Дидактическая игра «Дети и дорога» для детей старшего дошкольного возраста
картотека по обж (старшая группа) на тему

Матханова Цырегма Цыпыловна

Дидактическая игра

«Дети и дорога» для детей старшего дошкольного возраста

 

Дидактическая игра «Дети и дорога» для детей старшего дошкольного возраста

Назначение: Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна. Подобные игры помогают сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении.

Цель:

Обучение правилам дорожного движения, основам безопасного поведения на улице. Воспитание грамотного и ответственного участника дорожного движения.

Задачи:

1. Учить оценивать дорожную ситуацию, предвидеть возможную опасность.

2. Контролировать свои действия на дороге, осознавая ответственность за последствия своего поведения.

3. Быть внимательным и осторожным.

4. С уважением относиться к другим участникам дорожного движения.

Материалы и оборудование:

Демонстрационные карточки, макет автомобильной дороги, игрушечные машины и человечки, набор дорожных знаков.

Ход игры:

Детям предлагаются для рассмотрения 14 карточек с изображением ситуаций по правилам дорожного движения

 

Дети изучают и рассказывают, что изображено на карточке, пытаясь раскрыть увиденное ими нарушение правил дорожного движения и последствия неправомерного поведения участников дорожного движения. Воспитатель выслушивает рассказы детей и дает правильный комментарий, при этом можно выставлять на демонстрационной  доске соответствующий дорожный знак.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №1

Ситуация: Мальчик выбегает на проезжую часть, погнавшись за мячом.

Вывод: Если мяч выкатился на проезжую часть, бежать за ним нельзя. Перейдя дорогу по пешеходному переходу можно дойти до мяча и поднять его, когда рядом не будет машин. Выбегать на  проезжую часть опасно не только для самого пешехода, но и для других участников дорожного движения.

Карточка №2

Ситуация: Мальчик идет по тротуару мимо арки, из которой выезжает машина. Водитель не видит мальчика и может совершить наезд на юного пешехода.

Вывод: Чтобы себя обезопасить, мальчик должен остановиться у края тротуара, прислушаться и осторожно заглянуть в арку. Никогда нельзя выходить на проезжую часть из-за препятствия.

Карточка №3

Ситуация: Мальчик перебегает проезжую часть в неположенном месте, потому что его внимание привлекли друзья на другой стороне дороги.

Вывод: Даже увидев друзей, мальчик не должен забывать, что находится на дороге. Чтобы попасть на противоположную сторону нужно воспользоваться пешеходным переходом.

Карточка №4

Ситуация: Девочка переходит дорогу в неположенном месте, обходя автобус.

Вывод: Переходить дорогу можно только в специально отведенных местах, выход на проезжую часть в любом другом месте является очень опасным.

Карточка №5

Ситуация: Мальчик перебегает дорогу по пешеходному переходу, но перед близко идущим транспортом. Он нарушает правила безопасного перехода.

Вывод: Он нарушает правила безопасного перехода, так как нельзя выходить на проезжую часть, не убедившись в отсутствии опасности.

Карточка №6

Ситуация: Зеленый свет светофора только что сменил красный, мальчик хочет успеть перебежать дорогу, не видя, что легковой автомобиль уже тронулся с места.

Вывод: Мальчик должен был дождаться следующего включения зеленого сигнала и только после этого начать переход.

Карточка №7

Ситуация:  Мальчик переходит перекресток по диагонали и становится причиной ДТП. Пытаясь объехать ребенка, зеленый автомобиль попадает в аварию.

Вывод: Нельзя переходить перекресток по диагонали.

Карточка №8

Ситуация: Изображена схема безопасного перехода проезжей части по наземному пешеходному переходу.

Вывод: Остановка на середине проезжей части опасна, поэтому нужно внимательно изучить обстановку еще до начала перехода, стараясь выбрать такой момент, когда можно будет совершить переход без остановок.

Карточка №9

Ситуация: Мальчик едет в автобусе на нижней ступеньке. Двери автобуса чуть приоткрылись, и мальчик может выпасть на проезжую часть.

Вывод: Опасно находиться на нижней ступеньке автобуса, обязательно нужно проходить в салон.

Карточка №10

Ситуация:  Мальчик едет в автобусе, не держась за поручни. При торможении он теряет равновесие и падает, толкая других пассажиров.

Вывод: Всегда во время движения нужно держаться за поручни, это поможет избежать травм.

Карточка №11

Ситуация: Девочки на заднем сиденье автомобиля путешествуют, не пристегнувшись ремнями безопасности. Кроме того, они мешают водителю.

Вывод: Дети до 12 лет обязательно должны сидеть на заднем сиденье автомобиля пристегнутыми ремнями безопасности. Во время движения нельзя отвлекать водителя.

Карточка №12

Ситуация:  Автомобиль еще не припарковался и не остановился, а мальчик уже торопиться выйти, причем на проезжую часть.

Вывод: Никогда не открывать дверь, пока автомобиль полностью не остановится и водитель не разрешит выйти. Нельзя выходить на проезжую часть.

Карточка №13

Ситуация:  Мальчик с девочкой катаются на роликах по проезжей части.

Вывод: Кататься на роликах можно в специально отведенных местах, где нет запрещающих знаков. Кататься нужно в местах, где наименее людные участки, внимательнее относиться к другим пешеходам.

Карточка №14

Ситуация:  Мальчик совершает наземный переход, ведя велосипед за руль.

Вывод: Велосипед - транспортное средство. Велосипедист является водителем. Переход пешеходный, значит и вести себя надо как пешеходу: надо спешиться и перевести велосипед на другую сторону дороги, держа за руль.

После беседы по карточкам можно проиграть обсуждаемые ситуации на макете по правилам дорожного движения, используя игрушечные машинки и человечков-пешеходов, а так же дорожные знаки, которые помогают постичь дорожную азбуку.

Викторина для дошкольников по правилам дорожного движения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «СЛОЖИ КАРТИНКУ»

Используемый материал: разрезные картинки из дидактического материала «Дорожная безопасность» С. Вохринцевой.

 «ВОПРОС-ОТВЕТ»

1. Кто является «пешеходом»? («пешеход» - это, человек, идущий пешком).

2. Где должны ходить пешеходы? (тротуар)

3. Где должны ездить автомобили? (мостовая)

4. Какие сигналы светофора вы знаете? (красный, желтый, зеленый)

5. Почему опасно играть на проезжей части? (можно попасть под машину).

6. Как правильно переходить дорогу? (1 – приготовиться, 2 – посмотреть налево, 3 – посмотреть направо, вновь налево и если нет машин начинать переходить дорогу. Посмотреть налево, дойти до середины – посмотреть направо и переходить дальше).

7. Какие виды переходов вы знаете? (наземный, подземный)

8. С какой стороны надо обходить автобус? (сзади)

9. Где можно играть детям?

10 Чего стоит опасаться на улице когда гуляешь один?

 «ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ»

На столах у игроков разложены дорожные знаки. Ведущий читает загадку о дорожных знаках, игроки поднимают нужный знак.

На дорогах знаков много,

Их все дети должны знать!

И все правила движения

Должны точно выполнять.

 

По полоскам чёрно-белым

Пешеход шагает смело.

Кто из вас ребята знает –

Знак что этот означает?

Дай машине тихий ход….. (пешеходный переход)

 

Я на мыл в дороге рук,

Поел фрукты, овощи

Заболел и вижу пункт

Медицинской ………. (помощи)

 

Путь не близок на беду

Ты не взял с собой еду

Вас спасёт от голоданья

Знак дорожный пункт ….. (питания)

 

- Отчего бы это вдруг

Стрелки дружно встали вкруг?

И машины друг за другом

Мчатся весело по кругу.

Что такое,

В самом деле,

Словно мы на карусели!

- Мы на площади с тобой, -

Здесь дороги нет прямой. (круговое движение)

 

Коль водитель вышел весь,

Ставит он машину здесь,

Чтоб, не нужная ему,

Не мешала никому.   (Знак «Место стоянки» Р )

 

Вот он знак, каких немного:

Это главная дорога!

Если едешь ты по ней,

Всех становишься главней,

И тебе, как будто Богу,

Уступают все дорогу!  (Знак «Главная дорога»)

 

Не доедешь без бензина

До кафе и магазина.

Этот знак вам скажет звонко:

"Рядышком бензоколонка!"    (Знак «Автозаправочная станция»)

 

В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждет.

Он пешком устал шагать,

Хочет пассажиром стать.  (Знак «Место остановки автобуса»)

 

Знак водителей стращает,

Въезд машинам запрещает!

Не пытайтесь сгоряча

Ехать мимо кирпича! (Знак «Въезд запрещен»)

 

Коль в грязи капот и шины,

Надо срочно мыть машину.

Ну, раз надо, значит, надо.

Вот вам знак, что мойка рядом!  (Знак «Мойка»)

 

Игра «Красный, желтый, зеленый»

Ведущий показывает цвета светофора, в соответствии с ними игроки выполняют движения. Красный – топают ногами; желтый – хлопают в ладоши; зеленый – бегут на месте.

 «ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ»

Удивительный вагон

Посудите сами

Рельсы в воздухе, а он,

Держит их руками. (троллейбус)

 

Для этого коня еда –

Бензин, и масло и вода.

На лугу он не пасётся,

По дороге он несётся. (автомобиль)

 

Что за чудо – синий дом

Ребятишек много в нём

Носит обувь из резины

И питается бензином. (автобус)

 

Вот так чудо-чудеса!

Подо мной два колеса.

Я ногами их верчу

И качу, качу, качу! (велосипед)

 

Смело в небе проплывает

Обгоняя птиц полёт

Человек им управляет

Что такое? (самолёт)

 

Паровоз без колёс,

Вот так чудо паровоз.

Не с ума ли он сошёл,

Прямо по морю пошёл. (корабль)

 

Мчится огненной стрелой

Мчится вдаль машина.

И зальёт пожар любой

Смелая дружина. (пожарная машина)

 

Несётся и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой. (мотоцикл)

 

С теплым воздухом шар,

А под ним корзинка,

Под ногами земля –

Словно на картинке. (Воздушный шар)

 

Что за птица:

Песен не поёт, гнезда не вьёт,

Людей и груз несёт?  (Вертолет)

 

Рукастая, зубастая,

Идет-бредет по улице,

Идет и снег грабастает,

А дворник только щурится,

А дворник улыбается:

Снег без него сгребается. (Снегоуборочная машина)

 

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей.  (Метро)

Физкультминутка "Самолет"

Круг мы сделаем большой,

Встанем в круг мы всей гурьбой.

Мы покружимся немножко

И похлопаем в ладошки,

Мы потопаем немножко

И похлопаем в ладошки

Повернемся друг за другом

И попрыгаем по кругу.

А теперь – наклон вперед:

Получился самолет.

Крыльями легко помашем

«Отдохнули!» - дружно скажем.

Игра «ВОПРОС – ОТВЕТ»

Ведущий: Предлагаю нам всем вместе поиграть, слушайте внимательно вопросы и дружно отвечайте.

А теперь я вас проверю,

И игру для вас затею.

Я задам сейчас вопросы –

Отвечать на них непросто.

Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!». А если нет – молчите.

 Кто из вас идёт вперёд, только там, где переход?

 Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора?

 Знает кто, что свет зелёный, означает – путь открыт,

А что жёлтый свет всегда нам о внимании говорит?

 Знает кто, что красный свет говорит – дороги нет?

 Кто из вас идя домой, держит путь по мостовой?

 Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?

 «УГАДАЙ И ПОЗВОНИ»

Ведущий показывает табличку с номерами 01; 02; 03. Игроки должны назвать номер службы и что он означает и как правильно туда звонить. Та команда которая быстрее ответит правильно – получает баллы.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

Предложенные игры служат для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, направлены на развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой и артикуляционной моторики, способствуют формированию...

Дидактическая игра ”У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН” (для старшего дошкольного возраста)

Цель: знакомство с различными вариантами ведения ролевого диалога, формирование навыков вежливого разговора по телефону, сообщение полной и нужной информации; развивать логическое и образное мышление,...

"Дидактические игры по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста".

Основная цель данной методической работы заключается в том, чтобы повысить речевой уровень детей с помощью дидактической игры. Использование дидактических игр способствует решению следующих задач: поб...

Картотека "Дидактические игры по мотивам народного творчества для старшего дошкольного возраста"

Картотека "Дидактические игры по мотивам народного творчества для старшего дошкольного возраста" создана в рамках реализации проекта  "Золотые россыпи России" и содержит описание игр, дидактическ...

Дидактические игры и упражнения по развитию речи. Старший дошкольный возраст.

Материал может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Он поможет в усвоении наименований предметов, действий с ними, частей предметов, форм и т.д....

Дидактическая игра, как средство речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра, как средство речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста....

Дидактическая игра по математике "Какой знак?" для старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра по математике "Какой знак?" для старшего дошкольного возраста...