"Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста элементам спортивных игр"
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Кузьмина Светлана Николаевна

Спортивные игры являются высшей формой обычных подвижных игр. В данной статье рассказывается какие спортивные игры доступны для старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭЛЕМЕНТАМ СПОРТИВНЫХ ИГР

Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четкость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а также элементы спортивных игр. Овладение всеми видами спортивных упражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей.

Спортивные игры являются высшей формой обычных подвижных игр. Ребенок в кратчайшие промежутки времени должен увидеть создавшуюся обстановку (расположение партнеров и противника, положение мяча), оценить, выбрать наиболее правильные действия и применить их. Все это требует от играющих развития определенных умений и навыков.

Для игр с элементами спорта характерны также определенная специфика и точность двигательных действий, определенный состав участников, распределение функций, четкая организация игровых условий (разметка площадки, подбор инвентаря и пр.), что непосредственно связано с такими личностными характеристиками, как организованность, дисциплинированность, относящимися к волевой сфере ребенка.

Спортивные игры способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма – нервной, сердечнососудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально-волевых качеств. Очень ценно, что  занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством для закаливания ребенка.

Практика показывает, что дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой и началами различных видов спорта. Большой интерес у них вызывают спортивные игры – серсо, баскетбол, футбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон, хоккей, городки.

Заниматься спортом в прямом смысле слова (который подразумевает участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов) не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх, отдельные элементы соревнования, не только возможны, но и целесообразны.

При обучении спортивным играм в детском саду необходимо формировать у детей положительное отношение к физической культуре и спорту, а также потребность к самостоятельным занятиям.

Так как спортивные игры относятся к сложным подвижным играм и требуют собранности, организованности, наблюдательности, овладения определенной техникой движений, быстроты двигательной реакции, в дошкольном возрасте используются элементы спортивных игр, и дети играют по упрощенным правилам. 

Таким образом, спортивные игры требуют хорошего уровня развития основных движений и физических качеств.

Основные движения – это жизненно необходимые для человека движения, которыми он пользуется в своей многообразной деятельности: ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье;  постоянным,   необходимым   компонентом  этих 

движений   является чувство равновесия. Основные движения имеют динамический характер. Они вовлекают в работу большое количество мышц и повышают жизнедеятельность всего организма, активизируя все физиологические процессы. Таким образом, они оказывают целостное влияние на организм, способствуя физическому развитию и оздоровлению ребенка.

Среди основных видов движений, наиболее важных в спортивных играх, следует выделить бег (футбол), прыжки (волейбол, баскетбол), метание (баскетбол, хоккей).

Физические качества – это врожденные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Среди физических качеств, наиболее важных в спортивных играх –

быстрота (футбол, хоккей, настольный теннис, бадминтон, волейбол), ловкость (серсо, городки, бадминтон, баскетбол, волейбол), выносливость (футбол, хоккей), сила (хоккей) и гибкость (настольный теннис, бадминтон, серсо).

Обучать детей играм с элементами спортивных игр следует постепенно, переходя от простого к сложному, так как такие игры требуют особой подготовки организма ребенка для их проведения.

Рассмотрим некоторые спортивные игры, доступные для старших дошкольников:

Серсо.

Серсо» по-французски – обруч. В дошкольном возрасте игры в серсо рекомендуется использовать, начиная со старшей группы.

Эти игры способствуют выработке основных двигательных качеств (ловкости, силы, быстроты, выносливости), помогают ориентировке в пространстве, согласованности действий, тренируют вестибулярный аппарат, оказывают влияние на формирование нравственно-волевых качеств, воспитывают стремление выполнять упражнение не только правильно, но и красиво, легко, непринужденно.

Оборудование игры несложное: кольцо и шпажка.

Правила игры сводятся к следующему: ребенок бросает кольцо одной рукой или шпажкой партнеру, тот ловит рукой, на руку или шпажку. Поочередно меняются ролями. Победитель определяется по числу пойманных колец.

Баскетбол.

Это командная игра, в которой совместные действия игроков обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метание, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре.

Прежде чем приступить к игре в баскетбол, необходимо соблюсти следующую последовательность упражнений, подводящих к освоению этой игры:

  • обучение технике ловли мяча;
  • удержания мяча;
  • передачи мяча;
  • ведения мяча;
  • бросания мяча в корзину.

Волейбол 

Обучение игре в волейбол складывается из 3 этапов: подготовительный, подводящий, основной. На подготовительном этапе нужно уметь видеть мяч, быстро реагировать на его полет, развивать координацию движений. На втором этапе детей учим выполнять упражнения с мячом, которые применяются в волейболе: перебрасывать мяч друг другу, и ловить его двумя руками, отбивать мяч толчком 2 ладоней в нужном направлении. На основном этапе учат перебрасыванию мяча через сетку с соблюдением следующих правил:

  1. Мяч в руках не задерживать, а отбивать его выше и сильнее, чтобы перебросить через сетку.
  2. Подавать мяч в игру не с угла, а с поля.

Футбол.

Дошкольники старшего возраста, да и младшего любят выполнять некоторые элементы игры в футбол, подражая настоящим футболистам. Такие упражнения с мячом развивают глазомер, координацию, укрепляют мышцы ног, туловища.

Главная игровая задача в футболе – забить мяч в ворота соперника.

Обучать детей дошкольного возраста двигательным умениям футбола следует в следующей последовательности:

  •  подготовительные упражнения без мяча и с мячом без передачи мяча партнёру (подкидывать мяч ногой, ловить его руками; подкидывать мяч ногой вверх несколько раз подряд, отбивая его верхом стопы, внутренней её стороной и т.д.);
  •  передача мяча партнёру (отбивая его ногой с ходу; останавливать катящийся мяч внутренней частью ступни и посылать его обратно);
  •  игры с элементами футбола «Мяч между кеглями», «Попади в центр» и др.

    После того, как дети овладеют некоторыми навыками игры, можно создавать команды для игры в футбол по упрощённым правилам. Чтобы игра проходила организованно, детей заранее надо познакомить с этими правилами.

Бадминтон.

Это спортивная игра с воланом и ракетками, насыщенная разнообразными движениями и комбинациями. В ДОУ знакомство и обучение с элементами спортивной игры «Бадминтон», начинается со старшего дошкольного возраста. На начальном этапе обучения проводятся упражнения и игры с ракеткой и воланом.

Цель игры – не допустить падения волана на своей площадке и приземлять его на стороне противника. Простота правил, возможность играть на любой небольшой площадке, лужайке, пляже и т.п. делают бадминтон широкодоступной игрой. До проведения игры ребенка учат правильно держать ракетку: её держат в правой руке так, чтобы конец ручки упирался в основание ладони, большой палец слегка вытянут вперед и упирается в ручку ракетки. Ребенок упражняется в отбивании волана. Он левой рукой подбрасывает волан перед собой и отбивает его ракеткой вверх, не давая ему упасть.

Настольный теннис.

Игра проводится на столе размером от 230×100 до 250×130 см. Высота стола –

65-68см. Удобны столы, высота которых может изменяться. Стандартные ракетки

несколько тяжелы для детей, поэтому ручку нужно укоротить на 2см и на 0.5 см уменьшить диаметр. В начале обучения даются упражнения с мячом настольного тенниса (подбрасывать и ловить мяч одной и двумя руками, перебрасывать мяч друг другу, играть в паре на столе без сетки и т.д.). Только при постоянных упражнениях с ракеткой дети могут освоить игру. Во время упражнений дети разбиваются на группы: одни играют на столе, другие выполняют движения в паре или индивидуально, затем меняются местами. Все упражнения необходимо выполнять как правой, так и левой рукой. Во время игры дети подают подряд несколько подач (3-5). Если допущена ошибка (мяч не принят, не попал на стол), другому игроку присуждается очко.

Городки.

Эта старинная русская игра развивает силу, глазомер, точность движений, выдержку. Для игры нужна площадка размером 5×3  м. с двумя городами (1.5×1.5м.). В 3м. от городов проводится черта (полукон), в 6м. – другая (кон). По другую сторону городов устраивается земляной вал и на нем защитная стенка.

Цель игры – битой выбить из города 5 городков, составленных в определенную фигуру. Каждый игрок делает 2 броска. Вначале с кона, а затем (если хоть один городок выбит из города) с полукона. Побеждает тот, кто на выбивание фигур(ы) затратил меньше бит. При  командных играх дети бросают по две биты, чередуясь с участниками другой команды, выбивающей такие же фигуры из своего города. При этом в командах должна быть заранее установлена очередность выхода на каждого играющего.

Основной техникой игры в городки является бросок биты.

Главная задача воспитателя – научить детей броску (бросок сбоку, бросок от плеча). Обучение детей нужно начинать с показа. Затем дети имитируют бросок биты сбоку. Бросать биты начинают с полукона, стремясь выбить вертикально поставленный городок. Затем переходят к броскам с кона, выбивая простые фигуры из 2-3 городков. Дети постепенно учатся устанавливать 5-6 и более сложных фигур.

Хоккей.

В подготовительный период дети осваивают основные понятия: клюшка, крюк клюшки, шайба и т.п.

Вначале дети учатся маневрировать, бить по шайбе и т.п. Маленькими клюшками дети стараются загнать льдинку в лунку, круг или воротца. С самого начала важно научить правильно, непринужденно держать клюшку двумя руками — правой (сильной) рукой за конец палки, хватом сверху (отступив 1,5—2 см), а другой рукой немного ниже — хватом снизу. Клюшку нужно держать так, чтобы крюк нижним ребром целиком прилегал ко льду. Во время игры не следует перехватывать клюшку руками. В руках игрока она должна быть легкой, послушной. Для этого детям предлагаются упражнения: махи руками с клюшкой, перенос клюшки вокруг туловища, из одной руки в другую, вращение клюшки, держа ее двумя руками и т.п.

Конечно же, спортивные игры требуют длительных тренировок, огромного физического и нервного напряжения и только при системном подходе и дозированной нагрузке наши воспитанники овладеют элементами спортивных игр, которые в дальнейшем позволят более быстро овладеть техникой спортивной игры в полном объеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста с нарушениями слуха танцевальным движениям"

Занимаясь много лет  хореографией с неслышащими детьми (дошкольниками),  я  накопила определённый опыт  по обучению  их танцам.В  данной  методической разработке ...

Подбор материала по теме: «Обучение детей дошкольного возраста элементам спортивных игр»

В дошкольных учреждениях на занятиях по физической культуре активно используются элементы спортивных игр. Эта подборка поможет педагогам правильно организовать обучение детей дошкольного возраста элем...

Методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста со спортивными играми (баскетбол для дошкольников).

Методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста со спортивными играми (баскетбол для дошкольников).                    ...

Реферат "Особенности обучения детей дошкольного возраста элементам спортивных игр"

Данный реферат поможет студентам готовиться к проведению спортивных игр и упражнений с детьми дошкольного возраста....

Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах.

Обучение ходьбе на лыжах рекомендуется начинать с 3,5 -4 летнего возраста. Палки пока не нужны. Лыжи подбираются по росту ребенка, лучше на ботинках с тупыми носами. В младших дошкольных группах целес...

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО

Данные методические рекомендации адресованы родителям детей дошкольного возраста и их целью является: – оказание практической помощи родителям по реализации в семье основной общеобразовательной ...

Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста ПДД «ДОБРАЯ ДОРОГА ДЕТСТВА»

Методические рекомендации «Правила дорожного движения детям» созданы в помощь педагогам дошкольных образовательных организаций для обучения детей дошкольного возраста безопасному  пов...