светофор" мы поиграем.

Красный свет нам "Стой" кричит

Вот зеленый загорелся,

Можно нам идти вперед.

Воспитатель:

Повторим правила, прочитаем по схемам (воспитатель показывает схемы карточки).

1. Люди заходят в автобус через заднюю дверь, выходят через переднюю дверь.

2.В автобусе громко разговаривать нельзя

3. С мороженым в автобус входить нельзя

4. Уступи место пожилому

5. Автобус останавливается на остановке

6.Автобус нельзя обходить ни спереди, ни сзади, надо дождаться, когда он отъедет.

 Медвежонок, чтобы ты не забывал правила и всегда их соблюдал. Мы дарим тебе схемы – пентаграммы.

Медведь: Я больше не буду их нарушать, всегда их буду выполнять. Я приготовил для вас угощенье из своего яблоневого сада зеленые и красные яблоки. До свидания!

 Воспитатель:

Узнали мы много интересного, возьмем все самое важное, все чему научились и вернемся из нашего путешествия. Подойдите к светильнику, протяните руки над ним, закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох, откройте глаза. Мы вернулись в детский сад.

Заключение

Вопросам безопасности дорожного движения всегда уделялось большое внимание. Пропаганда безопасности дорожного движения — это целенаправленная деятельность по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательства, правовых норм, регламентирующих поведение участников дорожного движения, осуществляемая подразделениями Государственной автомобильной инспекции, детскими дошкольными учреждениями и учебными заведениями, общественными организациями, средствами массовой информации в целях предупреждения детского травматизма.                                                      Знания правил дорожного движения и поведения на дороге для современных детей должны стать основным ориентиром в городе. Ведь от них зависит жизнь подрастающего поколения.

Важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам и безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность «Чувства опасности». Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения детьми заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте.
Если ребёнку вовремя не дать специальных знаний и навыков, то дети будут действовать только в соответствии с присущими им возрастными психологическими особенностями, а значит, опасно, не контролируя своё поведение. Ребёнка с детских лет следует учить, управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям "можно", "надо", "нельзя". Это касается всех сфер жизни, в полной мере относится и к поведению на   дороге. Ребёнок должен твёрдо усвоить, что каждый участник дорожного движения, и взрослый, и ребёнок, обязан выполнять установленные правила. При этом он вправе рассчитывать, что их будут выполнять и другие участники движения. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. 
Именно в этом возрасте ребенок должен получить первые сведения о правилах движения и поведения на дороге. Он должен понять опасность дорожного движения, но в тоже время не испытывать боязни к дороге, так как чувство страха парализует способность не растеряться в момент возникшей опасности.

Конечным итогом планирование работы по обучение детей правилам дорожного движения является провидение развлечение  «КВН по ПДД» во время которого закрепляли правила дорожного движения, разгадывали кроссворды на заданную тему, воспитывали желание соблюдать правила дорожного движения. В заключение праздника детей посвятили в грамотные пешеходы.

Результатом нашей работы стало то, что дети получили и усвоили знания  о правилах поведения на  дороге, научились применять полученные знания  о правилах  дорожного движения в играх, инсценировках, в  повседневной жизни, а главное ставили перед собой задачи, находили пути их решения и воплощали свои задумки в жизнь.

Показатели развития:

- Ходить можно только в установленных местах дороги (тротуар, обочины, край проезжей части, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, но, не мешая движению велосипедистов).

- Переходить проезжую часть дороги можно только в шести местах проезжей части (пешеходные переходы; наземные переходы; у перекрестка по линии тротуаров или обочин, при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка под прямым углом к краю проезжей части, где она хорошо просматривается в обе стороны движения; на остановках маршрутных транспортных средств при движении к стоящему на остановке транспортному средству или от него со стороны дверей, если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной, расположенной на ней.

- Правила перехода проезжей части и опасные места на ней.

- Транспорт не только выполняет работу по перевозке людей и грузов, но и представляет опасность.

- Движение на дороге регулируется дорожными знаками, разметкой и сигналами светофора.

       Мы раскрыли необходимость построения систематической работы по обучению детей  безопасному поведению на дороге и необходимость  использования различных форм и методов, как во время занятий, так и в свободное время.

 Мы считаем, что выбранная нами тема, достаточно полно раскрыта в работе и подтверждает свою актуальность.
Проведенная нами работа по обучению детей ПДД оправдала себя. 

Список использованной литературы

1. Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. - 1997. - N 5. - С. 34-37.
2.  Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1 - 4: Для детей старшего дошкольного возраста.. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М.; Просвещение. - 2006.
3.  Борисова Л.В. Методическое пособие для педагогов и детей по ПДД/ Л.В Борисова..- Наб.Челны,2006.
4. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй,  мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей/ А.А.Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимова, И.К. Белова - М.: «Балас», 2003.-304с.  
5. Кириллов Г.Н., Обучение детей и молодежи по вопросам безопасности жизнедеятельности // "Право и безопасность", N 1 (10) Март 2004 г.
6.Кислова Т.Р. По дороге К Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1и 2/ Под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой..- М.: Баласс, 2007. – 80с. (образовательная система «Школа 2100», Комплексная программа «Детский сад 2100»).  
7 Кислова Т.Р. По дороге К Азбуке. (Лесные истории). Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1и 2/ Под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой. изд.2-е, испр.- М.: Баласс, Издательский Дом РАО, 2003. – 160с. (Серия «Свободный ум»).  
8. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения./ В.Р.   Клименко - М. «Просвещение» 1973 г
9. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий.- 2-е издание, исправленное./ Т.С.  Комарова - М.: Мозаика – Синтез, 2008.- 96 с., 
10.  Лапшин В.И. Правила дорожного движения РФ. / В.И. Лапшин -М. «Транспорт» 1999 г
11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа./ И.А. Лыкова - М.: «Карапуз - дидактика», 2008.- 144 с.: 16 л. вкл., переиздание дораб. и доп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста.»

Материал полезен для воспитателей детского сада, студентов и родителей. В нём изложены все формы и методы ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения....

Проект "Формирование знаний о правилах безопасности дорожного движения детей дошкольного возраста."

Предложенный материал помогут воспитателям правильно организовать работу с детьми и родителями в своей группе, определить, насколько усвоили дети правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Про...

Формирование основ и правил дорожного движения детей дошкольного возраста средняя группа

Цель: формирование у детей навыков безопасного поведения на улице города.Задачи:- усвоение детьми первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице, о назначении дорожных знаков;- ф...

Тест для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Обучение соблюдению правил дорожного движения детей дошкольного возраста»

Не секрет, что в современном мире очень важной составляющей образования является обучение воспитанников безопасности жизнедеятельности, в частности соблюдению правил дорожного движения. Чтобы проводит...

Представление педагогического опыта работы по теме «Безопасность дорожного движения детей дошкольного возраста»

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений.Главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выбор...

«Нетрадиционные формы обучения правилам дорожного движения детей дошкольного возраста».

Обучение правилам дорожного движения  в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования....

Дидактическая игра по обучению правилам дорожного движения детей дошкольного возраста «Собери дорожный знак»

Дидактическая игра по обучению правилам дорожного движения детей дошкольного возраста «Собери дорожный знак»...