Практика. Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста.
материал по окружающему миру (средняя группа) на тему
Чемакина Валентина Семёновна, воспитатель
МБДОУ "Детский сад №12" г.Торжок.
Практическая часть: «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»
Вторая младшая группа.
Изучив программу «Радуга» для второй младшей группы я приступила к планированию работы с детьми по началу формирования у них основ безопасности. Работу вела по трем направлениям:
- работа с детьми;
- работа с родителями;
- взаимодействие с инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем.
Провела анкетирование родителей по теме «Безопасность Вашего ребенка». Анализируя результаты анкетирования, отметила, что родители проблемой безопасности своих детей пока не озадачены и в большинстве своем, возлагают свои надежды на детский сад. Составила план работы с родителями. Для выявления познания детей о безопасности и определения плана работы на год провела диагностику. Диагностирование детей проводила в беседах, наблюдениях, играх различного характера, рассматривания наглядностей, анализировала взаимоотношения между детьми. Результат отразил низкий показатель по всем пунктам. А близкое отношение соседство детского сада с движением транспортных средств помогло мне определить приоритетное направление в начале работы – это раздел «Ребенок и улица».
Разносторонне проводила знакомства с транспортом. В группе рассматривали экземпляры игрушечных грузовиков, легковых машин, автобуса. Особенно интересно прошло занятие «Рассматривание грузового автомобиля» (приложение 1). На занятии о светофоре (приложение 2) познакомила детей с его назначением, объяснила значение сигналов. На физкультурных и музыкальных занятиях дети учились двигаться в определенном направлении. Диагностика проведенная в конце учебного ода показала эффективность проведенной мной работы. Показатель, в большинстве своем, достиг среднего уровня.
Ежедневно встречаясь с родителями, я рассказывала об успехах их ребятишек. Делала выставки: «Безопасность на улице» («Машины едут» и «Зажгли огни светофора»). Постепенно довела до сознания родителей – что работа по ОБЖ с детьми четвертого года жизни – первая ступень в бесконечной лестнице безопасности за жизнь и здоровье их детей.
Средняя группа.
Работу по формированию основ безопасности у детей – дошкольников в средней группе расширила и углубила. С учетом результата составила план работы на год. Анкетирование родителей провела два раза для уточнения направления работы с родителями. Составила план. Подготовила для себя памятку «Азбука для воспитателя». Выставляла родителям рисунки для ознакомления с возможными опасными ситуациями и сохранение от травм своих детей.
Объясняла машины специального назначения: милицейская, газовая служба, скорая помощь, такси, пожарная машина, машины с надписью «молоко», «хлеб».
Родителям разъясняла значимость правильного исходного положения при выполнении определенного упражнения на формирование правильной осанки.
Игры «Опасно - не опасно», «Съедобно – не съедобно», «Что такое хорошо и что такое плохо» - играя в которые дети видят правильные и неблаговидные поступки и их последствия.
Прогулка «Знакомство с улицей». Наблюдали за движением транспорта. Уточняли, что он движется по проезжей части, мостовой, пешеходы идут по тротуару. Совершали переходы (с двумя взрослыми) через дорогу. Объясняла детям, что безопаснее переходить улицу без всяких игрушек, которые можно уронить и что такой малозначимый инцидент создает аварийную обстановку.
Изготовила сборник для родителей «Мама, папа! Помогите мне выучить правила безопасности». А чтобы лучше обратить внимание родителей объяснила детям, что от их имени обращаюсь к их мамам и папам. Каждый ребенок старался, чтобы именно его мама успела почитать. В последствии родители уже сами перечитывали, без детских напоминаний. Дети принесли свои рисунки, которые рисовали вместе со своими родными по разным направлениям безопасности.
В итоге, диагностика, проведенная в конце учебного года, показала, что уровень знаний в большинстве своем, достиг среднего уровня и выше.
Старшая группа.
Работу по формированию основ безопасности у детей начала по двум направлениям: 1- работа с детьми; 2 – работа с родителями. Чтобы лучше узнать уровень знаний, умений детей провела диагностику. В ходе бесед, игр различного характера, рассматривания соответствующих иллюстраций выяснила, что познания безопасности у них на очень среднем уровне.
Приступила к созданию уголка безопасности. Ребятишки вместе со мной с большим удовольствием выставляли пособия, рассматривали, расспрашивали. С помощью родителей изготовили пешеходные дорожки из разных материалов, большой макет светофора. Сделала подбор картин отражающих нарушение правил дорожного движения и образцов правильного поведения на дорогах, чтобы, рассматривая, дети могли сравнивать, утверждаться в своих знаниях. Оформила альбом «Опасные ситуации в жизни детей» в рисунках. Проводили по ним викторины, обсуждали, ребятишки высказывали свое мнение, сопереживали, объясняли, как нужно было поступить. Знакомила со стихами и книжками по тематике безопасности А. Барто, П. Макухи, Г. Ладонщикова, Ю. Яковлева, С. Михалкова, Б. Заходера и других авторов. Потом пополняли ими книжный уголок. Подготовили и показали детям других групп импровизированное представление по сказке «Кошкин дом» по тематике пожарной безопасности.
Проводя различные формы организации физической активности: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры в помещении и на воздухе, физкультминутки, спортивные игры и развлечения, рассказывала о профилактике заболеваний: воздушных и солнечных ваннах (как хорошо погреться на солнышке, как приятно дышать свежим, чистым воздухом), закаливании, дыхательной гимнастике, массаже и о пользе витаминов.
За время обучения детей основам безопасности на улице постепенно включила все остальные разделы:
- «Ребенок и другие люди». Рассказывала об опасности контактов с незнакомыми людьми; проводила с детьми беседу о несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
- «Ребенок и природа». С интересом слушали дети о взаимосвязях в природе. Старалась, чтобы они поняли, что Земля – это наш общий дом, а каждый из них является частью природы.
- «Ребенок дома». Объяснила детям, что существуют предметы, которыми им категорически запрещено пользоваться (спички, газовые плиты, электрические розетки, включенные электроприборы) и предметы, которыми детям можно пользоваться в зависимости от возраста (ножницы, иголка, нож). В ходе специальных игр обучала детей пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях: пожар, при получении травмы, если кто-то пытается проникнуть в квартиру. Объясняю, что следует вызвать милицию, скорую помощь или пожарных, учила, как надо звать на помощь.
Для родителей оформляла выставки детских рисунков, приглашала на открытое занятие по закреплению знаний световых сигналов светофора, на соблюдение правил перехода проезжей части улицы. Родителям также показали импровизированное представление по сказке «Кошкин дом». Родительница – медсестра из травматологического отделения приняла участие в беседе «Травмы детей». В уголке для родителей поместила «Афишу добрых дел», куда ежедневно вставлялись карточки с описанием имен детей и тех дел, которые сделаны за день. Это не только интересно родителям, но и дисциплинирует детей.
Заключение.
В результате постоянной, кропотливой работы дети обрели уже определенную возрастную основу по основам безопасности жизнедеятельности в различных сферах. Они более осознанно относятся к своим действиям, действиям других людей.
На данном этапе уровень их знания навыков можно охарактеризовать так: знаю как надо, но еще не всегда делаю так, как требуют обстоятельства. Ведь дети часто не видят опасность, а иногда и не подозревают об ее существовании. Это значит, что их знания еще не стали стилем их поведения и опасность их здоровью и жизни всегда рядом с ними. Поэтому работу продолжать и расширять планирую на протяжении всего пребывания детей в детском саду. Формирование основ безопасности у детей, как составную и важнейшую часть в своей работе, планирую продолжать до самого ухода их в школу, до передачи эстафеты воспитания и обучения учителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_osnov_bezopasnosti_u_detey_doshkolnogo_vozrasta_praktikum.docx | 59.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая часть: «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»
Вторая младшая группа.
Изучив программу «Радуга» для второй младшей группы я приступила к планированию работы с детьми по началу формирования у них основ безопасности. Работу вела по трем направлениям:
- работа с детьми;
- работа с родителями;
- взаимодействие с инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем.
Провела анкетирование родителей по теме «Безопасность Вашего ребенка». Я предложила им ответить на следующие вопросы:
1. Ваш ребенок играет только во дворе под Вашим присмотром?
2. Вы позволяете ребенку самостоятельно выбирать место для игр?
3. Вы объясняете своему ребенку назначение дороги?
4. Вы позволяете ребенку самому переходить дорогу, если вблизи нет транспорта?
5. Знакомите ли Вы своего малыша с понятиями «транспорт», «пешеход»?
6. Во время езды в транспорте Вы позволяете ребенку высовываться из окошка?
7. Оставляя ребенка в детском саду на день, Вы даете ему наставления?
8. Нарушаете ли Вы правила движения, когда ведете за руку своего малыша?
9. Как Вы считаете, существует ли в доме опасность для вашего ребенка?
10. Ваше мнение о роли детского сада в формировании основ безопасности вашего ребенка?
Анализируя результаты анкетирования, отметила, что родители проблемой безопасности своих детей пока не озадачены и в большинстве своем, возлагают свои надежды на детский сад. Составила план работы с родителями.
Для выявления познания детей о безопасности и определения плана работы на год провела диагностику по следующим вопросам:
1. Где едут машины?
2. Покажи, какие машины ты знаешь?
3. Где можно играть на улице?
4. Что такое светофор?
5. Какие цвета у светофора?
6. С кем ты поделишься своими игрушками?
7. Почему нельзя отнимать игрушки?
Диагностирование детей проводила в беседах, наблюдениях, играх различного характера, рассматривания наглядностей, анализировала взаимоотношения между детьми. Результат отразил низкий показатель по всем пунктам. А близкое отношение соседство детского сада с движением транспортных средств помогло мне определить приоритетное направление в начале работы – это раздел «Ребенок и улица».
Создавая развивающую среду в группе, я постаралась, чтобы игрового и дидактического материала было в достаточном количестве во избежание конфликтных ситуаций, из-за желания детей играть именно «с таким рулем, как у Саши или с такой же машинкой как у Дани». Родители подарили в группу комплекты грузовиков и легковых машин.
А возникающие проблемы решала с помощью куклы би-ба-бо старого доброго Зайца, который приходил к детям посмотреть на их игры и занятия, чтобы потом рассказать своим зайчатам в какие замечательные и добрые игры играют дети. И каждый ребенок стремился показать себя с наилучшей стороны. Если кто-то кого-то обидел, то обещал исправится, о чем Заяц не забывал в последующем напомнить об этом. Так, с помощью незамысловатого приема и любимого персонажа в группе устанавливалась доброжелательная атмосфера, что, несомненно, влияло на настроение детей, как составляющий фактор здоровья.
Предстоящая экскурсия в кабинет медицинской сестры вызвала любопытство у детей. С замиранием сердца, притихшие ребятишки, вошли в кабинет. Медсестра с увлечением рассказала о важности своей работы, познакомила со своими предметами-помощниками. На глазах у детей «полечила» старую царапинку на пальчике у Ангелины – заклеила бактерицидным пластырем. Конечно, все тут же нашли у себя «раны», требующие немедленного лечения. Скорая помощь, оказанная всем, вызвала восторг у ребятишек. Миша позаботился и обо мне «И Валентине Семеновне полечите». Медсестра вручила несколько пластырей и, заготовленный заранее, набор «Детский доктор». Возвращаясь, в группу, дети по очереди несли подарок. С восторгом показывали его в группе Елене Николаевне (младшему воспитателю), объяснили, для чего нужен лейкопластырь, его мы убрали в нашу аптечку. Ознакомили Елену Николаевну с предметами набора и определили его для сюжетно-ролевой игры «Врач».
Чтение про Доктора Айболита ребятишки слушали с неподдельным интересом.
После экскурсии на кухню с детьми осваивалась игра «Повар». Даня стал признанным шеф-поваром. В общих играх детей подводила к пониманию безопасности: доктор лечит, но лучше быть здоровым, не болеть. Повар вкусно готовит, но надо быть осторожным – не поранить пальчик ножом, не пролить горячий компот.
Разносторонне проводила знакомства с транспортом. В группе рассматривали экземпляры игрушечных грузовиков, легковых машин, автобуса. Рассматривали, «какие машины едут» - иллюстрации с изображением транспорта наиболее часто встречающихся в нашем городе. Делали совместные с детьми зарисовки, аппликации. Подбирала книги о транспорте. Во время прогулок наблюдали за различными машинами, узнавали какие они «грузовые или легковые», запоминали, какие грузы они перевозят.
Особенно интересно прошло занятие «Рассматривание грузового автомобиля» (конспект прилагается). Малыши ознакомились с настоящей машиной, ее составными частями, назначением. По окончании занятия водитель позволил желающим посидеть в кабине. Эмоции переполняли ребятишек. Артем тут же заявил: «Буду шофером». В группе с увлечением детишки заиграли в сюжетно-ролевую игру «Шоферы».
На занятии о светофоре (приложение 2) познакомила детей с его назначением, объяснила значение сигналов. После занятия дети долго с интересом рассматривали макет светофора, поворачивали его. Потом макет светофора внесли в развивающую среду.
Теперь дети знали: назначение машин, что они едут по дороге и быстро. Водитель внимательно смотрит на дорогу. Но играть на дороге нельзя – машина не успеет остановиться. Люди идут по тротуару. Все это дети наперебой рассказали Зайцу, который панически боялся машин – ведь в лесу их нет. А дорогу переходить покажет зеленый свет светофора. Особенно старались Валера, Артем и Юля С.
В совместной деятельности спрашивала: «Какого цвета надо наклеить кружки, чтобы получился светофор?». Познавательная игра «Зажги светофор» прилагается. Аня Б. хорошо знала цвета и называла, а Соня только показывала. Но наклеивали дети правильно и радовались.
На физкультурных и музыкальных занятиях дети учились двигаться в определенном направлении. Проводила различные занимательные задания по книге Инны Светловой «Пространство». Цель – обучение детей ориентированию в пространстве. Особенно трудно давалось понятие «лево-право».
Знакомила детей со стихами о дорожном движении, заучивали их наизусть. После прочтения сказки «Колобок» закрепляла знания детей о том, что основное движение осуществляется по дороге. Рисовали «Веселый колобок катится по дорожке».
Большой интерес у ребят нашли подвижные игры:
- на ориентировку в пространстве «Найди свой домик», «Найди флажок», «Где звонили», «Трамвай», «Кот и мыши»;
- на внимание «Найди свой цвет», «Красный-желтый»;
- на быстроту «Лови мяч».
Диагностика проведенная в конце учебного ода показала эффективность проведенной мной работы. Показатель, в большинстве своем, достиг среднего уровня.
Ежедневно встречаясь с родителями, я с восторгом рассказывала об успехах их ребятишек. Делала выставки: «Безопасность на улице» («Машины едут» и «Зажгли огни светофора»). Постепенно довела до сознания родителей – что работа по ОБЖ с детьми четвертого года жизни – первая ступень в бесконечной лестнице безопасности за жизнь и здоровье их детей.
- Организовала встречу с врачом-педиатром Баскаковой С.Ф. «Здоровье ребенка. Его зависимость от психологического климата в детском коллективе».
- Знакомила со стихами, которые учили в группе: «Мячик», «Пешеход», «На санках», «Автобус», «Автомобили», «Светофор».
- Давала рекомендации по чтению художественной литературы «Репка», «Волк и семеро козлят», «Сказка об умном мышонке».
- Предположила ситуации для анализа по безопасности ребенка.
- Поместила информацию в родительском уголке «Рекомендации родителям младших дошкольников».
Средняя группа.
Работу по формированию основ безопасности у детей – дошкольников в средней группе расширила и углубила. Сделала диагностику детей по следующим пунктам:
1. Что такое опасность?
2. Можно ли играть на проезжей части дороги?
3. Где можно играть детям на улице?
4. Откроешь ли дверь чужому дяде и тете, если ты один дома?
5. Возьмешь ли ты угощение, игрушки от незнакомых людей?
6. Можно ли трогать, гладить животных, которые встречаются на улице?
7. Почему вокруг нас так много мусора, сломанных деревьев?
8. Какая опасность от разбросанных предметов и неубранных игрушек?
9. Играешь ли ты со спичками, ножами, вилками?
10. Почему надо мыть руки перед едой и ест только мытые фрукты и овощи?
11. Кто лечит больных людей?
12. Для чего нужны лекарства?
13. Для чего нужны лекарства?
Результат показал, что знания детей ниже среднего уровня. С учетом результата составила план работы на год.
Анкетирование родителей провела два раза для уточнения направления работы с родителями. Составила план. Подготовила для себя памятку «Азбука для воспитателя».
Выставляла родителям рисунки для ознакомления с возможными опасными ситуациями и сохранение от травм своих детей. Перелистывая рисунки, бабушка Дани констатировала: «Как все предельно ясно, где опасно. А ведь и не задумываешься».
Машины специального назначения: милицейская, газовая служба, скорая помощь, такси, пожарная машина, машины с надписью «молоко», «хлеб».
Родителям разъясняла значимость правильного исходного положения при выполнении определенного упражнения на формирование правильной осанки.
Игры «Опасно - не опасно», «Съедобно – не съедобно», «Что такое хорошо и что такое плохо» - играя в которые дети видят правильные и неблаговидные поступки и их последствия. В пазловые игры дети играют увлечено. Юля М. часто достает пазловую пару, на которой ребенок лижет сосульку и отражены последствия – болеет и большой укол рядом. Молча долго смотрит и убирает. Девочка сама имеет такую страсть, но вид укола заставляет задуматься.
Прогулка «Знакомство с улицей». Наблюдали за движением транспорта. Уточняли, что он движется по проезжей части, мостовой, пешеходы идут по тротуару. Совершали переходы (с двумя взрослыми) через дорогу. Объясняла детям, что безопаснее переходить улицу без всяких игрушек, которые можно уронить и что такой малозначимый инцидент создает аварийную обстановку.
Живо и с интересом прошла беседа «Городская улица». Каждый ребенок старался, чтобы его выслушали, рассказывал и о своей улице. Для закрепления правила «При переходе через дорогу, детям иметь в руках игрушки нельзя» в группе обыграли такой вариант: по пешеходной дорожке шли дети, один роняет свой мяч, который укатился под колеса движущей машины: «ребенок бросается за мячом и, угодил под колеса». В следующий раз обыграли ситуацию с воздушным шариком. В итоге детям стал понятен запрет иметь в руках игрушки при переходе через дорогу.
Работая над темой, столкнулась с такой проблемой: книжек и специализированных пособий по ОБЖ для дошкольников крайне мало. Поэтому посчитала большой удачей приобретение этих пособий. Много пособий собрала сама, отпечатывая с журналов, собирая из старых рубрик. Таким образом, сделала пособие для чтения «Приключения Стобеда», «Расти здоровым, малыш», «Правила поведения для послушных детей в детском саду».
Вместе с детьми отбираем подходящие картинки из старых книг и журналов.
Чтение стихов из подборки «Домовенок». В беседах с детьми использовала пособие «безопасность для дошкольников», тетради по безопасности. Дети не уставали высказываться и рассказывать мне об увиденных нарушениях в природе, о плохом обращении с животными. Рассматривали и обсуждали иллюстрации в рабочей тетради «Безопасность в природе».
Затем читала детям стихи, предложила книгу «Правила поведения дома» и «Как вести себя дома» из серии книг «Познаю мир». Проводили игры - тренинги «Каждой вещи - свое место».
Для родителей была подготовлена информация «Азбука для родителей». А также «Здоровый образ жизни с детства» («Расти здоровым, малыш»).
Организовала практикум для родителей «Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам».
Изготовила сборник для родителей «Мама, папа! Помогите мне выучить правила безопасности». А чтобы лучше обратить внимание родителей объяснила детям, что от их имени обращаюсь к их мамам и папам. Каждый ребенок старался, чтобы именно его мама успела почитать. В последствии родители уже сами перечитывали, без детских напоминаний.
Дети принесли свои рисунки, которые рисовали вместе со своими родными по разным направлениям безопасности.
В итоге, диагностика, проведенная в конце учебного года, показала, что уровень знаний в большинстве своем, достиг среднего уровня и выше.
Старшая группа.
Работу по формированию основ безопасности у детей начала по двум направлениям: 1- работа с детьми; 2 – работа с родителями (приложение 4). Чтобы лучше узнать уровень знаний, умений детей провела диагностику. В ходе бесед, игр различного характера, рассматривания соответствующих иллюстраций выяснила, что познания безопасности у них на очень низком уровне. Анкетирование родителей (приложение 5) также показало, что всерьез проблемой безопасности своих детей они, пока, не озадачены.
Итог диагностики и анкетирования, близкое соседство детского сада с транспортным движением позволило определить приоритетное направление в работе – это раздел «Ребенок и улица».
Приступила к созданию уголка безопасности. Ребятишки вместе со мной с большим удовольствием выставляли пособия, рассматривали, расспрашивали. С помощью родителей изготовили пешеходные дорожки из разных материалов, большой макет светофора. Сделала подбор картин отражающих нарушение правил дорожного движения и образцов правильного поведения на дорогах, чтобы, рассматривая, дети могли сравнивать, утверждаться в своих знаниях.
Оформила альбом «Опасные ситуации в жизни детей» в рисунках. Проводили по ним викторины, обсуждали, ребятишки высказывали свое мнение, сопереживали, объясняли, как нужно было поступить.
Знакомила со стихами и книжками по тематике безопасности А. Барто, П. Макухи, Г. Ладонщикова, Ю. Яковлева, С. Михалкова, Б. Заходера и других авторов. Потом пополняли ими книжный уголок.
Рассматривали транспорт на прогулках и иллюстрациях, определяли его назначение, его пользу, приносимую людям и возможность вреда и опасности, делали зарисовки. Упражнялись в закреплении знания цвета, оттенков. Упражняла детей в ориентировке в пространстве и на листе бумаги, в дидактических играх и упражнениях. Упражнялись в ориентации в групповых помещениях. Проводились соответствующие подвижные игры. Выполнение всех правил и заданий способствует развитию внимания у детей.
Проводились подвижные игры: «Поезд», «Бегите ко мне», «Лучший пешеход», «Найди, где спрятано», «Цветные автомобили», «Светофор», «Найди свой цвет», «Трамвай», «У медведя во бору», «,Самолеты», «Волшебные елочки» и «Котята и щенята».
Развитию внимания, ориентировки в пространстве отводиться время и на музыкальных и физкультурных занятиях. Инструктор по физическому воспитанию объясняет, для чего выполняются те или иные упражнения, какую пользу организму они приносят.
Проводя различные формы организации физической актив-ности: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры в помещении и на воздухе, физкультминутки, спортивные игры и развлечения, рассказывала о профилактике заболеваний: воздушных и солнечных ваннах (как хорошо погреться на солнышке, как приятно дышать свежим, чистым воздухом), закаливании, дыхательной гимнастике, массаже и о пользе витаминов.
Приобрела настольные игры «опасно - не опасно», «съедобно – не съедобно». Проводились общеразвивающие игры на внимание, память, на формирование самоконтроля и самооценки. Проводили целевые прогулки для знакомства с улицей; наблюдали за движением транспорта.
Объясняла детям, что безопаснее переходить улицу без всяких игрушек, которые можно уронить и что такой малозначимый инцидент создает аварийную обстановку. Это правило они поняли и усвоили хорошо.
Параллельно ведется работа с родителями: сделали разметку дороги и «зебры» на участке группы, закрасили их. Теперь дети играют во время прогулки. Им особенно нравится «проезжать» по своей дороге, «притормаживать» у пешеходного перехода, пропускать пешеходов. Приобрела книги-пособия «Правила безопасности для детей», «Как вести себя дома» и «Правила воспитанных детей». В них требования изложены в доступной для детского восприятия форме, легко запоминаются. Хорошо ознакомившись с содержанием книг, часто обыгрываем с детьми различные возможные ситуации, которые им наибольше понравились.
Подготовили и показали детям других групп импровизированное представление по сказке «Кошкин дом» по тематике пожарной безопасности (приложение 6). Сделала зарисовки вместе с Аней Б. и Настей для альбома «Пожарная безопасность для детей».
Проводилось занятие на закрепление знания о световых сигналах светофора. Использование светофора на занятиях, играх детей особенно дисциплинирует. С большим удовольствием они выполняют требования его сигнала, читают о нем стихи. Им нравится «переключать» его цвета и наблюдать за действием на сигнал других играющих, находить ошибки. (Конспект занятия «В стране правил дорожного движения»).
Проводила развлечения, на которых дети знакомились с правилами поведения в транспорте:
- маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте;
- сами определяли, кому первому уступить место (пожилым людям, инвалидам, пассажирам с маленькими детьми);
- что нельзя есть мороженное и другие продукты, чтобы не причинить неприятностей другим людям. Поясняли, что мороженое может растаять и потечь, продукты могут быть липкими, их можно уронить на пассажиров, на пол и на них можно поскользнуться;
- сами определили недопустимость громкой речи, разговаривать надо так, чтобы не мешать другим;
- поясняла, что нельзя прислоняться к двери, высовываться и высовывать руки, голову из окошка;
- не выскакивать из транспорта: выходить и входить надо спокойно.
Материал от развлечений и занятий прочно занимает место в их самостоятельной деятельности.
В строительных играх любят строить и обыгрывать дороги, к ним прилежащие станции и мастерские с использованием цветных флажков или светофора. На улице подобным образом играют в песке: строят из песка дороги, катают машины, ставят постовых на дорогах, чтобы следить за порядком, за соблюдением правил.
На тему «Игра и дорога» уже собрали небольшой альбом «Правила не только знать, их все надо выполнять!». Дети сами приносят подходящие картинки вместе вклеиваем на лист с яркой рамкой – правила нарушаются, на лист с зеленой – нарушений нет. Вклеила и читаю соответствующие стихи. Да дети их уже и сами выучили и с удовольствием проговаривают передвигая настольный мелкий игровой материал.
Изучая дорожные знаки, многие дети сами проявили заинтересованность к ним. Подобрала соответствующие стихи о дорожных знаках; об опасности несоблюдения их. Провела занятие «Где и как переходить улицу».
За время обучения детей основам безопасности на улице постепенно включила все остальные разделы:
- «Ребенок и другие люди». Рассказывала об опасности контактов с незнакомыми людьми; проводила с детьми беседу о несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Рассмотрела типичные ситуации опасных контактов с незнакомыми людьми: когда взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-нибудь, обещая подарить игрушку, конфету или показать что-нибудь интересное или приглашает ребенка покататься на машине. Обсудила возможные ситуации насильственного поведения взрослого (хватает за руки, берет на руки, пытается затащить в машину, заталкивает в подъезд или какое-либо строение) и объяснила, как следует себя вести; что при возникновении опасности не надо стесняться и следует громко кричать, призывая на помощь окружающих: «На помощь, помогите! Чужой человек!».
«Еще одна особенность развития детей состоит в том, что им трудно понять, как это взрослый, которому они доверяют, может чем-то обидеть их. Они уверены, что все опекающие их взрослые заботятся о них и желают им только добра». До них просто не доходит, что люди, принимаемые ими и их родителями за друзей, могут вести себя как враги. Поэтому предлагала детям оценки границ достойного поведения взрослых; учу их говорить «нет» легко понятному им поведению (например, сказать "нет" людям, желающим увести их куда-то без разрешения родителей). Объясняла, что они должны уметь отказывать другим детям, подросткам, которые хотят вовлечь их в опасную ситуацию (залезть на дерево, разжечь костер, прыгнуть с высоты и т.п.). Разъясняла, что беда может подстерегать их не только на улице, но и дома. Поэтому нельзя входить в подъезд по одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужому.
Приводила примеры из сказок и литературных произведений («Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Кот, петух и лиса»). Оговаривали ситуации с детьми. Для закрепления правил обыгрывали ситуации, используя образы сказочных персонажей или сказки о животных с благополучным концом «Сказка об умном мышонке», «Лиса и дрозд» и другие.
- «Ребенок и природа». С интересом слушали дети о взаимосвязях в природе. Старалась, чтобы они поняли, что Земля – это наш общий дом, а каждый из них является частью природы.
Рассказывала о том, что ухудшение экологических условий сказывается и на человек и на живой природе: нельзя бездумно уничтожать леса, истреблять зверей, птиц и рыб; что есть заводы и фабрики, которые отравляют воздух и загрязняют воду, почву.
Учу бережному и ответственному отношению к природе: не ломать ветки деревьев и кустарников, кормить птиц зимой, не разорять птичьи гнезда. Разъясняла, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными; что ни в коем случае нельзя дразнить и мучить животных. Создала соответствующие условия для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.
На примере сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» показала, что нельзя пить некипяченую воду, что это может привести к инфекционным заболеваниям; что надо мыть фрукты и овощи, обязательно мыть руки перед едой. Использовала картинки для ознакомления с ядовитыми растениями, грибами.
Для закрепления этих правил использовала игры-классификации, игры с мячом в «съедобно-несъедобное», соответствующий наглядный материал.
- «Ребенок дома». Объяснила детям, что существуют предметы, которыми им категорически запрещено пользоваться (спички, газовые плиты, электрические розетки, включенные электроприборы).
О таких предметах, которыми детям можно пользоваться в зависимости от возраста (ножницы, иголка, нож). Существуют предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей мессах (бытовая химия, лекарственные средства, спиртные напитки, режуще-колющие предметы) – в беседах с родителями напоминаю о том, что здоровье их детей зависит и от того, как они соблюдают правила безопасного хранения данных предметов. Также обращаю внимание на то, что ни в коем разе нельзя перегибаться через перила балкона, подоконник в присутствии детей, чтобы не нарушать правила и подавать им дурной пример: нацеливаю на изучение азбуки для родителей.
В ходе специальных игр обучала детей пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях: пожар, при получении травмы, если кто-то пытается проникнуть в квартиру. Объясняю, что следует вызвать милицию, скорую помощь или пожарных, учила, как надо звать на помощь.
Также они должны знать и телефонные номера близких людей.
- тренинги «Здоровье ребенка». Каждый родитель хочет, чтобы ребенок был сильным и ловким, красивым, энергичным и никто не хочет болеть. Поэтому каждый должен научить своего ребенка думать о своем здоровье, знать свое тело, уметь о нем заботиться, не вредить собственному организму. Детям нравиться играть в доктора: слушать сердце, дыхание, мерить температуру ладошкой и ставить градусник своему «пациенту», назначать больному «лечение». Часто напоминаю детям о хрупкости нашего организма:
С помощью рассказов из подборки объясняю, что необходимо чистить зубы, мыть руки, не грызть ногти, чтобы в организм не попали микробы; нельзя чихать на окружающих, чтобы не заразить их. Что не стоит бояться врача, особенно зубного. Прочитала о важности прививок: «я прививок не боюсь, если надо уколюсь!», и что правила личной гигиены необходимо соблюдать и как неприятен вид «грязнули»: дети просят перечитать рассказ еще и еще. Для закрепления материала использую литературные примеры «Мойдодыр» и «Доктор Айболит».
Проводила различные формы организации физической активности: утреннюю разминку, подвижные игры в помещении и на воздухе, физкультминутки, спортивные игры и развлечения (совместно с инструктором). Ненавязчиво рассказывала о профилактике заболеваний на примере сказочных персонажей: воздушных и солнечных ваннах (как хорошо погреться на солнышке, как приятно дышать свежим, чистым воздухом), закаливании, дыхательной гимнастике, о пользе витаминов.
- Дети часто обращаются со своими страхами к тому, кто, по их мнению, может защитить – родителям, близким людям, воспитателям. Поэтому стараюсь не оттолкнуть от себя ребенка, и не высмеиваю его страх. Юля панически боится грозы, Кира – собак, Даня З. – темноты. Помогаю детям найти подсказку в решении проблемы даже иногда в сказке, даю описание реальных опасностей, обращаю внимание родителей на страх ребенка.
Для профилактики конфликтных ситуаций в группе организовываю соответствующие игры, беседы, драматизации с целью научить детей осознано воспринимать свои чувства, желания, выражать их понятными другим людям. Прибегаю к любимым уже стихам из «Правил поведения для воспитанных детей в саду».
Большое внимание уделяла работе с родителями. Постепенно доводила до их сведения важность содержания своей работы с их детьми.
Даю консультации по использованию русских народных сказок. Многие родители переживают, что не могут уделить своему ребенку достаточно внимания: то работа, то домашние дела время отнимают. И тут выручает сказка. Можно прекрасно провести время с сыном или дочкой, когда ваши руки заняты, а голова свободна. И поиграть, и попутно обсудить важные вещи, а заодно и проверить, как ваш ребенок усваивает правила безопасности. В народных сказках есть четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребенок. Поэтическая форма помогает ребенку прочувствовать и усвоить такие понятия: «край», «свое, надежное», «чужое, опасное». В сказке все сказано, все объяснено, у каждой есть своя мораль, из каждой можно сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке, ребенок идет во взрослую жизнь. Новый материал (правила безопасного поведения) дети усваивают от сказки к сказке, постепенно и поэтапно, каждая дополняет и расширяет предыдущую, освещает какую-то новую ситуацию или проблему, с которой им придется столкнуться в реальной жизни. Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Слушая и обсуждая с ним сказки, играя в них, ребенок легко усваивает, что необходимо соблюдать определенные правила: не верить кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, ребенок учиться бдительности и осторожности. Причем (что очень важно!) он не запуган. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые.
Объясняю родителям, что ребенок должен знать информацию о себе: важно обучить его запоминанию своего полного имени, родителей, адреса и телефонного номера. Разъяснить ребенку, что можно называть свое имя, возраст, адрес и телефонный номер милиционеру или пожарному. Если ребенок выучил, но слишком робок, чтобы сказать ее кому-либо кроме родителей или воспитателя, это значит, что пока еще он не может помочь людям, желающим выручить его из беды. Из этого можно заключить, что он весьма рискует в том случае, если потеряется, и поэтому необходимо внимательно приглядывать за ним.
На собраниях, в беседах, и консультациях подчеркивала моральную ответственность родителей за безопасность их детей. Нацеливала на необходимость формирования основ безопасности у их детей в тесном контакте с воспитателями. Разъясняла эффективность единых мнений и требований. Самое главное преимущество малышей и дошкольников в обучении личной безопасности состоит в том, что они любят правила. Фактически они полагаются на правила. Когда родители забывают или слегка отклоняются от правила, установленного для ребенка, он напоминает о нем и заставляет ему следовать. Большинство детей обожают действовать по правилам; особенно им нравится повторять: "Моя мама сказала..." или "Мой папа сделал так...". Я часто замечала, как дети напоминают о правилах взрослым родным. Это дисциплинирует и самих родителей – ведь они пример, авторитетные пример своим детям. Тогда и привычка правильно ходить по улице, вести себя дома, в природе и т.д. станет у детей нормой поведения. А что может быть дороже здоровья и безопасности родного ребенка?!
Для родителей оформляла выставки детских рисунков, приглашала на открытое занятие по закреплению знаний световых сигналов светофора, на соблюдение правил перехода проезжей части улицы. Родителям также показали импровизированное представление по сказке «Кошкин дом». Родительница – медсестра из травматологического отделения приняла участие в беседе «Травмы детей».
В уголке для родителей поместила «Афишу добрых дел», куда ежедневно вставлялись карточки с описанием имен детей и тех дел, которые сделаны за день. Это не только интересно родителям, но и дисциплинирует детей. Они и дома стараются убирать за собой, не оставлять беспорядка – источника травм, хотя еще не все с большой охотой. Но то, что завтра воспитатель поинтересуется у родителей делами ребенка дома, их подстегивает быть на высоте.
Заключение.
В результате постоянной, кропотливой работы дети обрели уже определенную возрастную основу по основам безопасности жизнедеятельности в различных сферах. Они более осознанно относятся к своим действиям, действиям других людей.
На данном этапе уровень их знания навыков можно охарактеризовать так: знаю как надо, но еще не всегда делаю так, как требуют обстоятельства. Ведь дети часто не видят опасность, а иногда и не подозревают об ее существовании. Это значит, что их знания еще не стали стилем их поведения и опасность их здоровью и жизни всегда рядом с ними. Поэтому работу продолжать и расширять планирую на протяжении всего пребывания детей в детском саду. Формирование основ безопасности у детей, как составную и важнейшую часть в своей работе, планирую продолжать до самого ухода их в школу, до передачи эстафеты воспитания и обучения учителям.
Приложение №1
Конспект занятия
«Рассматривание грузового автомобиля»
Цель: - познакомить детей с основными частями грузовика (кабина, кузов, дверь, окна, руль);
- уточнить знания о работе шофера (управляет автомобилем, привозит грузы);
- закрепить полученное представление на целевой прогулке (грузовая машина перевозит продукты, кирпичи, бетонные балки и т.д.). Предварительно было договорено с водителем автомобиля, который привозит продукты в детский сад о тех сведениях, которые нужно дать детям:
- называет «грузовой автомобиль», он перевозит грузы, привозит продукты;
- называет части автомобиля, показывает их, называет назначение каждой части.
После рассматривания машины воспитатель предлагает детям показать и назвать её основные части.
Воспитатель: - Где сидит шофер?
Дети: - В кабине (машине).
Воспитатель: - Ребята, а куда кладут грузы?
Дети: - В кузов.
Воспитатель: - А какой груз перевозят грузовики?
Ответ: - Продукты, песок, кирпичи.
Воспитатель просит водителя продемонстрировать, как надо сидеть в кабине, держать руль, сигналить.
Воспитатель: - Шофёр ведёт машину быстро. Он работает внимательно, следит за тем, как едут другие машины. Поэтому, ребята, на дороге играть нельзя! Это опасно! Машина не может быстро остановиться. Играть можно только на площадках для игры и только со взрослыми.
В заключение проводится подвижная игра «Найди свой цвет».
Приложение №2.
Игра «Светофор».
Воспитатель раздает участникам игры кружки зеленого, красного, желтого цвета. Последовательно «переключает» светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют значение каждого сигнала.
Цель: - познакомить детей с понятием «светофор»;
- уточнить, что означают цвета светофора (красный, желтый, зеленый);
- закреплять представление детей о цвете.
Материал к занятию:
- фланелеграф;
- цветные картонные кружки (красный, желтый, зеленый);
- макет светофора.
Воспитатель читает стихотворение: Чтоб тебе помочь, дружок,
Путь пройти опасный,
День и ночь горят огни:
Зеленый, желтый, красный.
Это светофор (показывает макет).
- Он помогает людям переходить дорогу, а машинам двигаться по дороге. Светофор имеет три окошка (показывает), в которых по очереди загораются огни.
- В верхнем окошке горит только красный цвет. И если загорается красный свет, то нужно сразу остановиться. Двигаться нельзя!
- Во втором (показывает) окошке загорается только желтый свет. Он как бы говорит «Будь внимателен; Смотри ещё!»
- А в самом нижнем окошке живет веселый зеленый огонек. И когда он загорается, то можно спокойно переходить через дорогу.
Воспитатель уточняет с детьми как они усвоили материал. Еще раз повторяет значение каждого светового сигнала с выкладыванием кружков на фланелеграфе.
Предлагает поиграть в подвижную игру «Найди свой домик».
Описание игры: В разных местах комнаты находятся подставки с флажками красного, желтого, зеленого цвета. Дети получают ленточки тех же цветов. Они свободно двигаются по комнате и по сигналу воспитателя стараются отыскать флажок того цвета, какого в руках лента. Игра возобновляется: воспитатель незаметно переставляет флажки с той целью, чтобы дети искали свой цвет, а не запоминали место его нахождения.
Приложение № 3.
Правила безопасности для детей
Нельзя тянуть за электрический провод.
Выключая электроприбор, возьмись рукой за вилку.
***
В розетку ни в коем случае нельзя втыкать посторонние предметы.
***
Не разбрасывать острые предметы.
Когда они лежат в беспорядке, можно пораниться.
***
Когда ты находишься на балконе, не перегибайся через перила.
Не играй на подоконнике открытого окна.
***
Никогда не трогай и не принимай самостоятельно, без взрослых никакие лекарства. Это опасно для жизни.
***
Никогда не крути краны на газовой плите.
***
Не играй дома со спичками и зажигалками.
***
Когда ты находишься один дома, не открывай дверь чужим людям.
***
Не заходи в лифт с незнакомыми людьми.
***
Нельзя соглашаться на приглашение незнакомых людей пойти куда-нибудь: посмотреть щенка, за конфетами, игрушками.
***
Нельзя трогать животных на улице. Они могут вас укусить.
Приложение №4.
План работы с родителями.
1. Провести анкетирование родителей.
2. Встреча с родительницей-медсестрой травматологического отделения (Мельниковой И.Н.) беседа «Травмы детей».
3. Привлечь к оформлению участка для игр по обучению дорожному движению.
4. Пригласить:
- для просмотра открытого занятия по формированию правильного поведения на улице;
- на показ импровизированного представления «Кошкин дом».
5. Выступление врача-педиатра С.Ф.Баскаковой «Заболевание дыхательных путей у детей».
6. Круглый стол: «Создание положительной психологической атмосферы в детском коллективе зависит от каждого родителя».
7. Вносить наглядно-информационный материал в уголок для родителей.
Приложение №5.
Анкета для родителей.
1. Нарушаете ли Вы правила дорожного движения в присутствии своего ребенка? ____________________________________________
2. Позволяете ли Вы своему ребенку одному переходить дорогу? ___
3. Курите ли Вы в присутствии своего ребенка?________________
4. Оставляете ли Вы без присмотра своего ребенка на улице?
____________________________________________________
5. Оставляете ли Вы без присмотра своего ребенка дома?________
6. Как Вы считаете, существуют ли определенные факторы риска для здоровья и жизни Вашего ребенка в доме?______________________
____________________________________________________
7. В чем Вы видите ваше участие в обеспечении безопасности вашего ребенка? _________________________________________________
Приложение №6.
Импровизированное театрализованное представление «Кошкин дом»
(по ОБЖ, средняя группа)
Воспитатаель МДОУ д/с №12
Чемакина В.С.
Действующие лица:
Ведущий – взрослый.
Дети:
- Кошка,
- Кот-дворник,
- Курочка,
- Уточка,
- Кисонька,
- Петушок,
- Пожарник-Барбос,
- Лошадка.
В середине зала стоит расписной Кошкин дом.
Ведущий: Тили-бом! Тили-бом!
Был у кошки новый дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
А на лестнице ковер –
Шитый золотом узор.
По узорному ковру
Сходит кошка поутру.
(Звучит музыка и выходит кошка, потягивается, садиться к зеркалу, прихорашивается).
Ведущий: Про богатый Кошкин дом
Мы и сказку поведем.
Посиди да погляди –
Сказка будет впереди!
Против дома, у ворот,
Жил в сторожке старый кот.
Век он в дворниках служил,
Дом хозяйский сторожил.
Подметал дорожки
Перед домом кошки.
У ворот стоял с метлой
Посторонних гнал долой.
(Кот с метлой и в фартуке подметает у дома, ставит метлу. Входит в дом. Разводит огонь в камине. Имитируя движения, как бы разводит огонь. Потом начинает разливать чай).
Ведущий: Чиркнул спичечной головкой
О шершавый коробок,
И со спички спрыгнул ловко
На дорожку огонек.
(От спички отлетает во время зажигания небольшая искра – огонек, которую не заметил кот-дворник).
Кот: Чай подал, садись-ка, кошка.
Кошка: Я присяду у окошка,
(Сидят пьют чай, о чем-то разговаривают. А в это время разгорается огонь на полу).
Ведущий: Словечко за словечком –
И снова разговор.
А в доме перед печкой
Уже горит ковер! (Звучит тревожная музыка).
(Тут кот заметил огонь. Он вскакивает в испуге).
Кот: Посмотри скорей сюда!
Мурка, в дом пришла беда! (Вскочила в испуге).
(Кошка мечется, бегает по дому, выбегает во двор).
Ведущий: Тили - бом! Тили - бом!
Загорелся Кошкин дом!
Кошка выскочила, глаза выпучила.
В страхе кошка, дом в огне!
Кошка: Мяу-мяу! Что делать мне?
Ведущий: При пожаре, при пожаре –
Знает каждый гражданин
При пожаре, при пожаре
Набирают – «ноль-один».
(Кот подбегает к телефону и набирает «01»).
Кот: Тили - бом! Тили - бом!
Загорелся Кошкин дом!
Поспешите, поспешите!
Дом от бедствия спасите!
Дежурный пожарник: Эй! Пожарная команда,
Поторапливаться надо.
Запрягайте десять пар,
Едем, едем на пожар!
(Пожарная команда устраивается в «повозку» из вожжей, «объезжает» по залу под музыку, подъезжает к месту бедствия. Первой выбегает курочка).
Курочка: Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Я уже недалеко! (Подбегает поворачивает ведро)
Ой! Не добежала, воду расплескала.
(Бежит уточка с ковшом, роняет его).
Уточка: Ковшик уронила,
Воду всю разлила!
Кисонька: На пожар бегу с горшком!
Ой! Не добежала, горшок расплескала!
(Уходит понурив голову).
Ведущий: Мчится, мчится во весь дух
На пожар боец-петух.
Петух: Кука-ре-ку! Помогу! На пожар с багром бегу.
(Оглядывается, видит переломленный багор).
Ой, поторопился, багор обломился.
Ведущий: Хоть пожарные спешили
Но огонь не погасили.
(Пожарные опускают головы).
Вот и рухнул кошкин дом.
Кошка: Где теперь я буду жить?
Кот: Что я буду сторожить?
Ведущий: Тили - бом! Тили - бом!
Погорел у кошки дом.
Не найти его примет,
То ли был он, то ли нет…
Кот: Новый дом нам ставить нужно.
Ну-ка вместе! Ну-ка дружно!
(Все: кошка, кот, пожарная команда имитируют постройку дома).
Кот: Тили - бом! Тили - бом!
Готов кошке новый дом!
Кошка: Всех зову на новоселье!
На всю улицу веселье!
(Под веселую музыку все пляшут. Потом дают советы кошке).
1. Чтоб тебе беды не знать
Огонь без присмотра - не оставлять!
2. Ростом спичка-невеличка
Не смотрите, что мала:
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
3. Когда без присмотра оставлена печь
Один уголек целый дом может сжечь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Как подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями....
Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста
Об актуальности темы Безопасность можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анали...
Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска» Воспитатель: Кемкина Ю.В 2...
Неделя «Специалист» по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Конспект познавательного занятия «Хочу все знать» (подготовительная группа)
Программное содержание:1. Обобщить знания детей о бытовых приборах, их назначении и правилах пользования.2. Активизировать умение избегать опасные ситуации и по возможности правильно действовать...
Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска» Кустовое методическое объ...
Проект для детей младшей группы :Формирование основ безопасности жизни детей дошкольного возраста и их родителей.
Проект для детей младшей группы :Формирование основ безопасности жизни детей дошкольного возраста и их родителей....
Практикум для педагогов "Эффективные практики формирования основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста"
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате с...