Организация уголка безопасности, как одно из средств социально-коммуникативного развития дошкольника
материал по обж (подготовительная группа) по теме

Алексеева Маргарита Алексеевна

Доклад на тему "Организация уголка безопасности, как одно из средств социально-коммуникативного развития дошкольника"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал №3  муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения  «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области

Организация уголка безопасности,

 как одно из средств социально-коммуникативного развития дошкольников

Март 2016г                               Подготовила: Алексеева М.А. – воспитатель

  Организация уголка безопасности, как одно из   средств социально-коммуникативного развития дошкольников

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду, следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел  общаться, наблюдать и правильно оценивать различные ситуации, владеть навыками безопасного поведения в этих ситуациях

Именно социально-коммуникативное развитие преследует  задачу   по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Детская безопасность всегда была и будет общей заботой педагогов и родителей.  Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому наша главная задача – это формирование   у них самостоятельности и ответственности.

Чтобы дети знали, как правильно себя вести в различных ситуациях и умели применять эти знания в реальной жизни, в  нашей группе оборудован  «уголок безопасности», который мы постарались наполнить  актуальными, полезными, интересными материалами. Наиболее значимую информацию выделили яркими, привлекающими внимание детей рисунками.

Обновили и разнообразили пособия.

Организуя уголок безопасности в группе, мы старались подобрать  материал по следующим темам:

 «Правила дорожного движения»,

 «Безопасность в помещении»,

 «Безопасность в природе»,

 «Общение с незнакомыми людьми».

  «Пожарная безопасность

При создании «уголка безопасности» мы опирались на основные требования ФГОС ДО и постарались сделать его содержательно-насыщенным, трансформируемым, полифункциональным, вариативным, доступным и безопасным.

«Уголок безопасности» в нашей группе включает:

- методическую и художественную литературу (книжки-раскладушки, детские журналы, дорожная азбука, где ярко и красочно описаны и показаны ситуации по безопасности) ;

- дидактические игры и дидактический материал (домино, лото, различные виды транспорта: водный, воздушный, наземный, автомобили специальных служб, своими руками создали несколько макетов дорог);

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Полиция», «Пожарные» (дорожные знаки: запрещающие, разрешающие,  костюмы, каски, шлемы, жезл) ;

- наборы конструкторов;

- папки-передвижки;

- наборы для изодеятельности.

В работе с детьми   использую следующие методы и технологии:

-проектный метод;

-моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

-личностно-ориентированная технология;

-технология игрового обучения

-метод наблюдения и беседы, экскурсии;

-встречи с работниками ГИБДД

Для закрепления знаний по безопасности жизнедеятельности  организуем  выставки худ. литературы,   детских рисунков,  изготовление коллективных работ.

В работе с родителями широко используем:

- информационные стенды,

- папки-передвижки;

- регулярно привлекаем родителей к  пополнению предметно - развивающей среды.

Благодаря родителям в нашей группе появился мобильный город. Каждой семье было  предложено сделать одно здание из коробки. В результате в нашем трансформируемом городе возникли не только жилые дома, но и школа, магазин, почта, детский сад.  Кто-то из родителей решил, что нашему городу не хватает  светофора и дорожных знаков. Таким образов в группе появилась полноценная игровая зона для изучения правил дорожного движения через игру, общение. Хочется отметить, что  у дошкольников эта работа оставила массу впечатлений. А мобильный город , даже  по прошествии некоторого времени,  до сих пор  пользуется популярностью у детей

Знакомство с правилами безопасного поведения, как правило, начинаю с беседы. Дети  рассаживаются так, как им удобно: в круг,  или на стульчики, или на индивидуальных подушках,  в хаотичном порядке.

Настраиваю детей на то, что беседовать мы  будут все вместе.  Чтобы дети не заговорили все разом, не перебивали друг друга,  воспитываю у детей культуру общения:  «внимательно слушай того, кто говорит»;

                  «не перебивай»;

                  «обращайся по имени»;

                  «смотри в лицо собеседника»;

                 «не повторяй уже сказанного».

Для наибольшей сплочённости детского коллектива, налаживания быстрого контакта педагога  с детьми, я предлагаю начинать и заканчивать беседу своеобразным ритуалом.

Это поможет детям быстрее настроиться на совместную деятельность, общение. Например, начать беседу можно так:     сидящие в кругу дети по очереди улыбаются друг другу, говорят друг другу приятные  слова, комплименты.

А закончить  можно следующим способом:   стоя или сидя в круге, пожать по очереди друг другу руки, поблагодарить за занятие

Полученные знания мы  заносим  в рабочую тетрадь «Дневник безопасности» и в обязательном порядке прорабатываем,  повторяем дома, в кругу семьи. Таким образом, участие родителей в работе по подготовке ребёнка к различным жизненным ситуациям становится обязательным.  Предлагается два способа работы в «дневнике»:

а) «ребёнок – педагог» при получении нового материала. Причем закрепление полученных знаний могу включить в другой вид деятельности.

Например:  Обратите внимание на следующий слайд. Здесь я привела примеры заданий для закрепления материала по ПБ. Рассмотрите их и скажите, в каком виде деятельности вы бы их могли использовать? (математике, развитии речи, для развития мелкой моторики, внимания)

 Также дневничок безопасности мы используем для индивидуальной работы с детьми.

б) Второй способ использования дневничка это - «ребёнок – родители» - т.е дома, при  выполнении новых заданий, при закреплении полученных знаний.

Формы работы в дневнике: записи, рисунки, аппликации.

                                                        Например:

Прошу детей запомнить путь из детского сада домой и зарисовать его,  или  сделать аппликацию на тему «Улица, на которой я живу». Объясняем родителям необходимость воспитания у детей самостоятельности при передвижении по улице. С этой целью советуем родителям поиграть с детьми в игру: «Сегодня ты меня поведешь в детский сад, магазин и т. д.».

Или предлагаем  ребенку дома нарисовать  рисунок на тему «Один дома», из чего  потом в группе организуем обсуждение, что в доме может нести опасность.

Замечу,  что детям очень нравится работать в таких тетрадях, это их дисциплинирует и гарантирует регулярное самостоятельное повторение пройденного материала

Вместе с детьми мы разработали универсальный алгоритм безопасного поведения в любой ситуации, основанный на базовых знаниях ребенка-дошкольника. Эти правила просты и понятны детям, а главное они помогают сформировать компетентное поведение в любой сложной ситуации и предполагают различные типы действий: умение действовать самостоятельно, рефлексивно и интерактивно. А мне это даёт возможность правильно оценить реальное поведение ребенка

Таким образом,  организуя в группе уголок  безопасности, мы способствуем развитию у дошкольников  социально-коммуникативных навыков, стремлению общаться, получать и делиться знаниями,  формируем  готовность к безопасной жизнедеятельности, развиваем  самостоятельность ребенка,  воображение, творчество детей.  При этом  необходимо помнить, что главное в формировании навыков безопасного поведения детей —  это личный пример педагога и родителей!      

                                             Желаю всем успехов в работе!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Филиал №3 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области Организация уголка безопасности как одно из средств социально-коммуникативного развития дошкольников Алексеева М.А. – воспитатель первой квалификационной категории

Слайд 2

Везде, где есть жизнь, есть и опасность. / Эмеpсон /

Слайд 3

Одна из задач социально-коммуникативного развития согласно ФГОС ДО является Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Слайд 6

Методы и приемы работы с детьми Проектная деятельность взрослых и детей Встреча с работниками ГИБДД Экскурсии Наблюдения Прогулки Просмотр мультфильмов Игры - Настольно-печатные - Сюжетно-ролевые - Дидактические - Строительные - Подвижные НОД Конкурсы, Выставки

Слайд 9

«Дневник безопасности »

Слайд 10

Примеры заданий по ПБ

Слайд 11

Алгоритм безопасного поведения Опасно ли это для жизни и здоровья других. В чем опасность? Остановись и подумай, опасно ли это для твоей жизни и здоровья. В чем может быть опасность? Если не уверен в своем решении, не предпринимай никаких действий. Обратись за советом к своим друзьям или взрослым. Помни, что в любой ситуации тебе могут Вспомни правила помощники для этой ситуации. Они обязательно помогут тебе найти правильное решение. Если ты успешно справился с трудной ситуацией, подумай ещё раз, что помогло тебе с ней справиться и запомни это на будущее.

Слайд 12

Всегда нужно помнить, что жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависят от окружающих его взрослых!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Театрализованная деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников"

«Театрализованная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников »....

программа самообразования "Театрализованные игры, как средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников"

Программа написана с целью повышение уровня профессиональной компетентности в области формирования и совершенствования коммуникативных навыков и умений у детей  средствами театрализованной д...

Продуктивная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников.

Продуктивная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников.     Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отно...

Сообщение на тему: «Требования ФГОС и Программы к организации ролевых игр» в рамках педсовета на тему: «Ролевые игры как средство социально-коммуникативного развития»

Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека.  Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских...

Патриотическое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников

В  этом документе говорится  о нравственно-патриотическом воспитании детей, как о сложном педагогическом процессе, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чув...

«Формирование культуры безопасности как одного из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников»

Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его...

Конспект интегрированного итогового занятия по формированию культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников на тему: «Сказку сочиняем, правила безопасности повторяем» для детей средней группы. + Самоанализ

Конспект интегрированного итогового занятия по формированию культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников на тему: «Сказку сочиняем,...