Перспективный план по формированию основ ОБЖ у детей дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Гасанбекова Виктория Зиядовна

Данный план поможет систематизировать работу с детьми по формированию сохранения здоровья артикуляционного аппарата, слуховых, зрительных и обонятельных анализаторов .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon перспективный план86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 4 “Калинка” г.Волжск РМЭ

Перспективный план

по формированию основ ОБЖ

у детей дошкольного возраста.

Составила: воспитатель

МДОУ № 4 “Калинка”

Гасанбекова В.З.

2009 г.

Цель:

         Систематизация работы по формированию сохранения здоровья артикуляционного аппарата, слуховых, зрительных и обонятельных анализаторов детей.

Задачи:

  1. Познакомить детей с практической значимостью органов артикуляционного аппарата и всех анализаторов в функциях жизнеобеспечения организма человека и его общения;
  2. Познакомить детей со значением органов артикуляционного аппарата и его анализаторов в образовании речи и общении между людьми;
  3. Показать роль артикуляционных органов и анализаторов в состоянии здоровья человека, влияние этих органов на здоровье человека;
  4. Способствовать становлению и формированию у детей ценности здоровья.

Сентябрь.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1. Обследование речи детей.

2.Д/и “ Угадай кто это?”, - воспитание слухового внимания.

3.Значение артикуляционного аппарата в формировании речи и общении между людьми: - рассказ воспитателя об органах артикуляционного аппарата, их значение- рассматривание схемы строения органов арт.аппарата.

4.Д/и “Где позвонили?”- определение напр. звука.

1. Обследование речи детей.

2. Д.и “ Весёлый язычок”- активизации мышц языка.

3. Рассказ – беседа “Язык -орган арт. аппарата”.

План:

- строение языка;

- его назначение;

- влияние языка на образование и качество речи.

4. Эксперимент: предложить детям проговорить любое выражение без помощи языка. Что получилось?

Вывод: если бы у человека не было бы  языка, то люди не могли бы общаться.

5. Арт. упр. “Маятник” – акт. мышц языка.

 1. Обследование речи детей.

 2. Д.у “Вкусное варенье!” – акт. Мышц языка.

 3. Рассказ беседа “ Роль языка в состоянии здоровья человека”.

 План:

 - влияет ли состояние языка на внешний вид человека;

 - на физическое состояние (здоровье);

 - на эмоциональное состояние.

 4. Опыт: “Какой орган помогает ощутить вкус пищи”- предложить лизнуть соленое, кислое, сладкое, горькое с закрытыми глазами.

1. Обследование речи     детей.

 2. Д.и “Фокус”-   артикуляция кончика языка.

 3. Рассказ беседа “ Как сохранить здоровым язык”.

 План:

  - ОБЖ;

  - гигиена;

  - массаж языка.

  4.Рассказ – беседа “ Для чего человеку язык?”- закрепить знания детей о значении языка в жизни человека.

  5. Загадывание загадок – закрепление знаний детей о роли и значении языка; развитие мышления памяти.

       

Октябрь.

1 неделя.

2 неделя.

3 неделя.

4 неделя.

1.Рассказ – беседа: “ Зубы -орган арт. аппарата.” –

План:

-значение зубов в образовании речи и в общении между людьми;

-строение зубов;

-их назначение;

-зависимость качества речи от сост. зубов.

2. Прослушивание аудио записи с голосом старого человека, не имеющего зубов и человека с зубами, выяснить и сравнить у кого речь чище.

3. Арт. упр. “Почистим зубы” – акт. мышц языка.

1. Влияние зубов на состояние здоровья человека:

- внешность и зубы (улыбка);

- физическое состояние;

- на эмоциональное состояние.

2. Рассказ – беседа “ Для чего еще нужны нам зубы”.

3. Опыт: в один стакан с водой положить кусок сахара, в другой ложку сах. песка. В каком стакане быстрее растворится сахар?

Вывод: так и в нашем организме пережеванная пища в желудке раствор. Быстрее, чем не пережёванная.

1.Рассказ – беседа “ Как сохранить зубы здоровыми?” –

- ОБЖ;

- гигиена зубов;

- уход за зубами;

- массаж десен.

2. Д.и “ Полезно, вредно” – уточнить знания детей о том, что полезно, а что вредно для зубов.

3.Артикул. упр. “В лесу” – активизация мышц губ и нижней челюсти.

4. Д.и “ Составь предложения” – тема “Зубы”.

1.Итоговая беседа: “ Зубы – наши помощники” – закрепить знания детей о зубах и их значении в жизни человека.

2.Артикуляционное упр. “Почистим зубы” – активизация мышц языка.

Ноябрь.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1.Рассказ – беседа “Губы – орган арт. аппарата”:

- значение губ в образовании речи;

- строение губ;

-их назначение;

- роль губ в образовании и качестве речи.

2. Арт. упр. “ Губы круглые, как бублик” – активизация мышц. губ.

3. Опыт: дети пробуют произнести звуки без участия в этом губ.

Вывод: нужны ли всё – таки губы для произнесения слов и звуков.

1.Рассказ – беседа “ Защитная  роль губ в сохранении здоровья человека”:

- губы и внешний вид  человека;

- с помощью губ человек показывает свое эмоциональное состояние.

2. “ Наши эмоции” –  отражение эмоционального состояния с помощью губ (улыбаются, сердитые, удивленные и т.п.) –

Мат – л: карточки с изображением эмоций человека.

3. Артикуляционное упр. “ Кто умеет улыбаться?” – активизация мышц губ.







1.Рассказ – беседа “Как сохранить здоровыми и красивыми наши губы”:

-ОБЖ;

-гигиена губ;

-уход за губами;

-массаж губ.

2. Д.и. “Кто больше придумает слов” (на тему “Губы”) – развитие мышления, сообразительности, внимания.

3. Артикуляционное упражнение “Эхо” – активизация мышц губ.

1.Итоговая беседа “Роль губ в жизни человека” – закрепление знаний детей о губах, их значении и роли в сохранении здоровья и жизни человека.

2.Артикуляционное упражнение “ Трубочка” – активизация мышц губ.

Декабрь.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1.Рассказ “ Горло – орган артикуляционного аппарата”:

-его назначение;

- его влияние на образование и качество речи;

- рассматривание схемы артикуляционного аппарата.

2. Артикуляционное упр. “Успокой куклу” – развитие тембра голоса.

3. Прослушивание аудио записи с разными по тембру голосами (отрывки) – уточнить знания детей о разновидности человеческого голоса; о разной силе голоса.

1.Рассказ – беседа “ Роль горла в состоянии здоровья человека”:

- шея и внешний вид человека;

- влияние состояния горла на физическое состояние человека:

2. Прослушивание аудио записи с голосом человека, который простужен. Сравнение речи больного и здорового человека.

3. Д.и “Успокой куклу” – развитие тембра голоса.

1. Д.и “Кто внимательнее?” – активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Мат – л: картина на определенный звук.

2. Беседа о том, как сохранить горло здоровым:

- ОБЖ;

-гигиена горла;

- уход за горлом и голосовыми связками;

- массаж шеи.

1.Д.и “ Поймай рыбку” – автоматизация словарного запаса, отдельных звуков.

Мат – л: мет. скрепки, небольшие предметные картинки, удочка с магнитом (скрепки прикрепляются к картинкам).

2. Итоговая беседа “ Для чего нам нужно горло” или  “ Могли бы мы говорить, если бы не было горла?” – уточнение знаний детей о роли и значении горла в жизни человека.

3. Д. и “ Кто кого?” – развитие силы голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ и нижней челюсти.            

Январь.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1.Рассказ – беседа” Нос – орган обоняния”:

-значение носа в образовании речи и общении между людьми;

-строение носа;

- его назначение;

- влияние носа на качество речи;

- рассматривание иллюстраций с изображением носа человека.

2.Опыт: дети слегка прижимают нос двумя пальцами в это время, произносят какие – либо фразы. Легко было говорить или нет? После чего эту фразу говорят, не прижимая нос. Сравнить и сделать вывод.


1. Беседа “ Нос и здоровье человека”:

-нос и внешний облик человека;

-заболевание носа и самочувствие человека;

- влияние заболевания носа на эмоциональное состояние человека.

2. Беседа о закаливающих процедурах для носа в холодное время года – уточнить формы профилактики и лечения носа.

3. Артикуляционное упражнение “Одуванчики”- развитие длительного плавного выдоха.

1. Рассказ – беседа “ Как сохранить здоровым наш нос “;

-ОБЖ;

- гигиена носа;

-правильный уход за носом.

2. Д.и “ Можно и нельзя” – уточнить знания детей о правильном уходе за носом.

3.”Сохраним наш нос здоровым” – сформулировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа.

4. Опыт: дети пробуют понюхать духи с закрытым носом, а потом с открытым.

Вывод: если бы у нас не было носа – мы бы не чувствовали ни какие запахи.

1. Итоговая беседа о роли  значении носа в жизни человека.

Цель: закрепление знаний детей об органе обоняния.

2. Лепка из глины “ Носики – курносики” – закрепление знаний детей о строении и форме носа; развитие творческих способностей у детей.

3. Д.и “ Чья птичка дальше улетит?” – развитие длительного плавного выдоха.

Февраль.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1. Рассказ – беседа “Глаза – органы зрения”:

–значение глаз в общении между людьми;

-строение глаз;

-назначение глаз;

- зависимость качества речи от состояния органов зрения.

2. Опыт: положить перед ребенком книгу или альбом с иллюстрациями (ребенок закрывает глаза) – может он прочесть слово или рассказать, что нарисовано в книге?

-Двое детей ведут диалог между собой с закрытыми глазами. Каковы ваши ощущения?

Вывод: зрение имеет огромную роль в общении и речи людей.

1. Беседа “Роль глаза и их анализаторов в состоянии здоровья человека”:

–влияние глаз на внешний вид человека;

-на физическое состояние;

- на эмоциональное состояние.

1. Беседа “ Как сохранить здоровье глаз?”:

- ОБЖ;

-гигиена глаз;

-уход за глазами;

-гимнастика для глаз.

2.Разучить с детьми комплекс гимнастики для глаз – для снятия напряжения, усталости в глазах.

1. Рассказ – беседа “Нужны ли человеку глаза?” - уточнение знаний детей о значении глаз в жизни человека; рассказы детей о глазах.

2. Рисование красками “Мои глазки” – закрепление знаний детей о строении глаз; умение детей передать форму глаза на альбомный лист.

Март.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1.”Уши – орган слуха”. Рассказ – беседа о значении органов слуха в образовании речи и общении между людьми:

-строение органов слуха;

-их назначение;

- влияние органов слуха на качество речи.

Мет. приемы: рассматривание иллюстраций с изображением уха, строение ушной раковины.

2. Д.и “Кто это?”- воспитание слухового внимания.

1.Беседа о влиянии органов слуха на состояние здоровья человека:

- на внешний вид;

- на физическое состояние;

- на эмоциональное состояние.

2.Опыт: двое детей закрывают уши и ведут диалог между собой. После чего они рассказывают, что они слышали и можно ли беседовать, в то время когда уши не слышат?

Вывод: полноценная речь невозможна без органов слуха.



1. Рассказ – беседа “Как сохранить здоровье ушей?”:

-ОБЖ;

-гигиена ушей;

-уход за ушами;

-массаж ушей.

2. Д.и “Полезно и вредно” – закрепить правило ухода за ушами; Какие звуки приятны для слуха.

3. Д.и “Скажи, что ты слышишь?”- накопление словаря и развитие фразовой речи.

1. Итоговая беседа “Нужны ли нам уши?”:

-закрепление знаний детей о значении органов слуха в жизни человека.

2.Лепка из пластилина

“Ухо” – закрепить знания детей о строении и форме уха; развитие моторики рук.

3. Д.и “Кто что услышит?” – развитие слухового внимания, накопление словаря во фразовой речи.

Апрель.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя.

Беседа о значении артикуляционного аппарата в формировании речи детей – закрепление знаний детей об органах артикуляционного аппарата, об их значении в жизни человека.

Беседа о значении здоровья артикуляционного аппарата для организма человека – заключительная и обобщающая беседа

 Театрализованная деятельность:

-“Сказка о весёлом Язычке”

-“Озорные глазки”

Изобразительная деятельность:

-лепка;

-рисование;

-аппликация – закрепление знаний детей об органах слуха¸ зрения, обоняния.