Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста "Огонь - друг или враг?"
проект по обж (старшая группа) на тему

Гарпинченко Юлия Михайловна

         У детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстримальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара. Поэтому необходимо формировать у детей основ пожарной безопасности, вооружать их представлениями и способностями необходимыми для действия в экстримальных ситуациях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_proekt_ogon_-_drug_ili_vrag_garpinchenko.docx67.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  № 28 «РОДНИЧОК» СТАНИЦЫ НОВОДОНЕЦКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН

КРАЕВОЙ КОНКУРС «СЛУЖБА СПАСЕНИЯ 01»

РАБОТА ПЕДАГОГА

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ОГОНЬ – ДРУГ ИЛИ ВРАГ?»

                                                   Воспитатель МБДОУ ДС № 28

                                                      Гарпинченко Юлия Михайловна

ст. Новодонецкая, 2016 год

Название проекта: «Огонь – друг или враг?»

Участники проекта: дети старшей группы

По количеству участников: коллективный

 По приоритетному методу: практический

По продолжительности: краткосрочный (1 неделя).

Актуальность проекта: Проблема пожаров остро стоит в нашей стране. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека.  Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Актуальность проекта вызвана еще тем, что формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту и правила поведения при пожарной опасности реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Реализация данного проекта предполагает возможность научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь. 

Проблема: у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара.

Принципы реализации проекта:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия «дети – окружающая среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в окружающей среде, при неосторожном обращении с огнем.  Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть безопасного поведения в окружающей среде. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасных ситуаций, показывать конкретные безопасные действия выхода из них.

5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

Цели проекта:

Формирование у детей основ пожарной безопасности.

Вооружение детей представлениями и способностями необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи:

- уточнить, систематизировать и углубить представления детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;

- учить детей правилам поведения в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, четко называть свой адрес);

- познакомить со средствами пожаротушения;

- способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;

- расширить представления детей о профессии пожарного;

- воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи.

- развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, чтобы быть ловкими, смелыми и сильными, как пожарные;

- привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте;

- формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.

Этапы проекта

1этап: подготовительный

- подбор детской художественной литературы для чтения детям;

- подбор игр: сюжетно – ролевые, дидактические, подвижные;

- подбор материала для проведения опытов и экспериментов;

- подбор сюжетных картинок и иллюстраций;

- оформление анкеты для родителей;

- работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

2 этап: основной

-беседы с детьми«Причины пожара»,«Эти предметы таят опасность»,

«Профессия спасатель»;

- обсуждение ситуации «Что делать если …?»;

- просмотр презентаций, видеофильмов

- игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные);

- игра-драматизация «Кошкин дом»;

- проведение опытов, экспериментов:

«Опасная свеча»;

- детские рисунки на тему: «Отважные герои»;

- чтение художественной литературы Б. Житкова «Дым», «Пожар», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Л.Н.Толстой «Пожарные собаки»;

-экскурсия по детскому саду;

- встреча с сотрудниками пожарной части;

-конкурс стихотворений «Опасные шалости»;

- викторина «Загадки от Огонька»;

-тренировочная эвакуация.

3 этап: заключительный

-выставка детских рисунков «Не играй с огнём», «Отважные герои»,

-презентацияброшюр, книжек «Что мы знаем про огонь».

- памятки для родителей;

- отчет воспитателей о реализации проекта.

Реализация проекта

Понедельник

 Взаимодействие с родителями:

 1. Анкета для родителей по теме.

 2. Объявление конкурса детско-родительского рисунка «Не играй с огнём».

3. Изготовление совместно с родителями брошюр, книжек «Что мы знаем про огонь».

4. Просмотр мультфильма «Кошкин дом».

5. Беседа «Причины пожара».

6. Игра-драматизация «Кошкин дом».

Вторник

1.Беседа с детьми и просмотр презентации «Эти предметы таят опасность».

2. Дидактическая игра «Опасно – не опасно».

3. Чтение произведений Б. Житкова «Дым», «Пожар».

4. Проведение опытов, экспериментов:

«Опасная свеча» (знакомство со свойствами огня).

5. Подвижная игра «Огненный дракон».

Среда

1.Обсуждение ситуации «Что делать если …?»

2. Дидактические игры «Служба спасения 01», «Диалоги по телефону».

3.  Экскурсия по детскому саду: знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями.

4.Подвижная игра «Кто быстрее потушит пожар».

5.Чтение поэмы С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое».

Четверг

1. Беседа «Профессия спасатель» с просмотром презентации.

 2. Просмотр видеофильма о пожаре и работе пожарных по спасению людей. (Фрагменты из телепередач, новостей с сообщениями о пожаре).

3. Встреча с сотрудниками пожарной части.

 4. Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки».

5.Сюжетно-ролевые игры:

- «Мы – пожарные!»

- «Пожарные спешат на вызов».

6.Дидактическая игра «Что нужно спасателям?»

7.Конкурс детских рисунков «Отважные герои».

Пятница (итоговый день)

1.Конкурс стихотворений «Опасные шалости».

2.Викторина «Загадки от Огонька».

 3. Тренировочная эвакуация. Тренинги: эвакуация детей из здания, сверка списочного состава с фактическим наличием эвакуированных детей, размещение их в заранее назначенном месте.

4. Выставка детских рисунков «Не играй с огнём»,«Отважные герои».

5.Презентация брошюр, книжек «Что мы знаем про огонь».

Ожидаемые результаты

Краткосрочный детско-родительский проект «Огонь – друг или враг?» позволит:

- комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в быту дома и в детском саду, учитывая возрастные особенности детей и уровень их психического и физического развития;

- воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил  поведения при пожаре, культуру поведения дома и в детском саду, детей старшего дошкольного возраста;

- проявление интереса у родителей к проблеме обучения детей основам правил безопасности;

- координирование деятельности по обучению ОБЖ между детьми и родителями;

- формирование у детей самостоятельности и ответственности действий в опасных ситуациях.

Список используемой литературы:

1.Т.А. Шорыгина.  «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет».- Творческий Центр СФЕРА,2009год

2.Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова  «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников».- АЙРИС-ПРЕСС,2009 год

3.Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. Издательство «Учитель», 2011.

4.Петухова Е.Н. Неделя пожарной безопасности в ДОУ. // Дошкольная педагогика. - 2009 - №1

        

5.Пикулева Н. Пожарная безопасность.// Дошкольное воспитание. – 2007 - №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационный краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Люди огненной профессии»

Любой человек мечтает приобрести в жизни любимое дело, приносящее радость ему самому и доставляющее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь доставляла удовлетворение? Профессия челов...

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста . «Нет лучшего друга, чем родная мамочка»

Сроки проекта: с 19 по 30 ноября Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители, воспитатель.Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный, в рамках детского сада.Цель: формир...

Педагогический краткосрочный проект Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Космос»

АКТУАЛЬНОСТЬ Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, зв...

Педагогический краткосрочный проект Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Космос»

АКТУАЛЬНОСТЬ Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, зв...

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста "Олимпийская деревня"

Проектная карта, недельного проекта об Олимпийских  играх....

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста "Этот удивительный космос"

Цель проекта: Приобщение детей к знаниям об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Вызвать чувство гордости за наших соотечественни...