Рабочая программа по воспитанию навыков безопасного поведения на дороге для детей среднего и младшего дошкольного возраста "Дети и дорога"
рабочая программа по обж (средняя группа) на тему

Римма Марсовна Ноздрина

Актуальность.

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Дети  ещё в должной степени не умеют управлять своими поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры.

Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма. Поэтому изучение правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день.

К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».

 

 Цель  программы:

·        создание условий для усвоения и закрепления знаний  правил дорожного движения у детей с ограниченными возможностями.

Задачи программы:

·        формировать безопасное поведение на улице у детей  через ознакомление с правилами дорожного движения.

·        воспитывать в детях грамотных пешеходов.

·         воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

   Предполагаемый результат:

·         осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

·         проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;

·         знание правил безопасного поведения на улицах.

·         умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;

·         представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями

Формы  и методы   проведения  занятий  по  изучению  правил  дорожного движения:

  • тематические занятия
  • решение проблемных ситуаций
  •  викторины
  • беседы,  
  • чтение художественной литературы
  • рассматривание картин, плакатов
  • дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры
  • целевые прогулки
  • условные прогулки
  • экскурсии 
  • физминутки.

 

 

 

 

Длительность занятий.

·        Индивидуальные -20 минут.

·        Групповые  - 30 минут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективное планирование по предупреждению дорожно-транспортного травматизма

       для детей среднего и  младшего  дошкольного возраста.

Цель: знакомство с конкретными правилами дорожного движения.

 

тема

задачи

Формы и методы проведения

Материалы и оборудование

Ответственный

1

Знакомство с улицей

Познакомить детей с улицей, её особенностями; закрепить правила поведения на улице. Продолжать знакомить  детей с назначением светофора, его сигналами.

Дидактическая игра «Светофор», чтение Е. Сегала «Машины на нашей улице», чтение Я. Пишумова «Азбука города».

Подбор картин, дидактическая игра «Светофор»

 Воспитатель

2

Наблюдение за светофором

Закрепить знания детей о работе светофора (красном,  желтом и зеленом сигналах)

Закреплять знания о правилах перехода улицы.

Рассматривание иллюстраций, чтение Н. Носов «Автомобиль», дидактическая игра «Светофор», чтение Г. Георгиева «С виду грозный и серьезный».

Подбор иллюстраций,

дидактическая игра «Светофор»,

Воспитатель

3

Правила поведения на улице.

Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта.

 Беседа. Дидактическая игра «Улица города», подвижная игра «Цветные автомобили»

Атрибуты к подвижной игре «Цветные автомобили», Дидактическая игра «Улица города».

Воспитатель

4

Закрепление правил уличного движения

Закрепить знания уличного движения: ходить можно по тротуарам, переходить улицу по пешеходным переходам при разрешающем сигнале светофора. Знать назначение светофора и сигналы светофора.

Беседа, вопросы, загадки о транспорте; рассматривание картин; дидактическая игра «Угадай, какой знак», чтение О. Бедарева «Если бы».

Подбор картин, дидактическая игра «Угадай, какой знак».

ИЗО: рисование грузовика и геометрических фигур

Воспитатель.

5

Правила поведения на улице

Закрепить знания о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки: «переход», познакомиться с новыми: «Зебра», «Внимание, осторожно, дети».

Беседа «Зачем нужны дорожные знаки», дидактическая игра «Угадай, какой знак», чтение Я, Пишумова «Чтобы улице бурливой…»

дидактическая игра «Угадай, какой знак».

Воспитатель

6

Правила поведения пешехода и водителя в условиях улицы

Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы. Учить различать дорожные знаки, предназначенные для пешеходов и водителей.

Дидактическая игра «Наша улица»; чтение С. Михалков «Моя улица», А. Усачева «Правила дорожного движения»

Дидактическая игра «Наша улица»; дорожные знаки.

Воспитатель

7

Правила поведения в транспорте

Познакомить детей с правилами безопасного поведения в городском транспорте.

Беседа, обсуждение ситуаций, встречающихся в транспорте, рассматривание сюжетных картинок.

Подбор иллюстративного материала.

ИЗО: аппликация «Автобус»

Воспитатель

8

Дорожные знаки

Учить детей различать дорожные знаки для водителей, велосипедистов. Закрепить знания о предупреждающих знаках и предписывающих.

Беседа: «Игры во дворе», вопросы, обсуждение ситуаций, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, развивающая игра «Какой знак лишний?».

развивающая игра «Какой знак лишний?».

Воспитатель

9

Правила поведения пешеходов

Уточнить правила поведения пешеходов.

Рассматривание сюжетных картин, целевая прогулка, вопросы, чтение С. Михалков «Правил движения звери не знали»,

развивающая игра «Ловкий пешеход», сюжетные картины.

Воспитатель

10

Знакомство с перекрестком

Познакомить детей с понятием «перекресток»

Беседа, развивающая игра «Лабиринт», «Угадай-ка».

развивающая игра «Лабиринт», «Угадай-ка».

Воспитатель

11

Викторина «Знатоки»

Закреплять правила безопасного поведения в транспорте, на улице. Понимать значимость выполнения правил дорожного движения

Игра «Назови знак», «Исправь ошибку» «Знаки заблудились»; Игра «Назови транспорт»

 

Подвижная игра «Автомобиль и воробушки»

Картинки транспорта

( пассажирский и грузовой)

Воспитатель

       

 

 

Психологически  правильная  форма

 формулирования  правил  дорожного  движения. 

 

 

Неправильная  инструкция

Правильная  инструкция

  1

Нельзя перебегать дорогу в неположенном месте.

Проезжую часть дороги переходи только по пешеходному переходу.

2

Нельзя  нарушать  правила  дорожного  движения.

Соблюдай  правила дорожного  движения!

3

Нельзя  играть,  кататься  на  велосипеде    вблизи  дороги.

Играть,  кататься  на  велосипеде и   роликах можно только  на  специально отведенных  площадках.

4

Нельзя  выйдя  из  автобуса  переходить  дорогу  перед  ним

Выйдя  из  автобуса,  необходимо  переходить  дорогу  по пешеходному  переходу  после  его  отъезда.

5

Дорога для движения  транспортных  средств.

Дорога  состоит  из  трех  частей:  проезжая  часть  - для  движения  транспорта;  тротуар - для  движения  пешеходов; бордюр разделяет проезжую часть от тротуара.

6

Сигналы  светофора: 

красный – стой, 

желтый – приготовиться, 

зеленый – иди.

Для  водителей  -  3  сигнала  светофора  : 

красный – стой, 

желтый – приготовиться, 

зеленый – проезжай.

 

7

Сигналы  светофора: 

красный – стой, 

желтый – приготовиться, 

зеленый – иди.

Для  пешехода  -  2  сигнала  светофора  :

красный  - стой,  зеленый -  убедись  в  отсутствие  опасности  и  переходи  проезжую  часть  по  пешеходному  переходу.

8

При  переходе  дороги,  посмотри  налево. На  середине  дороги  остановись,  посмотри  направо и  продолжи  движение.

Сигналы  светофора  для  пешеходов:  красный - стой,  на  зеленый  сигнал  светофора,  посмотреть  направо,  налево,  убедиться, что  нет  опасности,  опять  посмотреть налево.  Переходи  проезжую  часть шагом, не останавливаясь  на  разделительной  полосе.

9

Соблюдай  правила  дорожного  движения  в  соответствии  с  сигналами  светофора  и дорожных  знаков!

Прежде чем переходить дорогу – убедись в отсутствии опасности.

10

Знак «Осторожно, дети» предупреждает водителей о появлении детей на дороге.

Знак «Осторожно, дети» предупреждает водителей о расположении вблизи от дороги школы, детского сада.

 

 

 

 

 

 

Используемая литература.

 

1.    «Правила дорожного движения РФ». Утверждены постановлением Совета Министров Российской Федерации от 23.10.1993г. №1090. В редакции постановления Правительства РФ от 27 января 2009г. №28.

2.    Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации.

3.    Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995г. №196-ФЗ.

4.    Е. М. Сосунова, М. Л. Форштат «Учись быть пешеходом». Учебно-методическое пособие по Правилам дорожного движения для учащихся начальной школы, части 1 и 2. Рекомендовано Комитетом по образованию Санкт-Петербурга. Издательский дом «МиМ», 1998г, СПб.

5.    Е. М. Сосунова, М. Л. Форштат «Учись быть пешеходом». Учебно- методическое пособие по Правилам дорожного движения для учителей начальной школы. Издательский дом «МиМ», 1997г., СПб.

6.    М.Л. Форштат, А.П. Добровольская. А.В. Эпова, А.В. Новиков «Пешеход на дороге». Обучающий минимум по правилам и безопасности дорожного движения. СПб., 2001г.

7.    Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника (учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования), 000 «Издательский Дом Третий Рим».

8.    Дорожная безопасность: учебная книжка-тетрадь для 1-го класса.

9.           Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: методическое пособие, Москва, 000 «Издательский Дом Третий Рим»,

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_pravila_dvizheniya.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Дети  ещё в должной степени не умеют управлять своими поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры.

Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма. Поэтому изучение правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день.

К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».

 Цель  программы:

  • создание условий для усвоения и закрепления знаний  правил дорожного движения у детей с ограниченными возможностями.

Задачи программы:

  • формировать безопасное поведение на улице у детей  через ознакомление с правилами дорожного движения.
  • воспитывать в детях грамотных пешеходов.
  •  воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

   Предполагаемый результат:

  • осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
  • проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
  • знание правил безопасного поведения на улицах.
  • умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
  • представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями

Формы  и методы   проведения  занятий  по  изучению  правил  дорожного движения:

  • тематические занятия
  • решение проблемных ситуаций
  •  викторины
  • беседы,  
  • чтение художественной литературы
  • рассматривание картин, плакатов
  • дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры
  • целевые прогулки
  • условные прогулки
  • экскурсии  
  • физминутки.

 

Длительность занятий. 

  • Индивидуальные -20 минут.
  • Групповые  - 30 минут.

Перспективное планирование по предупреждению дорожно-транспортного травматизма

       для детей среднего и  младшего  дошкольного возраста.

Цель: знакомство с конкретными правилами дорожного движения.

тема

задачи

Формы и методы проведения

Материалы и оборудование

Ответственный

1

Знакомство с улицей

Познакомить детей с улицей, её особенностями; закрепить правила поведения на улице. Продолжать знакомить  детей с назначением светофора, его сигналами.

Дидактическая игра «Светофор», чтение Е. Сегала «Машины на нашей улице», чтение Я. Пишумова «Азбука города».

Подбор картин, дидактическая игра «Светофор»

 Воспитатель

2

Наблюдение за светофором

Закрепить знания детей о работе светофора (красном,  желтом и зеленом сигналах)

Закреплять знания о правилах перехода улицы.

Рассматривание иллюстраций, чтение Н. Носов «Автомобиль», дидактическая игра «Светофор», чтение Г. Георгиева «С виду грозный и серьезный».

Подбор иллюстраций,

дидактическая игра «Светофор»,

Воспитатель

3

Правила поведения на улице.

Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта.

 Беседа. Дидактическая игра «Улица города», подвижная игра «Цветные автомобили»

Атрибуты к подвижной игре «Цветные автомобили», Дидактическая игра «Улица города».

Воспитатель

4

Закрепление правил уличного движения

Закрепить знания уличного движения: ходить можно по тротуарам, переходить улицу по пешеходным переходам при разрешающем сигнале светофора. Знать назначение светофора и сигналы светофора.

Беседа, вопросы, загадки о транспорте; рассматривание картин; дидактическая игра «Угадай, какой знак», чтение О. Бедарева «Если бы».

Подбор картин, дидактическая игра «Угадай, какой знак».

ИЗО: рисование грузовика и геометрических фигур

Воспитатель.

5

Правила поведения на улице

Закрепить знания о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки: «переход», познакомиться с новыми: «Зебра», «Внимание, осторожно, дети».

Беседа «Зачем нужны дорожные знаки», дидактическая игра «Угадай, какой знак», чтение Я, Пишумова «Чтобы улице бурливой…»

дидактическая игра «Угадай, какой знак».

Воспитатель

6

Правила поведения пешехода и водителя в условиях улицы

Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы. Учить различать дорожные знаки, предназначенные для пешеходов и водителей.

Дидактическая игра «Наша улица»; чтение С. Михалков «Моя улица», А. Усачева «Правила дорожного движения»

Дидактическая игра «Наша улица»; дорожные знаки.

Воспитатель

7

Правила поведения в транспорте

Познакомить детей с правилами безопасного поведения в городском транспорте.

Беседа, обсуждение ситуаций, встречающихся в транспорте, рассматривание сюжетных картинок.

Подбор иллюстративного материала.

ИЗО: аппликация «Автобус»

Воспитатель

8

Дорожные знаки

Учить детей различать дорожные знаки для водителей, велосипедистов. Закрепить знания о предупреждающих знаках и предписывающих.

Беседа: «Игры во дворе», вопросы, обсуждение ситуаций, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, развивающая игра «Какой знак лишний?».

развивающая игра «Какой знак лишний?».

Воспитатель

9

Правила поведения пешеходов

Уточнить правила поведения пешеходов.

Рассматривание сюжетных картин, целевая прогулка, вопросы, чтение С. Михалков «Правил движения звери не знали»,

развивающая игра «Ловкий пешеход», сюжетные картины.

Воспитатель

10

Знакомство с перекрестком

Познакомить детей с понятием «перекресток»

Беседа, развивающая игра «Лабиринт», «Угадай-ка».

развивающая игра «Лабиринт», «Угадай-ка».

Воспитатель

11

Викторина «Знатоки»

Закреплять правила безопасного поведения в транспорте, на улице. Понимать значимость выполнения правил дорожного движения

Игра «Назови знак», «Исправь ошибку» «Знаки заблудились»; Игра «Назови транспорт»

Подвижная игра «Автомобиль и воробушки»

Картинки транспорта

( пассажирский и грузовой)

Воспитатель

Психологически  правильная  форма

 формулирования  правил  дорожного  движения.  

 

Неправильная  инструкция

Правильная  инструкция

  1

Нельзя перебегать дорогу в неположенном месте.

Проезжую часть дороги переходи только по пешеходному переходу.

2

Нельзя  нарушать  правила  дорожного  движения.

Соблюдай  правила дорожного  движения!

3

Нельзя  играть,  кататься  на  велосипеде    вблизи  дороги.

Играть,  кататься  на  велосипеде и   роликах можно только  на  специально отведенных  площадках.

4

Нельзя  выйдя  из  автобуса  переходить  дорогу  перед  ним

Выйдя  из  автобуса,  необходимо  переходить  дорогу  по пешеходному  переходу  после  его  отъезда.

5

Дорога для движения  транспортных  средств.

Дорога  состоит  из  трех  частей:  проезжая  часть  - для  движения  транспорта;  тротуар - для  движения  пешеходов; бордюр разделяет проезжую часть от тротуара.

6

Сигналы  светофора:  

красный – стой,  

желтый – приготовиться,  

зеленый – иди.

Для  водителей  -  3  сигнала  светофора  :  

красный – стой,  

желтый – приготовиться,  

зеленый – проезжай.

7

Сигналы  светофора:  

красный – стой,  

желтый – приготовиться,  

зеленый – иди.

Для  пешехода  -  2  сигнала  светофора  :

красный  - стой,  зеленый -  убедись  в  отсутствие  опасности  и  переходи  проезжую  часть  по  пешеходному  переходу.

8

При  переходе  дороги,  посмотри  налево. На  середине  дороги  остановись,  посмотри  направо и  продолжи  движение.

Сигналы  светофора  для  пешеходов:  красный - стой,  на  зеленый  сигнал  светофора,  посмотреть  направо,  налево,  убедиться, что  нет  опасности,  опять  посмотреть налево.  Переходи  проезжую  часть шагом, не останавливаясь  на  разделительной  полосе.

9

Соблюдай  правила  дорожного  движения  в  соответствии  с  сигналами  светофора  и дорожных  знаков!

Прежде чем переходить дорогу – убедись в отсутствии опасности.

10

Знак «Осторожно, дети» предупреждает водителей о появлении детей на дороге.

Знак «Осторожно, дети» предупреждает водителей о расположении вблизи от дороги школы, детского сада.

Используемая литература.

  1. «Правила дорожного движения РФ». Утверждены постановлением Совета Министров Российской Федерации от 23.10.1993г. №1090. В редакции постановления Правительства РФ от 27 января 2009г. №28.
  2. Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации.
  3. Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995г. №196-ФЗ.
  4. Е. М. Сосунова, М. Л. Форштат «Учись быть пешеходом». Учебно-методическое пособие по Правилам дорожного движения для учащихся начальной школы, части 1 и 2. Рекомендовано Комитетом по образованию Санкт-Петербурга. Издательский дом «МиМ», 1998г, СПб.
  5. Е. М. Сосунова, М. Л. Форштат «Учись быть пешеходом». Учебно- методическое пособие по Правилам дорожного движения для учителей начальной школы. Издательский дом «МиМ», 1997г., СПб.
  6. М.Л. Форштат, А.П. Добровольская. А.В. Эпова, А.В. Новиков «Пешеход на дороге». Обучающий минимум по правилам и безопасности дорожного движения. СПб., 2001г.
  7. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника (учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования), 000 «Издательский Дом Третий Рим».
  8. Дорожная безопасность: учебная книжка-тетрадь для 1-го класса.
  9. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: методическое пособие, Москва, 000 «Издательский Дом Третий Рим»,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и воспитанию навыков безопасного поведения на дорогах"

В презентации рассказано о работе воспитателя в соедней группе по обучению детей правилам дорожного движения, о работе с родителями по данной теме. Презентация состоит из трех частей. 1ч-27 слай...

« Воспитание навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у детей младшего возраста»

Цель:Организация совместной деятельности родителей и воспитателей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.Задачи: - Актуализировать знания родителей о ПДД.- Приобщать родителей к де...

Воспитание навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста

 Дорога для ребенка - это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (автомобилей,   движущихся пешеходов, предметов и др.), насыщенный интерес...

ОПЫТ РАБОТЫ МАДОУ детский сад №124 г.Калининграда ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА И ВОСПИТАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ Образовательная область «Безопасность»

ОПЫТ РАБОТЫ  МАДОУ детский сад №124г.КалининградаПО  ПРОФИЛАКТИКЕ   ДЕТСКОГОДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА  И  ВОСПИТАНИЮ НАВЫКОВ   БЕЗОПАСНОГО ПОВ...

Консультация для родителей "Воспитание навыков безопасного поведения детей на улицах и дорогах"

Консультация для родителей "Воспитание навыков безопасного поведения детей на улицах и дорогах"...

"Воспитание навыков безопасного поведения детей на улицах и дорогах города"

Формирование осознанного отношения к безопасному поведению. Учить решать на модели дорожные ситуации и прогнозировать свое поведение в тех или иных обстоятельствах...