Мастер - класс для педагогов ДОУ по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики ДДТТ. «Школа безопасности в каверзных вопросах»
методическая разработка по обж на тему

Кустова Татьяна Викторовна

Данный материал предназначен для педагогов ДОУ. Может использоваться в работе с родителями, детьми и педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_bezopasnosti.docx19.19 КБ
Файл shkola_bezopasnosti_v_kaverznyh_voprosah.pptx1.88 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс для педагогов ДОУ 

по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики ДДТТ.

«Школа безопасности в каверзных вопросах»

Составитель: Кустова Т.В., старший воспитатель МБДОУ

 детский сад № 14 «Аленушка» г.Таштагола

 Цель: активизация деятельности  педагогов дошкольного учреждения по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики ДДТТ.
Задачи:

  1. Познакомить педагогов с  нетрадиционными методами обучения детей ПДД; 
  2. Выявить и обобщить знания педагогов по ПДД;
  3.  Дать рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Ход мастер-класса:

Слайд 2. Как здорово, когда азам дорожных наук взрослые начинают обучать малыша с самого раннего возраста! Чем раньше ребенок познакомится с дорогой, ее атрибутами, ее правилами, тем прочнее у него будут знания по дорожной безопасности, тем вероятнее соблюдение ПДД войдет сначала у маленького, а затем у взрослого участника движения в привычку.

Слайд 3. К обучению правил дорожного движения предлагаю подойти нестандартно, через «Школу безопасности в каверзных вопросах».

Внимание на экран:

О ней великий русский поэт сказал: «Очей очарованье». Вы, конечно, догадались, что слова А.С.Пушкина относятся к осени. Как известно, погода в это время года не всегда такая, как изобразил Исаак Левитан на этой картине. И так, первый вопрос (на слайде). Ответы зрителей.

А теперь посмотрим, как отвечают дети на этот вопрос.

Вопрос второй. Что такое дорожная одежда? Что вы знаете о строительстве дорог в старину и наши дни? Ответы зрителей.

Дорожная одежда – это прежде всего асфальт. Асфальтом пользовались еще в древности. Благодаря своим водостойким свойствам асфальт был известен еще в Вавилоне под названием «смола», позже о нем узнали в древнем Риме, назвав его «битум».

 Дороги бывают проезжие и пешеходные. Проезжие дороги, шоссе, бывают асфальтовые, бетонные, грунтовые. Вымощенные булыжником, брусчаткой называют мостовыми. Именно мостовые относятся к старинным дорогам.

В городе, который изображен на слайде, один нетерпеливый и уставший от пробок участник движения придумал изобретение, ставшее эпохальным в деле дорожной безопасности.

 Вопрос третий. Назовите изобретение, дату его рождения, имя изобретателя и место, где оно впервые было установлено. Сегодня по дороге на работу(в школу, садик) вы наверняка встречаетесь с работающими на трассе потомками этого великого изобретения. Ответы зрителей.

  (На слайде  изображен Лондон. Часы БигБЕн). Изобретение – это светофор.

 Светофор управлялся вручную и имел два семафорных крыла: поднятые горизонтально означали сигнал «стоп», а опущенные под углом в 45 – движение с осторожностью. В темное время суток использовался вращающий газовый фонарь, с помощью которого подавались сигналы красного и зеленого цветов. В 1869 году устройство взорвалось и эта идея регулирования движения была реализована только через 40 лет.

Первые трехцветные светофоры появились в 1920 году в американских городах Детройте и Нью-Йорке.

В нашей стране первый светофор заработал 15 января 1930 года в городе Ленинграде.

С 1 марта 2011 года органы внутренних дел переименованы. Милиция стала полицией. Тем не менее уже много лет в рядах милиции добросовестно несли свою нелегкую службу именно…полицейские. Их было особенно много около школ, детских садов и поликлиник. Их любили и до сих пор любят многие пешеходы. А вот водителей-лихачей от встречи с такими полицейскими буквально трясло. О каких полицейских идет речь? Ответы зрителей.

Ответы детей.

(Читаю со слайда слова детской песни). Кто из нас не знает этих строчек из знаменитого детского мультфильма? А помните ли  вы авторов слов и музыки этой песенки? Нам понятно, почему Гена даже в ненастный день был такой веселый: он отмечал свой день рождения, поэтому и настроение у него было радостное. Зато пешеходам и другим участникам дорожного движения было не до улыбок: мокро, грязно и небезопасно. Итак, вопрос пятый(со слайда). ( мультфильм «Чебурашка», музыка В.Шаинского, текст А.Тимофеевского). ответы зрителей. Можно ответить, как в первом вопросе.

Нельзя переоценить изобретение колеса для всего человечества. А вы знаете, где и когда произошло его рождение? Попробуйте проследить историю его совершенствования. Какие материалы использовались древними мастерами для изготовления и какие – нынешними для производства колес? Ответы зрителей. Первые колеса для повозок делались сплошными, их отрезали от бревен или сшивали из нескольких досок и затем обрезали по кругу. У первых прототипов современной повозки колеса в виде сплошного диска наглухо крепились к оси, которая вращается в направляющих. Кузов у такой повозки появился позже. Древнейшие двухколесные и четырехколесные повозки, создание которых относят к 3500 до н.э., были найдены в Месопотамии – там, где некогда стоял город Киш. К концу Бронзового века повозки со свободно вращающимися на оси колесами «докатились» до Скандинавии и северных областей Китая.

Вопрос восьмой. Где еще используются колеса?  Ответы зрителей.

В игре и спорте…

…….

……..

Отгадайте загадку(читаю со слайда) и поясните, как можно узнать на дороге эти места?

Вопрос девятый. Подумайте, какие правила культурного и безопасного поведения должны соблюдать дети и взрослые в этом месте?

Ответы зрителей, рассматривая слайд - подсказку.

Это непростая  таблица с циферками. Эти цифры и числа определенным образом связаны с дорожной тематикой и безопасностью движения. Попробуйте связать сами эту математику с нашей темой. (1- руль у автомобиля, 2 – колеса у велосипеда, два человека в пешеходном светофоре; 3 – сигнала светофора, 4 – колеса у автомобиля, 5 – ПДД надо знать на 5.,, 14 – с этого возраста детям разрешено выезжать на велосипеде на дорогу,14 ноября – всемирный день пассажиров; 6 марта 1973 года – день рождения ЮИД и т.д.)

Вопрос одиннадцать. Что современные участники движения  позаимствовали у своих прапрадедушек и для чего это нужно? ( Шлем и каска. Его обязаны одевать все кто едет на мотоцикле. Очень рекомендуется для тех, кто ездит на роликах, велосипеде. Наколенники, налокотники.)

Как вы думаете можно ли использовать предложенный мною вариант «Школы каверзных вопросов» в вашей практике?

Один вопрос – одна деятельность! Несколько образовательных областей.

Психологи утверждают, что формулировать любые правила для ребят хуже всего в отрицательных формах. А у нас сплошь и рядом грозные «Опасно!», «Не разрешается!», «Не ходи!», «Не играй!». Рекомендации-указания должны быть точны, понятны ребенку, иметь логический смысл и желательно нести утвердительную форму.  Такие каверзные вопросы помогают дошкольникам лучше усваивать социальный опыт, направленный на сохранение собственной безопасности.  


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер - класс для педагогов ДОУ по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики ДДТТ «Школа безопасности в каверзных вопросах» Составитель: Кустова Т.В., старший воспитатель МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»

Слайд 2

Дорога… Это целая жизнь. Как удивительно похожи жизненные и дорожные ситуации! И готовить к ним себя и своих детей нужно с детства.

Слайд 3

«Школа безопасности в каверзных вопросах» Цель: активизация деятельности педагогов дошкольного учреждения по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики ДДТТ. Задачи: Познакомить педагогов с нетрадиционными методами обучения детей ПДД; Выявить и обобщить знания педагогов по ПДД; Дать рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Слайд 4

«Очей очарованье» А.С.Пушкин Исаак Левитан

Слайд 5

ВОПРОС 1. КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОСЕННИЙ ПЕРИОД ВЫ ЗНАЕТЕ? ДАЙТЕ СВОИ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ИЗБЕЖАНИЯ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ В ЭТО ВРЕМЯ ГОДА.

Слайд 6

Из-за обильных осенних дождей дорожное покрытие часто бывает влажным, что приводит к увеличению тормозного пути автомобиля Осень бывает и дождливая, сырая, туманная, хмурая, ветреная и даже с гололедом. Поэтому осенью на дорогах нужно быть особенно внимательными и осторожными Если на улице туман, то видимость очень плохая. Расстояние до предмета воспринимается дальше, а скорость транспорта кажется меньше, чем на самом деле Пешеходы одеваются тепло и в темную одежду. И пешеходные переходы плохо заметны. Нужно надевать светлую одежду и иметь на ней светоотражающие элементы – « фликеры » Во время дождя могут закрывать обзор зонтики и капюшоны

Слайд 7

ВОПРОС 2. ЧТО ТАКОЕ ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА?

Слайд 8

ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА – ЭТО ПОКРЫТИЕ ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА.

Слайд 9

ДОРОГИ БЫВАЮТ…

Слайд 11

ВОПРОС 3. НАЗОВИТЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ, ДАТУ ЕГО РОЖДЕНИЯ, ИМЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЯ И МЕСТО, ГДЕ ОНО ВПЕРВЫЕ БЫЛО УСТАНОВЛЕНО?

Слайд 12

Первый светофор был установлен 10 декабря 1868 года в Лондоне, возле здания Британского Парламента Его изобретатель — Дж. П. Найт (англ. J. P. Knight ) — был специалистом по железнодорожным семафорам

Слайд 13

ПЕРВАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СВЕТОФОРОВ (СПОСОБНАЯ К ПЕРЕКЛЮЧЕНИЮ БЕЗ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УЧАСТИЯ ЧЕЛОВЕКА) БЫЛА РАЗРАБОТАНА (И ЗАПАТЕНТОВАНА) В 1910 ГОДУ ЭРНСТОМ СИРРИНОМ ИЗ ЧИКАГО. ЕГО СВЕТОФОР ИСПОЛЬЗОВАЛ НЕПОДСВЕЧЕННЫЕ НАДПИСИ «STОP» И «PRОCEED»

Слайд 14

Первые трехцветные светофоры появились в 1920 году в американских городах Детройте и Нью-Йорке.

Слайд 15

В нашей стране первый светофор заработал 15 января 1930 года в городе Ленинграде

Слайд 16

ВОПРОС 4. О КАКИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ ИДЕТ РЕЧЬ?

Слайд 17

ЛЕЖАЧИЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ ДОРОГУ ПРЕГРАЖДАЕТ , ЛЕЖАЧИЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ ЖИЗНЬ ДЕТЯМ СОХРАНЯЕТ, ЧТОБЫ МАШИНЫ РАЗНЫЕ, ЗЕЛЕНО-ЖЕЛТО-КРАСНЫЕ, УВИДЕВ ЗНАК У ШКОЛЫ, НАЖАЛИ ТУТ ЖЕ «СТОП». И ДЕТИ ВСЕ СЧАСТЛИВЫЕ, ЗДОРОВЫЕ, КРАСИВЫЕ ИЗ ШКОЛЫ ВЫШЛИ РАДОСТНО С ПЯТЕРКОЙ В ДНЕВНИКЕ, И ПРОХОДЯ ПО УЛИЦЕ, МАХНУЛИ ПОЛИЦЕЙСКОМУ, ПРОКРИЧАВ ПРИВЕТЛИВО: «ДО ЗАВТРА, ДОБРЫЙ ЗНАК». НАСТЯ ЯНЧЕЕВА, 7 ЛЕТ.Г.КЛИМОВСК.

Слайд 18

Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам, а вода по асфальту рекой. И неясно прохожим в этот день непогожий, почему я веселый такой…

Слайд 19

ВОПРОС 5. КАК САМЫЙ БЕЗОБИДНЫЙ ДОЖДИК, А ТЕМ БОЛЕЕ ЛИВЕНЬ, ВЛИЯЕТ НА ДОРОЖНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАСТНИКОВ ДВИЖЕНИЯ?

Слайд 20

ВОПРОС 6. ГДЕ И КОГДА ПРОИЗОШЛО РОЖДЕНИЕ КОЛЕСА, КАКИЕ МАТЕРИАЛЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ДРЕВНИМИ МАСТЕРАМИ ДЛЯ ИХ ИЗГОТОВЛЕНИЯ?

Слайд 21

Где и когда произошло рождение колеса?

Слайд 22

ВОПРОС 8. ГДЕ ЕЩЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ КОЛЕСА?

Слайд 23

В игре и спорте…

Слайд 24

В различном транспорте и технических средствах…

Слайд 25

Для различных нужд…

Слайд 26

В ЭТОМ МЕСТЕ, КАК НИ СТРАННО, ЖДУТ ЧЕГО-ТО ПОСТОЯННО. КТО-ТО СИДЯ, КТО-ТО СТОЯ… ЧТО ЗА МЕСТО ЗДЕСЬ ТАКОЕ?

Слайд 27

ВОПРОС 9. КАКИЕ ПРАВИЛА КУЛЬТУРНОГО И БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОЛЖНЫ СОБЛЮДАТЬ ДЕТИ И ВЗРОСЛЫЕ В ЭТОМ МЕСТЕ?

Слайд 29

Как эти цифры и числа связаны с дорожной тематикой? 1 2 3 4 5 6 14 1973 7

Слайд 30

ВОПРОС 10. ЧТО СОВРЕМЕННЫЕ УЧАСТНИКИ ДВИЖЕНИЯ ПОЗАИМСТВОВАЛИ У СВОИХ ПРАПРАДЕДУШЕК И ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НУЖНО?

Слайд 31

СРЕДСТВО ЗАЩИТЫ

Слайд 32

Школа безопасности в каверзных вопросах Игра-викторина с детьми по итогу года Совместная деятельность с детьми и родителями по итогу года (родительское собрание)

Слайд 33

Вариант проведения НОД Прослушивание песенки(звукозапись) Вопросы: Из какого мультфильма эта песенка? Кто ее поет? Показ картинки крокодила Гены Нетрадиционное рисование дождя и луж Вопрос: Какая была погода в день рождения Гены? Выставка детских работ Вопрос: Как дождик влияет на дорожную безопасность участников движения? Физминутка

Слайд 34

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов округа "Обучение детей работе с бумагой. Искусство оригами"

Вступительное слово.Добрый день уважаемые коллеги!  Я Шкорбатова Светлана Михайловна, работаю воспитателем в этом детском саду более 25 лет. В течении 15 лет я была педагогом дополнительног...

Конспект занятия в старшей группе по физической культуре и обучению детей правилам безапасного поведения на дорогах

Конспект занятия в старшей группе по физической культуре и обучению детей правилам безапасного поведения на дорогах...

мастер-класс для педагогов "Методика обучения детей составления рассказа по картине"

Методы и приемы работы по картине, используя методику ТРИЗ разработанную Генрихом Сауловичем Альтшулером....

Опыт работы по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Обучение в детском саду безопасному участию в дорожном движении необходимо рассматривать наравне с другими важнейшими задачами воспитания и обучения подрастающего поколения. Данную необход...

Образовательная программа дополнительного образования по формированию у детей дошкольного возраста правил безопасного поведения на дорогах и профилактике ДДТТ «Дорожная азбука» (4-5 лет)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №53 «Светофорик» г.Альметьевска»    Принят на педагогическом...

Мастер-класс для родителей по обучению детей правилам дорожного движения

   Цель: повышение активности родителей по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге в игровой форме.     Задачи:- познакомить с разнообр...

Мастер -класс для педагогов ДОУ «Обучение детей составлению вопросов при ознакомлении со средствами музыкальной выразительности» ОТСМ-ТРИЗ технологии

Тема инновационного педагогического маршрута целью которого является - знакомство детей со средствами музыкальной выразительности, через обучение составлению вопросов....