Главные вкладки

    Сообщение на тему: «Требования ФГОС и Программы к организации ролевых игр» в рамках педсовета на тему: «Ролевые игры как средство социально-коммуникативного развития»
    материал на тему

    Дубровина Светлана Михайловна

    Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека.  Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских видов деятельности. Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном возрасте. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:


       Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека.  Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских видов деятельности. Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном возрасте. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.

       Игра является самоценной формой активности ребёнка дошкольного возраста. По мнению Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцовой, замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием. В.В. Ветрова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова Л.М. Кларина, B.И. Логинова, Н.Н. Поддьяков считают, что замена игры другими видами деятельности тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребёнком творческих результатов в ней является особенно важным.

      С принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.

       Игра является сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которого реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие» (пункт 2.7 ФГОС ДО)

       Игра является основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования. В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка:

    - в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами…;

    - в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками… общение со взрослым и совместные игры со сверстниками  под  руководством  взрослого…;

    - для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками).

       Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО):

    - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

    - ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

    - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

    - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

       Замыслы детских игр могут быть как однообразными, так и разнообразными. Чем разнообразнее замыслы, тем интереснее игры, а это напрямую зависит от впечатлений об окружающем мире. Следовательно, чтобы замыслы игр были разнообразными, а игры - содержательно интересными, требуется серьёзный подход к планированию и проведению работы по ознакомлению с окружающим миром (образовательная область «Познавательное развитие» пункт .2.6 ФГОС ДО).

       В качестве основного метода организации сюжетно-ролевых игр можно использовать комплексный метод педагогической поддержки самодеятельных игр (Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой). Содержание работы, направленной на социально-коммуникативное развитие ребенка, организуется в соответствии с возрастом воспитанников:

       Группа раннего возраста - приобщение детей к разным играм: предметным (в том числе с составными и динамическими игрушками), простейшим сюжетным, подвижным; перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации.

    2-я    младшая группа - обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры (индивидуальные и малыми подгруппами), формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации.

    Средняя группа - освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, (подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм).

    Старшая группа - обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами; создание условий и поддержка самодеятельной игры детей, приобщение детей к разным видам игр (подвижным, с правилами, досуговым, дидактическим, народным, интеллектуальным и др.)

    Подготовительная группа - формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к играм-диалогам, играм - фантазиям, играм в самодельной предметной среде.

       Социальный заказ государства системе образования сформулирован в основных нормативно-правовых документах: Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральном государственном стандарте дошкольного образования - это воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Каждый вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы. Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. По словам А.Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением.  Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя - анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников как основных социально-нормативных возрастных характеристик  детей на этапе завершения дошкольного образования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сюжетно-ролевая игра как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста

    Опыт работы по формированию у старших дошкольников межличностных взаимоотношений через сюжетно-ролевую игру...

    Трансляция опыта .Доклад на РМО по теме"Дидактическая игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста".

    Доклад на тему:»Дидактическая  игра как  средство  социально- коммуникативного развития детей дошкольного возраста» Игра – это огромное светлое окно, через к...

    Доклад на РМО на тему: «Сюжетно - ролевая игра как средство социально - коммуникативного развития дошкольников»

    laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огон...

    Сюжетно-ролевая игра как средство социально-коммуникативного развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

    Для всестороннего развития ребенка в соответствии с его возможностями, формирования предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих готовность к обучению в школе, социальную успешность и...

    Презентация "Сюжетно – ролевые игры, как средство социально-коммуникативного развития дошкольников."

    Презентация о сюжетно-ролевых играх, как средство социально коммуникативного развития дошкольников....

    «Сюжетно - ролевая игра как средство социально - коммуникативного развития дошкольников» презентация

    laquo;Игра – это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.Игра – это искра, зажигающая ог...

    План работы по самообразованию на тему: «Кейс технологии, как средство социально - коммуникативного развития детей в условиях реализации ФГОС ДО»воспитателя разновозрастной группы (4 - 6 лет) на 2020 – 2021 уч. год

    Цель:  изучение и внедрение в активную практику системы работы по социально - коммуникативному развитию  дошкольников посредством кейс-технологии.Задачи:Повысить собственный уровен...