«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения согласно ФГОС.»
консультация по обж

Ознакомление с ПДД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_pdd.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

          Консультация для воспитателей: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения согласно ФГОС.»

   

                                                                                      Выполнила: Чеботникова Т.А

   

                                       План:

  1. Введение
  2.  Актуальность
  3. Цели и задачи
  4. Создание предметно- пространственной развивающей образовательной среды.
  5. Формы, методы и приемы работы с детьми
  6. Результаты работы с детьми.
  7. Методическая литература
  8. Наглядность

«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения согласно ФГОС.»

1.

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста- это особая категория пешеходов и пассажиров. Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.

2. Актуальность

Актуальность выбора данной темы обусловлена тем, что обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению  детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

 Знакомить детей с правилами дорожного движения , формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, т.к знания, полученные в детстве, наиболее прочные ; правила , усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребность человека. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за поведение, уверенность в своих действиях.

 Важная роль в предупреждении детского дорожно- транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад, является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, то именно педагоги дошкольного учреждения совместно с родителями должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его как дисциплинированного пешехода. Задача педагогов и родителей- воспитывать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

3. Цели и задачи

Основная цель – сформировать у детей дошкольного возраста навыки безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения.

   Ведущая образовательная область данного опыта работы- «Социально – коммуникативное развитие» ( т.к одна из задач данной образовательной  области – сформировать целостную картину мира и расширить представления о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни; освоить общепринятые нормы и правила взаимоотношений в контексте безопасного поведения.)

 Реализация этой задачи занимает ведущую роль в данном опыте работы, где у детей формируются знания о правилах дорожного движения и безопасного поведения  на дороге в качестве пешехода, пассажира; идет знакомство с элементами дороги и пешеходным переходом, сопутствующими дорожными знаками. Расширяются знания о светофоре и значении его сигналов, формируются знания о видах транспорта, общественных остановках. Дети продолжают  знакомиться с культурой поведения на улице и в транспорте.

    Следует отметить, что данные задачи так же решаются в следующих образовательных областях:

Образовательная область «Познавательное развитие»: Н.А Авдеева считает, что план проведения дидактических занятий с дошкольниками должен предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде. [1, с.17].

 Основные из них:

- умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт;

- умение определять расстояние до приближающегося транспорта;

- знание сигналов светофора, что обозначает цвета светофора и их последовательность ( красный, желтый, зеленый); символов на дорожных знаках и их значения;

- понимание особенностей движения транспорта, того , что он не может мгновенно остановиться ,увидев на своем пути пешехода ( ребенка);

- понимание потенциальной опасности транспорта; того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей;

- ознакомление с понятием улица, ее основными частями ( дорога – проезжая часть, обочина, тротуар), односторонним и двусторонним движением;

- с видами пешеходных переходов и дорожными знаками, обозначающими их, а также перекрестком и правилами его перехода;

-с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения ( общественный, личный, специальный), умение различать величину транспорта.

 Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие» -организация совместной деятельности воспитателя с детьми по разным направлениям творчества (лепка, аппликация, рисование, разучивание стихов, загадок, знакомство с различной литературой по данной теме);

Образовательная область «Речевое развитие» - развить свободное общение в процессе освоения способов безопасного поведения, оказания самопомощи, помощи другу, правил поведения в стандартных опасных ситуациях; использовать художественные произведения для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности.

Образовательная область « Физическое развитие»- развитие физических качеств ( силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);

- накопление и обогащение двигательного опыта у детей;

- формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

 Исходя из цели и задач выдвинута следующая гипотеза: если давать детям знания о правилах дорожного движения, то можно сформировать потребность в их выполнении, сократив, таким образом, число дорожно- транспортных происшествий.

 4. Создание предметно- пространственной развивающей образовательной среды.

   Для реализации поставленной цели необходимо правильно организовать предметно-пространственную развивающую образовательную  среду, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:

- насыщенность среды ( соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы) представлена в виде макетов, дидактических игр, атрибутов для сюжетно-ролевых игр, пособий;

-трансформируемость  ( возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации) – например игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую, парковку, автозаправочную станцию, автосалон и др.

-полифункциональность  ( возможность разнообразного использования пособий и атрибутов) – при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны ( цвет, форма, величина, представление о пространственных изменениях ), речевое развитие.

-вариативность (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала) – например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.

-доступность ( свободный доступ к играм и игровым пособиям);

-безопасность ( соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).

5. Формы, методы и приемы работы с детьми.

 В работе с детьми по формированию навыков безопасного поведения на дороге , используя следующие методы и приемы:

  1. Словесный :

–устное изложение ( знакомство с новыми знаниями по теме, фактами, событиями);

      - беседа ( темы бесед: « Опасные ситуации на улице и дороге», « Машины на нашей улице», « А если светофоры исчезнут ?», « Для чего нужна дорога?», «Где можно играть на улице», «Кто такие пешеходы?», «Правила перехода улиц» и др., причем беседы подкрепленные наглядностью).

- чтение художественных произведений ( С. Михалков «Светофор», М.Пляцковский  «Светофор», А.Северный «Три чудесных цвета», Л.Пишумов «Азбука города», В. Головко «Правила движения» и др)

-совместное создание предметно-пространственной развивающей среды;

- организация выставок работ учащихся, совместных работ с родителями;

- беседы, раздача буклетов;

- демонстрация видео роликов.

В работе с родителями используют следующие методы:

- обсуждение разных точек зрения по профилактики детского травматизма,

- решение проблемных задач в воспитании и формировании навыков безопасного поведения,

- тренинговые упражнения и задания,

- анализ родителями и педагогами поведения ребенка на улице,

-обращение к опыту родителей,

-привлечение к активной деятельности.

6. Результаты работы с детьми.

 Подводя итоги, следует сказать, что результатом работы в данном направлении ( ознакомления с правилами дорожного движения) должно стать формирование навыков безопасного поведения на дороге у как можно большего числа детей. И работа эта должна носить системный характер и начинать ее нужно со второй младшей и продолжать до окончания подготовительной к школе группы.

Методическая литература:  

Н.Н Андреева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста.

Степанкова Э.Я. Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя детского сада.

Шорыгина Т.А. осторожные сказки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»

Статья посвящена формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения, раскрыта система работы с детьми, родит...

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения» Обеспечение безопасности детей на дороге ос...

Выступление на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».

Выступление на тему:«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»....

Опыт работы по ПДД «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».

Опыт работы  по ПДД «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»....

«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».

Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контроли...

Опыт работы на тему «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»

Опыт работы на тему «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»...