«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».
методическая разработка по обж (старшая группа)

Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность, т.е. охрану их жизни и здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы воспитателя

Сидоровой Фаины Вячеславовны.

Опыт работы на тему «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учить.

Но возможно — всё избежать,

А где надо — на помощь позвать.

Т. Г. Хромцова

   

    Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее.

Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность, т.е. охрану их жизни и здоровья.

Лозунг «Берегите ребёнка», под которым Екатерина II в 1764 г. издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновным в гибели ребёнка, должен и сегодня стать руководством к действию многих организаций страны, особенно для воспитателей и учителей общеобразовательных учреждений.

Актуальность выбранной мной проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.

        Я начала эту работу с изучения семьи, ее запросов, потребностей, взглядов на рассматриваемую проблему. Для этого использовала анкетирование, как одну из неформальных форм взаимодействия. Проведённое анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения показало, что почти 45% опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам дорожного движения дома, а 41% родителей сами регулярно нарушают эти правила.

         Диагностическое обследование детей дало также неутешительные результаты. Следствием отсутствия контроля за соблюдением правил дорожного движения детьми со стороны родителей стало неумение или неправильное применение дошкольниками имеющихся знаний о безопасном поведении на практике. Получив такие данные, я активизировала работу в данном направлении:

  • папки-передвижки по ПДД;
  • индивидуальные консультации «Как развивать у ребенка интерес к изучению правил дорожного движения»;
  • разработки памяток «Грамотный пешеход», «Наш друг – светофор»;
  • разработка рекомендаций родителям о различных приемах и методах формирования у детей специальных навыков и знаний правил дорожного движения.
  • родительские собрания;
  • семинары- практикумы,
  • мастер- класс,
  • презентации;
  • почтовый ящик и.т.д.


       Эффективна и такая форма сотрудничества, как получение родителями рекомендаций по обучению детей основам безопасного поведения на дороге. В результате опроса родителей выяснилось: больше всего они затрудняются в том, как обучать детей безопасному поведению на дороге и каким должно быть содержание этого обучения. Так в уголке для родителей появилась новая рубрика, куда были помещены рекомендации о различных приемах и методах формирования у детей специальных навыков и знаний правил дорожного движения.

         Вся система работы даже самых опытных педагогов сводится «к нулю», если родитель, ведущий за руку ребенка, нарушает Правила дорожного движения, подвергая опасность свою и его жизнь. Многих детей привозят в детский сад на машине, и они подчас становятся свидетелями нарушений правил родителями – водителями. Поэтому считаю необходимым в дошкольном учреждении изучение с детьми Правил дорожного движения и формирование у них навыков безопасного поведения на улицах города, поселка.

        Главная цель, по моему мнению - формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

      Для ее достижения необходимо решить несколько задач:

- Развить у детей познавательные процессы, необходимые для правильной и безопасной ориентации на улице.

- Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой, а также формировать устойчиво положительные привычки безопасного поведения на улице.

- Воспитывать дисциплинированность и сознательно выполнять правило дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.

       Опираясь на результаты диагностического исследования построила систематическую работу по обучению детей правилам дорожного движения, начиная с младшего дошкольного возраста, идём от простого к сложному.

Для реализации поставленной цели и задач я обратила особое внимание на организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:

  • насыщенность среды - представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий;
  • трансформируемость - например игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую, автозаправочную станцию, автосалон и др.;
  • полифункциональность - при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны, речевое развитие.
  • вариативность - например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.
  • доступность
  • безопасность

Мной накоплен достаточный методический материал, в котором представлена литература и дидактические игры по данной теме.
     Веду  большую работу по правилам дорожного движения с родителями, знакомлю их с программными требованиями, привлекаю к изготовлению материала для проведения занятий, игр, выполнению различных заданий с детьми

     С родителями проводятся консультации по правилам дорожного движения «Безопасность детей - забота и ответственность взрослых», «Безопасность детей в период зимних каникул», «Бег через дорогу - враг, особенно зимой!», «как сделать дорогу в детский сад безопасной»; в родительских уголках оформляются наглядно-информационные стенды «Добрая дорога детства», «Внимание – дети!»; экспресс-тест с целью определить уровень знаний, умений по правилам дорожного движения, передаваемых родителями детям; раздаются памятки «Безопасное поведение на улице», «Обучения детей наблюдательности на улице», «Правила перевозки детей в автомобиле», родительское собрание «Роль семьи в профилактике ДДТТ, оздоровление детей» с приглашением инспектора ГИБДД. Ведется инструктаж с родителями и воспитателями.

Для распространения опыта по обучению детей ПДД в нашем детском саду были проведены: музыкальный досуг «Гость из ДПС»; развлечения «Азбуку дорожную детям знать положено».

       Обучение правилам дорожного движения с детьми проводятся не только на специально организованных занятиях, но и в разных видах деятельности по образовательным областям:

Художественно- эстетическое развитие - сюжетное рисование по впечатлениям проведенных занятий, моделирования дорожных ситуаций, закрепление пройденного материала;

Речевое развитие- использование стихов, рассказов, загадок;

Физическое развитие- использование подвижных игр, физкультминуток;

Познавательное развитие – экскурсии, ориентировка на местности, история транспорта.

Для поддержания интереса к творчеству, работу осуществляю во всех формах своей деятельности с детьми: 

  • Целевые прогулки к проезжей части, перекрестку;
  •  Различные виды ИЗО деятельности; Различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);
  •   Досуги, праздники, развлечения
  •  Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы;
  •  Рассматривание дидактических картинок и иллюстраций;
  •  Беседы и разговоры по ПДД;
  •  Наблюдения за транспортом и пешеходами. 

Для повышения работоспособности, снижения уровня утомляемости, снятия психологических нагрузок у детей, включаю элементы здоровьесберегающих технологий: релаксация; сказкотерапия; игротерапия; физкультминутки.

В своей работе с детьми использую следующие методы и приемы:
1. Словесный: устное изложение, беседа, чтение художественных произведений, составление рассказов и сказок, загадок, заучивание стихотворений.
2. Наглядный: презентация собственных материалов и Интернет ресурсов, работа с иллюстрациями по теме; наблюдение

3. Практический: выполнение различных творческих работ по данной тематике, применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх.

Стараюсь строить НООД с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. 

        Согласно вступивших в силу ФГОС, ДО требует от нас, педагогов, реализации новых педагогических технологий, постоянного творческого поиска. Поэтому в своей работе я использую следующие технологии: целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта специфических видов деятельности; проектной деятельности; здоровьесберегающие; личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми; информационно-коммуникационные технологии.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители, воспитатель – родители.

Выводы:

Ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки. Использованные в ходе работы и обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, позволили сформировать у ребенка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением. Благодаря  организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды, подбору эффективных методов и приемов не только с детьми, но и с родителями, удалось достичь высоких результатов освоения детьми правил безопасного поведения на дорогах. 

И в заключении хотелось бы сказать следующее…

Педагог ценен тем, что постоянно работает не только с детьми, но и над собой, над повышением своего профессионального уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»

Статья посвящена формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения, раскрыта система работы с детьми, родит...

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения» Обеспечение безопасности детей на дороге ос...

Выступление на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».

Выступление на тему:«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»....

Опыт работы по ПДД «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».

Опыт работы  по ПДД «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»....

Опыт работы на тему «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»

Опыт работы на тему «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения»...

«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения».

Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детск...