Знакомство с улицей
план-конспект занятия по обж (старшая группа) на тему

Тимченко Валентина Александровна

 

Программное содержание. Расширять знания детей о правилах поведения на улице.

  • Как называют людей, идущих по улице?
  • Пешеходами.
  • Мы с вами тоже идем по улице, значит, мы — пешеходы. Для того чтобы не мешать транспорту, пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения. Мы их учили. Давай­те вспомним, как надо ходить по улице.
  • По улице надо идти спокойным шагом.
  • Идти только по тротуару, по правой его стороне.
  • Переходить дорогу только при зеленом сигнале свето­фора.
  • Все ответили правильно. Дети, посмотрите внимательно и скажите, где люди могут переходить дорогу. Где находится переход через эту улицу?

Воспитатель подводит детей к переходу.

  • Как вы узнали, что именно здесь переход через дорогу?
  • Здесь стоит знак «Пешеходный переход».
  • На дороге начерчены широкие белые полосы. Они дале­ко видны и пешеходам и водителям.
  • Правильно. По обе стороны перехода есть светофоры,, которые разрешают или запрещают переходить улицу. Эта улица широкая, большая, и не всегда пешеходы успевают ее перейти. Те, кто не успел перейти улицу, должны остановиться на середине — на «островке безопасности». Как только заго­рится зеленый свет, можно продолжать путь. Где должны остановиться пешеходы, если при переходе улицы их застал красный свет?
  • На «островке безопасности».
  • Посмотрите, как все переходят улицу.

Воспитатель предлагает детям определить, какое движение на улице — двустороннее или одностороннее, и сказать об особенностях перехода (при одностороннем — прежде чем начать переход, посмотреть в сторону, откуда движется тран­спорт; при двустороннем — посмотреть налево; убедившись, что машины остановились, идти по пешеходной дорожке; дойдя до середины, посмотреть направо и, если еще горит зеленый свет, продолжать переход).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогулка

 

«НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДВИЖЕНИЕМ МАШИН И РАБОТОЙ ВОДИТЕЛЯ»


Программное содержание. Закреплять знания о двустороннем и односторон­нем движении. Познакомить с сигнализацией машин, с новым дорожным знаком «Въезд запрещен», еще раз обратить вни­мание детей на знак «Пешеходный переход» и обозначение перехода на проезжей части дороги.

Воспитатель подводит детей к перекрестку и предлагает понаблюдать за движением транспорта. Обращает внимание детей на то, что, делая поворот на другую улицу, водитель включает у машины спереди и сзади световые сигналы. Если машина должна повернуть налево, включаются сигналы с ле­вой стороны, а если машина будет поворачивать направо, зажгутся сигналы с правой стороны. Поэтому на перекрестке, где водители могут сделать поворот, пешеходы должны вни­мательно следить за сигнализацией. И, прежде чем начать переход, надо убедиться, нет ли машины, которая может по­вернуть направо или налево.

—    Ответственная работа у водителя. Управляя своей ма­шиной, он все время внимательно следит за движущимся транспортом, за сигналами светофоров, пешеходами. Кроме того, он обязан строго выполнять указания дорожных знаков. Эти знаки важны не только для водителей, но и для пеше­ходов,— говорит воспитатель. — Дети, подумайте и скажите, как узнают пешеходы, что именно здесь надо переходить улицу?

—    На дороге нарисованы широкие белые полосы.

  • Правильно, а еще как можно определить место пере­хода?
  • По знаку; на нем нарисован шагающий человек (ребенок показывает знак).
  • Этот дорожный знак указывает, что только в этом месте пешеходы могут переходить дорогу, а водители транспорта должны быть тут особенно внимательными.

 

  • Вот другой знак. Что на нем изображено?
  • На красном круге светлая полоса.

—    Этот знак вывешивается перед въездом на некото­рые улицы. Он сообщает о том, что въезд транспорта сюда запрещен.

 

Для закрепления полученных знаний можно предложить детям самим изготовить дорожные знаки «Пешеходный переход», «Въезд запрещен», а потом использовать их в играх.

Для лучшего запоминания дорожных знаков хорошо провести дидак­тическую игру «Найди такой же знак».

Дальнейшее знакомство со знаками проводится в свободное от занятий время, в играх. Используя дорожные знаки в игре, дети запоминают их назначение, применение в различных ситуациях. Это не только расширяет содержание игр, но и способствует успешному закреплению правил дорож­ного движения.

 

Найди такой знак

Воспитатель вместе с детьми делает из картона (плотной бумаги) дорож­ные знаки.

В игре участвуют 3—4 детей. Им раздаются знаки (каждому поровну). Комплект знаков находится у воспитателя. Он показывает один из знаков и предлагает детям найти такой же.

Переходить улицу можно только по пешеходным дорожкам, там, где установлен знак «Пешеходный переход»

 

Какой это знак!

Вариант 1

Игра проводится с подгруппой детей. Воспитатель подбирает знакомые детям дорожные знаки. Показывая знак, например «Пешеходный переход», спрашивает:

  • Что означает этот знак? Где он ставится?
  • Этот знак ставится у пешеходного перехода. Он обозначает, что толь­ко в этом месте разрешается переходить улицу.

 

Вариант 2

Воспитатель прикрепляет к фланелеграфу все дорожные знаки, знакомые детям, и спрашивает:

—    Я хочу перейти улицу, какой дорожный знак я должна найти, чтобы определить место перехода?

Дети показывают знак.

—    Мы поехали отдыхать за город, захотели есть. Какой знак нам по­может найти столовую?

Дети отвечают.

—    У нас сломалась машина. По какому знаку мы определим, где можно отремонтировать машину?

И т. д.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогулка

 

«НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАБОТОЙ СВЕТОФОРА»


Программное содержание. Закреплять знания детей о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах.

Перед тем как выйти на прогулку, воспитатель загадывает детям загадку:

Чтоб тебе помочь Путь пройти опасный, Горим и день, и ночь — Зеленый, желтый, красный.

 

Дети наперебой говорят, что они догадались, — это свето­фор.

— На перекрестке самое оживленное движение: мчатся машины, спешат люди. Именно здесь стоит светофор. Он по­могает регулировать движение, помогает устанавливать на улицах и дорогах порядок.

Все водители и пешеходы должны действовать так, как говорится в стихотворении С. Михалкова:

 

Если свет зажегся красный, Значит, двигаться опасно, Свет зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!» Желтый свет — предупрежденье — Жди сигнала для движенья.

 

Выйдя на прогулку, дети наблюдают движение пешеходов и транспорта. Воспитатель предлагает вспомнить, как должен действовать пешеход при переходе улицы. После этого дети вместе с воспитателями (один — впереди колонны, другой — в конце) переходят улицу.

В зависимости от того, где организуется наблюдение, детей можно познакомить со специальным светофором для пешеходов, который устанав­ливается на наиболее оживленных участках. При красном сигнале на свето­форе загораются красные буквы «стойте» или появляется красный «чело­вечек», при зеленом — зеленые буквы «идите» или идущий зеленый «чело­вечек».

Нередко на перекрестках устанавливают желтый мигающий сигнал светофора («одноглазый светофор»). Он разрешает движение транспорта и пешеходов, предупреждая, что перекресток не регулируется, поэтому надо быть очень внимательным и осторожным.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогулка

 

«К ОСТАНОВКЕ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА»


Программное содержание. Расширять знания детей о пассажирском тран­спорте. Они узнают, что автобусы (троллейбусы) останавливают­ся на специальных остановках около тротуаров (у обочины до­роги), трамвай — на середине улицы. Ожидать транспорт люди должны на специальных площадках, а там, где их нет, — на тротуаре. Посадка и высадка -пассажиров разрешается только на остановках. Пассажиры не должны придерживать двери, когда они закрываются, открывать их, пока машина не останови­лась. Высовываться из окон или выставлять какие-либо пред­меты тоже не разрешается.

Перед прогулкой воспитатель спрашивает детей:

—    Что делают люди, если им надо попасть из одной части города в другую?

—    Они едут на троллейбусе, автобусе.

—    Правильно. А как называются люди, которые едут в автобусе, троллейбусе?

  • Пассажиры.
  • Где можно сесть в автобус, троллейбус или трамвай?
  • На остановке.

Воспитатель подводит детей к остановке и располагает их так, чтобы они не мешали окружающим, затем спрашивает:

—    Как вы думаете, почему мы узнали, что именно здесь остановка автобуса?

—    Здесь висит указатель.

—    Правильно, люди ждут автобус на остановке. Они стоят на тротуаре. На проезжую часть дороги выходить нельзя, иначе можно попасть под машину. Вот подъезжает автобус. Он останавливается, и двери открываются. Все спешат к автобусу. Взрослые с детьми и пожилые люди могут войти в него через передние двери. Все входят, не толкаясь, спокойно.

В автобусе (троллейбусе) пассажиры должны соблюдать также особые правила. Кто знает, какие это правила?

—    В автобусах, троллейбусах, трамваях надо вести себя спокойно. Разговаривать тихим голосом, уступать место стар­шим. Нельзя высовываться из окна.

Особую осторожность необходимо соблюдать на трамвай­ных остановках. Они часто находятся на середине проезжей части улицы, поэтому при выходе из трамвая надо посмотреть направо и, убедившись в полной безопасности, идти прямо к тротуару. А если нужно перейти на противоположную сто­рону улицы слева от трамвая, то обходить его надо спереди, иначе можно не заметить встречный трамвай. Рельсы надо переходить быстро.

Для закрепления представлений детей о различных видах транспорта можно прочитать отрывок из книги М. Ильина и Е. Сегал «Машина на на­шей улице».

Есть машины, которые милиционеры пропускают без очереди. Они мчат­ся, гудя на всю улицу, не останавливаясь на перекрестках. На одной на­писано: «Скорая помощь». В окошко видно носилки. На носилках — больной. Рядом с шофером сидит человек в белом халате — врач или санитар.

Почему эту машину все пропускают?

Потому что больного надо поскорее отвезти в больницу.

А вот другая машина, которая летит, обгоняя всех, и никто ее не за­держивает. На ней ничего не написано. Но ее ты сразу узнал бы. Только пожарные машины бывают красные, как огонь. Да и как ее не узнать, когда на ней сидят пожарные в блестящих касках, а везет она длинную лестницу и навернутую на большую катушку пожарную кишку!

Пожарную машину пропускают без задержки. Ведь огонь надо поскорее потушить, пока он дом не сжег!

Оттого-то красная машина и летит так быстро. Недаром, если кто-нибудь очень торопится, говорят: «Что ты спешишь, как на пожар!»

Много проходит по нашей улице машин, и у каждой свое дело!

Вот идет машина с надписью «Хлеб». В ней, как в шкафу, полки, а на полках — деревянные подносы со свежими, только что испеченными бу­ханками.

Вот  другая машина,   на которой  написано:   «Рыба».  Она  рыбу везет.

А эта машина для уборки мусора. Она помогает наводить во дворах и на улицах порядок. Прохожие бросают окурки и бумаги не на тротуар, а в ящик — в урну. У машины есть большой ковш, в который вываливается мусор из урны. Ковш сам поднимается по покатой крыше машины и мусор падает сквозь открытое отверстие в кузов.

Есть и еще машина «Скорая помощь», только не для больных людей, а для больных машин.

Бывает, остановится на улице трамвай или троллейбус. Отчего он оста­новился? Оттого что с проводом что-то случилось. Надо бы провод починить, да как до него достанешь! Он высоко. Тут-то и приходит машина «Скорая техническая помощь». На машине столб, на столбе круглая площадка с перилами. На площадке стоит человек. Это мастер, который умеет чинить провода.

И вот столб начинает расти и поднимает вверх площадку с человеком. Смотришь, мастер уже достал до провода и чинит его.

А то есть еще. машины, которые дорогу от снега расчищают. Прошлой зимой на улицах Москвы было очень много снега. С самого раннего утра дворники принимались убирать снег. А он все падал и падал.

Каждый должен знать указания жестов милиционера-регулировщика

 

Снег мешал людям ходить и ездить. Решили они позвать на помощь чудесную лопату.

Видел ли ты, как работает чудесная лопата? Она едет по улице, загребает снег лопатами и перебрасывает его в грузовик. Летом чудесная лопата отдыхает.

А за дело берется машина-лейка. Она поливает, моет улицы.

Идет эта огромная лейка, а из нее вода в обе стороны двумя фонтанами брызжет. Сквозь брызги солнечные лучи пробиваются и дробятся на разные цвета, как в граненом стекле.

На занятиях по изобразительной деятельности воспитатель предлагает темы, которые уточняют, углубляют представления детей об улице, движении транспорта. Дети изображают свой город (поселок), улицу, передают не­которые характерные особенности места, где расположен детский сад, дом, где они живут. Можно провести коллективное рисование. Например, во фри­зовом расположении дать изображение улицы (рисуют 2—3 детей). Затем из детских работ устроить выставки на темы: «Мой город», «Улица, на ко­торой я живу», «Транспорт» и др.

В работе с детьми подготовительной к школе группы большая роль отводится дидактическим и подвижным играм, развивающим   ориентировку   в   пространстве:   «Перебежки», «Горелки», «Стоп». Эти игры активизируют мышление ребенка, ставят его перед необходимостью самостоятельно находить решение, использовать имеющиеся знания.

В подготовительной к школе группе хорошо провести более сложную игру — «Улица». Воспитатель вместе с детьми гото­вит необходимые атрибуты: дорожные знаки, светофор, ша­почки для водителей, милиционера. Из картона вырезаются по трафарету машины, которые прикрепляются на грудь ре­бенку.

На участке отводится специальная площадка для игры в ули­цу. На площадке обозначаются пешеходный переход, осевая линия, место стоянки транспорта, расставляются дорожные зна­ки. Дети распределяют между собой роли водителей, пешехо­дов, милиционера-регулировщика. Дети-водители едут на само­катах, педальных машинах, велосипедах. Они используют знания правил передвижения по улице, точно подчиняясь сигналам светофора и указаниям милиционера-регулировщика.

При ознакомлении детей с правилами дорожного движения воспитатель не всегда имеет возможность на прогулках, экскур­сиях по городу (селу) увидеть те или иные ситуации, связанные с движением пешеходов и транспорта на дороге. С этой целью используется наглядное пособие для детских садов «Правила дорожного движения»  и методическое руководство к ним.

Пособие состоит из 12 картин и таблиц: «1. Улица города»; «2. Желтый сигнал светофора»; «3. Красный сигнал светофора»; «4. Зеленый сигнал светофора»; «5. Перекресток»; «6. Опасный поворот»; «7. Мы переходим улицу»; «8. Мы на даче»; «9. У же­лезнодорожного переезда»; «10. Пройди правильно по улицам»; «11. Детская площадка»; «12. Дорожные знаки». Пособие по­могает воспитателю формировать у детей представление о правилах движения пешеходов и транспорта по улицам горо­да, за городом, способах регулирования 'движения, дорожных знаках.

Картины и таблицы используются на занятиях по ознаком­лению с окружающим, в беседах после экскурсий, в творческих и дидактических играх и способствуют развитию речи у детей, расширению понятий, обогащению их словаря специальными терминами: проезжая часть, одностороннее и двустороннее движение, подземный и наземный переходы, «островок безопас­ности», тротуар, светофор, регулировщик и т. д.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знакомство с улицей"

Непосредственно образовательная деятельность на улице по теме: "Знакомство с улицей" в рамках тематической недели "Транспорт"...

Занятие по ПДД во второй младшей группе. Тема: "Знакомство с улицей"

Уточнить представление детей об улице, дороге, тротуаре, о грузовых и легковых автомобилях....

интегрирванное занятие "Знакомство с улицей"

занятие для второй младшей группы. ЦЕЛИ:Безопасность:-уточнить представления детей об улице, дороге, пешеходном переходе; -продолжить учить узнавать светофор, его сигналы и действия пешеходов.Ком...

Знакомства с улицей

Конспект занятия в младшей группе...

Занятие по ПДД в младшей группе «Знакомство с улицей»

Цель: уточнить представление детей об улице, дороге, тротуаре, о грузовых и легковых автомобилях.Материал: макет улицы, игрушечные автомобили (грузовые, легковые), фигурки домов, деревьев, людей...

нод"Знакомство с улицей" .

"Знакомство с улицей" конспект занятия по ПДД в средней группе....

ПДД в первой младшей группе «Знакомство с улицей»

Цель: уточнить представление детей об улице, дороге, тротуаре, о грузовых и легковых автомобилях....