Представление педагогического опыта работы по теме «Безопасность дорожного движения детей дошкольного возраста»
методическая разработка по обж

Михеева Наталья Владимировна

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений.Главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_miheeva_n.v.docx59.02 КБ

Предварительный просмотр:

Представление

педагогического опыта работы

воспитателя ОП «Центр развития ребенка – детский сад «Росинка» Ковылкинского муниципального района

Михеевой Натальи Владимировны

по теме «Безопасность дорожного движения

детей дошкольного возраста»

  1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений.

Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями. Это такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.  

В большинстве случаев основной причиной дорожно-транспортных происшествий является элементарное пренебрежение требованиями Правил дорожного движения. Поэтому очень важно знакомить детей с  Правилами  дорожного движения,  начиная как можно раньше. Именно в дошкольном  возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.

Главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

  1. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Опыт посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Важной предпосылкой возникновения данного опыта явились противоречия, сложившиеся в настоящее время между:

 - возрастающим уровнем дорожно – транспортного травматизма и отношением участников дорожного движения к изучению и соблюдению ПДД;

- необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и недостаточностью современных учебно – методических пособий, в том числе электронных, для изучения ПДД в детском саду;

- знаниями и умениями, приобретаемыми воспитанниками в детском саду, и привычками, передающимися от взрослых участников дорожного движения (родителей, знакомых, родственников)

Педагогический коллектив МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Росинка» целенаправленно ведет работу по обучению детей правилам дорожного движения с 2006 года. В детском саду сформирован пакет «Нормативно-правовых документов по ПДД».

Ежегодно пополняется материально-техническая база по ПДД. Особое внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды.

В методическом кабинете оформлен уголок, в котором подобрана методическая литература, учебно-наглядные пособия, настольные и дидактические игры, в помощь педагогам при проведении работы по ПДД.

 В холле ДОУ оборудован стенд по ПДД «Школа дорожных наук». Он включает в себя памятки для педагогов и родителей, перечень дидактических игр, красочные плакаты на темы: «Опасная дорога», «Веселый светофор», «Обучающие знаки», «Скользкая дорога» и др.

Развивающая среда для обучения основ безопасности дорожного движения в группах включают в себя макеты улиц города, наборы транспорта (спецслужб, маршрутный), дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр (нагрудники с изображением различных дорожных знаков, приобрели жезлы регулировщика), дидактические игры.

Другим важным условием стал мой личный интерес к обозначенной проблеме, обусловленный личным опытом работы, стремлением воспитывать у детей культуру безопасного поведения на дороге. Я считаю, что неизменно возрастает роль и ответственность педагога, который начинает любую новую для него работу.  Задача воспитателя состоит в том, чтобы расположить воспитанника к педагогическому влиянию и  педагогическая позиция педагога  должна быть деликатной и незаметной.

Материал, подобранный им для показа детям, должен быть достоверным и адаптированным для детского восприятия. Педагогу постоянно необходимо совершенствовать свое мастерство, свое самообразование. В этом помогают консультации, семинары, семинары – практикумы, посещение открытых мероприятий, которые в течение года организуются в ДОУ. Во время организации и проведения данных мероприятий можно наблюдать  степень увлечённости педагога данной проблемой,  и они являются своеобразным итогом работы по самообразованию воспитателя.

Необходимость работы по данному направлению обусловлена тем, что цель дошкольного образования – формирование социально адаптированной личности ребенка, задаваемое федеральным государственным  образовательным  стандартом, в соответствии с потенциальными возрастными возможностями дошкольников.  Поэтому большую  тревогу вызывает слабая подготовленность детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе.

Ведущей педагогической идеей моего опыта является: формирование у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улице на основе полученных знаний.

Новизна опыта заключается:

-в эффективном применении существующих и создании оригинальных интерактивных форм обучения детей и родителей, способствующих повышению подготовленности детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, а также активизации и вовлечению родителей в процесс обучения своих детей;

- в создании игровой среды в группе по обучению детей правилам дорожного движения с учётом возрастных особенностей детей и требований к учебно-материальному обеспечению учебно-воспитательного процесса (Приказ Минобрнауки  России «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013 г.).

Обобщая опыт по данной теме, хотела бы в первую очередь показать все ценное, что уже давно и эффективно используется в традиционной практике. И в то же время хочется поделиться новыми, своими методам и  формами работы.  

Работая над данной проблемой уже несколько лет,  стал накапливаться методический материал, который требовал систематизации.  Результатом такой деятельности стали самостоятельные  разработки перспективно – тематических планов по безопасности дорожного движения, подбор конспектов мероприятий, тематики бесед и экскурсий по теме  в соответствии с имеющимися в ДОУ материально – техническими условиями.

  1. Теоретическая база опыта.

В основе теоретической базы лежат следующие нормативно-правовые документы:

∙ Постановление от 3 октября 2013 года № 864 о Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»;

∙ Закон РФ от 10.12.2007 г. «О безопасности дорожного движения» - статья 29  «Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах»;

∙ Приказ Минобрнауки  России «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013 г.

∙ «Концепция дошкольного воспитания» (В.В.Давыдов, В.А.Петровский и др.) (1989 г.);

 ∙ Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стеркиной, О.Л.Князевой, Н.Н.Авдеевой.

 На сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города очень актуальна. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н.Н. Авдеевой, Р.Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшиным, Н.И. Клочановым, М.М Котик, О.А. Скоролуповой, Т.А. Шорыгииой и др.

Главной целью воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения по мнению Старцевой О.Ю. является не столько обучение правилам дорожного движения, сколько в формировании и развитии у них необходимых навыков и положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице. При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче он будет усваивать знания по дорожной тематике в дошкольном учреждении. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.). Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Особенно важно развитие сознательного отношения к своим и чужим поступкам, то есть понимание ребенком того, что является правильным или неправильным.

В дошкольном возрасте игра является главным видом деятельности детей (Л.В. Выготский). Возможность обучать детей посредством   развивающей  познавательной деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Участие детей в развивающей,  дидактической игре зависит  от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Это побуждает ребенка дошкольника быть внимательным,   запоминать,   классифицировать,  уточнять  свои  знания.  (А. И. Сорокина).  

Ученые отмечают, что в дошкольном возрасте дети не просто участвуют в дидактической игре,  а учатся сравнивать предметы, группировать их на основе определенных признаков, кроме того, учатся объяснять свои действия в ходе игры и  анализировать результат.

 Использование   художественной  литературы,   по   мнению  ученых Л. П. Князева, А. М. Виноградова и др., – может помочь  осознанию полученных представлений о безопасности поведения на улицах и дорогах.  

Также я изучала следующие авторские технологии:

  •  «Школа дорожных наук» О.Ю. Старцева,
  • «Основы безопасности для детей 5-8 лет» Т.А. Шорыгина,
  • «Я и моя безопасность» К.Ю. Белая,
  • «Правила дорожного движения дошкольникам» С.Н. Черепанова,
  • «Три сигнала светофора» Т.Ф. Саулина,
  • «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Н.А. Извекова,
  • «Дошкольникам о правилах дорожного движения» Э.Я. Степаненкова,
  • «Правила дорожного движения» Т.Г. Кобзева,
  • «Мои друзья – дорожные знаки» Г.П. Шалаева,
  • «Изучаем дорожную азбуку» Ф.С. Майорова,
  • «ОБЖ для старших дошкольников» Н.С. Голицына.

Журналы и газеты:

Накопление опыта безопасного поведения на дороге  -  это часть системы,  обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая на прямую  связана со всеми сторонами жизни  человека.  Эту проблему по праву относят к глобальным.

  

4.Технология  опыта

Обучение детей правилам дорожного движения и воспитание у них навыков безопасного поведения на дороге являются первейшими условиями в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Ребенок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию к этому подготовлен. Поэтому с первых дней пребывания малышей в детском саду первостепенное значение приобретает организация педагогического процесса по формированию знаний правил дорожного движения.

Анализ деятельности по данной теме начала с выявления уровня знаний, степени сформированности практических умений и навыков, который проводила в виде беседы с использованием иллюстраций, наблюдений, игр-занятий. Была проведена диагностика «Знаний и умений безопасного поведения на улице, доступных детям дошкольного возраста». Данные диагностики показали, что знания детей недостаточно полны, 27% детей не владеют знаниями о типичных опасных ситуациях на улице, 23%– не всегда следуют правилам поведения во дворе и транспорте. Знания детей были проверены по теме «Дорожная азбука». Одним из видов контроля был мониторинг знаний и умений безопасного поведения на улице, который показал следующие результаты: практически все дети имеют разрозненные знания и представления по данной теме; 42% детей не всегда в состоянии различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности  людей; 15% детей не знают свой домашний адрес или знают его частично; 46% дошкольников группы не могут отражать в играх разнообразные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице; у 21% воспитанников не сформированы навыки контроля за своим поведением на улице, они мало считаются с опасностями на дороге.

Для изучения компетентности родителей по данной теме было проведено анкетирование семей воспитанников с целью получения сведений о том, как родители знакомят своих детей с правилами дорожного движения. Получила следующий результат: в 38% семей родители затрудняются в объяснении детям правил дорожного движения, считают эту работу в дошкольном возрасте преждевременной и неактуальной; не имеют книг -76%, игр по данной теме -89%.

Одной из основных форм знакомства с правилами безопасности родители используют беседу. Несмотря на то, что на улице проще рассказать правила дорожного движения (так делает большинство родителей), правильнее это делать дома в форме игры в силу психолого-возрастных особенностей дошкольников, а закреплять их на улице, во время прогулок, поездок. Основную информацию для бесед родители черпают из телевизионных передач (84%), интернета (34%), от общения с воспитателями (29%). Родители признались, что иногда нарушают правила дорожного движения, когда спешат вместе с ребенком – 41%. Уровень работы по ознакомлению детей с правилами дорожного движения 75% родителей оценили как средний.

Таким образом, увидела, что работу по данной проблеме следует вести не только с детьми, но и с их родителями, расширяя знания по этой теме и у взрослых, и у детей. Данные мониторинга дошкольников, анкетирования родителей позволили определить цели и пути работы по данному направлению. Работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улицах – работа не одного дня, это процесс длительный. Для того чтобы она принесла результаты, необходимо проводить её систематически, в тесном контакте с родителями.

Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.

Этапы работы

Первый этап работы – это уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе – помогает педагогу определить знания и навыки детей, уровень их возможностей.

Второй этап – расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах дорожного движения посредством наблюдений движения транспорта по улице, встреч, бесед с сотрудниками ГАИ, организованной системой занятий.

Третий этап – формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения. Чем старше группа, тем легче педагогу проводить работу в этом направлении. Однако, в младших группах следует в доступной форме, на конкретных примерах доводить до детей смысл и значение правил дорожного движения.

Четвертый этап – это формирование у детей чувства ответственности. Ребята понимают и усваивают предъявляемые к ним требования. Именно понимают и усваивают. А вот готовность отвечать за свои поступки идет позже. Следовательно, задача педагога: формировать в подрастающем человеке эту готовность, почву к ней.

Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, т.к. при обучении правилам дорожного движения эти качества во многом помогают личности вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся транспортной ситуации.

Принципы обучения:

Преемственность. Каждая новая ступень обучения должна опираться на уже усвоенные знания.

Последовательность и постепенность. Знания по дорожной тематике следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации.

Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять детей зазубривать сложные термины, определения, схемы и дорожные знаки. Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания детей смысла конкретных безопасных действий на улицах и дорогах. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных дорожных условиях.

Доступность. Материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную дорожную информацию с детализацией общепринятых определений по ПДД.

Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с детьми, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении дорожной безопасности необходимы наглядные средства: плакаты, макеты дорожных знаков, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы и т.д.

Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на дорогах, в общественных местах и транспорте.

Принципы воспитания:

  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.
  • Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда”.
  • Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия.
  • Принцип возрастной безопасности.
  • Принцип социальной безопасности.
  • Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.

Использую в работе с детьми разнообразные  методы обучения и воспитания.

Методы обучения:  рассказ, рассказ-объяснение, беседа, работа со схемами и карточками, игра, игры-упражнения, ролевая игра, экскурсии.

Методы воспитания: внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение.

Взяв за основу программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторов Н.Н Авдеевой, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркиной),  творчески дополнив ее к условиям нашей местности и поставив задачу, не только оберегать и защищать ребенка, а прежде всего,  подготовить малышей к встрече с различными сложностями, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Поэтому я должна  развить у них самостоятельность и ответственность. А для этого, прежде всего, необходимо  уделить большое внимание организации различных видов деятельности, направленные на приобретение детьми определенного навыков и правил   поведения, набраться опыта, чтобы уметь применять в реальной жизни, на практике. Научить,   самим  оценивать свои поступки,  и поступки других людей.

Важно чтобы воспитатель направлял мысль ребенка в нужном направлении для самостоятельного поиска ответов.  В результате дети должны самостоятельно решить проблему, применив необходимые знания  подчас из разных областей, получив реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом,  строится через систему развивающих игровых заданий, в основе которых лежит развитие познавательных навыков, умение ориентироваться в современном  мире, развитие критического  и творческого мышления.

В основу метода положена идея прагматической направленности на результат,  который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Результаты выполненных игровых заданий  называются «осязаемыми» т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное  ее решение,  если практическая – конкретный результат. Чтобы сформировать у ребенка основы безопасности  необходимо научить ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из различных областей, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Работу с детьми по вопросам правил дорожного движения я организую не только на занятиях, а в первую очередь в играх детей, на прогулке, в режимных моментах.

Работа проводится систематически, постепенно усложняя программные требования, учитывая возрастные особенности детей.  Систематическую работу по обучению детей правилам дорожного движения  начинаю с младшей группы, акцентируя свое внимание и внимание родителей на следующих задачах:

1. Дать детям необходимый минимум доступных им знаний правил дорожного движения, дорожных знаков (три цвета светофора, пешеходный переход – наземный, надземный, подземный, пешеходная дорожка, езда на велосипеде).

2. Обучая правилам дорожного движения, следует, учитывать индивидуальные возможности детей, использовать такие формы обучения, как беседа, занятие, развлечения, всевозможный наглядный материал, экскурсии и т.п.

        Так постепенно выработалась определенная система обучения дошкольников правилам дорожного движения. Занятия провожу в форме живой беседы с использованием наглядности. В освоении детьми правил движения значительную роль играет конкретная четкая речь воспитателя. Проводя занятие,  учу детей  понимать опасности, связанные с дорожным движением, не бояться улицы, так как чувство страха парализует способность сосредоточиться. Снижает находчивость в момент фактической опасности. 

Основным методом обучения детей правилам дорожного движения является игра. В младшем возрасте  использую различные виды подвижных игр, в средней группе предпочтение отдаю  сюжетно – ролевой игре, в которой знания детей уточняются и расширяются. В старшем возрасте дети приобретают определенное количество знаний и представлений об окружающем, поэтому  использую интеллектуально – игровую деятельность в виде занимательных игр, упражнений, логических задач, головоломок, кроссвордов, развивающих сообразительность, внимание, самостоятельность.

Система работы по обучению детей правилам дорожного движения.

        В младшей группе учу различать грузовые и легковые автомобили, называть части машин, формирую умение определять красный, зеленый, желтый цвет, используя игры с несложными правилами и сюжетом;

Учу ориентироваться в пространстве (понятия «далеко», «близко», «вверху»).

       В начале года работа проводится в свободное время в форме игры. Это увлекает детей.  Они незаметно и постепенно усваивают правила при помощи дидактических игр («Светофор», «Красный – зеленый), сюжетно – ролевых игр («Автобус», «Автопарк»). В игровых ситуациях детей учу правильно входить в автобус и выходить из него. Знания детей уточняю и закрепляю в подвижных играх («Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль») и наблюдений за прохожими («Правильно ли ведут себя пешеходы на улице»).  

При  обучении детей правилам дорожного движения, старалась  использовать  игры  и упражнения, логически  связанные  с темой непосредственно образовательной деятельности и позволяющие детям чередовать умственную и физическую  нагрузку.  В качестве гимнастики для глаз я использовала на занятии игру « Где остановка?».  Эта игра позволяет  снять  зрительное  напряжение и утомление детей, способствует укреплению глазных мышц. А так же тренирует внимание  и способность детей  длительно удерживать в сознании зрительный образ. Для профилактики  близорукости  использовались   физкультминутки  «Мы водители».

        В группе  организовали гараж, где поместили машинки разных марок. Детям очень нравиться придумывать  различные сюжеты. Представления, полученные на целевых прогулках, наблюдениях, закрепляются на занятиях: дети рассматривают картину «Улица города», затем строят улицы для кукол.

       Большое внимание уделяю  развитию ориентировки детей в пространстве на музыкальных и физкультурных занятиях: при выполнении упражнений, построений, проведении подвижных игр «Найди свой цвет», «Трамвай».

На занятиях по математике детей учу различать понятия: «далеко», «близко», «вверху».

          В среднем дошкольном возрасте знакомлю  с улицей, дорогой, тротуаром; учу в игровых ситуациях правильно входить в транспорт и выходить из него. В этом возрасте  у детей накапливается определенный двигательный опыт, обогащается словарный запас, навыки пространственной ориентировки.

       Постепенно их подвожу к усвоению правил дорожного движения. Расширяются представления детей, что улица может быть широкой и узкой, по проезжей части двигаются машины, переходы бывают наземные и подземные, пешеходы должны ходить по правой стороне тротуара, не мешая друг другу. Уже в этом возрасте дети знакомятся с правилами езды на велосипеде в игровых ситуациях. В этой группе детей знакомлю с работниками ГАИ. Они рассматривают форму сотрудника ГАИ, их машину, знакомлю детей с предупреждающими знаками: «Пешеходный переход»,

«Дети». Особое внимание уделяю индивидуальной работе: рассматриванию картинок, обыгрыванию игрушек.

       В старшем дошкольном возрасте много внимания уделяю ознакомлению детей с запрещающими знаками «Пешеходное движение запрещено», «Въезд запрещен». Во время игр с транспортом дети узнают предписывающие знаки,  указательные. С детьми разыгрываются дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами, домами.

       Во время бесед с детьми интересуюсь, каким маршрутом ходят дети в детский сад, пересекают ли они проезжую часть, перекресток, площадь.

Рассказываю о более безопасном пути из дома в детский сад и обратно. Это готовит детей к самостоятельному появлению на улице.

При ознакомлении с работой регулировщика использую иллюстрации, играем в сюжетно – ролевые игры.  Дети получают четкое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение жизни и здоровья людей.

      Знания детей о правилах дорожного движения находят отражение в их рисунках, поделках, играх.  Играя, дети упражняются в переходе дороги там, где нет светофора, используя «островки безопасности». Они лепят из пластилина машины, пешеходов, светофор, рисуют дома, переходы,  машины, дорожные знаки. В играх закрепляю знание правил, учу культуре поведения в общественных местах. Знания закрепляют дети и на праздниках и развлечениях.

В 2014 году, под руководством музыкального руководителя – Долининой Л.А., состоялся праздник, посвященный правилам дорожного движения, в котором приняли участие дети старших  групп.

На протяжении всего праздника дети пели песни, читали стихи, отвечали на вопросы Постового.  На празднике присутствовали родители, педагоги, а также представители ГАИ.

В феврале 2015 года, с детьми подготовительных групп, была запланирована и проведена экскурсия в ГАИ, где инспектор – О.В. Чугунова провела беседу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Затем для просмотра был предложен мультфильм на тему: «Правила дорожного движения», а также детские игры на развитие внимания, реакции, умения ориентироваться в окружающей обстановке, по усвоению правил безопасности жизнедеятельности.

Затем была проведена целевая прогулка к проезжей части с привлечением работника ГАИ – Конышева А.А., где дети наблюдали за работой регулировщика, за работой светофора, уточнили знания о перекрестке, закрепили знания о правилах поведения на проезжей части.

 По окончании прогулки была проведена акция: «Водитель! Сохрани мне жизнь», где дети раздавали водителям буклеты с информацией о необходимости соблюдения ПДД, направленных на снижение детского дорожного травматизма

Традицией в детском саду стало проведение недель безопасности дорожного движения. Дети ежегодно отправляются в увлекательное путешествие в страну дорожных наук. Для закрепления знаний детей проводятся викторины, КВНы. В свободное время дети читают рассказы, разучивают стихи, решают ребусы, кроссворды.

Мероприятия, проводимые в детском саду, неоспоримо указывают на то, что цели и задачи педагогического процесса в рамках обучения детей безопасному поведению в дорожно-транспортной среде опираются на общие цели и потребности общества. Они определены самой жизнью и подтверждены соответствующими законодательными актами.

Дополнительно проводится с детьми в группе и  кружковая работа  один раз в неделю во второй половине дня по обучению детей правилам дорожного движения, где провожу с детьми интересные беседы, экскурсии, организую игры и викторины.

 Осуществлять обучение детей правилам дорожного движения мне помогают и родители. Знания, которые получают дети в детском саду, должны подтверждаться их положительным примером. В работе с родителями  мы использую различные приемы: анкетирование, беседы, консультации,  родительские собрания.

 На консультациях знакомлю родителей с содержанием работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения, в папках – передвижках помещаю практический материал.

 Родители стали более грамотными в вопросах обучения детей правилам дорожного движения. Они считают, что усилия педагогов по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения будут эффективны только при совместной работе детского сада и семьи. Единые требования воспитателей и родителей обеспечивают образование у детей прочных навыков поведения на улице. 

Система непрерывного обучения правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте имеет значительный педагогический потенциал в решении проблемы снижения детского дорожно-транспортного травматизма. Я  уверена, что знания “дорожной грамоты”, приобретенные в детском саду, помогут будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.

4.Анализ результативности.

Предложенный мною опыт работы – попытка показать на практике, систему деятельности по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

Используемые в ходе работы над опытом, ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагога, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге.

Надеюсь, что данный опыт работы вызовет практический интерес для педагогов, родителей, позволяющий доступно разъяснять детям правила дорожного движения.

Анализ мнения родителей показал, что став активными участниками общественной жизни, в процессе обучения своих детей безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствуют себя хорошими родителями, поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, и приобретают все новые умения.

Я убедилась, что такая система работы, дает положительные результаты по обучению детей правилам дорожного движения.

За период работы над опытом, не было выявлено ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушения правил движения нашими воспитанниками.

Таким образом, в результате реализации моего опыта  работы, получила следующие результаты:

- повышение эффективности обучения дошкольников по ПДД;

- у воспитанников сформированы навыки безопасного поведения на дороге, они не только знают правила дорожного движения, согласно возрасту, но и применяют эти знания в дорожных ситуациях, что способствует  актуализации в будущем потребности в безопасном образе жизни в сфере дорожного движения.

- создание открытого образовательного пространства (организация  взаимодействия ребенок – родитель – педагог - ГАИ за безопасность дорожного движения).

6. Трудоемкость опыта.

При использовании данного опыта я столкнулась с большим объемом информации, которую  необходимо систематизировать,  осмыслить, структурировать, обобщить и представить как совокупность знаний об игровом методе тренировки – это и стало единственной трудностью в моей работе.

7. Адресность опыта

Представленный материал может быть использован педагогами дошкольных учреждений, родителями, кого серьезно волнует проблема детского дорожного травматизма, кто заинтересован в решении проблемы сохранности жизни и здоровья детей.  Он не является материалом, который необходимо в обязательном порядке внедрять в свою практику. Каждый творческий педагог может распорядиться им по своему усмотрению: внести свои замыслы и задумки, пополнить его своими творческими находками. Для молодых специалистов он может стать хорошим подспорьем или даже фундаментом в работе по данной теме.

8.Наглядные приложения:

-;

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретическая интерпретация опыта работы на тему: "Развитие у детей дошкольного возраста музыкально-ритмических движений"

Данная проблема актуальна тем, что нельзя в полной мере обеспечить нормальное  полноценное существование и развитие личности без обучения и формирования у детей музыкальных основ.Грация, пл...

выступление из опыта работы на тему: «Экологическое воспитание старшего дошкольного возраста».

Формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство- начальный этап формирования личности человека. В это время закладываются позити...

Презентация опыта работы по теме:"Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с трудом младшего воспитателя"

Презентация опыта работы на методическом объединении педагогов ДОУ НМР по теме: "Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с трудом младшего воспитателя"...

Доклад из опыта работы: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста посредством сказки"

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социального развития и воспитания дошкольников. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе форм...

Сообщение из опыта работы на тему : «Обучение детей старшего дошкольного возраста с ФФНР творческому рассказыванию

10 видов творческого рассказывания                   vС заменой объекта;vС заменой действующего лица;vС добавлением последующих событий;vС добав...