Воспитание навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста
рабочая программа по обж (старшая группа) на тему

Шушанова Светлана Владимировна

 

    Дорога для ребенка - это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (автомобилей,   движущихся пешеходов, предметов и др.), насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его опасность.   

 Целью нашей работы является обобщение опыта работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

    Решаемые при этом задачи:

- обоснование эффективности работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей начиная с дошкольного возраста через отбор целесообразных форм и методов изучения детьми правил поведения на дороге, позволяющих не только дать детям основные знания по теме, а сформировать умения и навыки, доведённые до стереотипов осознанного поведения;

- оптимизация инновационных форм и методов работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях, результатом которой должны стать  разносторонне и полноценное развитие ребёнка, готового адекватно  и осознанно вести себя в окружающем мире, обеспечивая как свою безопасность, так и безопасность окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolko_chtenie_metodich_posobie_pdd.docx84.08 КБ

Предварительный просмотр:

Шушанова С.В.

Отдел образования «Управления образования исполнительного комитета муниципального образования г.Казани по Советскому району»

Информационно-методического отдела Управления образования Исполнительного комитета муниципального образования "Город Казань" по Советскому району      

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 408 комбинированного вида» Советского района г.Казани

Методическое пособие:

«Воспитание навыков безопасного поведения

на дорогах у детей дошкольного возраста»

Шушанова Светлана Владимировна,

 воспитатель МАДОУ «Детский сад № 408

 комбинированного вида»

 Советского района города Казани

Казань  2014 г.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………… 3

Глава 1.  Теоретические основы формирования навыков безопасного    поведения на дорогах у детей дошкольного возраста………………………….6

1.1. Анализ методической литературы по вопросам формирования навыков безопасного поведения   на дорогах у детей дошкольного возраста.………6

     1.2.  Задачи и принципы  работы по формированию навыков  

      безопасного поведения на дорогах  дошкольников………………….……..7

Глава 2.  Практическая часть…………………………………………………….10

2.1. Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста в условиях детского сада…..............10

2.2. Эффективность работы по формированию навыков безопасности у детей дошкольного возраста ……………………………………………………….17

 

Заключение...........................................................................................................20

Список литературы……………………………………………………………...21

Приложения……………………………………………………………………....23

Введение.

    Дорога для ребенка - это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (автомобилей,   движущихся пешеходов, предметов и др.), насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его опасность.

Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками. Как свидетельствует анализ, большинство ДТП происходит по причине безнадзорности. Ребятам всё интересно на дороге, и они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта - это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе дороги или пытаются перебежать её сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно через сложнейшие перекрёстки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил безопасного поведения на дороге, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т.д.

Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Следует отметить, что предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как:

* неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

* быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;

* процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;

* потребность в движении преобладает над осторожностью;

* стремление подражать взрослым;

* недостаток знаний об источниках опасности;

* переоценка своих возможностей.

Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого. Когда дети бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега. Психологи считают, что сектор обзора ребенка на 15-20% меньше, чем взрослого. Поэтому автомобиль слева и справа остаются им незамеченными. Он видит только то, что находится напротив.

Реакция у ребенка по сравнению со взрослыми более замедленная. Времени на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8--1 секунда. Ребенку требуется для этого 3--4 секунды, а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже чтобы отличить движущийся автомобиль от стоящего, семилетнему ребенку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

Кроме этого, надо иметь в виду маленький рост ребенка, "скрывающий" его от водителей. Шаг ребенка не такой длинный, как у взрослых, поэтому, пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности. У детей маленького роста центр тяжести тела заметно выше, чем у взрослых, во время быстрого бега и на неровной дороге, споткнувшись, скажем, о край тротуара, они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие.

Дети не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием. Мозг маленьких детей не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Он может в одно мгновение сорваться с места и побежать через дорогу. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинение сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипеде и т.д. Если мы научим этому детей, то за них уже можно беспокоиться меньше. Беспечность детей на дороге зависит от нас – взрослых.

И в первую очередь, это призваны делать воспитатели дошкольных учреждений. Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок и стереотип поведения в окружающем нас мире. И всё, что ребёнок усвоит в детстве, прочно останется у него навсегда.

     Целью нашей работы является обобщение опыта работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

    Решаемые при этом задачи:

- обоснование эффективности работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей начиная с дошкольного возраста через отбор целесообразных форм и методов изучения детьми правил поведения на дороге, позволяющих не только дать детям основные знания по теме, а сформировать умения и навыки, доведённые до стереотипов осознанного поведения;

- оптимизация инновационных форм и методов работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях, результатом которой должны стать  разносторонне и полноценное развитие ребёнка, готового адекватно  и осознанно вести себя в окружающем мире, обеспечивая как свою безопасность, так и безопасность окружающих.

 


Глава 1.

 Теоретические основы формирования навыков

 безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста.

  1. Анализ методической литературы

 по вопросам формирования навыков безопасного

 поведения на дорогах  у детей дошкольного возраста

     Проблемам воспитания у детей основ безопасного поведения на дорогах в современной дошкольной педагогике уделяется достаточно большое внимание, как на всероссийском, так и на региональном уровне. Воспитание у детей навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях признано в современной         дошкольной педагогике важнейшей социально-педагогической задачей.

Все комплексные программы дошкольных учреждений включают в себя определенное содержание работы по изучению правил дорожной безопасности, но в очень сжатом виде.

Серьезный шаг в разработке нормативных документов – появление в 1998 году программы и учебно -методического пособия «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина). В ней есть раздел – «Ребенок на дорогах города». Это первая программа, нацеливающая педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе, на  дорогах.

Программа успешно реализуется в детских видах познавательной деятельности: игра, продуктивная деятельность, речевое развитие, физкультурно-оздоровительное и др.

     На региональном уровне Министерством образования Республики Татарстан совместно с МВД Республики Татарстан разработана Программа обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах  в дошкольных

образовательных учреждениях (под редакцией Р.Н.Миннеханова, И.А.Халиуллина). В рамках данной программы разработан региональный стандарт, планы занятий обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах для детей младшей, средней, старшей, подготовительной к школе групп. Немаловажным подспорьем в работе является подробно разработанная система диагностики усвоения материала программы.

  1. Задачи и принципы  работы по формированию

навыков безопасного поведения на дорогах дошкольников

     

     Основными задачами работы по воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах являются:

  1. Подготовка ребёнка к процессу обеспечения личной безопасности в условиях окружающего мира.
  2. Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребёнка, как основы безопасности в условиях общения с внешним миром.

     Эти задачи реализуются через систему воспитательно-образовательной работы, направленной на ознакомление детей дошкольного возраста с понятиями опасных для жизни ситуаций на дорогах и особенностей поведения в них. Эта работа осуществляется в комплексе всей многогранной и повседневной работы по всем разделам образовательной деятельности.  Ведь в работе решаются не только задачи по данной проблеме, но и задачи по развитию логического мышления, развитию ориентировки в окружающем мире, развитию элементарных математических представлений и задачи по развитию речи.

    Работа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах, в силу её особой значимости для охраны жизни и здоровья ребёнка, требует соблюдения следующих принципов.

    Принцип полноты. Содержание работы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает, то дети оказываются незащищёнными от представленных в нём определённых источников опасности.

    Принцип системности. Работа должна проводиться систематически весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение дня. Специально организованные занятия лучше проводить в первой половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня.

          Принцип учёта условий городской и сельской местности. У городских и сельских дошкольников разный опыт взаимодействия с окружающей средой. У каждого ребёнка существует свой опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания. Компенсировать его неосведомлённость в правилах поведения в непривычных для него условиях возможно только в процессе целенаправленной педагогической работы дошкольного учреждения.

     Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие для среднего, третьи – для старших дошкольников. Второй путь – одно и то же программное содержание используется в разных возрастных группах, но с использованием методов, соответствующих возрастным особенностям детей.

     Принцип интеграции, то есть проникновение работы по воспитанию навыков безопасного поведения на дорогах во все виды педагогической деятельности.

     Принцип координации деятельности педагогов. Деятельность педагогов дошкольного учреждения должна быть скоординирована таким образом, чтобы обеспечить последовательную и систематическую работу по данному направлению.

    Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи, который предполагает реализацию системы

сотрудничества с родителями по вопросам воспитания навыков безопасного поведения на дорогах.

      И основной принцип, обеспечивающий перерастание знаний и умений детей не в количество, а в качество, а навыков в привычку и образ жизни, принцип сотрудничества и единства требований, перерастание педагогики требований в педагогику отношений личностей.

     Выше перечисленные принципы определяют основные требования к построению содержания обучения детей дошкольного возраста навыкам безопасного поведения на дорогах и ориентируют воспитателей на повседневную творческую работу, постоянное совершенствование и самообразование. Только такой подход обеспечит эффективность воспитательной работы по обучению детей правилам безопасного поведения на дороге.


Глава 2. Практическая часть

  1. 2.1. Система работы по формированию навыков

 безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста

в условиях детского сада.

     Система работы по какому-либо направлению воспитательно-образовательной работы включает в себя, как правило, следующие составляющие:

  1. Работа с детьми.
  2. Работа с педагогами.
  3. Работа с родителями.    
  1. Рассмотрим особенности работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах с детьми дошкольного возраста. Работая над этой проблемой, мы пришли к выводу, что её эффективность  напрямую зависит от оптимизации средств, методов и форм работы с детьми. Эти средства не новы и традиционно используются в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста. Особенность их использования в работе по формированию навыков безопасного поведения на дорогах обусловлена степенью их возможности влиять на регулирование поведения детей.

     Поведение должно характеризоваться навыком, готовностью выполнять целенаправленные действия, доведённой до автоматизма, в результате многократного повторения действия. А выполнение правил безопасности должно стать  способом поведения, привычкой, осуществление которой в определённых ситуациях приобретает для человека характер потребности. Как известно, привычки складываются не только стихийно, но и являются продуктом направленного воспитания, в результате которого перерастают в устойчивые черты характера.

      Для того чтобы получить этот продукт направленного воспитания целесообразно использовать в работе следующие методы и приёмы обучения:

Формы обучения  безопасному поведению на дорогах детей дошкольного возраста

беседы групповые и индивидуальные

Тренинги

художественно-творческая деятельность

ознакомление с художественной литературой

игровые формы обучения

театрализованная деятельность

Экскурсии

НОД

наблюдения

     Рассмотрим особенности использования этих форм обучения для формирования навыков безопасного поведения на дорогах  у детей дошкольного возраста.

Непосредственная организованная образовательная деятельность – основная форма воспитательно-образовательной работы в детском саду. Нами проводится 1 НОД  в месяц в рамках занятий познавательного цикла на основе разработанных тематических планов (Приложение 1).  На этих занятиях  решаются задачи по расширению кругозора детей, совершенствованию умений и навыков. Особенность этих занятий состоит в том, что преобладающим способом сообщения новых знаний является чтение стихов, рассказов, сказок, рассматривание рисунков, плакатов. Организационные формы занятия могут быть разнообразны и выбираются в зависимости от целей и решаемых задач.  

       Большое значение для формирования у ребёнка поведенческих навыков оказывает непосредственное общение его с взрослым, с воспитателем. Поэтому мы в своей работе по формированию навыков безопасности большое внимание уделяем организации бесед, как групповых, так и индивидуальных. Особенность этой работы заключается в том, что необходимо организовать взаимодействие педагога с ребёнком так, чтобы они оказались друзьями, сотрудниками, спутниками на дороге познания. А это, в свою очередь предъявляет высокие требования к личности самого педагога, который должен стать примером для подражания. Преимущество использования в работе по формированию у детей навыков безопасности бесед обусловлено ещё тем, что такая форма работы позволяет педагогу осуществлять тактичную корректировку в поиске и выборе ребёнком нравственного пути.

     Игра, игровые формы обучения – являются важнейшей формой работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста. Игра вплотную связана с окружающим ребёнка миром. Именно в игре формируются и перестраиваются психические процессы ребёнка. В процессе игры развивается внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, которые перерастают в образ жизни. Познавательные игры расширяют объём информации, получаемой детьми в ходе обучения, способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей. В интеллектуальных играх тренируются сообразительность, быстрота реакции, память, умение обобщать и выделять существенные признаки. Сюжетно-ролевая игра в работе по формированию у детей навыков безопасности используется как моделирование реальных действий и ситуаций и выступает мощным противодействием негативного влияния окружающей среды.          

     Проведение тренингов для работы по формированию навыков безопасности на дорогах помогает сделать для детей более понятными смысл запретов и способов безопасного поведения, а также способствует формированию  умений и навыков, отработке их на практике.  Целесообразно разыгрывать разные ситуации: поведение в опасных ситуациях и т.д. В игровой тренинг следует включать разного вида «уговоры», привлекательные обещания. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами. Но не следует превращать тренинги в весёлую игру. Дети должны относиться к ним серьёзно.    

     Художественно-творческая и театрализованная деятельность способствуют закреплению у детей навыков безопасного поведения на дорогах. В процессе этой деятельности ребёнок упражняется в умении анализировать ситуацию, решать проблемные вопросы, выражать своё отношение к отображаемому им сюжету.

     Использование художественной литературы для формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах предполагает отбор произведений соответствующей тематики. Как мы уже отмечали выше именно произведения художественной литературы: стихи, рассказы, сказки – являются в работе по формированию у детей навыков безопасности основным способом сообщения  новых знаний. На примере литературных героев и персонажей сказок дети учатся различать правильные и неправильные поступки, видят последствия, к которым могут привести те или иные необдуманные поступки. Нами составлен список литературы, рекомендуемой для работы по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах (Приложение 2). Данные художественные произведения связаны с содержанием той или иной темы работы по обучению детей правилам дорожного движения. Их можно использовать на разных этапах  раскрытия темы в соответствии с конкретными педагогическими задачами.

     Ценность таких форм работы как экскурсии и наблюдения заключаются в характере познавательной деятельности детей – целенаправленном, планомерном непосредственном восприятии наблюдаемых ситуаций,  предметов и явлений окружающей жизни. Воспитатель помогает детям овладеть приёмами наблюдения: ставит перед ними познавательную задачу, обучает различным способам обследования объектов, учит следовать предлагаемому плану наблюдения, а затем и самостоятельному планированию, формирует умение отбирать в соответствии с поставленными задачами характерные, существенные признаки. Содержание экскурсий и занятий и игр, связанных с наблюдениями, постепенно усложняются: выбираются более сложные объекты наблюдения, углубляется его план, рассматриваются новые стороны явлений, намечается переход к познанию связей между ними.

  1. Работа по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах предъявляет к педагогам особые требования, как профессионального, так и личного характера. У педагогов, ведущих эту работу, у самих должны быть сформированы навыки безопасности, так как основным условием её успешности является воспитание на личном примере. В работу по воспитанию каких-либо поведенческих навыков у детей надо включать и себя, и родителей воспитанников. Если педагог удивляется тому, что открывает в самом себе с помощью питомцев, он продолжает развиваться, а не функционирует по схеме «подготовил-рассказал-выслушал-оценил». И общение с таким педагогом поможет ребёнку вырасти в творческую, саморазвивающуюся личность, характеризующуюся действенным и позитивным отношением к миру. Самообразование и саморазвитие педагогов с  использованием таких формы работы, как семинары-практикумы, деловые игры, психологические тренинги, когда необходимо использовать полученные знания при проигрывании жизненных ситуаций или добыть и обобщить новую информацию, являются непременным условием успешности работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста.

  1. Круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения на дорогах детей между детским садом и семьёй. Наше сотрудничество с родителями началось с изучения знаний и умений родителей. Им был предложена анкета, включающая в себя следующие вопросы:

 

  1. Обучаете ли Вы своего ребенка безопасному поведению на дороге и культуре поведения в транспорте:

Да, регулярно

Редко, когда возникает в этом необходимость

Нет, с возрастом поймет все сам.

2. Считаете ли Вы необходимым обучать ребенка правилам безопасного поведения на дороге?

Да

Со временем он все поймет сам

Нет, не считаю.

3.Кто должен взять на себя ответственность по обучению ребенка ПДД?

Только родители

Педагоги детского сада

Это совместная деятельность педагогов и родителей.

4.Хотелось бы Вам получить квалифицированную консультацию по воспитанию культуры поведения ребенка в общественных местах и на дороге?

Да  

Нет в этом никакой необходимости.

     Результаты анкетирования показали, что большинство родителей всерьёз обеспокоены проблемой детской безопасности и готовы к сотрудничеству в этом вопросе.

     Затем был разработан цикл мероприятий с участием педагога-психолога, медицинских работников, с целью формирования практических навыков взаимодействия детей и взрослых в различных ситуациях, включающий в себя проведение родительских собраний, консультаций, семинаров-практикумов, оформление наглядной информации, совместное проведение мероприятий с детьми.  В настоящее время родители являются заинтересованными участниками, активными помощниками в работе по данному направлению. Совместно с родителями и детьми мы выпускаем стенгазету «Всё на свете интересно», где одна из рубрик посвящена вопросам безопасного поведения на дорогах. Таким образом, сотрудничество и взаимодействие определяют способ организации целенаправленной, совместной работы по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах.


2.2. Эффективность работы по формированию

 навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста

   

      В определении эффективности работы по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах сложность заключается в том, что здесь неприемлемы традиционные подходы к диагностированию детей. Работа по воспитанию навыков безопасности закладывает поведенческие основы, которые должны определять поступки человека, его отношения с окружающей средой в течение всей жизни. Большой объём знаний по этому вопросу, полученный ребёнком в детском саду вовсе не гарантирует безопасного поведения в настоящем и будущем. Поэтому для определения эффективности проводимой нами работы нами был разработан и апробирован комплекс диагностических методик, включающий в себя количественную и качественную диагностики.      

     Количественная диагностика позволяет прежде всего оценить знания ребёнка. Для её проведения была разработана карта, включающая в себя блоки усвоения знаний детьми правил поведения на дорогах.  (Приложение 3).

     Цель качественной диагностики – отметить изменения в поведении ребёнка и мотивации его поступков, развитии познавательного процесса. Для  проведения этой работы мы отобрали критерии, определяющие уровень сформированности навыков безопасности, которые проявляются в непосредственном поведении, развитости психо-физических свойств ребёнка,  (Приложение 4):

- поведение ребёнка по отношению к окружающим объектам и мотивация поступков;

- реализация элементарных навыков безопасного поведения на дороге;

- сформированность чувства ответственности за свои поступки и понимания их последствий для окружающего мира;

- умение и желание прогнозировать некоторые последствия своих поступков.

     Для определения эффективности работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста нами используется комплекс диагностических приёмов, включающий в себя:

- наблюдение;

- фиксация высказываний как детей, так и их родителей;

- опросы;

- игры;

- сочинение сказок;

- рассказы с ошибками;

- рассказы с вопросами;

- рисунки: рисунки с заданием (на знание и понимание материала),

                  творческие рисунки;

- обсуждение литературных произведений;

- задания сказочных персонажей;

- творческие задания;

- создание проблемных ситуаций.

     Обследование детей подготовительной к школе группе, проведённое с помощью этой диагностического комплекса, показали:

- результаты количественной диагностики:

  • уровень знаний детей о правилах дорожного движения – 98%;
  • уровень знаний о знаках дорожного движения – 96,4%;
  • уровень знаний о правилах поведения на улице – 97,8%;
  • уровень знаний о правилах поведения в экстремальных ситуациях – 94,5%.

- результаты качественной диагностики:

  • изменение поведения детей по отношению к окружающим объектам и мотивация поступков отмечены у 73 % детей.
  • У 71,4%  детей  сформированы и реализуются в повседневной жизни элементарные навыки безопасного поведения на дороге.
  • 56,3%  детей  демонстрируют чувство ответственности за свои поступки и понимание их последствий для окружающего мира.
  • 68% детей могут прогнозировать некоторые последствия своих действий .

    Результаты проведённой  диагностики показывают, что уровень знаний о правилах безопасного поведения на дорогах незначительно, но превышает уровень сформированности соответствующих поведенческих навыков:

     Таким образом, приведённые выше результаты работы позволяют нам сделать вывод об эффективности используемых нами обучающих средств и методов воспитания безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста. Но, в то же время, уровень сформированности этих навыков позволяет сделать вывод о необходимости усиления таких форм работы, которые позволят сформировать умения и навыки, доведённые до стереотипов осознанного поведения.

Поскольку любое умение и навык формируется у дошкольников в практической деятельности, надо организовать работу так, чтобы практическая часть занимала большую часть времени, чем объяснение и показ.


Заключение.

     Обеспечение безопасности детей на дорогах – серьёзная проблема, сложность которой возрастает с каждым годом. Часто виновниками несчастных случаев на дорогах и их жертвами становятся дети. Как обеспечить ребёнку безопасность? Особенно в мегаполисе? Особенно в периоды, когда дети предоставлены самим себе? Самый надёжный и результативный путь – обучить детей основами безопасного поведения на дорогах. Это позволит ребёнку получить необходимые инструменты для защиты своей жизни, здоровья.

     Правилам поведения на дорогах следует обучать с самого раннего возраста. И особая роль в решении этой проблемы отводится детским дошкольным учреждениям. Всех участников педагогического процесса объединяет главная цель – сохранение жизни и здоровья детей. И работа по формированию осознанного поведения детей в условиях повышенной опасности на дорогах является её составной частью.

     Мы надеемся, что представленный нами материал поможет педагогам отобрать для этой работы те формы, методы и приёмы психолого-педагогического воздействия на детей, которые позволят не только дать детям необходимые знания по теме, но и помогут сформировать у них умения и навыки, доведённые до стереотипов осознанного поведения.

Список литературы.

1.  Алексеев А.П.  Правила дорожного движения с иллюстрациями. – М: Изд-во    «Эксмо», 2008. – 78 с.

2.  Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. – М:, Изд-во «Феникс», 2008. – 46 с.

3.  Дзюба П. П.  Дидактическая копилка воспитателя детского сада. – М.,Изд-во «Феникс», 2008. – 228 с.

4.  Кобзева Т.Г. правила дорожного движения. – Волгоград, «Учитель»., 2010.  

5.  Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошкольниками и школьниками. – «Сибирское университетское издательство», 2007 – 134 с.

6.  Крутов А.В. Как перейти дорогу. – М., «Аст-пресс», 2007.

7.  Карнизова Н.В. Дорожная грамота. Читаем, учимся, играем. – «Аст-пресс», 2009.

8. Луговой М.Н. Велосипедисту о безопасности. ОБЖ. Основы безопасности. – 2007. - №10 – 40 с.

9.  Микляева Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей – М., Изд-во «Айрис-пресс», 2008.

10.  Маркин Н.И. Спасибо светофор. – М., «Энас-класс», 2007.

11.  Орлова З.В. Ты пешеход. Детская энциклопедия. «Азбука на дорогах», М., -  2009. - № 11

12..  Старцева О. Ю. Школа дорожных наук. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – М., «Сфера», 2010

13. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М., «Мозаика-синтез», 2009.

14.  Соколова Е.И. Чижова Е. В. Правила дорожного движения для малышей. – «Атберг», 2010.

15. Фисенко М. А. ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. II часть.   – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. – 80 с.

16. Финкель А.М. Изучаем ПДД легко и быстро. – М., Изд-во «Эксмо-пресс»,2007.

17. Шагаева Г.П. Мои друзья дорожные знаки. – АСТ, 2009.

18. Шорыгина Т.А. беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. – М., «Сфера», 2010.

19. Шалаева Г.П. Правила дорожного движения для воспитанных детей. -  «Аст», 2009.

20. Шалаева Г. П. — М.: Эксмо : Слово, 2007. — 31 с.

Интернет ресурсы:

Плотникова И.А. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/01/22/proektivnaya-rabota-po-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya-v-detskom

Токбалинова К.К.

http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/03/12/krossvord-po-pdd

Еременко М.И.

http://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/2016/02/22/krossvordy-po-pdd

Щербакова Н.Н.

http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/02/03/konsultatsiya-dlya-roditeley-po-pravilam-dorozhnogo

 

 

Приложение 1.

Тематические планы занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения по возрастным группам.

Старшая группа

     ТЕМЫ

      СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

                                                 Сентябрь

  Правила безопасного поведения на дорогах.

Правила безопасного перехода через дорогу. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины, разделительные полосы при их наличии.

Знак особых предписаний 5.19.1   5.19.2 Информационный знак 6.6   6.7

 Целевая прогулка к светофору, пешеходному переходу. Рассматривание иллюстраций.

 Беседы: «Пешеходный переход» с использованием презентаций для детей.

Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы»

Чтение: Н.Калинина «Как ребята переходили дорогу», О.Тарутин «Для чего нам светофор».

Дидактические игры: «Собери знак и назови его» (из пазлов) «Действуй по сигналу светофора», «Если ты переходишь дорогу».

Сюжетно-ролевая игра «Мы живем в городе»

Продуктивная деятельность «Мы пешеходы»

                                                                    Октябрь

«Транспортные средства  на дорогах города»

 По проезжей части дороги движутся легковые и грузовые автомобили,  мотоциклы, пассажирские транспортные средства общего пользования – маршрутные транспортные средства (автобус, троллейбус, трамвай).

Знак особых предписаний 5.16  5.17

 Беседы: История автомобиля и виды транспортных средств. «Автомобили  на дороге».

Рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций.

Мультфильм «Как Женя на самокате катался»

Чтение: И. Резников «Автомобили на дороге».  

Дид.игры: « Из какой группы знак» « Покажи и раскажи», «Действуй по сигналу светофора»,   « Что за знак?».

 сюжетно-ролевые игры в участников дорожного движения.

Продуктивная деятельность «Автомобили  на дороге»

Игра-эстафета: « Соблюдай – не нарушай»

Ноябрь

Светофор – наш лучший друг!

 .

Беседы: Каждый участник дорожного движения (водитель, пассажир, пешеход) должен действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. «Пешеходный  светофор», «Для чего нужен регулировщик». Чтение стихов о светофоре. В.Кожевников «Светофор»,Я.Пишумов «Пешеходный светофор».

Кукольный спектакль «Уважайте светофор»

Продуктивная деятельность: «Регулировщик на перекрестке»,«Светофор»

Декабрь

Дорожные знаки – наши помощники.

 

 Знакомство с дорожными знаками.

Знак особого предписания  5.16    5.17  места  остановок маршрутных транспортных средств

Целевая прогулка к перекрестку.

Беседа: «Зачем нужны дорожные знаки»

 Чтение: Н.Носов «Автомобиль»

Игра: «Найди и поставь дорожный знак», игры с макетами, «Из какой группы знак?»

 Продуктивная деятельность: «Рисуем дорожные знаки»

Январь

 Мы едем в метро

 Правила поведения в метро.

Информационный знак подземный переход, указывает на место нахождения подземного перехода.

Рассматривание иллюстраций, презентаций с использованием презентаций.

Беседа: Транспорт общего пользования», «Самый быстрый транспорт», «Лесенка –чудесенка»

Чтение А.Дорохов «Подземный переход»

В.Кожевников «Светофор»

Дид.игра « Мы пассажиры»,«Поставь дорожный знак», «Теремок»

Игры «Эстафета зеленого огонька», «Беги – не нарушай»

Февраль

Пассажирский транспорт нашего города

Поведение в транспорте.  Знаки особых предписаний: Место остановки автобуса и (или) троллейбуса, место остановки трамвая,  место стоянки легковых такси.  Пункт медицинской помощи

Рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций с обучающим материалом.

Беседы:   «Как вести себя в транспорте общего пользования»

Игра « Мы едем в транспорте общего пользования автобусе»

Чтение: Б. Житков «Светофор», Георгиев Г. «Светофор»

Игра «Петрушка в автобусе» (игровые ситуации)

Продуктивная деятельность: « Я еду в автобусе», « Мы с мамой идем в автобусе»  

                                                                       Март

Ребенок на улице города

Поведение в местах остановок маршрутных транспортных средств

Знаки особых предписаний: 5.16

5.17  5.18   5.19.1    5.19.2   5.21    5.22

Рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций .

Беседа: «В местах остановок маршрутных транспортных средств ждем автобус, не шалим, не сорим». Сюжетно-ролевая игра «Мы пешеходы»,«Мы водители»

Продуктивная деятельность: «Изготовление атрибутов для игр»

Конкурс рисунков совместно с родителями   « Ребенок и  дорога»

Дид.игры: «Играем во дворе, а не на дороге»,  «По дороге едут автомобили», «Светофор» с использованием презентаций.

                                                            Апрель

Знаки разные нужны, знаки разные важны.

Запрещающие дорожные знаки

«Знаки надо знать – знаки надо уважать»

Рассматривание знаков, иллюстраций  

Просмотр презентаций

Беседы: «Знаки бывают разные»

Чтение :О. Бедарев «Азбука безопасности», «Дорожная сказка»

Подвижная игра: «Знаки особых предписаний, знак информационный, знак запрещающий»

Дид.игра «Разложи знаки», « Собери и назови знак»

Сюжетно-ролевая игра « Мы едем в транспорте общего пользования»

Продуктивная деятельность: «Знаки разные нужны, знаки разные важны!»

Эстафета «Угадай и найди знак», « Не ошибись»,  Досуг: «Путешествие в страну дорожных знаков»

                                                            Май

Мы - пешеходы

 Проезжую часть дороги можно переходить в местах, где на ней выделен участок обозначенный дорожными знаками «Пешеходный переход» и (или) дорожной разметкой «Зебра»..  

Беседы: « Мы – пешеходы»

Обыгрывание и обсуждение ситуаций

Чтение   М.Дружинина «Умный светофор»

 Б.Житков «Светофор»

сюжетно-ролевые игры в участников дорожного движения. Продуктивная деятельность « Я пешеход», «Я водитель» 

                                                      Июнь - Август

Ребенок и дорога

Закрепление знаний  по правилам безопасного поведения на дорогах.

Беседы: «Азбука безопасности»

 Дидактические игры по желанию детей,

Продуктивная деятельность по желанию детей

Просмотр мультфильмов о безопасном поведении на дороге. « Как Женя на самокате катался»

Подвижные игры - эстафеты «Добеги до знака», « Не ошибись»

Кукольный спектакль « Лисичка в автобусе»

Эстафеты: «Кто быстрее», «Красный, желтый, зеленый сигнал светофора», «Соблюдай правила безопасности»

 

                                                                                                                                                           

 

Подготовительная к школе группа

Темы

Содержание

Методические приемы

                                                       Сентябрь

Мой друг - велосипед

Дорожные знаки по группам.

Правила езды на велосипеде. 1. Предупреждающие знаки; 2. Знаки приоритета;3. Запрещающие знаки; 4. Предписывающие знаки; 5. Знаки особых предписаний; 6. Информационные знаки; 7. Знаки сервиса; 8. Знаки дополнительной информации (повторение и знакомство с новыми)

Рассматривание иллюстраций, презентаций, обучающих фильмов

Беседы: «Мой друг - велосипед», обсуждение ситуаций, происходящих на дороге.. «Опасности вокруг нас», «Хорошо  - плохо».

Чтение: С. Михалков «Велосипедист», Н. Кончаловская «Самокат», Л.Новогрудский «Движется – не движется»,В.Берестов «Это еду я бегом»

Дид. игра» Посмотри, запомни, назови» «Собери и назови знак», «Разгадай ребус», «Как правильно пройти через перекресток»

Продуктивная деятельность: рисование «Я люблю кататься на велосипеде»

Сюжетно-ролевая игра «Мы путешествуем по городу»

Подвижная игра: «Кто быстрее соберет дорожный знак»  

                                                     Октябрь

Я живу в городе с широкими дорогами.

Городской наземный и подземный  пассажирский транспорт: внешний вид, труд людей,  правила безопасного поведения на дорогах. Знаки особых предписаний.

Целевая прогулка по улице.

Беседы: « В ожидании трамвая», «На чем люди ездят», «Транспорт общего назначения»

Рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, обучающих фильмов «Советы тетушки Совы», «Аркадий паровозов»

Чтение: А.Усачев «Домик у перехода» С. Баруздин « Он гремит по рельсам гулко», С. Михалков «Скверная история», Я.Пишумов «Дорожная азбука», Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья», отгадывание загадок о транспорте.

Дид.игра «Кто кем управляет»

«Угадай вид транспорта по описанию»

Совместная с родителями продуктивная деятельность: Изготовление атрибутов для игр в транспорт.

Продуктивная деятельность: Конструирование из бросового материала.

                                                       Ноябрь

Перекресток  

Правила перехода дороги,   (исп. макета дороги), наземные и подземные переходы. Островок на пешеходном переходе.

На дорогах имеются тротуары для пешеходов.

Рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, обучающих фильмов.

Беседы: «Как нужно переходить дорогу на перекрестке», «Помощник пешеходный светофор»

Чтение: «Я.Пишумов «Пешеходный светофор»  

Продуктивная деятельность рисование « Я иду по пешеходному переходу»

Дид.игра «Правильно – не правильно», « Посмотри, запомни, назови»,«Закрась светофор»

Межсемейное соревнование «Соблюдай    правила  безопасного поведения на дорогах.

                                                       Декабрь

Наши помощники - дорожные знаки.

Виды дорожных знаков. Запрещающие знаки. Знаки сервиса. Предупреждающие знаки. Знаки особых предписаний.

 

Целевая прогулка к пешеходному переходу.

Беседа: «Зачем нужны дорожные знаки». « Для чего нужны запрещающие знаки» ,Обсуждение  ситуаций.

Чтение: В.Кожевников « Светофор»,  В.Берестов «Песенка о правилах»

Дид. Игра « Угадай, что это за знак», «Расставь знаки», «собери и назови»

Продуктивная деятельность: рисование « По дороге едут автомобили», «Закрась дорожный знак»

Досуг « Путешествие в страну дорожных знаков»,эстафета совместно с родителями« Кто быстрее соберет знак» ( совместно с родителями и детьми)

                                                      Январь

Светофор.

   

В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета. Для регулирования дорожного движения используются сигналы светофора и регулировщика

Беседы: «Как нужно переходить дорогу на перекрестке», «Помощник пешеходный светофор».

Сочинение сказки: «Если б я был сфетофором».

Чтение: О.Бедарев « Если бы…»«Я.Пишумов «Пешеходный светофор»,  А.Северный «Светофор», В. Кожевников «Светофор»,

Дид игра «Где какой светофор» - закрепить виды светофоров

Досуг «Красный, желтый, зеленый» с ипользованием стихов С.Я Маршака (совместно с родителями и детьми)

Продуктивная деятельность Конкурс рисунков «Светофор – помощник», « Знаки разные нужны – знаки все важны!»

                                                     Февраль

Наземный   пассажирский транспорт.

Отрасли транспорта: автомобильный, железнодорожный, гужевой, вьючный, трубопроводный. А каждая отрасль транспорта подразделяется на виды транспортных средств.

Автомобиль является транспортным средством относящимся к наземному виду транспорта, и отрасли автомобильный транспорт. По классификации автомобили подразделяются на: автомобили общего назначения, специализированные автомобили, специальные автомобили,  спортивные (гоночные) автомобили.

 Беседа: «Мы едем в автобусе», «Мы едем в трамвае» и др.  

Целевая прогулка по улице.

« В ожидании транспорта общего пользования автобуса», «На чем люди ездят».

Рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций, обучающих фильмов « Советы тетушки Совы», обсуждение ситуаций, обыгрывание ситуаций.

Чтение: А.Гангов « Кто храбрей», И. Лешкевич «Гололед», В. Семернин «Запрещается - разрешается»

конкурс на лучший рисунок (лучшую поделку)

                                                        Март

Остановочные площадки.

 

Обучить детей правилам безопасного поведения на дорогах,

 в местах остановок маршрутных транспортных средств,

в пассажирских транспортных средствах  общего  пользования.

 Рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций ..

Беседа: «На остановочной площадке ждем автобус, не шалим, не сорим»

Сюжетно-ролевая игра «Транспорт общего пользования »

Продуктивная деятельность: «Изготовление атрибутов для игры в автобус»

Конкурс рисунков совместно с родителями      « Зеленый огонек»

Дид.игры: « Сигналы перепутались»,«По дороге едут автомобили», «Светофор» с использованием презентации. (разгадывание головоломок)

                                                        Апрель

Сигналы регулировщика

Рука поднята вверх:

Движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных п. 6.14 Правил.

Регулировщик движения. со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам – прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть.

- со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено. –  

Беседы об опасных ситуациях на дороге, «Для чего нужен светофор», чтение стихов о светофоре (сочинение сказок)

Придумывание сказок. Обсуждение ситуаций.

Чтение: В.Кожевников «Светофор»,Я.Пишумов «Пешеходный светофор»,  

Кукольный театр «Любопытный мышонок»

Чтение А.Дорохов «Шлагбаум», « Подземный ход»

Конкурс рисунков совместно с родителями «Красный, желтый, зеленый»

 Эстафеты « Кто быстрее доберется до флажка не нарушая правил»

Продуктивная деятельность: «Светофор – наш друг»

Дид. игры: « Собери и назови дорожный знак», « Угадай, какого знака не стало», « «Из какой группы знак?»

                                                        Май

Мы – пешеходы..

Культура пешехода

 Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. Передвигающиеся на роликовых коньках, самокатах , скейтбордах.

 Беседы: «Важные правила для пешехода»« Мы – пешеходы»

Обыгрывание и обсуждение ситуаций , Переходя дорогу с двумя и более полосами движения в обе стороны, необходимо посмотреть налево, затем направо оценить дорожную обстановку и переходить дорогу на зеленый сигнал светофора.

 разучивание песни « Песенка о правилах безопасного поведения на дороге» С. Ясенев

Чтение:  С.Михалков»Скверная история», «Дядя Стёпа», М.Дружинина «Умный светофор»,  Б.Житков «Светофор», Развлечение «Посвящение в пешеходы»

 

 


Приложение 2.

Список литературы, рекомендуемой для работы по воспитанию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста

  • Н. Носов «Автомобиль», «Любопытный мышонок»,
  • Н.Калинина «Как ребята переходили дорогу»
  • С. Михалков  «Скверная история», «Велосипедист»
  • А.Усачев «Домик у перехода»,
  • С.Михалков «Светофор»,
  • В. Кожевников «Пешеходный светофор», «Светофор»
  • А.Северный «Три чудесных сигнала»,
  • Я.Пишумов «Азбука города», «Просто знак такой», «Это еду я бегом»,  «Песенка о правилах», «Пешеходный светофор»
  • А.Ганков  «Кто храбрей»,«Гололед»,
  • И. Гурина «Правила дорожного движения»,
  • Г. Георгиев «Светофор»,
  • В. Семерин «Запрещается- разрешается»,
  •  О. Бендарев «Азбука безопасности»,
  • И. Лешкевич «Гололед»
  • О. Бедарев «Если бы…»
  • А. Северный «Светофор»
  • С . Маршак  «Мяч»
  • В.Головко  «Правила движения»
  • С.Яковлев « Правила движения»
  • А.Дорохов «Подземный переход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»
  • Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»

                                                                                            Приложение 3.

Диагностическая карта уровня усвоения детьми знаний

о правилах безопасного поведения на дорогах

№№

Фамилия, имя ребёнка

Знание

правил поведения в транспорте

дорожных знаков

правил поведения на дороге

правил поведения в экстремаль-ных ситуациях

 Приложение 4.

Диагностическая карта уровня сформированности у детей навыков безопасного поведения на дорогах

№№

Фамилия, имя  ребёнка

Поведение ребёнка по отношению к окружающим объектам и мотивация поступков

Реализация элементарных навыков безопасного поведения на дорогах

Сформирован-ность чувства ответствен-ности за свои поступки и понимания их последствий для окружающего мира

Умение и желание прогнозировать некоторые последствия своих поступков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста».

В презентации использованы схемы, которые вошли в мое портфолио при аттестации....

Рабочая программа по воспитанию навыков безопасного поведения на дороге для детей среднего и младшего дошкольного возраста "Дети и дорога"

Актуальность.Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Дети  ещё в должной степени не умеют управлять своими поведением, у них ещё не вы...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья предназначена для воспитателей детского сада, знакомит с правилами формирования безопасного поведения на дороге с младшего до старшего дошкольного возраста, из опыта работы....

Методические рекомендации по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями

Методические рекомендации  по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста "Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости" с приложениями...

Опыт работы Тема: «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста»

Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее.Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Фед...

опыт работы Тема: «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста»

Тема: «Система работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста»...