Наглядные средства обучения ПДД
материал по обж на тему

Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей не только правилам дорожного движения , но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте, ставить их в такие ситуации, когда столь серьезная и жизненно важная информация становится востребованной. При этом особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naglyadnye_sredstva_obucheniya.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анненкова Алена Евгеньевна

воспитатель

МБДОУ «ДСКВ № 45» мо г. Братска  

   НАГЛЯДНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПДД

Проблема безопасного передвижения пешеходов по улицам в условиях постоянно растущего числа автомобилей в больших городах стоит  особенно остро. Тревожные статистические данные по детскому дорожному травматизму в  Братске мало, чем отличаются от показателей по России. Для создания более благоприятных условий организуются подземные и наземные переходы, на перекрестках устанавливаются светофоры с функцией звукового или голосового оповещения. Но наиболее эффективная стратегия обеспечения безопасности пешеходов – это формирование у каждого участника дорожного движения четкого представления о правилах, которым необходимо подчиняться на дороге – ПДД. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей.

         Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. 

        Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных. Поэтому главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте, ставить их в такие ситуации, когда столь серьезная и жизненно важная информация становится востребованной. Конечно, это будет игра. Но игра не простая, а поучительная! С каждой игровой деятельности или досуга, дети обязательно должны вынести определённый урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье. 

       Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.

Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Важность этого принципа определяется определенной конкретикой мышления ребенка в детском саду. Значение наглядности обучения убедительно подтверждено исследованиями, в которых показано, что основная информация усваивается человеком через зрительное и слуховое восприятие.  Зрительная информация воспринимается мгновенно.  Слуховая же информация поступает в наш мозг последовательно и занимает гораздо больше времени. Реализовывать принцип наглядности в педагогическом процессе детского сада — значит обогащать и расширять непосредственный чувственный опыт ребенка, уточнять его эмпирические знания.

         Методы использования наглядности можно разделить условно на две большие группы: метод иллюстрации и метод демонстрации.  

     Метод иллюстраций предполагает показ  детям иллюстративных пособий: плакатов, картин, таблиц, стендов, карточек и других дидактических материалов.

       К демонстрационным методам в детском саду относятся показ диафильмов, кинофильмов, компьютерных презентаций.

      Соблюдение требований к средствам наглядности  обеспечивает успешное  их использование:

     Во-первых, эти материалы должны быть понятными и доступными, соответствовать возрастной категории воспитанников.

     Во-вторых, даже доходчиво изложенная информация должна соответствовать действительности и не идти вразрез с окружающими нас реалиями.

      В-третьих, они должны быть красочными, художественными, привлекательными, качественно выполненными.

Детям должно быть действительно интересно изучать информацию, представленную в пособии, а яркие картинки помогут максимально сфокусировать внимание на материале.

      Рассматривая иллюстрации, плакаты, другие наглядные средства,   дети  рассказывают  по картинкам, что на них изображено.  В результате у  детей развивается речь, понимание и осознания ими опасных и безопасных действий на улице, умение найти правильный и безопасный выход из сложившейся ситуации на дороге.

      Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.  Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. К. Д. Ушинский сказал: «Если ребёнок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит».

      Овладения приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образные модели, коллажи. Например, мнемотаблицу: «Красный, желтый, зеленый» - мы используем для закрепления знаний о сигналах светофора (почему выбраны именно эти цвета, на что похожи сигналы светофора).

Мнемотаблицу: «Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов» - используем для ознакомления с дорожными знаками (действиями пешеходов и водителей согласно знакам).

           В нашем  детском саду имеется макет микрорайона с улицами, прилегающими к территории детского сада, На нем, прежде всего мы с детьми изучаем свой микрорайон, составляем его план - схему: детский сад, близлежащие улицы и дороги (их названия), жилые дома и общественные здания. Работу на макете усложняем по содержанию в соответствии с возрастом. На макете микрорайона дети знакомятся с окружающей обстановкой, 

     Так же воспитатель рассказывает детям про город, улицы, светофоры: транспортные и пешеходные, пешеходные переходы и т. д. Используя фигурки пешеходов и транспорта, взрослый  наглядно показывает, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объясняет, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показывает опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д. 

Таким образом, у детей расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, проверяются осознание и понимание дошкольниками опасных и безопасных действий.   

             У нас в группах имеются центры «Безопасность» (ПДД),  где размещено все необходимое оборудование для воспитания у детей  ППД, в том числе разнообразный наглядный дидактический материал:

  • наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями; настенные плакаты, отражающие дорожные ситуации);
  • настольно-печатные игры
  • дидактические игры
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой
  • игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбусы, грузовые автомобили и легковые, пожарные, специальные, трактора, краны, цистерны и т.д.);
  • схемы перекрёстков, дорог с дорожной разметкой и других опасных участков в районе расположения образовательного учреждения;
  • комплект дорожных знаков (из картона);
  • детская художественная литература по тематике дорожного движения (соответствующая возрасту детей),
  • безопасные маршруты «Дом – детский сад» (рисунок-схема), разработанные для каждого ребёнка (старшая группа) и «Дом – школа» — схема микрорайона школы с указанием основного маршрута движения будущих школьников и опасные места на них (подготовительная группа);
  • альбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и осторожными – это поможет ребятам научиться анализировать свои действия);
  • стенды со сменным материалом по ПДД

В методическом кабинете   нашего  детского  сада имеются наглядные учебные пособия для всех  возрастных групп — демонстрационные картинки, плакаты, раздаточный дидактический материал, макеты улиц, схемы, разнообразные игрушки: специальные машины (легковые, грузовые, скорой помощи, пожарные и другие); куклы, одетые в форму регулировщиков;  необходимые атрибуты для управления движением — жезлы, светофоры и т. п.; методическая,  художественная, детская  литература,   для чтения и заучивания наизусть, которым воспитатели пользуются в совместной деятельности с воспитанниками. 

         В общем коридоре ДОУ оформлен  постоянно действующий стенд с  красочной, краткой    информацией  о ПДД для дошкольников, что позволяет воспитателям ежедневно закреплять правила дорожного движения.

Осуществляя взаимодействие с семьями воспитанников, особенно молодыми, мы рекомендуем составлять схему двора с указанием опасных мест.

Это  помогает детям быстрее ориентироваться и  избежать несчастных случаев. По этим схемам можно предложить детям рассказать, как они будут играть во дворе: где безопасно кататься на велосипеде, играть в мяч, бадминтон и другие игры. И наоборот, дети должны рассказать, где им запрещено играть; это стоянки автомобилей, гаражи, мусорные ящики, различные строения. Все это дисциплинирует детей, они быстрее понимают, что можно, а чего нельзя делать.

Таким образом, использование наглядных методов и приемов  в работе с детьми дошкольного возраста  позволит сформировать  понимание и осознание ими опасных и безопасных действий на улице, умение найти правильный и безопасный выход из сложившейся ситуации на дороге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядных средств обучения для формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Принцип  наглядности  утверждает,  что  сознательное  овладение  знаниями  и  формирование  у  дошкольников   научных  представлений...

Консультация для логопедов "Наглядные средства обучения с использованием лэпбука в системе инклюзивного образования в детском саду"

Инновационные процессы, происходящие в современной образовательной практике, в частности развитие инклюзивного образования, предоставляющего возможность получать образование детям с ОВЗ в общеобразова...

Использование наглядных средств обучения для формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ТНР

Большинство детей с ЗПР не проявляет активого интереса к решению математических заданий. При этом, испытывая затруднения, фактически они не обращаются к взрослому за помощью, однако охотно ее принимаю...

Наглядные средства обучения в ДОУ

При  обучении  и  развитии  детей  дошкольного  возраста  применятьнаглядные  пособия  особенно  важно,  т.к.  в  этом  возрасте...

Наглядные средства обучения детей дошкольного возраста

Наглядные средства обучения детей дошкольного возраста...

Наглядные средства в обучении математике, как средство активизации творческой познавательной деятельности дошкольников

Прежде, чем описать использование наглядных средств как средства активизации познавательного интереса к математике, определим, что следует понимать под термином «познавательный интерес».По...