Я б в пожарные пошел, пусть меня научат...."
план-конспект занятия по обж (средняя группа) на тему

Пухова Анна Сергеевна

Конспект НОД по пожарной безопасности для детей среднего дошкольного возраста. Образовательные области: "Познание", "Сециально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие", "Речевое развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по  пожарной безопасности для детей среднего дошкольного возраста «Я б в пожарные пошел, пусть меня научат…»

в рамках проекта «Человеку друг огонь, только зря его не тронь»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»

Цель:

Привлечь внимание детей к вопросам пожарной безопасности, профилактике возникновения пожара. Развивать интегративные качества личности дошкольников (любознательность, активность, способность управлять своим поведением) и планировать свои действия на первичных ценностных представлениях о собственной безопасности.

Задачи:

 Обучающие:

- закрепить знания детей об огне и его свойствах;

- определить характер взаимодействия огня с различными материалами (метод эксперимента).

- научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях;

- расширить словарный запас детей по теме пожарная безопасность;

- развивать речевое дыхание, силу, модуляцию голоса;

Воспитательные:

- воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.

- формировать представление детей о профессии «пожарный», учить ценить его общественную значимость.

- закреплять умение детей работать в малых группах.

Развивающие:

- развивать физические качества;

- содействовать постепенному освоению техники движений, формировать разнообразные способы их выполнения.

Предварительная работа:  

1. Разучивание стихотворений, пословиц о противопожарной безопасности.

2. Рассматривание плакатов по пожарной безопасности.

3. Чтение художественных произведений: «Пожар», «Пожарные собаки» Л.Толстого, «Пожар», «В дыму» В.Житкова, «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Маршака.

4. Рассматривание иллюстраций к ним.

5. Беседа о профессии «Пожарный».

6. Просмотр видеоролика

7. Изготовление плакатов «Огонь – друг», «Огонь – враг».

Материалы и оборудование:

- большой конверт с заданиями от пожарного;

- мультимедийная техника, видеописьмо, презентация «Профессия «Пожарный»;

- разрезные картинки с изображением различных пожароопасных ситуаций;

- набор для экспериментальной деятельности с огнем (спички, свечи, железный поднос, различные материалы для экспериментов);

- пиктограммы;

- физкультурное оборудование для основных видов движения (обручи, гимнастическая скамейка, арка, гимнастическая стенка, кегли);

- наборы для экзамена – 2 экземпляра

- удостоверения «Юный пожарный»

ХОД НОД:

  1. Вводная часть

Воспитатель: Ребята!   Сегодня я получила видеописьмо  от главного пожарного нашего города. Давайте его посмотрим.

Воспитатель включает запись видеописьма:

«Здравствуйте, ребята детского сада «Снегурочка»

Я обращаюсь к вам от имени всех пожарных. У нас к вам большая просьба:

В последнее время в городе участились случаи возгорания разных  объектов.

 Чтобы было меньше пожаров, мы предлагаем вам стать юными  пожарными - нашими помощниками.

Помощники пожарных много знают и умеют, но для этого необходимо пройти курс молодого пожарного.

Задания мы передали вашему воспитателю. Надеемся, что у вас все получится.

Желаю удачи»

  1. Основная часть

Воспитатель: Ребята, пожарный оставил для нас пакет с заданиями. Вот он. Давайте посмотрим, что там.

Воспитатель читает задания

«Курс молодого пожарного включает:

  1. Изучение причин возникновения пожаров, правил, позволяющих избежать ситуации возгорания и правил поведения, если все же случился пожар.
  2. Специальную физическую подготовку для юных пожарных.
  3. Изучение свойств огня и способов борьбы с ним.

После выполнения всех заданий вам будет необходимо сдать экзамен на звание «Юный пожарный»

Воспитатель: Итак, давайте начнем с первого задания. Нам необходимо выяснить, почему происходят пожары. Как вы думаете, почему?

Рассуждения детей.

Учитель - логопед: Ребята, я могу вам помочь. У меня как раз на эту тему есть сказка. Послушайте.

 Учитель - логопед:

«Жили - были два мальчика. Однажды они пошли погулять. Идут они и играют. Вот так. Давайте вместе покажем.  Ведь вы тоже любите гулять и играть.

(Проводится пальчиковая гимнастика - развитие мелкой моторики и речевого ритма)

Раз, два, три, четыре, пять,      

В город выйду погулять.

Вдоль по улице иду,

Во все стороны смотрю.

           Как красиво все кругом,  

           В моем городе родном.                                                                                                                                                  

Шли, шли они по городу и увидели сухую травку. «Как хорошо она, наверное, горит»,  - подумали мальчики.  Нашли спички и подожгли травку.

Подул легкий ветерок. Вот так: «Ф-ф-ф». Травка загорелась сильнее. Дети обрадовались, вот так:  (показ пиктограммы с радостным изображением),  « Как красиво»!  

Ветерок подул сильнее. Вот так: «Ф-ф-фу». Травка стала гореть очень сильно,  и огонек побежал дальше по всей лужайке.  Дети  удивились, вот так:  (показ пиктограммы с удивленным выражением лица и показ мимики). Когда пламя запылало, и огонь страшно загудел, дети  очень испугались, вот так: (показ пиктограммы с испуганным выражением лица, дети изображают страх).  Мальчики пробовали затушить пламя, но ничего не получалось, пламя пылало все сильнее и сильнее. Хорошо, что сильный ветер принес тучу. Туча сказала: « Я серая огромная туча, я закрою все небо и прольюсь дождем. Туча выполнила свое обещание:  полил сильный дождь.

 (Развитие ритмической способности.)  Детям предлагается послушать ритмическую серию с закрытыми глазами, а затем повторить ее: «Закройте глаза и  прислушайтесь к тому, как стучит дождь. Давайте покажем, как барабанит  дождь».  // - ,  ///- ,  - ///  .  Условные обозначения:   (/)  - сильный удар, а (- ) – слабый удар. Закапал дождик, вот так: « Барабаню я по крыше, (добор воздуха)  кап – кап-кап, меня ты слышишь»? ( Развитие речевого дыхания, умения пользоваться добором воздуха: сделать вдох, произнести первую строчку потешки, затем выполнить незаметный добор воздуха и произнести вторую строчку).  Дождик лил, лил, но травка все равно продолжала гореть. Видно очень сухая была. Хорошо, что пожарные увидели огонь. Приехали и потушили его.  Беда  не случилась. Дети  обрадовались и больше никогда  не поджигали сухую траву.

 Воспитатель задает вопросы детям по сказке:          

- Что случилось с мальчиками?

- Почему произошел пожар?

- Что может произойти от неосторожного обращения со спичками?

- Кто помог потушить огонь?

Воспитатель: Получается, что причиной пожара послужили спички.

(Воспитатель показывает картинку)

Воспитатель: Значит нам необходимо запомнить:

Это правило касается каждого,  правило это самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: Спички не тронь в спичках огонь!

 Воспитатель:  Но спички – это не единственная причина возникновения пожаров. Я приготовила для вас подсказки. Давайте сейчас поделимся на три компании и при помощи разрезных картинок вы сами выясните, по каким причинам еще может возникнуть пожар и друг другу расскажите. Как будем делиться?

(Ребята самостоятельно определяют способ деления)

Воспитатель приглашает посыльных, объясняет задание и выдает конверты с разрезными картинками.

Компании презентуют результат своей деятельности.

Воспитатель после каждого выступления делает вывод, используя стихотворную форму.

- Это правило легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником.

- Хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь.  

- Приятно  в лесу посидеть у костра, когда же домой возвращаться пора, перед уходом костер не жалей, землей забросай и водою залей.

Воспитатель: Ребята, если мы будем соблюдать эти правила, то  с нами никогда не случится беды. Но бывают случаи, когда эти правила не соблюдаются и возникает пожар. Многие люди не знают, как вести себя в этой ситуации. А вы знаете?

(Рассуждения детей)

Воспитатель подводит итог: Итак, ребята, если вдруг случился пожар нужно сохранять спокойствие и не паниковать, слушаться взрослых и вызвать пожарных по телефону 01.

Воспитатель: Вот мы и справились с первым заданием: мы узнали из-за чего происходят пожары, как нужно себя вести, чтобы их избежать и что делать, если опасная ситуация все-таки произошла. Вы замечательно справились с этим заданием.

Воспитатель: Самое время переходить ко второму заданию. Кто помнит, какое оно?

(Если дети не вспомнили, педагог напоминает им второе задание)

Воспитатель: Сейчас самое время приступить к его выполнению и отправиться на специальную тренировочную базу для физической подготовки.

Инструктор по физической культуре: Здравствуйте, ребята. Для того, чтобы быть пожарным нужна специальная физическая подготовка. Пожарный должен уметь: перепрыгивать через препятствия, подлезать под них, держать равновесие, ловко лазать по лестнице. И сейчас мы этим займемся.

Инструктор по физической культуре с помощью ребенка показывает и объясняет задания:

  1. Перепрыгивание через обручи
  2. Подлезание в тоннель
  3. Ходьба по гимнастической скамейке, удерживая равновесие
  4. Лазание по гимнастической стенке
  5. Бег между предметами.

Дети выполняют задание (2 раза)

Инструктор по физической культуре: Поздравляю, вы успешно выполнили второе задание.

Воспитатель: Два задания выполнено. Нам осталось изучить свойства огня и способы борьбы с ним. Для этого я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию. Здесь мы с вами будем проводить опыты с огнем. Поэтому нужно быть очень аккуратными и осторожными, чтобы не обжечься и не получить травмы. Встанем полукругом за ограждение, чтобы всем было удобно.

   Воспитатель: Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило огню дать волю, оставить  его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло. Пожары происходят и по сей день. И очень часто они возникают там, где неосторожно и небрежно обращаться с огнем. При неосторожности  люди получают ожоги и отравления. Вот сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем.

Эксперимент первый:

 Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи.

Воспитатель: Когда мы зажгли свечи, что мы увидели?

Он яркий, красивый, так и привлекает  к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться. Объясните, почему?    Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.

Эксперимент второй:

Воспитатель: Давайте проверим, что может загореться от  огня (бумага, ткань, дерево, сухие листочки), а что не горит (стекло, металл). Для этого у меня есть металлический пинцет. Я знаю, что металл не горит, но нагревается в огне, поэтому надо быть осторожным.

(Педагог по очереди берет предметы: вату, сухие листья, ткань, бумагу, стекло, камень, железо и подносит к огню)

Эксперимент третий:

Воспитатель: Ребята, если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? Чего же боится огонь? А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который можно  использовать для тушения огня. Вы  узнаете  их? Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды. Что происходит и почему? ( Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.)

Эксперимент четвертый:

Воспитатель: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы.  Горящую свечу  плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? Почему наш огонек через некоторое время погас?  Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас. Именно поэтому во время пожара не рекомендуется открывать окна.

Воспитатель: Ребята, у пожарных для тушения огня есть специальное оборудование и одежда.

(показ презентации с использованием мультимедийной техники с пояснениями воспитателя)

Воспитатель: Ребята, мы с вами успешно прошли специальную подготовку. Чтобы получить звание «Юный пожарный» нам осталось сдать экзамен.

Экзамен – эстафета «Юный пожарный»

Воспитатель: Делимся на две команды.

Инструктор по физической культуре объясняет правила эстафеты:

1. Одеть костюм пожарного

2. Преодолеть препятствия

3. Выбрать из представленных материалов средства для тушения пожара.

  1. Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, вы успешно прошли испытания? Что нового вы узнали? Что вам особенно понравилось? Что удивило?

Ребята, действительно, по результатам экзамена вы достойны стать юными пожарными.

Педагоги вручают детям удостоверения «Юного пожарного»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого комплексного мероприятия совместной организованной деятельности воспитателя и детей старшего дошкольного возраста на тему: «Я б в пожарные пошел! Пусть меня научат!»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

Экскурсия с детьми старшего возраста В пожарную часть" я б в пожарные пошел пусть меня научат"

Экскурсия   с детьми старшего возраста               В пожарную часть...

Экскурсия с детьми старшего возраста В пожарную часть" я б в пожарные пошел пусть меня научат"

Экскурсия   с детьми старшего возраста               В пожарную часть...

Конспект открытого комплексного мероприятия совместной организованной деятельности воспитателя и детей старшего дошкольного возраста на тему: «Я б в пожарные пошел! Пусть меня научат!»

Конспект открытого комплексного мероприятия совместной организованной деятельности воспитателя и детей старшего дошкольного возраста на тему: «Я б в пожарные пошел! Пусть меня научат!»  Госу...

Спортивный праздник на тему «Я б в пожарные пошел – пусть меня научат»

ЦЕЛИ:  Пропаганда и развитие культуры  безопасности  детей, навыков безопасного поведения. Продолжать знакомить с профессией пожарных.ЗАДАЧИ: Укрепление и сохранение здоровья детей.Закр...

"Я б в пожарные пошел,,пусть меня научат"

Как обезопасить детей, как научить их необходимой осторожности в обращении с огнем? Всему этому детей нужно учить с дошкольного возраста.В рамках проведения тематической недели «...

«Я б в пожарные пошел, пусть меня научат»

Сценарий игрового занятия для подготовительной группы по пожарной безопасности...