Образовательная программа дополнительного образования по формированию у детей дошкольного возраста правил безопасного поведения на дорогах и профилактике ДДТТ «Дорожная азбука» (4-5 лет)
учебно-методический материал по обж (средняя группа) на тему

Герасимова Маргарита Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №53 «Светофорик» г.Альметьевска»

 

 

 

 

Принят на педагогическом совете                                                                              Утверждаю

Протокол № _____                                                                             Заведующий МБДОУ №53

От «____ » _____________2017 г.                                                    __________Г.Р. Дерзакова

Приказ№_____

                                                                                                                «____»______________2017г.

 

 

 

 

 

 

Образовательная программа

дополнительного образования по формированию у детей дошкольного возраста правил безопасного поведения на дорогах и профилактике ДДТТ

 «Дорожная азбука»

 

(4-5 лет)

Срок реализации программы 1 год

 

 

 

 

 

 

Составили:

  1. Ефимова Елена Александровна –

старший воспитатель I кв. категории

МБДОУ №53 «Светофорик

г.Альметьевска

2. Герасимова Маргарита Александровна

воспитатель I кв. категории

МБДОУ №53 «Светофорик

г.Альметьевска

 

 

 

 

 

 

 

 

РТ, г. Альметьевск,2017

Пояснительная записка.

 На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.      Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач,  через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.  Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Цель программы – систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.

Основные задачи:
Общеобразовательные:

    Ознакомление  детей дошкольного возраста с правилами поведения на улицах, с различными видами транспорта, с регулированием движения на улицах города, населённых пунктов.

    Уточнять и закреплять знания детей о значении дорожных знаков «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «светофор» и их назначении.

Воспитательные:

   Воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения;

   Воспитывать культуру взаимоотношений пешехода и водителя.

Развивающие:

    Создавать благоприятные условия для развития познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения

Ожидаемые результаты:

   1. Расширить  представления детей о различных видах транспорта,  об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

   2. Сформировать  навыки  спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

    3.   Развить умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

    4.  Повысить  активность родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

   5.   Развить интегративные качества:

 «любознательный, активный» через заинтересованность новым, неизвестным в окружающем мире; проявление интереса к информации, полученной в процессе общения;

«способный управлять своим поведением на основе первичных ценностных представлений» по средствам соблюдения элементарных общепринятых  норм и правил поведения на улице, в общественных местах, транспорте.

Реализуемые познавательные области:

  • Физическое развитие
  • Социально – коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Художественно – эстетическое развитие
  • Речевое развитие

   Под учебно-воспитательной работой по основам безопасности жизни, я понимаю целенаправленное и систематическое воздействие на дошкольников с целью интеллектуального, физического, нравственного, духовного развития и формирования у них знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности.  

    Воспитание общей культуры поведения начинается в младших группах и с этого времени начинается подготовка к пожизненной «профессии» участника движения - пешехода.

    Очень важно для снижения аварийности среди водителей и пешеходов, чтобы из сегодняшних мальчишек и девчонок выросли грамотные в вопросе безопасности  дорожного движения.

   В первую очередь ребенок должен хорошо усвоить обязанности пешеходов. В детском саду правила пешеходов мы отрабатываем как на занятиях, так и в практической деятельности в процессе прогулок. Дети усваивают правила движения пешеходов через проезжую  часть, правила пересечения проезжей части в разрешенных местах вне пешеходного перехода.

   Занятия, проводимые с детьми, имеют практическую педагогическую направленность на обеспечение безопасности, формирования у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения. В процессе занятий я использую разнообразные формы работы с детьми. Прежде всего,  я активизирую мыслительную деятельность детей, заставляю их применить полученные знания в практической деятельности. Продуманное использование интересного наглядно дидактического материала развивает у детей логическое мышление, память, внимание.

При решении любой задачи воспитания дошкольника, большая роль отводится созданию развивающей среды. Необходимым условием успешного обучения дошкольников правилам безопасного поведения,  я считаю создание соответствующей развивающей среды. В данной теме я отвела большое место созданию уголка безопасности в группе.

Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.

Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые.  По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.

Для закрепления знаний используются целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, разыгрывание дорожных ситуаций.

         Я считаю, что сформировать у детей устойчивые знания без помощи родителей невозможно. Основная цель работы с родителями: поддерживать у них устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.  

Решить эту сложную задачу без привлечения родителей очень трудно. Работа воспитателя детского сада по усвоению детьми правил безопасного поведения  может быть эффективной только при условии сотрудничества с родителями. Воспитатель должен активизировать их участие в практическом обучении своих детей.

  Если работа будет сведена лишь к призывам соблюдать дорожные правила,  к знакомству их с памяткой, которая висит в группе на стенде, а также ограничена чтением докладов на собраниях с родителями, вряд ли такая работа может быть названа эффективной. Осуществляя работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по привитию навыков безопасного поведения на  дороге, я строю контакт с семьями таким образом, чтобы родители из пассивно принимающих  информацию становились активно действующими и дисциплинированными пешеходами.

Родители совместно с воспитателем должны дать ребенку не только знания и навыки полезной деятельности в предстоящей ему жизни, но и знания и навыки, как эту жизнь сохранить, как остаться живым и здоровым в окружающей человека внешней среде, полной скрытых опасностей. Все это требует от меня как от воспитателя, определенной гибкости в использовании различных форм взаимодействия с семьями.

Материалы, используемые на занятиях:

  • Карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы, кисточка, альбомные листы;
  • Атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;
  • Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
  • Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей);
  • Плакаты;
  • Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.);
  • Дорожные знаки.

 

Дидактические игры:

1.     «Гараж»

2.     «Почини автомобиль»

3.     «Найди два одинаковых автомобиля»

4.     «Дорисуй автобус»

5.     «Автомастерская»

6.     «Сделай сам»

7.     «Разрезные картинки»

8.     «Четвертый - лишний»

9.     «Трудные виражи»

10.      «Смышленый пешеход»

11.      «Найди правильный светофор»

12.      «Светофор»

13.      «Кто на чем едет»

14.      «Запомни машину»

15.      «Наша улица»

16.      «Отвечай быстро»

 

Подвижные игры:

1.     «Цветные автомобили»

2.     «Поезд»

3.     «Птицы и автомобиль»

4.     «Бегите ко мне»

5.     «Воробушки и автомобиль»

6.     «Гараж»

7.     «Лошадки»

8.     «Сигналы светофора»

 «Найди свой цвет»

Методические приёмы:

  • Рассказ;
  • Беседа;
  • Ролевая игра;
  • Дидактические игры;
  • Чтение и заучивание стихов;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Наблюдение;
  • Экскурсии;
  • Целевые прогулки.
 

 

Организация процесса обучения.

Программа рассчитана на один год.

Предполагается одна подгруппа 16 человек.

Занятия проводятся во вторую  половину дня один раз в неделю, продолжительностью 20-25 минут.

Состав группы  -  одновозрастной  (4-5 лет).

Форма работы: групповая, индивидуальная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема занятий

Прод. занятия

Программное содержание

Формы

проведения

занятия

Материал и оборудование использование ТСО, ИКТ

 

Литература

 

 

Дата

 

 

Примечание

 

 

Октябрь

 

1,2

«Наша улица»

целевая прогулка.

 

 

 

20 мин

Расширить представление  детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся  различные учреждения.

Дать представление о том, что движение машин может быть односторонним и двусторонним.

Закреплять названия транспортных средств.

Закреплять знание основных цветов.

Упражнять  в  сравнении машин по размеру.

Наблюдение, беседа, загадки, дидактическая игра, подвижная игра, словесная игра.

Сюжетные картинки, дорожные знаки

 

 

ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД. Н.В. Елжова

 

 

 

 

 

 

3,4

 

«Правила поведения на улице».

 

 

 

20 мин

 

 

 

 

 

Сформировать элементарные правила поведения на улице.

 Закрепить значения слов: «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина»; учить правилам дисциплинированного поведения, умение предвидеть опасность.

Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома.

Воспитывать наблюдательность, осторожность.

Беседа, игровая ситуация, чтение, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра.

Сюжетные картинки, дорожные знаки

ПДД для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Г.Д. Беляевскова

 

 

 

Ноябрь

 

5,6

«Какой бывает транспорт».

 

 

20 мин

 

 

 

Закрепить знания детей о транспорте, о правилах дорожного движения, используя  мультимедийную  игру,  художественное слово.

Расширять кругозор детей.
Развивать у детей смекалку и сообразительность.

Воспитывать внимание, терпение.

Беседа, мультимедийная игра, физкультминутка, аппликация.

 

Сюжетные картинки, демонстрационный материал «Транспорт», дорожные знаки

Ноутбук, проектор

ПДД для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Г.Д. Беляевскова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7,8

 «Когда мы пассажиры».

 

 

20 мин

 

 

 

Сформировать у дошкольников некоторые обобщённые понятия, добиться их понимания и осмысления.

Развить умение оценивать действия пешеходов и пассажиров как правильные - безопасные и неправильные – опасные.

Развивать речь детей, умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя.

Закрепить представление о правилах поведения в общественном транспорте.

Воспитывать вежливое отношение друг к другу.

Беседа, игровая ситуация, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра.

Сюжетные картинки, дорожные знаки, светофор, альбомные листы, карандаши.

 

 

 

 

ПДД для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Г.Д. Беляевскова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

 

9,10

«Кто регулирует

движение транспорта и

пешеходов».

 

 

20 мин

 

 

 

 

 

 

Дать начальное представление

о работе регулировщика.

Закрепить знание сигналов

светофора.

Развивать речь детей, умение

слушать и отвечать на

вопросы воспитателя.

Воспитывать уважительное отношение к работникам полиции.

Рассказ воспитателя, беседа, практическое действие, рисование, пальчиковая гимнастика, чтение.

Сюжетные картинки, дорожные знаки, светофор, альбомные листы, карандаши. Ноутбук, проектор

ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД. Н.В. Елжова

 

 

 

 

 

 

11,12

«Что такое 

пешеходный переход».

20 мин

 

 

Уточнять знания дошкольников о понятиях «улица», «тротуар», «проезжая часть», машины движутся по проезжей части, пешеходы по тротуару.

Познакомить с дорожным знаком «Пешеходный переход».

 Воспитывать внимание, терпение.

Беседа, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра, физкультминутка, игровая ситуация, аппликация, чтение.

Сюжетные картинки, дорожные знаки, картон, цветная бумага.

ПДД для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Г.Д. Беляевскова

 

 

 

Январь

 

 

13,14

«Как правильно переходить улицу».

20 мин

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о средствах регулирования движения, дорожных знаках и различных видах транспорта.

Закреплять практические навыки поведения при переходе улицы.

Учить применять их в различных ситуациях.

Развивать мышление, память, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире.

Воспитывать чувство ответственности, желание помочь своим друзьям, коллективизм.

Беседа, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра, физкультминутка, чтение, сюжетно-ролевая игра.

Сюжетные картинки, демонстрационный материал «Транспорт», дорожные знаки

ПДД для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Г.Д. Беляевскова

 

 

 

15,16

«Дорожные знаки».

 

20 мин

 

 

Расширять знания детей о дорожных знаках.

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, перехода через улицу, поведения на дороге.

Формировать навыки осторожного поведения на улице.

 

Беседа, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра, физкультминутка, игровая ситуация, конструирование, чтение.

 

 

Сюжетные картинки, демонстрационный материал «Транспорт», дорожные знаки

«Лего»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД. Н.В. Елжова

 

 

 

 

 

Февраль

 

17,18

«О чем разговаривает улица».

20 мин

 

 

Закрепить знания детей о светофоре.

Систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении.

Развивать наблюдательность, зрительную память.

Развивать умение составлять рассказ по сюжетной картинке, отвечать полным ответом.

Беседа, чтение, дидактическая игра, физкультминутка, составление рассказа по сюжетным картинкам, подвижная игра.

Сюжетные картинки, дорожные знаки, светофор, альбомные листы, карандаши.

 

ПДД для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Г.Д. Беляевскова

 

 

 

 

 

 

19,20

«Где можно и где нельзя играть».

 

 

20 мин

 

 

 

 

Дать представления детям об опасных и безопасных местах для игр во дворе.

 Научить их необходимым мерам предосторожности. Формировать навыки осторожного поведения на улице.

Рассказ воспитателя, беседа, практическое действие, рисование, пальчиковая гимнастика, чтение.

Сюжетные картинки, дорожные знаки, светофор, альбомные листы, карандаши.

ПДД для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Г.Д. Беляевскова

 

 

 

 

 

Март

 

21,22

Игры с макетом: места перехода улиц.
 

 

20 мин

Закрепить знания об опасностях, которые ждут на улице.

Повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения.

 Закрепить знание сигналов светофора, их значение, а также обозначение дорожных знаков.

 Воспитывать внимание, сосредоточенность.    

Загадки, подвижные игры, игровая ситуация, дидактическая игра.

Сюжетные картинки, дорожные знаки, светофор, макет улицы.

 

ПДД для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Г.Д. Беляевскова

 

 

 

23,24

«Дорожные ловушки».

 

20 мин

 

 

Обобщить знания детей по теме.

Закрепить понятия «опасные и безопасные ситуации», помочь детям хорошо запомнить основные моменты, опасные для жизни и здоровья, самостоятельно делая выводы о последствиях невнимательного отношения.

Воспитывать внимание, терпение.

Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, практическое действие, отгадывание загадок, рисование, физкультминутка.

Сюжетные картинки, дорожные знаки, светофор, альбомные листы, карандаши.

 

ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД. Н.В. Елжова

 

 

 

Апрель

 

25,26

«Мой дом - моя улица».

 

20 мин

Закрепить правила дорожного движения.

Закрепить обозначение дорожных знаков; сигналов  светофора.

Закрепить правила пользования общественным транспортом.

Развивать творческие способности.

Стимулировать умственную деятельность.

Довести до сознания детей необходимость соблюдения правил дорожного движения.

Беседа, рассматривание плакатов, конструирование, подвижная игра, игровая ситуация, чтение.

Сюжетные картинки, дорожные знаки, светофор.

 

 

ПДД для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Г.Д. Беляевскова

 

 

 

 

 

27,28

 

«Катание на велосипеде (самокате, роликах)».

20 мин

 

 

 

Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых конька.

Научить детей правильному поведению в таких ситуациях.
Воспитывать внимание, сосредоточенность.    

Рассказ воспитателя, беседа, практическое действие, рисование, пальчиковая гимнастика, чтение, аппликация.

Сюжетные картинки, , альбомные листы, карандаши, картон, цв.бумага.

Ноутбук, проектор.

ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД. Н.В. Елжова

 

 

 

Май

 

29,30

Диагностика

 

20 мин

 

Оценить знания и представления по теме с сентября по май.

Опрос.

 

 

 

 

 

31

«Это должен каждый знать обязательно на

«пять».

 

 

20 мин

 

 

 

 

Уточнить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге.

Формировать навык ориентирования по дорожным знакам и сигналам светофора.

Воспитывать чувство сопереживания, умение применять правила безопасности на дорогах, воспитывать аккуратность во время аппликации при работе с клеем.

 Закрепить представление о правилах поведения в общественном транспорте.

Игровые упражнения, подвижные игры, дидактические игры, конструирование.

Сюжетные картинки, демонстрационный материал «ПДД», дорожные знаки

«Лего»

ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД. Н.В. Елжова

 

 

 

32

«Развлечение для родителей и детей «Путешествие по стране дорожных знаков".

20 мин

Формирование у детей осознанного отношения к правилам дорожного   движения.

Игры, инсценировкаисполнение песен, эстафета.

Дорожные знаки, светофор ноутбук, проектор,

ПДД для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Г.Д. Беляевскова

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Г.Д. Беляевскова Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии.

2. Н.В. Елжова ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД.

3.Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.

4.Извекова Н.А., Медведева А.Ф. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста.:ТЦ Сфера, 2007.

5.Черепанова С.Н. Правила дорожного движения – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_pdd_sredniy_vozrast.docx50.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №53 «Светофорик» г.Альметьевска»

Принят на педагогическом совете                                                                              Утверждаю

Протокол № _____                                                                             Заведующий МБДОУ №53

От «____ » _____________2017 г.                                                    __________Г.Р. Дерзакова

Приказ№_____

                                                         «____»______________2017г.

Образовательная программа

дополнительного образования по формированию у детей дошкольного возраста правил безопасного поведения на дорогах и профилактике ДДТТ

 «Дорожная азбука»

(4-5 лет)

Срок реализации программы 1 год

 

Составили:

  1. Ефимова Елена Александровна –

старший воспитатель I кв. категории

МБДОУ №53 «Светофорик

г.Альметьевска

2. Герасимова Маргарита Александровна

воспитатель I кв. категории

МБДОУ №53 «Светофорик

г.Альметьевска

РТ, г. Альметьевск,2017

Пояснительная записка.

 На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.      Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач,  через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.  Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Цель программы – систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.

Основные задачи:
Общеобразовательные:

    Ознакомление  детей дошкольного возраста с правилами поведения на улицах, с различными видами транспорта, с регулированием движения на улицах города, населённых пунктов.

    Уточнять и закреплять знания детей о значении дорожных знаков «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «светофор» и их назначении.

Воспитательные:

   Воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения;

   Воспитывать культуру взаимоотношений пешехода и водителя.

Развивающие:

    Создавать благоприятные условия для развития познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения

Ожидаемые результаты:

   1. Расширить  представления детей о различных видах транспорта,  об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

   2. Сформировать  навыки  спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

    3.   Развить умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

    4.  Повысить  активность родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

   5.   Развить интегративные качества:

 «любознательный, активный» через заинтересованность новым, неизвестным в окружающем мире; проявление интереса к информации, полученной в процессе общения;

«способный управлять своим поведением на основе первичных ценностных представлений» по средствам соблюдения элементарных общепринятых  норм и правил поведения на улице, в общественных местах, транспорте.

Реализуемые познавательные области:

  • Физическое развитие
  • Социально – коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Художественно – эстетическое развитие
  • Речевое развитие

   Под учебно-воспитательной работой по основам безопасности жизни, я понимаю целенаправленное и систематическое воздействие на дошкольников с целью интеллектуального, физического, нравственного, духовного развития и формирования у них знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности.  

    Воспитание общей культуры поведения начинается в младших группах и с этого времени начинается подготовка к пожизненной «профессии» участника движения - пешехода.

    Очень важно для снижения аварийности среди водителей и пешеходов, чтобы из сегодняшних мальчишек и девчонок выросли грамотные в вопросе безопасности  дорожного движения.

   В первую очередь ребенок должен хорошо усвоить обязанности пешеходов. В детском саду правила пешеходов мы отрабатываем как на занятиях, так и в практической деятельности в процессе прогулок. Дети усваивают правила движения пешеходов через проезжую  часть, правила пересечения проезжей части в разрешенных местах вне пешеходного перехода.

   Занятия, проводимые с детьми, имеют практическую педагогическую направленность на обеспечение безопасности, формирования у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения. В процессе занятий я использую разнообразные формы работы с детьми. Прежде всего,  я активизирую мыслительную деятельность детей, заставляю их применить полученные знания в практической деятельности. Продуманное использование интересного наглядно дидактического материала развивает у детей логическое мышление, память, внимание.

При решении любой задачи воспитания дошкольника, большая роль отводится созданию развивающей среды. Необходимым условием успешного обучения дошкольников правилам безопасного поведения,  я считаю создание соответствующей развивающей среды. В данной теме я отвела большое место созданию уголка безопасности в группе.

Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.

Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые.  По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.

Для закрепления знаний используются целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, разыгрывание дорожных ситуаций.

         Я считаю, что сформировать у детей устойчивые знания без помощи родителей невозможно. Основная цель работы с родителями: поддерживать у них устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.  

Решить эту сложную задачу без привлечения родителей очень трудно. Работа воспитателя детского сада по усвоению детьми правил безопасного поведения  может быть эффективной только при условии сотрудничества с родителями. Воспитатель должен активизировать их участие в практическом обучении своих детей.

  Если работа будет сведена лишь к призывам соблюдать дорожные правила,  к знакомству их с памяткой, которая висит в группе на стенде, а также ограничена чтением докладов на собраниях с родителями, вряд ли такая работа может быть названа эффективной. Осуществляя работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по привитию навыков безопасного поведения на  дороге, я строю контакт с семьями таким образом, чтобы родители из пассивно принимающих  информацию становились активно действующими и дисциплинированными пешеходами.

Родители совместно с воспитателем должны дать ребенку не только знания и навыки полезной деятельности в предстоящей ему жизни, но и знания и навыки, как эту жизнь сохранить, как остаться живым и здоровым в окружающей человека внешней среде, полной скрытых опасностей. Все это требует от меня как от воспитателя, определенной гибкости в использовании различных форм взаимодействия с семьями.

Материалы, используемые на занятиях: 

  • Карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы, кисточка, альбомные листы;
  • Атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;
  • Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
  • Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей);
  • Плакаты;
  • Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.);
  • Дорожные знаки.

Дидактические игры:

1.     «Гараж»

2.     «Почини автомобиль»

3.     «Найди два одинаковых автомобиля»

4.     «Дорисуй автобус»

5.     «Автомастерская»

6.     «Сделай сам»

7.     «Разрезные картинки»

8.     «Четвертый - лишний»

9.     «Трудные виражи»

10.      «Смышленый пешеход»

11.      «Найди правильный светофор»

12.      «Светофор»

13.      «Кто на чем едет»

14.      «Запомни машину»

15.      «Наша улица»

16.      «Отвечай быстро»

Подвижные игры:

1.     «Цветные автомобили»

2.     «Поезд»

3.     «Птицы и автомобиль»

4.     «Бегите ко мне»

5.     «Воробушки и автомобиль»

6.     «Гараж»

7.     «Лошадки»

8.     «Сигналы светофора»

 «Найди свой цвет»

Методические приёмы:

  • Рассказ;
  • Беседа;
  • Ролевая игра;
  • Дидактические игры;
  • Чтение и заучивание стихов;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Наблюдение;
  • Экскурсии;
  • Целевые прогулки.

Организация процесса обучения.

Программа рассчитана на один год.

Предполагается одна подгруппа 16 человек.

Занятия проводятся во вторую  половину дня один раз в неделю, продолжительностью 20-25 минут.

Состав группы  -  одновозрастной  (4-5 лет).

Форма работы: групповая, индивидуальная.


Тема занятий

Прод. занятия

Программное содержание

Формы

проведения

занятия

Материал и оборудование использование ТСО, ИКТ

Литература

Дата

Примечание

Октябрь

1,2

«Наша улица»

целевая прогулка.

20 мин

Расширить представление  детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся  различные учреждения.

Дать представление о том, что движение машин может быть односторонним и двусторонним.

Закреплять названия транспортных средств.

Закреплять знание основных цветов.

Упражнять  в  сравнении машин по размеру.

Наблюдение, беседа, загадки, дидактическая игра, подвижная игра, словесная игра.

Сюжетные картинки, дорожные знаки

ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД. Н.В. Елжова

3,4

 

«Правила поведения на улице».

20 мин

Сформировать элементарные правила поведения на улице.

 Закрепить значения слов: «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина»; учить правилам дисциплинированного поведения, умение предвидеть опасность.

Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома.

Воспитывать наблюдательность, осторожность.

Беседа, игровая ситуация, чтение, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра.

Сюжетные картинки, дорожные знаки

ПДД для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Г.Д. Беляевскова

Ноябрь

5,6

«Какой бывает транспорт».

20 мин

Закрепить знания детей о транспорте, о правилах дорожного движения, используя  мультимедийную  игру,  художественное слово.

Расширять кругозор детей.
Развивать у детей смекалку и сообразительность.

Воспитывать внимание, терпение.

Беседа, мультимедийная игра, физкультминутка, аппликация.

Сюжетные картинки, демонстрационный материал «Транспорт», дорожные знаки

Ноутбук, проектор

ПДД для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Г.Д. Беляевскова

7,8

 «Когда мы пассажиры».

20 мин

Сформировать у дошкольников некоторые обобщённые понятия, добиться их понимания и осмысления.

Развить умение оценивать действия пешеходов и пассажиров как правильные - безопасные и неправильные – опасные.

Развивать речь детей, умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя.

Закрепить представление о правилах поведения в общественном транспорте.

Воспитывать вежливое отношение друг к другу.

Беседа, игровая ситуация, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра.

Сюжетные картинки, дорожные знаки, светофор, альбомные листы, карандаши.

ПДД для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Г.Д. Беляевскова

Декабрь

9,10

«Кто регулирует

движение транспорта и

пешеходов».

20 мин

Дать начальное представление

о работе регулировщика.

Закрепить знание сигналов

светофора.

Развивать речь детей, умение

слушать и отвечать на

вопросы воспитателя.

Воспитывать уважительное отношение к работникам полиции.

Рассказ воспитателя, беседа, практическое действие, рисование, пальчиковая гимнастика, чтение.

Сюжетные картинки, дорожные знаки, светофор, альбомные листы, карандаши. Ноутбук, проектор

ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД. Н.В. Елжова

11,12

«Что такое 

пешеходный переход».

20 мин

Уточнять знания дошкольников о понятиях «улица», «тротуар», «проезжая часть», машины движутся по проезжей части, пешеходы по тротуару.

Познакомить с дорожным знаком «Пешеходный переход».

 Воспитывать внимание, терпение.

Беседа, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра, физкультминутка, игровая ситуация, аппликация, чтение.

Сюжетные картинки, дорожные знаки, картон, цветная бумага.

ПДД для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Г.Д. Беляевскова

Январь

13,14

«Как правильно переходить улицу».

20 мин

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о средствах регулирования движения, дорожных знаках и различных видах транспорта.

Закреплять практические навыки поведения при переходе улицы.

Учить применять их в различных ситуациях.

Развивать мышление, память, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире.

Воспитывать чувство ответственности, желание помочь своим друзьям, коллективизм.

Беседа, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра, физкультминутка, чтение, сюжетно-ролевая игра.

Сюжетные картинки, демонстрационный материал «Транспорт», дорожные знаки

ПДД для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Г.Д. Беляевскова

15,16

«Дорожные знаки».

20 мин

Расширять знания детей о дорожных знаках.

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, перехода через улицу, поведения на дороге.

Формировать навыки осторожного поведения на улице.

Беседа, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра, физкультминутка, игровая ситуация, конструирование, чтение.

Сюжетные картинки, демонстрационный материал «Транспорт», дорожные знаки

«Лего»

ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД. Н.В. Елжова

Февраль

17,18

«О чем разговаривает улица».

20 мин

Закрепить знания детей о светофоре.

Систематизировать знания детей о дорожных знаках, об их значении.

Развивать наблюдательность, зрительную память.

Развивать умение составлять рассказ по сюжетной картинке, отвечать полным ответом.

Беседа, чтение, дидактическая игра, физкультминутка, составление рассказа по сюжетным картинкам, подвижная игра.

Сюжетные картинки, дорожные знаки, светофор, альбомные листы, карандаши.

ПДД для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Г.Д. Беляевскова

19,20

«Где можно и где нельзя играть».

20 мин

Дать представления детям об опасных и безопасных местах для игр во дворе.

 Научить их необходимым мерам предосторожности. Формировать навыки осторожного поведения на улице.

Рассказ воспитателя, беседа, практическое действие, рисование, пальчиковая гимнастика, чтение.

Сюжетные картинки, дорожные знаки, светофор, альбомные листы, карандаши.

ПДД для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Г.Д. Беляевскова

Март

21,22

Игры с макетом: места перехода улиц.

20 мин

Закрепить знания об опасностях, которые ждут на улице.

Повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения.

 Закрепить знание сигналов светофора, их значение, а также обозначение дорожных знаков.

 Воспитывать внимание, сосредоточенность.    

Загадки, подвижные игры, игровая ситуация, дидактическая игра.

Сюжетные картинки, дорожные знаки, светофор, макет улицы.

ПДД для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Г.Д. Беляевскова

23,24

«Дорожные ловушки».

20 мин

Обобщить знания детей по теме.

Закрепить понятия «опасные и безопасные ситуации», помочь детям хорошо запомнить основные моменты, опасные для жизни и здоровья, самостоятельно делая выводы о последствиях невнимательного отношения.

Воспитывать внимание, терпение.

Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, практическое действие, отгадывание загадок, рисование, физкультминутка.

Сюжетные картинки, дорожные знаки, светофор, альбомные листы, карандаши.

ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД. Н.В. Елжова

Апрель

25,26

«Мой дом - моя улица».

20 мин

Закрепить правила дорожного движения.

Закрепить обозначение дорожных знаков; сигналов  светофора.

Закрепить правила пользования общественным транспортом.

Развивать творческие способности.

Стимулировать умственную деятельность.

Довести до сознания детей необходимость соблюдения правил дорожного движения.

Беседа, рассматривание плакатов, конструирование, подвижная игра, игровая ситуация, чтение.

Сюжетные картинки, дорожные знаки, светофор.

ПДД для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Г.Д. Беляевскова

27,28

 

«Катание на велосипеде (самокате, роликах)».

20 мин

Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых конька.

Научить детей правильному поведению в таких ситуациях.
Воспитывать внимание, сосредоточенность.    

Рассказ воспитателя, беседа, практическое действие, рисование, пальчиковая гимнастика, чтение, аппликация.

Сюжетные картинки, , альбомные листы, карандаши, картон, цв.бумага.

Ноутбук, проектор.

ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД. Н.В. Елжова

Май

29,30

Диагностика

20 мин

Оценить знания и представления по теме с сентября по май.

Опрос.

31

«Это должен каждый знать обязательно на

«пять».

20 мин

Уточнить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге.

Формировать навык ориентирования по дорожным знакам и сигналам светофора.

Воспитывать чувство сопереживания, умение применять правила безопасности на дорогах, воспитывать аккуратность во время аппликации при работе с клеем.

 Закрепить представление о правилах поведения в общественном транспорте.

Игровые упражнения, подвижные игры, дидактические игры, конструирование.

Сюжетные картинки, демонстрационный материал «ПДД», дорожные знаки

«Лего»

ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД. Н.В. Елжова

32

«Развлечение для родителей и детей «Путешествие по стране дорожных знаков".

20 мин

Формирование у детей осознанного отношения к правилам дорожного   движения.

Игры, инсценировкаисполнение песен, эстафета.

Дорожные знаки, светофор ноутбук, проектор,

ПДД для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Г.Д. Беляевскова


Список использованной литературы:

1. Г.Д. Беляевскова Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии.

2. Н.В. Елжова ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД.

3.Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.

4.Извекова Н.А., Медведева А.Ф. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста.:ТЦ Сфера, 2007.

5.Черепанова С.Н. Правила дорожного движения – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.