Проект для детей младшей группы :Формирование основ безопасности жизни детей дошкольного возраста и их родителей.
проект (младшая группа)

Червякова Юлия Викторовна

Проект для детей младшей группы :Формирование основ безопасности жизни  детей дошкольного возраста и их родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_bezopasnosti_v_mladshey_gruppy_moy.docx67.14 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ безопасности жизни

детей дошкольного возраста и их родителей

Актуальность:

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем, требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью.

Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, П. Маслоу, Б. Паскаля, 3. Фрейда, и др.

В работах отечественных психологов В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.В.Эльконина и др. освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности.

Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др.

Таким образом, признавая приоритетность и значимость вклада вышеуказанных исследователей в конкретную область педагогического образования, следует отметить, что собственно аспект формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей в ДОУ в данных исследованиях рассмотрен недостаточно.

На необходимость формирования основ безопасного поведения у дошкольников в быту, социуме, природе указывает Федеральный государственный образовательный стандарт   дошкольного образования, утвержденный приказом МО и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, в котором подчеркивается значимость проведения работы в этом направлении.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, в нашем детском саду особое внимание уделяется обучению детей правилам безопасного поведения.  С 2012 года в ДОУ реализуется программа «Безопасность» Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.   В рамках реализации данной программы создана система по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения.  

  Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начинается с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени форсированности практических умений и навыков. Эта работа проводится в форме бесед, различных видов игровой деятельности, разбора проблемных ситуаций.

  Работа по обучению   детей  навыкам безопасного поведения органично вписывается в педагогический процесс детского сада. В занятия познавательного цикла включаются и интегрированные занятия по ОБЖ при сохранении формы занимательной, увлекательной игры. С детьми проводятся: игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами; проводится обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи); используется художественная литература, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации; применяются видеоматериалы, экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки.

Также в детском саду проводится комплекс мероприятий для педагогов.  С педагогическим коллективом проводится работа по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности:

-семинары, консультации, мастер - классы

- вопросы безопасности рассматриваются на педсоветах

- создана соответствующая предметно - развивающая среда

- разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам безопасности.

Для эффективного решения задач по формированию основ безопасности и пополнения развивающей среды, детский сад принимал активное участие в грантовых проектах. В рамках грантовой деятельности приобретено игровое и наглядно-демонстрационное оборудование: игровые комплекты «Азбука пожарной безопасности», «Азбука здоровья», «Мобильный Авто городок», ростовые куклы, интерактивные игры «Безопасность ПДД».  В результате победы     областного конкурса на материально-техническое и учебно-методическое оснащение уголков безопасности для изучения основ безопасности жизнедеятельности, созданных на базе дошкольных образовательных учреждений в рамках партнерской программы при поддержке компании «Сахалин Энерджи» «Что делать в чрезвычайных ситуациях» был приобретен комплект учебно-методического оборудования для оснащения уголка безопасности: интерактивный комплекс «Безопасность ПДД», костюмы для сюжетно-ролевых игр, настольно-печатные игры, дидактические пособия.

Приобретенное   многофункциональное игровое оборудование для проведения сюжетно-ролевых игр и игр-тренингов с участием детей позволило создать оптимально насыщенную, целостную многофункциональную среду в ДОУ. Это оборудование способствует формированию у детей устойчивых навыков о правилах безопасного поведения в различных чрезвычайных жизненных ситуациях.

Но практика показала, что всё же главным учителем безопасного поведения ребенка является родитель. Детский сад только закрепляет те навыки, устойчивые привычки безопасного поведения, которые формируются в семье. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнение какого- либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.  Чтобы ребёнок не нарушал правила безопасности, он должен их не просто знать- у него должно войти в привычку их соблюдать. Пример родителя будет куда более наглядным, чем сотни раз повторенные слова «не ходи», «не делай», «нельзя». Однако взрослые сознательно нарушая правила безопасности, закладывают отрицательное отношение и отрицательные привычки нарушать правила безопасного поведения   — основу возможной будущей трагедии. В сознании детей фиксируется модель неправильного поведения: «Если можно с папой (мамой, дедушкой, бабушкой или старшим братом) — значит, так можно вообще; если ничего не случилось в данный момент, значит, ничего никогда не случится. И еще хуже, если так сделали мама или папа – значит, так надо делать всегда.

Отсюда следует, что без активного сотрудничества и поддержки со стороны родителей, работа по формированию навыков безопасного поведения вряд ли будет успешной; ведь роль семьи (в первую очередь мамы и папы) в воспитании детей младшего дошкольного возраста трудно переоценить. В связи с этим проект «Формирование основ безопасности жизни детей дошкольного возраста и их родителей» был направлен на совместное сотрудничество ДОУ и семьи в вопросах обучения детей младшего дошкольного возраста основам безопасности. Срок реализации проекта с 01.10 2017 года по 31.05.2018 года.  

     С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности было проведено анкетирование: “Мой взгляд на безопасность”; “Причины опасности”.  Мониторинг с детьми второй младшей группы на начало учебного года показал, что у детей ещё не  сформированы навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице; элементарные представления о том, что хорошо и что плохо; не знают основ безопасного поведения в быту, в природе, на дороге. Результаты анкетирования помогли обозначить цель проекта -   организовать   системную работу с родителями, углубить их знания безопасного поведения в различных ситуациях, привлечь родителей к совместной деятельности, показать значимость взаимодействия с ребенком по закреплению правил безопасного поведения дома и на улице.  

Задачи:

  • Выявить начальный уровень представлений родителей по проблеме формирования культуры безопасности у дошкольников;
  • Организовать разнообразные формы работы с родителями и детьми;
  • Создать предметно-развивающую среду в группе;
  • Формировать у дошкольников навыки безопасного поведения в различных ситуациях;
  • Разработать методические рекомендации по формированию культуры безопасности.

План реализации проекта:

Тематические недели.      Сроки реализации

Семейное воспитание

Задачи:

Повышение родительской компетентности        Задачи:

Формы работы с родителями

Организация образовательного процесса в ДОУ.

Задачи:

1.Безопасность на игровой площадке        1-20 октября

1.Обеспечить безопасность ребёнка на основе представлений о его возрастных и индивидуальных особенностях, знаний о факторах потенциальной опасности на игровой площадке;

2.В ходе наблюдения за старшими детьми знакомить ребёнка с моделями безопасного поведения на игровой площадке;

3.Знакомить с базовыми правилами безопасного поведения, следить за их соблюдением.

1.Актуализировать и дополнить представления родителей о развивающих возможностях оборудования детских игровых площадок, потенциальных источниках опасности;

2.Познакомить с правилами охраны жизни и здоровья детей младшего дошкольного возраста на игровых площадках;

3.Помочь родителям выбрать меры обеспечения безопасности детей, не ущемляющие потенциал развития дошкольников.

1.Анкета: «Изучение мнения родителей о проблемах воспитания культуры безопасности у детей».

2.Консультация: «Как обеспечить безопасность ребёнка на уличных детских    площадках».

3.Просмотр презентации «Хорошие и разные».

4.Памятка «Безопасность на игровой площадке».

5.Домашний практикум «Безопасная игровая площадка».

•Знакомить детей с моделями безопасного поведения на игровой площадке, с приёмами безопасного использования игрового и трудового инвентаря;

•Учить безопасно перемещаться по игровой площадке в ходе подвижных игр, наблюдений, прогулок, развивать основные виды движений, ловкость;

•Знакомить с элементарными правилами поведения на игровой площадке.

2.Безопасность в помещении.

(21 октября – 10 ноября)

1.Обеспечивать удовлетворение потребностей ребёнка в самостоятельном выполнении различных действий;

2.Демонстрировать образцы поведения, нацеленного на поддержание порядка, соблюдение правил безопасного поведения;

3.В совместной деятельности знакомить с моделями и приёмами безопасного использования различных предметов, осуществления трудовых действий;

4.Следить за соблюдением требований безопасности.

1.Оценить меры по обеспечению физической и психологической безопасности детей в ДОУ и в домашних условиях;

2.Сформулировать общие пожелания и конкретные идеи по повышению комфортности пребывания ребёнка в ДОУ и дома;

3.Разработать стратегию и составить план совместных действий педагогов, специалистов, руководителя ДОУ и родителей по решению поставленных задач.

1.Папка – передвижка «Безопасность в Вашем доме».         2.Консультация: «Безопасные условия пребывания детей в детском саду»

3.Памятка для родителей: «Безопасность детей – наше общее дело!».

4.Памятка для родителей: «Список самых опасных для ребёнка предметов в доме».

5.Консультация : «Безопасность ребенка при открытых окнах».

•Знакомить детей с моделями и приёмами безопасного использования различных предметов;

•Учить правильно выполнять различные игровые, трудовые действия;

•Знакомить с правилами безопасности, которые нужно соблюдать в игровой, двигательной, изобразительной деятельности, конструировании, самообслуживании.

3. Природа поздней осенью и безопасность.

11 – 30 ноября

1.В ходе прогулок знакомить детей с природными объектами и явлениями, демонстрировать образцы безопасного для себя, окружающих людей и природы поведения;

2.Учить выбирать одежду по погоде, формировать начала ответственного отношения к своему здоровью и безопасности;

3.Обогащать представления о растениях, жизни животных и деятельности людей, воспитывать доброе отношение к ним, поддерживать познавательный интерес.

1.Организовать обсуждение проблемы формирования культуры безопасности, связанные с обучением детей безопасному поведению на природе;

2.Организовать обмен мнениями о мерах обеспечения безопасности ребёнка на природе, о роли семьи в обучении детей;

3.Организовать обсуждение методов формирования у детей аспектов культуры безопасности, связанных с объектами и явлениями природы, обмен опытом семейного воспитания.

1.Консультация: «Воспитание безопасного поведения детей в природе».

2.Памятка: «Бывая на природе, помните…»

3.Информационный стенд «Одежда вашего ребёнка в холодное время года».

4.Папка – передвижка: «Безопасность при общении с домашними животными».

5.Фото – выставка на тему: «Осенние прогулки».

•Знакомить детей с моделями безопасного поведения в различных погодных условиях;

•Способствовать первичному накоплению опыта безопасного для себя и природы поведения;

•Воспитывать гуманное отношение к объектам природы, формировать готовность к эстетическому восприятию и оценке действительности.

4.Безопасность на улицах города.

(1 – 15 декабря)

1.Знакомить детей с устройством улиц, транспортными средствами, элементарными правилами безопасности на улице;

2.Демонстрировать модели безопасного поведения в качестве пешехода, пассажира, водителя;

3.Формировать у детей начальный опыт пешехода, пассажира.

1.Актуализировать, систематизировать и дополнить представления родителей о правилах дорожного движения для пассажиров, пешеходов, водителей;

2.Предложить сопоставить свои представления с современными требованиями обеспечения безопасности ребёнка в личном и общественном транспорте;

3.Организовать проведение родителями в ходе наблюдений изнутри самодиагностики «Я –пассажир, я – пешеход».

1.Консультация «Безопасность детей на дорогах».

2.Памятка: «Пример нашего поведения на дороге влияет на безопасность наших детей».

3.Презентация интерактивно – развивающего комплекса «Безопасность ПДД»

4.Выставка макетов дорог.

•Формировать у детей начальные представления об устройстве улиц, о транспорте;

•Обеспечивать первичное накопление и осмысление опыта действий в качестве пешехода, пассажира;

•Знакомить с элементарными правилами передвижения по тротуару. Правилами дорожного движения.

5.Праздник и безопасность.

(15 – 29 декабря).

1.Знакомить ребёнка с элементарными правилами безопасности, которые нужно соблюдать в общественных местах, на праздничных мероприятиях, при общении с незнакомыми людьми;

2.Организовывать в форме игр отработку моделей безопасного поведения в различных ситуациях

1.Помочь родителям  систематизировать и дополнить представления  о мерах обеспечения безопасности детей в праздничные дни;

2.Помочь определить родительские меры обеспечения безопасности, выбрать эффективные методы обучения детей.

1.Консультация: «Безопасность в праздничные дни».

2.Папка – передвижка:  

• «Новогодние игры и развлечения».

• «Новогодние подарки: польза и безопасность».

3. Буклет "Безопасный новый год"

4. Совместная деятельность «Не играй с огнем», «Огонь-друг, огонь – враг» выставка рисунков

•Обеспечение соблюдения мер безопасности, связанных с украшением помещений, проведением массовых мероприятий;

•Ознакомление детей с элементарными правилами поведения в общественных местах, в ходе массовых мероприятий, при создании и использовании новогодней атрибутики.

6.Безопасность и погода зимой.

Январь.

1.Демонстрировать ребёнку модели безопасного поведения в различных погодных условиях, игровых ситуациях, в ходе занятий зимними видами спорта;

2.Способствовать становлению физической готовности и мотивации к безопасной жизнедеятельности;

3.Учить самостоятельно одеваться, выбирать одежду по погоде.

1.Актуализировать и дополнить представления родителей об обеспечении безопасности детей в ходе зимней прогулки;

2.Организовать обмен опытом: «Безопасность зимнего игрового инвентаря».

1.Консультация:

• «Безопасность зимнего игрового инвентаря».

• «Здоровье детей зимой»

2.Папка – передвижка:

• «Собираем ребёнка на зимнюю прогулку»

• «Правила безопасности для детей зимой».

•Небезопасные зимние забавы»

• «Зимние травмы»

•Знакомить детей с зимними явлениями природы и связанными с ними моделями безопасного поведения;

•Учить соблюдать правила безопасного поведения на игровой площадке в зимний период, знакомить с приёмами безопасной транспортировки и использования трудового и спортивного инвентаря и оборудования;

•Учить при помощи несложных экспериментов выявлять свойства веществ, природных объектов.

7.Безопасность в помещении. Предметы быта.

(1 – 28 февраля).

1.Обеспечивать удовлетворение потребности ребёнка в самостоятельном выполнении различных действий, способствовать расширению спектра самостоятельно выполняемых бытовых операций и действий по самообслуживанию;

2.Демонстрировать образцы поведения, нацеленного на поддержание порядка, соблюдение правил безопасного поведения;

3.В совместной деятельности знакомить с моделями и приёмами безопасного использования различных предметов, осуществления трудовых действий.

1.Выявить отношение родителей к формированию самостоятельности и ответственности у младших дошкольников, выделить принципы обеспечения результативности данного направления воспитания;

2.Организовать анализ работы, проделанной родителями по данному направлению воспитания, помочь выявить результаты, создать перспективный план;

3.Учить анализировать используемые в семейном воспитании приёмы и методы обучения и воспитания, выбирать и применять наиболее эффективные способы формирования навыков выполнения бытовых операций и действий по самообслуживанию у детей четвёртого года жизни с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

1.Практикум «Самостоятельность в быту и безопасность ребёнка четвёртого года жизни»

2.Памятка для родителей «Безопасность ребенка в быту».

3.Консультация: «Безопасный дом для малышей».

4.Информационный материал для родителей. Папка-передвижка «Несчастные случаи».

•Знакомить детей с безопасными приёмами выполнения бытовых операций;

•Организовать отработку практических навыков в ходе выполнения упражнений, трудовых поручений;

•Поддерживать интерес к бытовым операциям в ходе сюжетно – ролевых игр, чтения произведений художественной литературы.

8.Безопасность и погода ранней весной

Март.

1.В ходе прогулок знакомить детей с природными объектами и явлениями, демонстрировать образцы безопасного для себя, окружающих людей и природы поведения;

2.Учить выбирать одежду по погоде, формировать начала ответственного отношения к своему здоровью и безопасности;

3.Обогащать представления о растениях, жизни животных и деятельности людей, воспитывать доброе отношение к ним, поддерживать познавательный интерес.

1.Актуализировать и дополнить представления родителей о принципах выбора одежды для прогулок в марте;

2.Помочь проанализировать традиционные подходы к «снаряжению» детей, организовать обмен мнения и опытом.

3.Познакомить с современными гигиеническими требованиями и технологиями изготовления одежды, обеспечивающими безопасность ребёнка.

1.Актуализировать и дополнить представления родителей о принципах выбора одежды для прогулок в марте;

2.Помочь проанализировать традиционные подходы к «снаряжению» детей, организовать обмен мнения и опытом.

3.Познакомить с современными гигиеническими требованиями и технологиями изготовления одежды, обеспечивающими безопасность ребёнка.

4. Совместная прогулка по территории детского сада.

•Знакомить детей с явлениями природы, характерными для начала весны, обращать внимание на объекты природы и явления, связанные с потенциальной опасностью;

•Формировать сенсорный, исследовательский, коммуникативный опыт, начальные представления об окружающем мире, лежащие в основе безопасного поведения;

•Формировать начала осознанного отношения к собственной безопасности.

9.Безопасность в помещении: Дом.

(1 – 15 апреля).

1.Демонстрация старшими членами семьи образцов и моделей безопасного поведения.

2.Практические упражнения, беседы, контроль за соблюдением правил.

3. Чтение произведений художественной литературы и фольклора. 4.Просмотр мультфильмов и телепередач для младших дошкольников.

1.Предложить родителям провести самодиагностику, выявить позитивные изменения и проблемы в обеспечении безопасности детей дома;

2.Познакомить с правилами выбора безопасных игрушек для младших дошкольников, учить оценивать игрушки с точки зрения их педагогической целесообразности, физической и психологической безопасности.

1.Самодиагностика «безопасный дом» - анкета 5

2.Консультация «Выбор безопасной игрушки»

3. Родительское собрание Тема: «Безопасность детей в наших руках».

4. Выставка семейных творческих работ из природного и бросового материала на

тему “В стране безопасных

игрушек”.

•Знакомить детей с моделями и приёмами безопасного использования различных предметов, выполнение бытовых операций, организовывать отработку практических навыков в ходе выполнения упражнений, трудовых поручений;

•Знакомить с правилами безопасности, которые нужно соблюдать в игровой, двигательной, изобразительной деятельности, конструировании, самообслуживании;

•Поддерживать интерес к бытовым операциям в ходе сюжетно – ролевых игр, чтения произведений художественной литературы;

•Обеспечивать удовлетворение потребности ребёнка в самостоятельном выполнении различных действий, способствовать расширению спектра самостоятельно выполняемых бытовых операций и действий по самообслуживанию;

•Демонстрировать образцы поведения, нацеленного на поддержание порядка, соблюдение правил безопасного поведения.

10.Игровая площадкаОбщение

( 15 - 30 апреля).

1.Демонстрировать позитивные образцы коммуникации, решительно пресекать недружелюбное, небезопасное поведение по отношению к другим людям, выявлять и по возможности устранять причины подобных проявлений;

2.Обеспечивать защиту и психологический комфорт ребёнка при общении со взрослыми;

3.Знакомить с наиболее общими и понятными ребёнку правилами культурного и безопасного взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, учить проявлять эмпатию.

1.Показать родителям важность изучения ребёнка для выбора эффективных методов воспитания;

2.Помочь родителям в актуализации, систематизации и уточнения представлений об индивидуальных особенностях ребёнка;

3.Помочь выявить черты характера и поведенческие особенности, которые могут стать причиной попадания в опасные ситуации, выбрать оптимальные меры обеспечения безопасности ребёнка.

1.Практикум: «Определение типа темперамента детей»

2.Памятка «характеристики представителей различных типов темперамента»

3.Консультация: «Индивидуальные особенности ребёнка и его безопасность на детской игровой площадке».

•Актуализировать, систематизировать и дополнять представления и опыт детей, связанные с правилами и нормами общения со сверстниками и старшими детьми;

•Способствовать развитию двигательных навыков, физических качеств;

•Обогащать коммуникативный опыт, знакомить с моделями культурного и безопасного поведения в различных ситуациях.

11.Природа весной и безопасность.

( 1 - 20 мая).

1. Демонстрировать детям образцы гуманного отношения к объектам природы; воспитывать эмпатию к растениям и животным;

2. Знкомить с правилами безопасного для себя и природы поведения;

3. Поддерживать любознательность, познавтельный интерес, рзвивать наблюдательность, чуткость

1. Выделить задачи воспитания детей в мае и летний период;

2.Актуализировать и дополнить представления родителей о роли наблюдений в природе в общем развитии детей, в формировании элементов культуры безопасности;

3. Формировать практические навыки, связанные с организацией наблюдений.

1. Консультации:

• «Учите детей наблюдать»

• «Как организовать наблюдение с детьми»

2. Папки – передвижки:

• «Чем занять ребёнка на прогулке»

• «Ребёнок и природа»

• «Ядовитые растения»

3. Совместная деятельность: Мастерская добрых дел «Скворечники»

•Знакомить детей с объектами природы и явлениями, характерными для весны, правилами безопасного для себя и природы поведения;

•Учить видеть последствия нарушения правил, делать выбор на основе гуманного отношения к растениям и животным;

•Знакомить с моделями безопасного поведения у реки, на море, в лесу.

В ходе реализации проекта в группе были созданы условия для   взаимодействия с родителями: оформлены фотовыставки, памятки, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; проводились совместные экскурсии, семинары – практикумы, беседы, анкетирование, оформлен информационный стенд по безопасности, разработаны методические рекомендации по формированию культуры безопасности. Родители стали     активно участвовать в праздниках и развлечениях, проектной деятельности, связанной с воспитанием культуры безопасности детей. Повысилась компетентность родителей по данному вопросу.

 Опрос родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.

Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск педагогов и родителей, помогли детям научиться предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и создавать модель поведения в опасной ситуации.

У дошкольников сформированы представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знают правила поведения в природе. Познакомились с правилами дорожного движения. Умеют различать проезжую часть дороги, тротуар, понимают значение сигналов светофора. Сформированы первичные представления о безопасном поведении на дороге; знакомы с работой водителя. Имеют представления об источниках опасности дома; сформированы навыки безопасного передвижения в помещении; соблюдают правила в играх с мелкими предметами; обращаются за помощью к взрослым; научились безопасному поведению в играх с песком, водой, снегом.

 На итоговом родительском собрании родители выразили желание о    необходимости продолжить работу в данном направлении в средней группе и готовы в дальнейшем активно сотрудничать.  

Библиографический список

  1. Л.Л. Тимофеева Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2015.
  2. 1.Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994.
    2..Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
    3.Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
  3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.
  4. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  5. Добрякова В.А., Борисова Н.В., Панина Т.А., Уклонская С.А. Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Книга для воспитателеля детского сада. – М.: Просвещение, 1989.
  6. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

                                                   

Приложение 2

Анкета для родителей

по вопросам обучения детей правилам дорожного движения

Уважаемые родители!

С целью эффективной организации обучения детей правилам дорожного движения в дошкольном образовательном учреждении и дома, а также профилактики детского дорожно-транспортного травматизма просим Вас ответить на вопросы данной анкеты.

1.        Что такое дорожное движение? __________________________________________________________________

2.        Зачем нужны правила дорожного движения? __________________________________________________________________

3.        Кто является участником дорожного движения? __________________________________________________________________

4.        Что помогает соблюдать правила дорожного движения? __________________________________________________________________

5.        Обучаете ли Вы своего ребенка правилам дорожного движения? __________________________________________________________________

6.        Как часто Вы говорите ребенку о необходимости соблюдать правила дорожного движения? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

7.        Знает ли Ваш ребенок знаки дорожного движения и может ли рассказать, что они обозначают? __________________________________________________________________

8.        Случалось ли Вам нарушать правила дорожного движения? По какой причине? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

9.        Допускаете ли Вы нарушения правила дорожного движения, когда ребенок находится с Вами? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

10.        Как Вы реагируете, если на ваших глазах чужие дети нарушают правила дорожного движения? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

11.        Замечает ли Ваш ребенок сам ситуации нарушения правил дорожного движения на улице? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

12.        Как Вы добираетесь с ребенком из дома до детского сада и обратно? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

13.        Ведя ребенка в дошкольное образовательное учреждение, Вы разрешаете ему самостоятельно переходить дорогу? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

14.        Какие знаки дорожного движения вам встречаются по дороге в дошкольное образовательное учреждение? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

15.        Обучаете ли Вы своего ребенка правилам поведения в транспорте? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

16.        Хотелось бы Вам получить квалифицированную консультацию у педагогов дошкольного образовательного учреждения по воспитанию у ребенка культуры поведения в общественных местах и на улице? __________________________________________________________________

17.        Как Вы оцениваете работу педагогов по обучению детей правилам дорожного движения, организованную в дошкольном образовательном учреждении? __________________________________________________________________

18.        Считаете ли Вы, что данная работа должна осуществляться педагогами во взаимодействии с родителями (законными представителями) воспитанников? __________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

Анкета для родителей по вопросам безопасности жизни и здоровья детей

Уважаемые родители!

Для того чтобы оценить актуальность проблемы безопасности жизни и здоровья детей и целесообразность проведения специально организованной образовательной деятельности по данной теме в дошкольном образовательном учреждении, просим вас ответить на следующие вопросы.

1. Попадал ли ваш ребенок в опасную ситуацию дома, на улице, на природе? _______________________________________________________________________

2. Как вы думаете, смог бы ребенок избежать опасности, если бы знал о последствиях своего поведения? _______________________________________________________________________

3. Знакомите ли вы своего ребенка с правилами обращения с опасными предметами? _______________________________________________________________________

4. Проводите ли вы с ребенком беседы о правилах поведения при контактах с незнакомыми людьми? (Приведите пример) _______________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Знает ли ваш ребенок правила дорожного движения? (Укажите какие) _________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Формируя навыки безопасного поведения у ребенка, вы действуете:

• путем прямых запретов: "Не трогай", "Отойди", "Нельзя";

• пытаетесь подробно объяснить ту или иную опасную ситуацию;

• ваш вариант ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Поощряете ли вы ребенка за соблюдение правил безопасного поведения? Каким образом? _______________________________________________________________________

8. Придерживаетесь ли вы сами правил безопасного поведения?

• всегда;

• часто;

• иногда;

• редко;

• никогда.

9. Целесообразно ли проводить специально организованную образовательную деятельность с детьми по основам безопасности жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении? _______________________________________________________________________

10. Какие темы образовательной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности вы считаете наиболее актуальными?

• "Ребенок и незнакомые люди";

• "Ребенок дома";

• "Ребенок и природа";

• "Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка";

• "Ребенок и дорога";

• "Ребенок и огонь";

• "Ребенок и бродячие животные".

11. Готовы ли вы принимать участие в обсуждении вопросов безопасности жизни и здоровья детей, а также поддерживать и закреплять навыки безопасного поведения у детей вне дошкольного образовательного учреждения? ______________________________________________________________________

12. Ваши пожелания по организации мероприятий по данной теме в дошкольном образовательном учреждении ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Родители как образец безопасного поведения.

Являетесь ли вы образцом безопасного поведения для своего ребёнка?

1. открываете ли вы дверь, не спрашивая :»Кто там?», и, не глядя в глазок, впускаете ли в дом незнакомых людей?

  1. Всегда делаю именно так;
  2. Никогда;
  3. Делаю так, если все взрослые дома;
  4. Иногда делаю так в случаях, в которых не вижу угрозы.

2. Как вы относитесь к соблюдению ПДД?

  1. Действую как мне удобно;
  2. Всегда соблюдаю;
  3. Стараюсь соблюдать, но соблюдаю далеко не всегда;
  4. Нарушаю правила в исключительных обстоятельствах.

3. Как вы передвигаетесь с ребёнком по улице?

  1. Придерживаясь левой стороны, двигаясь перед ребёнком по внутренней части тротуара;
  2. Придерживаясь правой стороны, держа ребёнка за руку, взрослый идёт со стороны проезжей части;
  3. Не задумываясь, по какой стороне и какой части тротуара передвигаться, ребёнок идёт, где ему хочется;
  4. Держа ребёнка за руку, выбирая маршрут по обстоятельствам.

4. Как вы ведёте себя при посадке в общественный транспорт и при высадке из него?

  1. Часто бежите вместе с ребёнком за транспортными срредствами, вбегаете на ходу, разрешаете ребёнку выходить первым;
  2. Подходите для посадки только после полной остановки транспортного средства, никогда не садитесь в последний момент, входите в среднюю или последнюю дверь, выходите первым;
  3. Не задумываетесь о правилах входа  и выхода из общественного транспорта;
  4. Знаете правила посадки и высадки из транспортных средств, но иногда нарушаете их.

Анализ результатов.  Чем больше ответов «b» , те в большей степени родитель является образцом безопасного поведения. Преобладание ответов «а» и «с» свидетельствует о том, что взрослый  сознательно нарушает правила или не задумывается о них. Ответы «d» показывают, что родитель знает и старается соблюдать правила, но позволяет себе нарушать их по «уважительной» причине.