Рекомендации по обучению детей дошкольного возраста основам безопасности
консультация по обж

Дворкина Марина Наильевна

        Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений.
Многие правила безопасности возникли еще в давние времена, когда люди пытались защищаться от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, естественно, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением народа, наличием предметов бытовой техники и электроники.

        Поэтому наша цель – это познакомить детей  не только с правилами дорожного движения,  а также необходимо сформировать у них навыки правильного поведения на дороге, безопасности  в быту и в природе.  Все правила, усвоенные ребенком  с раннего детства, наиболее прочные, так как они становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Обучая детей правилам дорожного движения, безопасности в природе и в быту, необходимо использовать все доступные методы и приемы работы с детьми. Работу необходимо проводить комплексно по всем разделам воспитания и обучения и привлекать всех участников образовательного процесса: это педагогов, детей и их родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnost_dlya_detey.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 50 г. Челябинска»

454015, г. Челябинск, ул. Шагольская I квартал, 6 «б», тел: 8(351)283-07-26

madou.50@mail.ru

Обучение детей дошкольного возраста

основам безопасности

Разработчик: Дворкина Марина Наильевна

старший воспитатель

Челябинск 2016

        Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений.
Многие правила безопасности возникли еще в давние времена, когда люди пытались защищаться от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, естественно, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением народа, наличием предметов бытовой техники и электроники.

        Поэтому наша цель – это познакомить детей  не только с правилами дорожного движения,  а также необходимо сформировать у них навыки правильного поведения на дороге, безопасности  в быту и в природе.  Все правила, усвоенные ребенком  с раннего детства, наиболее прочные, так как они становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

      В работе по формированию основ безопасности  жизнедеятельности необходимо тесное сотрудничество педагогов , детей  и их и родителей. Все участники педагогического процесса должны быть максимально включены в работу , и ознакомлены со всеми разделами в области «Безопасность»

      Основное содержание воспитательно-образовательной деятельности педагога с детьми по реализации задач образовательной области «Безопасность» представлено в 5-и разделах:
«ребенок и его здоровье,
«ребенок и другие люди»,
«ребенок дома»,
«ребенок и природа»,
«ребенок на улицах города».

    Такие разделы позволяют охватить все стороны окружающего мира ребенка и реализовать поставленные цели и задачи.
Тематическое планирование работы на год, разработанное по образовательной области «Безопасность», помогает систематизировать и распределить работу с детьми согласно лексическим темам, реализовать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

     Залогом успешности образовательной деятельности по данной теме  является сочетание разнообразных видов детской деятельности: игровой, художественно-эстетической, познавательно-речевой, коммуникативной, а также использование традиционных и инновационных форм и методов работы, позволяющих сформировать у дошкольников знания о правилах поведения, воспитать положительное отношение к необходимости соблюдения мер предосторожности. К ним относятся: беседы с участием персонажей, ситуационно-имитационное моделирование, использование заранее спланированной педагогической ситуации, анализ заданных ситуаций, детское экспериментирование и проектная деятельность, а также игры-соревнования, создание среды для речевого творчества, привлечение родителей, организация совместной деятельности детей и взрослых.
Обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: совместном поиске и нахождении выхода из трудной ситуации, совместного обсуждения проблем, ведения диалога, совместного познания, открытия, удивления.

      Для того, чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать к чему может привести нарушение установленных правил и норм, очень важно использовать специально подобранные произведения детской художественной литературы. Художественное слово всегда заставляет ребенка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать ее и оценить поступки героев. Поэтому в работе с дошкольниками по ознакомлению с правилами безопасного поведения на дороге , в быту и на улице необходимо использовать такие приемы, как чтение рассказов и стихотворений с анализом поступков героев,  рассматривание фрагментов  рассказа как иллюстрация к определенной опасной ситуации, анализ произведения с целью самостоятельного выделения детьми мер предосторожности.

     Чтобы детям было проще запомнить жизненно важные правила безопасности, необходимо  использовать  зарифмованные фразы для заучивания их наизусть, например:

 «Красный свет – дороги нет!

   Желтый – подожди…

  А горит зеленый свет – можно, проходи!»


    Восприятие рифмованных правил вызывает эмоционально положительную реакцию у детей. Динамика, ритм, непосредственность коротких стихотворений способствует тому, что дети легко запоминают их, употребляют в разговорах.
Грамотно оформленная развивающая среда группы позволит эффективно воздействовать на развитие ребенка. Для успешной организации обучения в группе необходимо создавать и использовать  специально подобранные средства обучения: тематические настольные игры, разнообразные напольные макеты, моделирующие улицы, дороги, транспорт, видео материалы и презентации, тематические коллажи, альбомы детских рассказов и продуктов детской творческой деятельности.

       Также необходимо создать  напольный  макет улицы  и дороги. Он может видоизменяться, дополняться в зависимости от поставленных педагогических задач. Необходимые элементы и дополнительные детали для макета могут изготавливаться самими детьми и использоваться в процессе игровой деятельности.
Тематические коллажи – замечательное средство обучения, позволяющее закрепить знания детей, повторить пройденный материал, развить связную речь.
    Подборка дидактических игр и интеллектуальных задачек по теме ОБЖ, помогают развивать интеллектуальные способности: внимание, память, мышление, воображение. Лабиринты, ребусы, кроссворды можно придумать родителям вместе с детьми . Интеллектуальные задачки, кроссворды, загадки – это новый подход , для развития смекалки, сообразительности, фантазии, умения логично рассуждать и делать выводы.

     В  уголок безопасности  необходимо  разместить  иллюстрации  материалов, детской художественной литературы, альбомов с творческими рассказами детей по основам ОБЖ.  

      Полученные знания и умения детей необходимо  отражать в продуктивной деятельности. Детские рисунки и аппликации – ценный материал для составления альбомов детского художественного и речевого творчества. В них записаны рассказы детей, фантазийные сказки, придуманные совместно с родителями загадки.

     Поэтому, обучая детей правилам дорожного движения, безопасности в природе и в быту, необходимо использовать все доступные методы и приемы работы с детьми. Работу необходимо проводить комплексно по всем разделам воспитания и обучения и привлекать всех участников образовательного процесса: это педагогов, детей и их родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста элементам спортивных игр"

Спортивные игры являются высшей формой обычных подвижных игр. В данной статье рассказывается какие спортивные игры доступны для старших дошкольников....

"Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста с нарушениями слуха танцевальным движениям"

Занимаясь много лет  хореографией с неслышащими детьми (дошкольниками),  я  накопила определённый опыт  по обучению  их танцам.В  данной  методической разработке ...

Рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах в современных условиях.

Представляю вашему вниманию презентацию "Рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах в современных условиях". Ее можно использовать как прим...

Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах.

Обучение ходьбе на лыжах рекомендуется начинать с 3,5 -4 летнего возраста. Палки пока не нужны. Лыжи подбираются по росту ребенка, лучше на ботинках с тупыми носами. В младших дошкольных группах целес...

Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста ПДД «ДОБРАЯ ДОРОГА ДЕТСТВА»

Методические рекомендации «Правила дорожного движения детям» созданы в помощь педагогам дошкольных образовательных организаций для обучения детей дошкольного возраста безопасному  пов...

Презентация "Рекомендации по обучению детей дошкольного возраста ПДД"

Рекомендации по обучению детей дошкольного возраста ПДД...