"Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста с нарушениями слуха танцевальным движениям"
статья по музыке по теме

Бабаева Евгения Анатольевна

Занимаясь много лет  хореографией с неслышащими детьми (дошкольниками),  я  накопила определённый опыт  по обучению  их танцам.В  данной  методической разработке  раскрыты основные методы и приемы  работы над музыкально –  ритмическими  движениями у детей дошкольного возраста  с нарушениями слуха при выполнении подготовительных упражнений, направленных на освоение необходимых двигательных, танцевальных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekom._po_obuch._tantsam-grant.doc44.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №19

Методические рекомендации по обучению  детей дошкольного возраста с нарушениями слуха

танцевальным движениям

                                                                       

г. Нижний Новгород

2012 год

Методические рекомендации по обучению танцевальным движениям  детей с нарушениями слуха

Формирование у дошкольников музыкально-двигательного, в том числе танцевального творчества является одной из программных задач музыкального воспитания в дошкольном учреждении. Практика музыкального восприятия дошкольников давно уже ориентирует детей на то, чтобы отражать в движениях не только ритм музыки, но и ее интонации, характер, образное содержание.

Танцевальное движение — это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

Основной задачей танца для дошкольников является приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкальных способностей, формирование эстетического вкуса и интересов.

Для достижения эффективности обучения необходимо серьезная подготовительная работа. Надо предварительно проработать все танцевальные элементы, составляющие основу данного танца. Разучивать движение следует с начала в более медленном темпе, обращая внимание на отдельные технические трудности, исполнительский нюанс.

Первостепенную роль играет правильный, отчетливый выразительный показ движений педагога. Показывая детям новое движение, педагог исполняет его выразительно, чтобы донести до них характер и особенности исполнения. Словесные пояснения педагога должны быть лаконичными, доступными детям  по уровню их развития. Музыкальный руководитель подчеркивает характерные особенности движений, разъясняет технику их выполнения, например: «Спина прямая», «Тяните носок», «Выполняйте поскоки легко», «Идите на носках – ноги прямые». Следует обращать внимание детей на взаимосвязь музыки и движений. Новые термины вводятся при одновременном показе педагогом движений. Например, музыкальный руководитель говорит: «Будете делать галоп. Посмотрите». Затем он демонстрирует движение и предлагает детям повторить за ним: «Делайте галоп. Слушайте музыку».

С первых занятий разучивания двигательных упражнений детей  побуждают вслушиваться в музыкальное сопровождение. Дети уясняют, что все  «команды» дает им музыка и только при постоянном внимании к ней можно исполнять движения выразительно и ритмично. В процессе разучивания упражнений  на каждом занятии организуется прослушивание всего музыкального сопровождения. Это помогает детям вспомнить характер музыки и уточнить  её выразительные средства. Внимание детей привлекается тогда, когда  изменение движения связано с чередованием  определённого  средства музыкальной выразительности: «Громкая музыка – делайте поскоки, тихая – идите на носках; быстрая музыка – хлопайте в ладоши,  медленная – качайте руками». Затем дети выполняют под музыку основные движения: чередуют поскоки с ходьбой на носках или  хлопки в ладоши с качанием рук. Далее педагог должен уточнить ритмичность движений детей. В этих случаях рекомендуется сначала научить детей самостоятельно ритмично хлопать под музыку и только после этого исполнять разученное движение под музыку.  При многократном повторении упражнений большое значение имеет конкретность предъявляемых заданий. Один элемент можно отрабатывать на протяжении нескольких занятий. Так, например, при разучивании хлопков в ладоши, на первом занятии отрабатывается правильность положения рук при хлопках (руки подняты вперёд до уровня пояса, локти  присогнуты, ладонь одной руки ударяет сверху по ладони другой),  ритмичность исполнения. На втором – это умение закрепляется, добиваясь от детей свободного исполнения. На следующем занятии это движение дети должны выполнить самостоятельно, правильно, ритмично, свободно и эмоционально.

При выборе движений следует учитывать принцип доступности детям их технического  исполнения, систематичности и последовательности  в обучении. Важно, чтобы  в первоначальный период использовались простые, интересные для детей движения. Дети должны почувствовать согласованность движений с музыкой,  получить удовольствие от непринуждённости и лёгкости исполнения. Интерес к движениям, полученный на первых занятиях, способствует успешному обучению. Разучив отдельные танцевальные элементы, составляющие основу данного танца, можно соединить их в небольшие танцевальные композиции, а затем уже работать последовательно над фигурами танца, которые войдут в дальнейшем в единую танцевальную композицию. Такая предварительная работа совершенно необходима. Если танец сразу разучивается целиком, а не поэтапно, дети будут чувствовать себя неуверенно, будут часто ошибаться и все это снизит интерес к танцу, процесс обучения станет малоэффективным.

При разучивании танцевальных элементов дети могут стоять в свободном расположении (врассыпную), в шахматном порядке по линиям, в полукруге или в кругу (в этом случае педагог стоит не в центре круга, а рядом с танцорами по кругу). При этом все хорошо видят его показ, а педагогу легче контролировать качество движений. Если танцоры стоят напротив педагога, его показ должен быть зеркальным.

Работая со всей группой, необходимо держать в поле зрения каждого ребенка, осуществлять индивидуальный подход. Педагог наблюдает за детьми в процессе занятия, отмечает их успехи, помогает преодолевать недостатки. С отстающими работает дополнительно, создает такую обстановку, чтобы у неуверенных в себе вызвать желание действовать. Он использует приемы, которые можно использовать при индивидуальной работе с детьми: во время исполнения педагог встает рядом и помогает ребенку; тихонько отзывает ребенка в сторону и предлагает посмотреть, как исполняют движение остальные; дает подбадривающую оценку по ходу движения, отмечая малейшие успехи; оказывает ребенку помощь действием, например, держит его руки, поправляет кисти, помогает выше приподнять ногу, повернуть корпус и т. д.

После освоения того или иного танца можно просматривать детей индивидуально, по одной паре или несколько пар, анализировать исполнительство и затем оценивать его. Полезно привлекать детей к анализу деятельности товарищей и к самоанализу. При этом внимание  надо обращать не только на технику исполнения движения детьми, на грамотность и качество, но и   на выразительность, эмоциональность, согласованность с музыкой.

Если во время обучения танцам педагог «выравнивает» детей, объясняет им задание в течение 1,5–2 минуты, то даже это снижает их внимание, активность при выполнении движений танца и отрицательно сказывается на осанке. Продолжительность объяснений не должна превышать 30-35 секунд, каждая 5–6 раз. А вот темп проведения упражнений зависит от подготовленности детей.

Педагог должен добиваться, чтобы движения детей были естественными, непринужденными, выразительными. У ребенка необходимо выработать  активную реакцию на музыку, умение эмоционально, образно передать в движениях настроение, чувства, развитие сюжетной линии, которая заложена в характере программной музыки.

Методические рекомендации  по разучиванию танцев

  • Правильный подбор музыкального произведения.
  • Сочетание ритмических упражнений с элементами классических, массово-народных и диско-танцев.
  • Разнообразие движений и высокая динамичность
  • Проведение занятий в игровой форме, которая представляет собой   законченную сюжетную композицию.
  • Побуждение детей к эмоциональному самовыражению и двигательному творчеству через игру.
  • Знакомство с танцевальным этикетом: с правильным приглашением на танец и умением благодарить партнера после окончания танца.
  • Активная роль педагога  на занятиях.
  • Эмоциональный и образный  показ  танцевальных движений.
  • Одобрение и поддержка педагогом детей, которые предлагают новые танцевальные композиции, состоящие из танцевальных элементов и ритмических упражнений.

Систематичность, постепенность и последовательность – это основные педагогические принципы в обучении детей танцевальным движениям. Дети не смогут выполнять движение под музыку свободно и красиво, если пляска, игра разучиваются сразу, без предшествующих подготовительных упражнений, направленных на освоение необходимых двигательных, танцевальных навыков. Основные принципы методики сводятся к тому, чтобы, используя музыкальные навыки детей и запас танцевальных движений, научить их не бояться танцевать под любую музыку, и, используя танцевальные игры, разучивать с детьми и их родителями простые танцы прямо на праздниках.

 Система упражнений, выстроенная по принципу «от простого к сложному», с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения, при условии многократного повторения заданий, поможет привести к  успешному выполнению требований программы.

Таким образом, занятия по хореографии играют большую роль в развитии детей дошкольного возраста, так как они способствуют развитию координации движения, пространственной ориентировки, укрепляют здоровье и повышают жизненный тонус детей, помогают развитию многих сторон личности ребенка: музыкально-эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной. Танец  является средством нравственного, физического, умственного и эстетического воспитания детей, так как приучает к нормам культурного общения, учит коллективизму; формирует красивую осанку, учит выразительности, пластичным движениям; расширяет кругозор, развивает внимание и память, воображение, наблюдательность, творческую активность; развивает эмоциональную восприимчивость, прививает эстетический вкус, чувство прекрасного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по ознакомлению с окружающим "Профессии" для детей дошкольного возраста с нарушением слуха 4, 5 года обучения.

Данная презентация знакомит детей дошкольного возраста  с нарушением слуха с людьми  наиболее распространенных профессий....

"Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста элементам спортивных игр"

Спортивные игры являются высшей формой обычных подвижных игр. В данной статье рассказывается какие спортивные игры доступны для старших дошкольников....

Обучение чтению с губ детей дошкольного возраста с нарушениями слуха

Материал по обучению чтению с губ детей дошкольного возраста с нарушениями слуха...

Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах.

Обучение ходьбе на лыжах рекомендуется начинать с 3,5 -4 летнего возраста. Палки пока не нужны. Лыжи подбираются по росту ребенка, лучше на ботинках с тупыми носами. В младших дошкольных группах целес...

Методика изучения уровня сформированности элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха третьего года обучения

Диагностика в детском саду помогает определить уровень развития ребенка (интеллектуального, психического, физического и т.д.), врожденность или приобретенность определенных качеств личности, анализ ко...

Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста ПДД «ДОБРАЯ ДОРОГА ДЕТСТВА»

Методические рекомендации «Правила дорожного движения детям» созданы в помощь педагогам дошкольных образовательных организаций для обучения детей дошкольного возраста безопасному  пов...