Картотека игр по ОБЖ
картотека по обж на тему

Таширева Ольга Владимировна

Картотека игр по основам безопасноти жизнедеятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr_obzh.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры к разделу «Ребенок дома»

Слушай внимательно

Цель: закрепить тактику поведения в экстремальных ситуациях,  развивать слуховое внимание, память

Ход игры: Воспитатель задает детям вопросы, а они должны отвечать хором: «Это я, это я, это все мои друзья!»

- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

- Кто из Вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»

- Кто из Вас шалит с огнем утром, вечером и днем?

- Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «04»?

- Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?

- Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том!

- Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

Ответь правильно

Цель: закрепить тактику поведения в экстремальных ситуациях, развивать зрительное внимание, память

Материал: карточки-картинки с изображением ситуаций

Ход игры: Воспитатель озвучивает ситуацию, дети должны подобрать соответствующую картинку и объяснить свой выбор

Ситуации:                                         Ответы:

-Возник пожар                               - Звони по телефону «01»

- В комнате много дыма              - Пробирайся ползком к выходу

-На тебе горит одежда                -Падай на пол и катайся

-Задымился телевизор                   -Отключи, накрой одеялом

-Горит старая трава                    -Забросай землей, залей водой

-Почувствовал запах газа             -Открой окно, позвони «04»

-Трудно дышать от дыма           -Дыши через мокрую тряпку


Разложи по порядку

Цель: закрепит порядок действий при возникновении пожара, формировать навыки правильного поведения

Материал: карточки-картинки

Ход игры: на столе разложены карточки-картинки, воспитатель предлагает детям разложить их в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях:

- Сообщение по телефону «01» о пожаре;

- Эвакуация людей;

-Тушение пожара взрослыми до приезда пожарных, если это не   опасно;

- Встреча пожарных;

- Работа пожарных.

Электроприборы

Цель: закрепит представления детей об электроприборах, правилах пользования ими

Материал: карточки с изображением электроприборов, загадки, карандаши

Ход игры:  Ведущий загадывает загадку, дети находят нужную карточку-отгадку, объясняют свой выбор, рассказывают о правилах пользования электроприборами.

Варианты игры: а/  дети рисуют отгадку; б/ дети получают карточки и придумывают загадку-описание об этом электроприборе, остальные отгадывают

В мире опасных предметов

Цель: закрепить представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту, о правилах пользования ими, развивать логическое мышление, внимание, память

Материал: загадки, карточки-картинки, знаки: ! - «внимание» (осторожно пользоваться), Х- «запрещено» (нельзя брать детям), карандаши

Ход игры:  Ведущий загадывает загадку, дети находят нужную карточку-отгадку, объясняют свой выбор, рассказывают об это предмете, правилах пользования, ставят нужный знак

Варианты игры: а/  дети рисуют отгадку; б/ дети получают карточки и придумывают загадку-описание об этом предмете, остальные отгадывают, выбирают нужный знак

Четвертый лишний

Задача: выделите лишнее слово и объясните свой выбор.

Вода, чай, кофе, бензин.

Бензин, керосин, нефть, вода.

Лак, вода, краска, спирт.

Песок, вата, сено, промасленная тряпка.

Лед, нефть, краска, лак.

Какой жидкостью можно погасить огонь:

Водой, бензином, спиртом, ацетоном?

С помощью чего можно потушить огонь:

Воды, специального порошка, керосина, пены из огнетушителя, спирта?

Объясните, почему так говорится: «Огонь маслом заливать, лишь огня прибавлять».

Дидактические игры к разделу

«Ребенок и другие люди»

Знакомый, свой, чужой

Цель:  учить различать близких и незнакомых людей, вырабатывать тактику правильного поведения для предотвращения неприятностей

Материал:  мячик

Ход игры:  дети стоят в кругу, водящий – в центре. Водящий поочередно бросает мяч каждому ребенку, говоря: «Знакомый, свой, чужой», выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать. Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующего человека и возвращает мяч водящему. После того, как все дети ответят, проводится беседа на закрепление правил поведения с незнакомыми людьми с объяснением, чем грозит нарушение этих правил.

Усложнения: мяч бросается, убыстряя темп

Если в дом пришла беда

Цель:  закрепление способности к социальной адаптации в экстремальной ситуации; вырабатывать навыки общения с людьми,  умения разговаривать по телефону; закрепление знания имени, фамилии, домашнего адреса, номеров служб спасения

Материал:  карточки с изображением номеров телефона «01», «02», «03», «04»; игрушка-телефон;  карточки-картинки с изображением различных бытовых ситуаций

Ход игры:  взрослый предлагает детям картинки с различными ситуациями, при которых нужна помощь и предлагает вызвать по телефону соответствующую службу. После выполнения задания дети обсуждают, правильно ли ребенок «набрал» номер и вел разговор (назвал адрес, имя, фамилию; объяснил, что произошло».  

Похитители и находчивые ребята

Цель: закрепление способности к социальной адаптации в экстремальной ситуации; развивать находчивость, ловкость

Ход игры:  группа детей делится на 2 команды: похитители и находчивые ребята (в каждой команде поровну). Правила игры: похититель может любым способом тащить похищаемого; тот, кого похищают, должен звать на помощь, убегать, вырываться, не давать тащить себя любым способом; драться и кусаться в игре не разрешается.

Игра проигрывается несколько раз, дети все время меняются ролями

Куда бежать, если за тобой гонятся

Цель:  вырабатывать навык правильного поведения в экстремальной ситуации, развивать логическое мышление

Материал:  рабочая тетрадь или  картинки

Ход игры: предложить детям рассмотреть иллюстрации и высказать свое мнение, куда бежать от преследователя: в парк, который рядом, и спрятаться под елкой; домой по безлюдной дороге; к остановке автобуса, где много людей; к посту ГАИ. Пусть дети объяснят свой выбор.

Фоторобот

Цель: закрепит представления о том, что не всегда приятная внешность человека соответствует добрым намерениям и наоборот; учить составлять фоторобот доброго, злого, опасного человека

Материал: рисунки разнообразных деталей лица: рот, нос, губы; открытки, фотографии с изображением людей

Ход игры: предложить детям рассмотреть фотографии и ответить, кто, по их мнению, может представлять опасность, а кто – нет. Затем предложить составить фоторобот опасного,  злого и доброго человека. Вспомнить сказки, где говорится, что не всегда  приятная внешность говорит о добрых намерениях  и наоборот, примеры из опыта детей, случаи из своей жизни. В конце сделать вывод: чтобы научиться разбираться в людях, надо быть очень внимательными и осторожными

Игра по мотивам сказки «Коза и семеро козлят»

Содержание игры: семеро козлят закрылись в домике (дети сидят за занавеской или накрыты покрывалом), предварительно получив наказ от мамы-козы. К ним по очереди подходят самые различные персонажи (волк, лиса и др.), которые должны быть похожи на маму и говорить похожими голосами. Козлята по голосу должны узнать среди них свою маму и только ей открыть дверь. Задача козлят – узнать маму и сказать, чем другие голоса не похожи на голос мамы. Задача волка и других обманщиков – говорить голосами, максимально похожими на голос мамы-козы. Воспитатель берет на себя роль волшебника, который узнает мнения козлят о действиях волка и мнение волка о козлятах и причинах неудачных попыток их обмануть. С этой целью воспитатель в течение всей игры ведет диалог с противоборствующими сторонами, в ходе которого тайные намерения каждой из сторон становятся очевидными. Например, воспитатель спрашивает козлят, почему они не доверяют тому или иному голосу. Затем он спрашивает у волка, почему козлята не открыли дверь, каким должен быть голос у мамы-козы.

Дидактические игры на закрепление знаний

 по разделу «Здоровье ребенка»

Умею – не умею

Цель: активизировать внимание детей на свои умения и физические возможности своего организма; развивать исследовательскую деятельность; воспитывать чувство достоинства

Атрибуты: мячик

Ход игры: Ведущий бросает мячик ребенку и произносит «Я умею» или «Я не умею». Ребенок, поймав мяч, должен продолжить фразу, объяснив, почему он умеет (что ему помогает) или не умеет (может ли научиться) это делать и вернуть мяч ведущему. Например: Я умею бегать, потому что у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев.

Определи, что это такое

Цель: активизировать работу органов чувств по распознанию разных предметов; определение ведущей роли зрения

Материалы: повязка на глаза, предметы (например: кукла, зубная щетка, погремушка, яблоко), фишки

Ход игры: Ребенку завязывают глаза. На стол перед ним кладут какой-либо предмет и просят определить, что это такое. Игроку нужно не просто назвать предъявленный предмет, но и объяснить, по каким признакам он узнал это, и какие «помощники» (органы чувств) ему помогли справиться с заданием. Правильный ответ поощряется фишкой. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество фишек.

Найди пару

Цель: упражнять детей в подборе одинаковых пластин, сравнивая их поверхности, благодаря тактильным ощущениям

Атрибуты: повязка на глаза, набор пластин «Тактильная память» (обклеенные фольгой, мехом, бархатной бумагой, фланелью, шелком, деревянные и металлические пластины)

Ход игры: Дети  с завязанными глазами выбирают по одной пластине, а затем по очереди на ощупь ищут вторую такую же. Ребенок должен объяснить, что помогло ему правильно определить разные материалы.

Все помощники важны, все помощники нужны, а кому какой нужнее?

Цель: активизировать знания детей о доминирующем развитии того или иного органа чувств для людей определенной профессии (повар, разведчик, дирижер, парфюмер, фокусник)

Материалы: большие карточки с изображением людей определенных профессий, маленькие карточки с изображением органов чувств (их количество должно быть больше необходимого)

Ход игры: Каждый игрок получает большую карточку, на столе лежат маленькие карточки с изображением органов чувств. Игроки по очереди берут маленькие карточки со стола и либо оставляют ее у себя, либо возвращают обратно. Игра заканчивается, когда у каждого игрока имеется по одной маленькой карточке, соответствующей большой. Затем игроки по очереди обосновывают свой выбор. Остальные игроки внимательно слушают и оценивают правильность выбора. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки или допустил минимальное количество неточностей.

Какие предметы тебя окружают?

Цель: развивать умение ориентироваться в окружающей обстановке по памяти, зрительное внимание и память

Материалы: повязка на глаза

Ход игры:  Ребенку предлагается осмотреться вокруг и запомнить, что его окружает. Затем ему завязывают глаза и предлагают по памяти назвать окружающие его предметы. Если дети успешно справляются с заданием, упражнение можно усложнить: привести его в спальню (раздевалку, умывальную комнату) и, не говоря, где он находится, предложить рассказать, что его окружает. В заключение можно спросить ребенка, почему в игровой комнате он назвал большее количество окружающих его предметов.  (Такая практически-игровая деятельность позволяет ребенку сделать вывод о роли и взаимосвязи зрения и памяти в жизни человека. Ребенок на собственном опыте испытывает неудобства слепых и плоховидящих людей, начинает сопереживать им).

Определи растение по листочкам

Цель: развивать у детей тактильную чувствительность, закрепить знания о растениях

Материалы: разнообразные растения: фикус, мать-и-мачеха, веточка ели  и другие; повязка на глаза

Ход игры: Воспитатель предварительно показывает ребенку разные растения, обращая внимание на их листья. Затем ребенку завязывают глаза и предлагают определить, от какого растения каждый листок. Ребенок должен сам догадаться, что это можно сделать на ощупь.

Кто быстрей наденет шапку

Цель: активизировать внимание детей на функциональной значимости рук, развивать ловкость

Материалы: шапки по количеству играющих детей

Ход игры: Воспитатель предлагает двоим детям принять участие в соревновании. Причем один из них  должен выполнять задание одной рукой, а другой – двумя. После первого тура соревнований меняют условия: тот, кто надевал шапку двумя руками, теперь будет делать это одной рукой и наоборот. После выполнения задания дать детям возможность посмотреть на себя в зеркало. В конце игры побеседовать с детьми о том, почему они побеждали по очереди.

Кто быстрей сосчитает пуговицы

Цель: активизировать внимание детей на том, что большое количество задействованных в работе анализаторов облегчает выполнение любой работы; закрепить навыки счета предметов на ощупь

Ход игры: Ребенку предлагают сосчитать пуговицы на своей рубашке (кофте, платье) двумя способами: только на ощупь или ощупывая и глядя на них. Побеседовать с детьми о том, в каком случае получается считать быстрее и почему.

Поговорим без слов

Цель: упражнять детей в понимании смысла некоторых жестов, позы, мимики человека

Ход игры: Воспитатель предлагает детям отгадать значение его жестов (приветствие, прощание, угроза и пр.), мимики (удивление, радость, злость и пр.), позы (растерянность, усталость, благополучие и пр.) Затем детям дается задание:  привести примеры использования различных жестов, изменения позы и мимики с целью понимания друг друга без слов.

Определи по звуку

Цель: упражнять органы слуха в определении и различении звуков, развивать слуховое внимание, память

Материалы: музыкальные инструменты, бумага, фольга, стеклянные и металлические предметы, резиновая игрушка-пищалка и пр., фишки

Ход игры: Дети делятся на две команды и садятся спиной к воспитателю. Воспитатель с помощью различных предметов и инструментов имитирует различные звуки. Игроки каждой команды по очереди угадывают звук. Выигравшей считается команда, давшая больше правильных ответов и допустившая меньше ошибок. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Не пропусти свой звук

Цель: развивать фонематический слух, слуховое внимание, память

Материалы: карточки с изображение любых звуков  (буквы)

Ход игры: Воспитатель предлагает каждому ребенку стать домиком какого-то звука (дети сами выбирают и называют, чьим домиком они будут). Дети берут букву, соответствующую своему звуку. Воспитатель медленно читает стихотворение или короткий рассказ, дети в процессе чтения определяют первый звук каждого слова. Услышав слово со своим звуком, ребенку нужно быстро встать и снова сесть на место. Воспитатель следит за правильностью выполнения задания.

Отгадай, где путешествовал Мишка

Цель:  с помощью магнитофонной записи упражнять детей в восприятии различных звуков, развивать слуховое внимание, память

Материалы: магнитофонная запись различных звуков, игрушка Мишка

Ход игры: Воспитатель говорит детям, что Мишка приготовил для них звуковую загадку: послушав магнитофонную запись, дети должны угадать, где путешествовал Мишка. Детям предлагается запись шелеста листьев, пения птиц, звуков, издаваемых поездом, автомобилем, шум морского прибоя и другие. Дети должны угадать услышанные звуки и рассказать, какие мысли они навевают.

Дидактические игры к разделу «Ребенок и природа»

Что где растет

Цель: закрепить название некоторых растений и мест их произрастания; развивать зрительное и слуховое внимание, память

Материал: картинки с изображением растений, мест произрастания (луг, лес, поле и т.д.)

Ход игры: 1. Детям раздаются картинки с изображением растений (подорожник, ромашка, василек и др.) и предлагается подобрать к ним картинку, изображающую место, где чаще всего можно встретить это растение (подорожник – дорога, ромашка – луг, василек – поле )

2. Ведущий называет растение, ребенок – место произрастания (словесная игра)

Распутай путаницу

Цель игры: закрепить знания детей о растениях, частях растений (корень, стебель, лист, цветок); закрепить знания о ядовитых растениях, их вреде для здоровья человека

Материал: картинки с изображением частей растений

Ход игры: На столе лежат картинки с изображением отдельных частей растений. Детям предлагается соединить их так, чтобы получилось правильное изображение.

Вопросы: «Какие растения вы знаете?» «Какая опасность для человека может быть при соприкосновении с такими растениями?»

Съедобный грибок положи в кузовок

Цель: закрепить знания о внешнем виде съедобных и ядовитых грибов; учить узнавать и называть их

Материал: картинки с изображением грибов (муляжи), корзинка-кузовок

Ход игры: Картинки с изображением грибов (или муляжи) разложены в разных местах группы. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы, назвать их и объяснить, почему не взяли остальные (ядовитые)

Вариант игры: детям предлагается вылепить из пластилина настоящий и ложный гриб (например: опенок и ложный опенок, лисичку и ложную лисичку), объяснить и показать отличия во внешнем виде этих грибов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...