Формирование основ дорожной безопасности у детей 6-7 лет.
статья (подготовительная группа) на тему

исаева надежда николаевна

Данный материал содержит многолетний опыт работы по формированию навыков дорожной безопасности у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ дорожной  безопасности у детей 6-7 лет.

Исаева Надежда Николаевна,  воспитатель высшей категории  МБДОУ№ 385

     По прогнозам экспертов плотность транспортных потоков на дорогах нашей страны будет прогрессировать с каждым годом. Поэтому обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения, становится задачей государственной важности. Формирование основ дорожной безопасности должно стать  неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса  дошкольных образовательных учреждений. Неслучайно в ФГТ выделяется целая образовательная область «Безопасность», где одной из главных задач является передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

    В настоящее время появилось достаточно много методических пособий по проблеме формирования основ дорожной безопасности  у дошкольников. Наиболее известные работы: Н.Н.Авдеевой, Р.Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшина, К.Ю.Белой,  Т.А.Шорыгиной и др.  Но все, же можно отметить недостаточную технологическую оснащенность этого процесса в детском саду. Данная потребность и обусловила выбор темы нашего исследования и явилась основой для проведения экспериментальной работы.

      В начале учебного года с целью изучения уровня сформированности основ дорожной безопасности посредством диагностических материалов, разработанных Черепановой С.П. проводилось обследование дошкольников

      По результатам диагностики был сделан вывод о том, что дети имеют недостаточный уровень представлений о правилах дорожного движения.    

     Результаты обследования обусловили постановку задач дальнейшей развивающей работы с дошкольниками.  

  Для решения поставленных задач была разработана методика формирующего этапа, опирающая на подходы Р.Б.Стеркиной, К.Ю. Белой, включающая в себя три этапа работы:

  • обогащение предметно-развивающей среды,
  •  обогащение представлений у детей,
  •  работа с  родителями.

   1 этап:  В соответствии с ФГТ  воспитательно-образовательный процесс в группе строился по тематическому принципу. В течение 4 недель реализовывался проект «Моя безопасность», среда проектировалась в соответствии с содержанием изучаемой темы  в 10 образовательных областях.

В первую очередь на участке детского сада был создан детский автогородок.

     В группе познавательный  центр содержал:

  • музей транспорта
  • фотоколлаж об экскурсии на проезжую часть;
  • набор картинок с изображением транспорта различного функционального назначения;
  • дидактические игры:
  • альбом для рассматривания “Знакомимся с правилами дорожного движения и дорожными знаками”;
  • пазлы с изображением различных марок автомобилей;
  • импровизированный телевизор  для показа  возможных опасных ситуаций. Картотека опасных  ситуаций;
  • фланелеграф – для моделирования ситуаций на дороге
  •  конструктор напольный;   
  •  дидактические пособия, в том числе авторские. Например, пособие  «Безопасный путь из дома в детский сад» - представляет собой объемное панно- макет здания детского сада, близстоящими домами, школой, магазином, дорогами и перекрестком. Дети с помощью различных природных материалов (персиковых косточек, арбузных семечек, горохом и др.) выкладывали свой маршрут из дома в детский сад, с учетом правил безопасности дорожного движения. Или пособие «Нарисуй дорожный знак»- состоит из 2 наборов карточек. На одних –  нарисованы основные дорожные знаки. На других - имеется только оконтовка знака. Дети, выбирали любой понравившейся знак из первого набора и  выкладывали такое же изображение на карточке из второго набора посредством предложенных геометрических фигур.

          Коммуникативный  центр содержал:

  • детскую художественную литературу о правилах безопасного поведения на дороге;  
  • персонажи  рассказов о работе служб  экстренной помощи;  
  • картины с опасными дорожными ситуациями;  

     Центр сюжетно-ролевых игр содержал:

  • макет города.  
  • атрибуты к сюжетно-ролевым играм

     В музыкальном центре представлены аудиозаписи музыкальных произведений  о безопасном поведении на улице, ширмы с интерьерами и основными персонажами для обыгрывания.

     В художественно-творческом центре представлены все виды материалов для изобразительной деятельности, детские работы, книжки-раскраски

          2 этап работы:  

В рамках  проекта были проведены:

  • Экскурсии в мини- музей транспорта. Экскурсоводами вначле были

взрослые, затем дети группы. Экскурсии по экспозиции «История развития транспорта», знакомила детей с видами транспорта, историей его возникновения и  этапами технического развития. Экскурсия по экспозиции  «История светофора», демонстрировала детям цепочку развития светофора: «указатели-регулировщик- светофор-фонарь- автоматический светофор».

  •  Совместно с музыкальным руководителем детьми была разучена  

театрализованная сценка «К крохе сыну отец пришел». Ее  ребята показывали как детям из других групп,  так и своим родителям на родительском собрании, посвященном профилактике ДДТП.

  • Были организованы посещения галереи рисунков «Дорога и дети». 

Каждую неделю выставка обновлялась новыми работами ребят, на которых они изображали свои впечатления от проводимых экскурсий, игр, бесед;

  • Одной из интересных форм работы было составление маршрута

безопасного движения из дома в детский сад. Каждая семья рисовала на листе ватмана схему своего маршрута из дома в детский сад, с указанием расположения детского сада, ближайших построек около него, своего дома, встречающихся зданий на пути.  Каждый ребенок  «прочитывал» друзьям свой путь из дома в детский сад, рассказывал о встречающихся знаках и возможных дорожных опасностях,  о своих действиях для соблюдения правил дорожного движения;

  • В рамках акции «Послушный пешеход» были проведены целевые

прогулки на проезжую часть вблизи детского сада. Местом наблюдения был   пешеходный  переход, на котором дети наблюдали,  как  жители  нашего  микрорайона  выполняют  правила  уличного  движения  при  переходе  через  дорогу. Если  человек  правильно  переходил  дорогу,   то ему  за  соблюдение  правил  вручали  воздушный  шарик  зеленого  цвета, как и  разрешающий  сигнал  светофора.  А  если  человек  нарушал  правила  и  неправильно  переходил  дорогу,  то дарили  книжку-раскладушку  о  правилах  дорожного  движения, призывали их  выучить  и  всегда  выполнять. 

  • Продолжением проекта стала акция «Наш девиз». Каждой семье было

предложено придумать девиз, призывающий  других соблюдать правила дорожного движения. Вот некоторые из них: «Дети, чтобы не случилась беда, на улице внимательны, будьте всегда!», « Внимание! – есть машины кругом или нет, не ходи на красный свет!».

  • В режимные моменты проводили игры на развитие слухового внимания и

зрительного  сосредоточения: «Испорченный телефон», «Зеваки» и др.

  • В работе по ознакомлению с правилами безопасности использовали

анализ проблемных ситуаций, которые могли бы привести к неприятным последствиям. Также моделировали на игрушках дорожные ситуации, убеждаясь тем самым, например, что человек не может видеть движущийся транспорт, обходя автобус спереди. Организовывали опытно-исследовательскую деятельность для проверки, что человек ничего не слышит, если он в наушниках, делали вывод, что на улице нельзя слушать музыку или рассказы.

  • Ярким событием стал спортивный досуг «Красный, желтый, зеленый». 

Дети соревновались не только в ловкости,  скорости,  меткости, но и в находчивости при решении интеллектуальных заданий дорожной тематики,

  • В течение всего проекта организовывались сюжетно-ролевые игры

дорожной тематики, как в группе, так и на участке детского сада в детском автогородке.

  • В своих  знаниях и умениях дети соревновались в викторине «Знатоки

правил дорожного движения», на которую были приглашены семьи воспитанников. В отдельных конкурсных турах было продумано участие родителей, братьев и сестер.

  • Как итог всего проекта была  встреча с инспектором ГИБДД и

награждение грамотами победителей викторины и активных участников всех проведенных мероприятий.

  • 3 этап работы: В рамках изучения темы были проведены интересные

мероприятия с родителями. Одним из них было родительское собрание, посвященное встрече с  инспектором ГИБДД. На нем родители прослушали информацию о ситуациях на дорогах города, о количествах случаев ДТП с участием детей, получили цветные листовки,  буклеты: “Внимание, дорога!”, рекомендации по соблюдению правил дорожного движения и обучения им детей. Увлекательным занятием стало семейное отгадывание кроссворда 

«Правила дорожного движения». В занимательной  форме все вместе отвечали на серьезные вопросы, а при необходимости родители объясняли неизвестные факты и правила своему ребенку. Для пропаганды использования детских автокресел при перевозке воспитанников в автомобилях  провели семейный фотоконкурс «Авто-дочки и сыночки». А организация совместного досуга и  викторины способствовала погружению в тему всех членов семьи.

   Во многом формирующий этап показал успешность проведенной работы, но для отслеживания динамики уровня сформированности основ дорожной безопасности у детей  6-7 лет было проведено повторное обследование детей. В его проведении использовались те же диагностические задания, что и в начале года. Результаты были следующие:

Сравнение показателей начального и итогового обследования показало, что у детей уровень повысился в среднем на ______%. Эти данные  позволяют утверждать об эффективности разработанной методики и рекомендовать ее применение  в решение задач по формированию основ дорожной безопасности у детей 6-7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Содержание1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников как часть многоаспектного явления социального развития. (введение) 2. Экспериментальная работа по основам безопас...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосудар...

Практика. Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста.

Чемакина Валентина Семёновна, воспитательМБДОУ "Детский сад №12" г.Торжок.Практическая часть: «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»Вторая младшая группа.Изучив программу «Раду...

Перспективный план по формированию основ ОБЖ у детей дошкольного возраста.

Данный план поможет систематизировать работу с детьми по формированию сохранения здоровья артикуляционного аппарата, слуховых, зрительных и обонятельных анализаторов ....

Конспект НОД на тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей средствами изобразительной деятельности «Опасная конфета» Старшая группа, ЗПР (дети с задержкой психического развития)

Образовательная область: художественно – эстетическое развитие. Интеграция с другими образовательными областями: познание, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие. Цель: раз...

Проект для детей младшей группы :Формирование основ безопасности жизни детей дошкольного возраста и их родителей.

Проект для детей младшей группы :Формирование основ безопасности жизни  детей дошкольного возраста и их родителей....