Статья "Формирование основ дорожной безопасности у детей 6-7 лет"
статья по обж (подготовительная группа) на тему

Целикова Марина Александровна

знакомство детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения в интересной увлекательной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pdd_statya_doc.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

  Опыт формирования основ дорожной  безопасности у детей 6-7 лет.

Вопросы  профилактики дорожно-транспортного травматизма достаточно полно и подробно разрабатывались в дошкольной педагогике, начиная с 30-х годов.  В.М.Федяевской  впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками  на  улице:

  • Незнание детьми правил уличного движения
  • Невнимательность к тому, что происходит на улице
  • Неумение владеть собой
  • Отсутствие сознания опасности.

Методы  и  приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В.М.Федяевской, позже были дополнены Э.Я.Степаненковой, М.Ф.Филенко и другими.

В 60-80-е годы о профилактике несчастий с дошкольниками говорили в основном медицинские работники. Но, как отмечают исследователи, решение этого вопроса оказалось не под силу специалистам в области классической медицины, ибо они не знакомы со спецификой учебного процесса в дошкольном учреждении. Дошкольное воспитание до середины 90-х годов осуществлялось по Типовой программе под редакцией Васильевой М.А., которая предусматривала знакомство с правилами уличного движения, начиная с младшей группы.

В настоящее время обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения стало задачей государственной важности.

      ФГОС ДО  указывают  на необходимость формирования основ дорожной безопасности  уже в  дошкольных организациях.  В основной образовательной программе  в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» выделяется целый раздел «Формирование основ безопасности», где одной из основных задач является формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения и воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Существенной базой для возможного позитивного решения

основной проблемы выбранной темы послужило  наличие  методических условий в ДОО:

  • накоплен обширный опыт работы педагогов ДОО по формированию основ дорожной безопасности старших дошкольников;
  • наличие классической и современной методической литературы в ДОО по  проблемам формирования основ безопасной жизнедеятельности детей;
  • прохождение повышения квалификации  в НИРО по теме «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО» (октябрь 2014 г.), «Здоровьесберегающая деятельность в ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО» (сентябрь 2015 г.),  НПЦЗСПТ  по теме   «Психолого-педагогическое сопровождение целостного развития ребенка в образовательном процессе»(декабрь 2013 г.);
  • изучение передового практического опыта коллег по организации работы  по  формированию основ дорожной безопасности старших дошкольников;
  • участие в  работе творческой группы педагогов детского сада при подготовке к районному  и  городскому  конкурсам «Юные знатоки дорожного движения» (2014, 2015 гг.)
  • участие в работе рабочей группы педагогов детского сада по методическим проблемам, связанным с введением ФГОС ДО.

        

    Оценка существующих организационно-педагогических условий  в ДОО показала  возможность осуществления  работы   по  формированию основ дорожной безопасности старших дошкольников.  Таким образом, для выбора педагогической проблемы для дальнейшей работы в  образовательном пространстве данной темы  существовали  благоприятные условия.

В своей работе мы опирались на методические подходы Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной, К.Ю. Белой.

Цели и задачи педагогической деятельности:

Цель нашей педагогической  деятельности: разработка и апробация модели воспитания, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей через формирование основ дорожной безопасности.

Задачи:

  1. Исследовать психолого-педагогические и методические источники по  формированию основ дорожной безопасности
  2. Составить план воспитательно-образовательной работы по  формирования основ дорожной безопасности.
  3. Создать систему работы с детьми 5- 6 лет по формированию основ дорожной безопасности  у старших дошкольников.

 Ведущая педагогическая идея

Работа по  формирования основ дорожной безопасности  у старших дошкольников будет успешной, если:

  • определены критерии и показатели сформированности основ дорожной безопасности у дошкольников;
  • разработана и апробирована модель воспитания основ дорожной безопасности  у детей;
  • создана предметно-пространственная  среда для воспитания основ дорожной безопасности старших дошкольников в ДОО.

Работа по формированию основ дорожной безопасности детей  органично вписывалась в тематическое планирование  воспитательно-образовательного процесса в группе, строилась в рамках основного  образовательного  процесса  и включала  ряд этапов:

  • Обогащение предметно-пространственной среды
  • Обогащение представлений у детей
  • Работа с родителями

Система  работы по формированию основ дорожной безопасности у детей старшего дошкольного возраста строилась на реализации  нескольких проектов:

 В течение 4 недель реализовывался проект «Моя безопасность», среда проектировалась в соответствии с содержанием изучаемой темы  в 5 образовательных областях.

В первую очередь на участке детского сада был создан детский автогородок: разлинованное полотно дороги, с переходами, светофором, остановками общественного транспорта, заправкой. Были изготовлены игровые макеты транспортных средств, надев их, каждый может ощутить себя водителем автобуса, машины.

В группе  в познавательном  центре размещены:

  • музей транспорта, где собраны различные модели транспортных средств прошлого и настоящего
  • фотоколлаж об экскурсии на проезжую часть;
  • импровизированный телевизор  для показа  возможных опасных ситуаций.
  • Картотека опасных  ситуаций;
  • набор картинок с изображением транспорта различного функционального назначения;
  • дидактические игры,
  • альбом для рассматривания “Знакомимся с правилами дорожного движения и дорожными знаками”;
  • пазлы с изображением различных марок автомобилей;
  • фланелеграф – для моделирования ситуаций на дороге
  •  дидактические пособия, в том числе авторские. Например, пособие  «Безопасный путь из дома в детский сад» - представляет собой объемное панно- макет здания детского сада, близстоящими домами, школой, магазином, дорогами и перекрестком. Дети с помощью различных природных материалов (персиковых косточек, арбузных семечек, горохом и др.) выкладывали свой маршрут из дома в детский сад, с учетом правил безопасности дорожного движения. Или пособие «Нарисуй дорожный знак»- состоит из 2 наборов карточек. На одних –  нарисованы основные дорожные знаки. На других - имеется только окантовка знака. Дети, выбирали любой понравившейся знак из первого набора и  выкладывали такое же изображение на карточке из второго набора посредством предложенных геометрических фигур.

      

Уголок книги  содержал:

  • детскую художественную литературу о правилах безопасного поведения на дороге;  
  • персонажи  служб  экстренной помощи;  
  • картины с опасными дорожными ситуациями;  

     Центр сюжетно-ролевых игр содержал:

  • макет города.  
  • атрибуты к сюжетно-ролевым играм

   В музыкальном центре представлены аудиозаписи музыкальных произведений  о безопасном поведении на улице, ширмы с интерьерами и основными персонажами для обыгрывания.

     В художественно-творческом центре представлены все виды материалов для изобразительной деятельности, детские работы, книжки-раскраски

     

На  2 этап работы были проведены:  

  • Экскурсии в мини- музей транспорта. Экскурсоводами вначале были

взрослые, затем дети группы. Экскурсии по экспозиции «История развития транспорта», знакомила детей с видами транспорта, историей его возникновения и  этапами технического развития. Экскурсия по экспозиции  «История светофора», демонстрировала детям цепочку развития светофора: «указатели-регулировщик- светофор-фонарь- автоматический светофор».

  • Были организованы посещения галереи рисунков «Дорога и дети». 

Каждую неделю выставка обновлялась новыми работами ребят, на которых они изображали свои впечатления от проводимых экскурсий, игр, бесед;

  • Одной из интересных форм работы было составление маршрута

безопасного движения из дома в детский сад. Каждая семья рисовала на листе ватмана схему своего маршрута из дома в детский сад, с указанием расположения детского сада, ближайших построек около него, своего дома, встречающихся зданий на пути.  

В рамках акции «Послушный пешеход» были проведены целевые

прогулки на проезжую часть вблизи детского сада. Местом наблюдения был   пешеходный  переход, на котором дети наблюдали,  как  жители  нашего  микрорайона  выполняют  правила  уличного  движения  при  переходе  через  дорогу.

  • Продолжением проекта стала акция «Наш девиз». Каждой семье было

предложено придумать девиз, призывающий  других соблюдать правила дорожного движения. Вот некоторые из них: «Дети, чтобы не случилась беда, на улице внимательны, будьте всегда!», « Внимание! – есть машины кругом или нет, не ходи на красный свет!».

  • В режимные моменты проводили игры на развитие слухового внимания и

зрительного  сосредоточения: «Испорченный телефон», «Зеваки» и др.

  • В работе по ознакомлению с правилами безопасности использовали

анализ проблемных ситуаций, которые могли бы привести к неприятным последствиям. Также моделировали на игрушках дорожные ситуации, убеждаясь тем самым, например, что человек не может видеть движущийся транспорт, обходя автобус спереди. Организовывали опытно-исследовательскую деятельность для проверки, что человек ничего не слышит, если он в наушниках, делали вывод, что на улице нельзя слушать музыку или рассказы.

  • Ярким событием стал спортивный досуг «Красный, желтый, зеленый». 

Дети соревновались не только в ловкости,  скорости,  меткости, но и в находчивости при решении интеллектуальных заданий дорожной тематики,

  • В течение всего проекта организовывались сюжетно-ролевые игры

дорожной тематики, как в группе, так и на участке детского сада в детском автогородке

  • В своих  знаниях и умениях дети соревновались в викторине «Знатоки

правил дорожного движения», на которую были приглашены семьи воспитанников. В отдельных конкурсных турах было продумано участие родителей, братьев и сестер.

  • В конце проекта была  встреча с инспектором ГИБДД и награждение

грамотами победителей викторины и активных участников всех проведенных мероприятий.

  • Работа продолжалась  в течение всего года, и как итог работы было  участие  детей нашей группы в городском конкурсе «Юные знатоки дорожного движения».

На  3 этапе работы  в рамках изучения темы были проведены интересные

мероприятия с родителями. Одним из них было родительское собрание, посвященное встрече с  инспектором ГИБД,.  где  родители получили цветные листовки,  буклеты: “Внимание, дорога!”, рекомендации по соблюдению правил дорожного движения и обучения им детей.

Увлекательным занятием стало семейное отгадывание кроссворда «Правила дорожного движения». В занимательной  форме все вместе отвечали на серьезные вопросы, а при необходимости родители объясняли неизвестные факты и правила своему ребенку.

Для пропаганды использования детских автокресел при перевозке воспитанников в автомобилях  провели семейный фотоконкурс «Авто-дочки и сыночки». А организация совместного досуга и  викторины способствовала погружению в тему всех членов семьи.

     Результаты сравнения показателей начального и итогового обследования позволяют утверждать об эффективности разработанной методики и рекомендовать ее применение  в решении задач по формированию основ дорожной безопасности у детей 6-7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование основ противопожарной безопасности у детей дошкольного возраста» образовательная технология: «Педагогическая мастерская - метод проектов»

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23.11.2009 г...

Формирование основ дорожной безопасности у детей 6-7 лет.

Данный материал содержит многолетний опыт работы по формированию навыков дорожной безопасности у детей старшего дошкольного возраста....

Познавательно- исследовательский проект «Формирование основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста».

Познавательно- исследовательский проект   «Формирование основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста»....

Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ дорожной безопасности

Дорожно-транспортные происшествия, в которых погибают или получают травмы дети, являются, пожалуй, самыми мрачными событиями дорожного движения и это существенный минус, серьёзная проблема общества и ...

Обобщение опыта "Формирование основ дорожной безопасности у детей старшего дошкольного возраста"

Материалы обобщения передового педагогического опыта работы по теме«Формирование основ дорожной безопасности у детей старшего дошкольного возраста»...

Формирование основ дорожной безопасности посредством волонтерской деятельности.

Презентация по формированию дорожной безопасности посредством волонтерской деятельности....