"Нужно всем глаза беречь"
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа) по теме

Полторацкая Наталья Николаевна

Зрение - это бесценный дар, которое надо стараться не испортить, какими-то действиями, ведь 90 %информации мы воспринимаем визуально. Невозможно представить свою жизнь без восходов и закатов солнца, без улыбки своих близких, без прекрасных цветов! Всем этим мы можем восхититься, лишь увидев глазами! Наши глаза - это очень хрупкий орган, беречь который нужно обязательно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nuzhnovsem_glaza_berech.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  №7 «ЯРОСЛАВНА»

Алтайский край  город Рубцовск

Тема ОД:  «Нужно всем глаза беречь»

Возрастная группа: - подготовительная группа.

подготовила:

воспитатель Полторацкая Н.Н.

2015г

Образовательная область: познавательное развитие.

Тема:  «Нужно всем глаза беречь».        

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Цель: Создание условий способствующих формированию у каждого ребенка позиции признания ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Образовательные задачи: формировать у  детей понимания, какую роль играет зрение в жизни человека, познакомить с внутренним строением глаза.

Развивающие задачи: способствовать закреплению полученных детьми знаний об органах зрения путём коллективного составления рекомендаций по охране зрения, вызвать интерес и желание познать свой организм. развивать ассоциативное мышление, умение анализировать, творческий потенциал и умение взаимодействовать в коллективе.  

Воспитательные задачи: воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости укреплять зрение «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»,

воспитывать ценностное отношение детей к своему здоровью.

Методы и приемы:

- наглядные: плакат «Строение органов зрения», книга «Улучшаем зрение», памятка «Нужно всем глаза беречь», изготовленные детьми, иллюстрации птиц и животных, сюрпризный момент.

- словесные: отгадывание загадки, ситуативный разговор, объяснение, вопрос, художественное слово.

- практические: психогимнастика «Улыбка», сравнение, упражнения для глаз, проблемная ситуация.

-основные формы организации практической деятельности детей - технология личностно – ориентированного взаимодействия, здоровьесберегающие технологии, технология игры, игровые приёмы, поощрение.

Словарная работа:

- активный словарь: глаза, сохранение зрения, ресницы, брови, слёзы, доктор Айболит.

- пассивный словарь: слепые люди, упражнения для глаз, строение органов зрения: радужная оболочка, роговица, хрусталик, склера, сетчатка,зрачок.

Материалы и оборудование: плакат «Строение органов зрения», очки, салфетка для ухода за очками, иллюстрации птиц и животных, костюм доктора Айболита, домик, игрушки животных с перевязанной лапкой, ушком и т.д., памятки «Нужно всем глаза беречь», изготовленные детьми, «Цветочек здоровья», волшебная открытка.

Ход ОД:

Психогимнастика

- Дети, возьмите друг друга за руки, посмотрите в глаза, улыбнитесь и скажите друг другу добрые, ласковые слова.

(Дети говорят друг другу добрые, ласковые слова).

- Какое у вас настроение?

- На что оно похоже? (на солнышко, тучку и т.д.)

- А теперь поприветствуйте наших гостей улыбками, добрым взглядом.

- Я очень рада, что у вас у всех хорошее, доброе настроение. Проходите и постарайтесь почувствовать добро, которое поселилось в нашей группе.

- О чём сегодня будем говорить с вами, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Два брата через дорогу живут, а друг друга не видят (глаза).

(Ответы детей)

- Разберемся вместе, дети, для чего глаза на свете?

- Почему у всех у нас на лице есть пара глаз?

- У всех людей два глаза, но человек не может одним глазом увидеть другой свой глаз.

- У кого ещё есть глаза? (у животных, птиц….)

- У всех представителей животного мира разные глаза.

- Почему?

- Это связано с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обитатели живут.

- Как вы думаете, кто из животных и птиц самый зоркий? (орел)

Почему? (он парит высоко в небе и высматривает добычу).

- А кто лучше всех видит ночью? (сова, глаза большие, но не подвижные, зато у филина голова вращается вокруг своей оси).

Лягушка видит только движущиеся предметы, чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться.

Муравьи даже днём видят звёзды.

У пчел 5 глаз (2 больших и 3 маленьких), они необычно воспринимают цвета, красный цвет они видят как чёрный.

И у человека, и у птиц и животных глаза являются главными помощниками.

- Почему?  (они помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину).

- Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у вас глаза.

- Как говорят о глазах, чтобы передать красоту? (прекрасные, ясные, чистые, огромные, весёлые….).

 - Каким бывает цвет глаз?

- У каждого человека они неповторимы: голубые, серые, карие, зеленые, черные.

- А сейчас посмотрите ещё раз в глаза друг другу, что вы видите?

Сложно без специального оборудования рассмотреть  строение глаза.

Посмотрите на картинку, на которой изображено строение глаза.

- Наши глаза имеют сложное строение.

(Дети читают стихотворение, воспитатель показывает на плакате строение органов зрения).

Как устроен глаз.

1. Глаз волшебный теремок.
Круглый маленький домок,
Хитро 
он устроен-
Без гвоздей построен.
Круглый дом со всех сторон
Белой стенкой окружен,
Стенку эту белую -
Называют склерою.

2. Обойдем же дом скорей-
Ни крылечка, ни дверей,
Впереди кружочек тонкий-
Роговица словно пленка,
Вся прозрачна, как стекло-
В мир чудесное окно,
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.

3. Глаз бывает синий, серый:
Впереди, пред белой склерой
Яркой 
радужки кружок
Украшает глаз - домок.
В центре радужки - зрачок.
Черный маленький кружок.
Лишь 
стемнеет - наш зрачок,
Станет сразу же широк,
Коль светло – зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.

4. А за радужкой лежит
Маленький хрусталик,
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.
Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой-
Тоненькой сетчаткой.
Что же в домике внутри?
На картинке посмотри.

Цветовое колечко, это радужная оболочка или радужка. От неё зависит цвет наших глаз.

Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица.

В центре глаза мы видим чёрную точку – это зрачок.

В темноте он расширяется, на яркий свет – сжимается.

Ткани глаз очень нежные, поэтому они хорошо защищены.

- Как защищены наши глаза? (веки, ресницы).

- Что ещё оберегает глаза? (брови).

- От чего оберегают веки, ресницы, брови?

- Брови, ресницы, веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра, пота.

- А зачем человеку слёзы? (защищают от пыли, вымывают соринки).

- Но чтобы сохранить глаза и зрение этой  защиты не достаточно.

- Что необходимо делать, чтобы сохранять зрение?

- А почему так говорят: «без глаз, как без рук»?

- Глазами мы видим весь окружающий мир, читаем книги, смотрим телевизор.

Ты закрой глаза ладошкой

Посиди совсем немножко:

Сразу сделалось темно,

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно –

Ничего вокруг не видно.

- Закройте глаза, расскажите о своих ощущениях.

- Как называют человека, который ничего не видит?

- Как вы представляете жизнь этих людей?

- А как мы можем помочь таким людям?

- Ребята, к глазам нужно относиться бережно, ухаживать за ними.

Давайте с вами составим рекомендации по охране органов зрения.

 (Дети высказывают свои предложения).

Наши глазки тоже устали, давайте им поможем отдохнуть.

Гимнастика для глаз

1. Зажмурьте глаза, а потом откройте.

2. Упражнение «Винтик».

3. Вытяните вперёд руку. Отводя руку вправо, влево, следите взглядом за кончиком пальца.

Посмотрите, к нам прилетела бабочка. Давайте понаблюдаем глазами, за её полётом.

Вот наши глазки отдохнули.

Ребята, бабочка принесла нам приглашение в гости. Хотите узнать от кого оно?

Посмотрите,  вдалеке чей-то домик стоит. Давайте потихоньку подойдем, узнаем чьё  это приглашение.

(Дети спокойно идут под музыку).

Вот мы и подошли. Посмотрите, что же случилось с нашими зверями (игрушки), давайте спросим.

(Дети спрашивают, что случилось со зверями, которые сидят около  домика с перевязанной лапкой, ушком и т. д.).

- Дети, а мне зайчик говорит: «Что здесь живет добрый человек, он всем помогает. Отгадайте загадку.

Всех излечит, исцелит,

Добрый доктор……

                       Айболит.

- Вот посмотрите, нас встречает доктор Айболит.

(Воспитатель заходит в домик, надевает костюм доктора Айболита.)

Доктор Айболит: Здравствуйте, ребята.

(Дети здороваются с доктором Айболитом).

Доктор Айболит: Как хорошо, что вы ко мне в гости пришли, я вас очень ждал.

- Что у вас случилось, вы заболели? (Доктор обращает внимание, что у детей на глазах – оклюзия.)

Дети объясняют, что это они лечат глаза, чтобы лучше видеть.

Доктор Айболит: Молодцы! Давайте с вами поиграем в игру

«Полезно – вредно».  Если совет полезный, дружно хлопайте в ладоши.

- Молодцы, вы хорошо знаете полезные советы.

 Отгадайте загадку.

На носу сидят, на мир глядят, за уши держатся… (очки).

- Для чего нужны очки?

- Вы знаете, как за ними нужно ухаживать?

Практическое упражнение «Как ухаживать за очками».

Дети показывают как правильно нужно надевать и снимать очки, протирать стёкла специальной салфеткой, класть очки в футляр и т.д..

С плохим ребята зрением

Жить без очков – мучение!

Ты по улице родной

Ходишь робко, как чужой.

Врач очки назначил Насте

И при этом ей сказал:

Ты носи их, не снимая, чтоб не портились глаза!

Настя В.

Стала Настя говорить:

 Я не буду их носить

Но когда очки надела,

Жалко стало их снимать, сквозь очки на свете белом

Можно много увидать.

Доктор Айболит: А что вы можете увидеть?

Настя Д.

Видишь бабочку и птицу,

Воробышку и синицу,

Видишь каждый лист и шишку,

Червяка и муравьишку,

И грибы искать легко, если видишь далеко.

Дима С.

На деревьях видно гнёзда ночью в небе – спутник, звезды,

Месяц видно, Млечный путь,

Значит так в очках и будь!

Настя Ч.

В очках ходить не стыдно.

И вовсе не обидно.

Хоть мы и не старики, но коль плохое зрение,

Носить мы будем хорошие очки!

Доктор Айболит: Молодцы, как много вы уже знаете, а самое главное, что нужно вам всем глаза беречь, и в этом помогать самому себе. Вы меня порадовали, теперь я спокоен за вас.

Каждый день, друзья, начинаете с оздоровительной минутки.

Рано утром просыпайся

Себе, людям улыбайся

Надевай очки скорей,

Чтобы было веселей.

Рассмотреть картинки в книжке

Прочитать стихи братишке

Я здоровье сберегу

Сам себе я помогу.

Ребята, у меня есть добрые советы

Для вас и ваших гостей.

Доктор Айболит вручает детям советы «Берегите зрение» и предлагает вручить советы гостям с пожеланиями.

Доктор Айболит: Досвидание, всего вам доброго!

Дети дарят гостям памятки  «Нужно всем глаза беречь», изготовленные детьми, говорят пожелания по сохранению и укреплению зрения.

(Воспитатель снимает костюм доктора Айболита).

Воспитатель: Спасибо доктору Айболиту, за добрые советы.

Мы всегда будем бережно относиться к своим глазам, беречь своё здоровье.

Художественно – продуктивная деятельность «Цветочек здоровья».

Дети рисуют на цветочке «Здоровья», что для глаз полезно, а что вредно.

(Дети рисуют на лепестках, обведенных по контуру зеленым цветом - что для глаз полезно; на лепестках обведенных красным контуром - что для глаз вредно). Дети рассказывают, обосновывая, что отразили в своих рисунках.

Оформление выставки детских рисунков «Цветочки здоровья».

Рефлексия:

-Что вам было интересно?

- Что необходимо делать людям, чтобы сохранить зрение? (постоянное ношение очков, гимнастика для глаз, питание, соблюдение правил гигиены зрения и т.д.).

- Дорогие дети, пригласите своих родителей на выставку рисунков. Поделитесь  с ними своими знаниями о сохранении зрения, научите делать гимнастику для глаз.

Воспитатель: Ребята нам доктор Айболит вручил волшебную открытку.

Посмотрите на солнышко, улыбнитесь, закройте глаза.

Пусть волшебный лучик солнца коснется каждого из вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доброта нужна всем людям.

Интегрированное занятие развитие речи и художественное творчество на нравственную тему: "Доброта". Воспитание доброго отношения к окружающему миру, расширить представление о доброте. Развивать стремле...

Здоровье нужно всем

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе....

Занятие по экологии. «Чистая вода нужна всем и всегда» 2-я младшая группа.

 Задачи:Расширять знание детей о необходимости воды, о значении её для всех живущих на земле. Развивать речь, умение слушать воспитателя, отвечать на его вопросы, повторять за ним. У...

праздник "ЧИСТАЯ ВОДА НУЖНА ВСЕМ И ВСЕГДА"

ЦЕЛЬ ДАННОГО МЕРОПРИЯТИЯ:Цель: Совершенствовать  представления  детей   о  разнообразных  свойствах воды. Бережно относится  к  воде.Задачи:1. Способствова...

Спортивное развлечение "Физкультура всем нужна, всем нам нравится она!"

Спортивное развлечение для детей подготовительной группы при активном участии родителей.Цель спортивного развлечения: приобщение детей и родителей к совместным занятиям физкультурой....

Сценарий экологической сказки «Нужно лес родной беречь».

Сценарий экологической сказки «Нужно лес родной беречь»...