Профориентационный краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Люди огненной профессии»
проект (подготовительная группа) на тему

Будникова Светлана Николаевна

Любой человек мечтает приобрести в жизни любимое дело, приносящее радость ему самому и доставляющее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь доставляла удовлетворение? Профессия человеку нужна не сама по себе. Она нужна ему не только для того, чтобы кормить себя и свою семью, быть востребованным обществом и получать от него признание. Она нужна в первую очередь для того, чтобы создать свой имидж, отражающий уникальность человека, достичь определенного социального статуса. Человек существует не ради самого себя, а для того, чтобы состояться, быть самостоятельным.

Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья, сила примера родителей. Благоприятные условия трудового воспитания формируются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Понимание родителями того, что их личное добросовестное отношение к трудовым обязанностям, уважительное отношение к труду окружающих оказывают на детей большое влияние. Поэтому дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так появляются династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и др.

В представленном проекте, я хочу познакомить детей с профессиями Медногорского медно-серного комбината. Почему именно данного предприятия? Да потому, что малыши,  жители города Медногорска и большинство их родителей трудятся на ММСК, что создает у малышей устойчивые представления о важности и значимости труда работников  комбината.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-_metallurgiya.docx317.01 КБ

Предварительный просмотр:

 МБДОУ «Детский сад №5 «Сказка» г. Медногорска»

Конкурс "Лучший партнер ММСК" - 1 Апреля 2013 - Мой Медногорск - сайт города Медногорск

Профориентационный краткосрочный проект

для детей старшего дошкольного возраста

«Люди огненной профессии»

Составитель: Будникова Светлана Николаевна,

 воспитатель первой квалификационной категории

2015

Актуальность.

Любой человек мечтает приобрести в жизни любимое дело, приносящее радость ему самому и доставляющее пользу людям. Как выбрать профессию, которая бы всю жизнь доставляла удовлетворение? Профессия человеку нужна не сама по себе. Она нужна ему не только для того, чтобы кормить себя и свою семью, быть востребованным обществом и получать от него признание. Она нужна в первую очередь для того, чтобы создать свой имидж, отражающий уникальность человека, достичь определенного социального статуса. Человек существует не ради самого себя, а для того, чтобы состояться, быть самостоятельным.

Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья, сила примера родителей. Благоприятные условия трудового воспитания формируются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Понимание родителями того, что их личное добросовестное отношение к трудовым обязанностям, уважительное отношение к труду окружающих оказывают на детей большое влияние. Поэтому дети выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так появляются династии врачей, учителей, рабочих, ученых, артистов и др. 

В представленном проекте, я хочу познакомить детей с профессиями Медногорского медно-серного комбината. Почему именно данного предприятия? Да потому, что малыши,  жители города Медногорска и большинство их родителей трудятся на ММСК, что создает у малышей устойчивые представления о важности и значимости труда работников  комбината.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц)
         
Цель проекта:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о специфике профессий медно-серного комбината через применение информационно – коммуникационных технологий.

Воспитание сознательного отношения к труду, как к основной жизненной потребности, трудолюбия.

Развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств.

Задачи проекта:

Для детей:

В процессе ознакомления с медно-серным комбинатом развивать познавательную активность детей;

Расширять знания о профессиях работников комбината;

Формировать у детей знания об общественной значимости труда работников, о взаимосвязи  различных видов труда работников медно-серного комбината;

Создавать условия для активной, самостоятельной, творческой, игровой деятельности детей дошкольного возраста;

Обучать здоровому образу жизни в семье и детском саду – как залог успешного освоения представлениями и знаниями о профессиях работников медно-серного комбината.

Для педагогов:

Создать информационную базу;

Создать условия для познания прошлого и настоящего предприятия города, его роли в современном обществе;

Способствовать зарождению профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, воспитателей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов.

Содействовать  воспитанию гордости за своих родителей, работающих на медно-серном комбинате;

Разработать методическое сопровождение по ранней профориентации детей дошкольного возраста в мире профессий.

Для родителей:

Содействовать зарождению профессионально ориентированных интересов у детей под влиянием личного примера.

Способствовать формированию у подрастающего ребенка готовности самостоятельно и осмысленно делать профессиональные и нравственные выборы.

Целевая аудитория проекта – дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители воспитанников, работники медно-серного комбината.

Реализация проекта по предпрофильному воспитанию детей старшего дошкольного возраста предполагает интегрированный подход – включение содержания проекта во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. При этом использование принципа интеграции позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах детской деятельности.

Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Весь материал классифицирован и представлен в наиболее приемлемых формах: проведение бесед, дидактических, сюжетно-ролевых игр, компьютерных программ, экскурсий, встреч с людьми разных профессий, культурно – досуговых мероприятий, с использованием ИКТ. Работа с детьми планируется дифференцированно в утренние и вечерние часы, которая проводится в свободной деятельности детей.  

Результативной формой работы с детьми является использование информационно – коммуникационных технологий – компьютерных программ с познавательными заданиями и проблемными ситуациями, видеофильмы. Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение, так как информационно - коммуникативные средства – это то, что требует современная модель обучения на современном этапе образования.

У детей старшего дошкольного возраста небольшой багаж знаний о труде работников медно-серного комбината, поэтому ознакомление с профессиями начинается с занятий познавательного цикла.

Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.

Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.

Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы.

Организация работы строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны и реализуются в единстве:

Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).  

Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).

Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

 Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).

 Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона.

Межпредметные связи:

 

Физическое развитие

Развитие физических качеств, накопление двигательного опыта через такие формы работы как занятия, экскурсии.

Формирование представлений о здоровом образе жизни, закрепление знаний и понятий о том, как нужно сохранять здоровье.

Социально-коммуникативное развитие

Формирование основ безопасной жизнедеятельности в различных видах двигательной активности.

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми, формирование патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Воспитание ценностного отношения к труду работников медно-серного комбината и его результатам на примере работников комбината города Медногорска; формирование первичных представлений о труде работников медно-серного комбината и его роли в обществе и жизни каждого человека.

Познавательное развитие

Уточнить знания детей о Медногорском медно-серном комбинате. Расширить представления о профессиях работников комбината.

Коммуникация

Развивать связную речь детей, дать возможность детям рассказывать о том, что видели и узнали.

Художественно-эстетическое развитие

Использование художественных произведений для обогащения содержания области.

Закреплять умения детей выражать свои мысли в рисунках и поделках.

Развивать чувство ритма средствами музыкального сопровождения мероприятий: песни, игры, танцы, видеоролики.

Формирование у детей представления о разных профессиях невозможно только в рамках детского сада, поэтому особое место отводится работе с родителями. Составлен план сотрудничества с семьей по направлениям:

  • Информационно-аналитическое (выявление интересов, потребностей, запросов родителей).
  • Познавательное (ознакомление с психологическими, возрастными особенностями детей).
  • Наглядно-информационное.
  • Досуговое.
  • Составлен план совместной деятельности с межведомственными организациями (сотрудниками медно-серного комбината, средствами массовой информации)

Реализация проекта.

1 этап проекта: Организационно-подготовительный.

Работа с педагогами

  • Диагностика педагогов (желание участвовать в проекте);
  • Разработка алгоритмов:

- знакомства с профессиями взрослых;

- знакомства с профессиями  металлургов;

- знакомство с ММСК

  • Разработка цикла бесед о профессиях;
  • Разработка перспективного   планирования ознакомления    старших дошкольников с профессиями;
  • Разработка серии занятий, сюжетно-ролевых игр, развлечений с детьми и    родителями;
  • Подготовка атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
  • Создание предметно-развивающей     среды (мини-музеев на металлургическую тематику,    атрибутов к сюжетно-ролевым играм);
  • Создание дерева династий
  • Изготовление буклетов и календарей.

Работа с детьми

  • Экскурсии в музей медно-серного комбината, индустриальный колледж;
  • Знакомство с творчеством Людмилы Яниной;
  • Работа в мини – музеях;
  • Сюжетно – ролевая игра «Металлурги»;
  • Продуктивная деятельность: создание коллективных работ на   металлургическую тематику;
  • Игры – занятия, беседы с детьми познавательного характера.
  • КВН «Нет профессии почетней, нет профессии важней»

Работа с родителями

  • Анкетирование по проблеме.
  • Исследования удовлетворённости родителей работой коллектива и своим участием в проекте;
  • Мини – проекты «Трудовые династии»;
  • Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм по теме «Наш комбинат»;
  • Помощь в оборудовании мини – музеев;
  • Помощь в создании библиотеки;
  • Конкурс на лучшую поделку детей и родителей «Самая талантливая семья»;
  • Оформление фотоальбомов о профессиях родителей;
  • Участие в фотовыставках; 

2 этап проекта: Практический.

Игровая деятельность

  • Сюжетно-ролевая игра «Выплавка металла»;
  • Дидактическая игра «В нашем городе»;
  • Словесная игра «Где ты живешь»;
  • Словесная игра «Путешествуем по городу»;
  • Игры-викторины: «Знатоки профессий»; «Что я знаю о ММСК»;  «Угадай профессию по ключевым словам»;
  • Этюды: «Угадай, кем я хочу стать?» (по действию); «Покажи разные профессии» (с использованием орудий труда).

Общение и речь

  • Пословицы о труде
  • Беседа о медно-серном предприятии;
  • Занятие «Эти разные профессии»;
  • Создание рассказов о династиях медно-серного комбината
  • Беседа «Что я знаю о городе и комбинате»;
  • Знакомство с алгоритмом «История завода»;
  • Чтение художественной и познавательной литературы;
  • Заучивание стихотворений о металлургах.

Самостоятельная деятельность детей:

  • Рассматривание иллюстраций на тему: «Мой завод»;
  • Сюжетно-ролевые игры о профессиях;
  • Дидактическая игра «Угадай, какая это профессия?».

Активный отдых:

  • Спортивные праздники и развлечения «Папа, мама, я – металлургов дружная  семья».

Художественно-речевая деятельность

  • Чтение художественной литературы (Л.Шадукаева «Стальная песня»);
  • Разгадывание кроссворда;
  • Словарная работа: конвертерщик, плавильщик, загрузчик шихты, разливщик, обжигальщик, шихтовщик, аппаратчик, электросварщик, электромонтер, контролер продукции цветной металлургии, лаборант химического анализа.

Изобразительное творчество:

  • Создание коллективных работ «Мой комбинат – моя гордость»;
  • Изготовление поздравительных открыток к профессиональным праздникам;
  • Участие в конкурсах рисунков «Я хочу быть металлургом»

Музыкальная деятельность:

Праздник «С днем рождения,  милый город»;

Слушание песен на металлургическую тему.

3 этап проекта: Заключительный.

  • Праздничный концерт для родителей и гостей комбината.

Ожидаемый результат.

Знание у детей 5 – 6 лет информации о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах их труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы.

Создание организационно – педагогических условий для развития способностей детей к разным видам деятельности.

Развитие у детей старшего дошкольного возраста информационной, коммуникативной, социальной, деятельностной компетенции с помощью применения информационно – коммуникационных технологий.

Проявление признательности и уважения к труду взрослых.

Литература:

  1. Артамонова, О.В. (Дыбина О.В.) Как подвести детей к понятию «Рукотворный мир»  / О.В. Артамонова // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 7.
  2. Алёшина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью  / Н.В. Алёшина. М.: ЦГЛ, 2005.
  3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176
  4. «Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова и др. — М.: Детство-Пресс, 2010.
  5. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В. Крулехт. – СПб: Детство – Пресс, 2002.
  6. Котлярова, С. Ознакомление детей подготовительной группы с трудом взрослых// Дошкольное воспитание 1973 № 7.
  7. Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии» / Н.А. Кнушевицкая. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2010.
  8. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В,Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008.

9. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С.Пряжников.- Воронеж, 1996.

10.Современные технологии обучения дошкольников / авт.сост. Е.В. Михеева.-Волгоград: Учитель,2014.-223с.

11.Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина., Издательство ГНОМ и Д, 2010.

  1. http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/ Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» утверждённая президентом РФ Д. Медведевым, 04.04.2010 г.
  2. http://cycycsca.blogspot.com/p/blog-page_08.html Дошкольный мир: Федеральные государственные требования к предметно-развивающей среде. Проект



ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

неделя

работа с детьми

работа с родителями

тема

беседы

чтение

продуктивная деятельность

игры

целевые прогул-ки, экскур-сии

досуги, развлечения

Первая неделя

Профессия –металлург

Программное содержание: расширить представление детей о людях разной металлургической профессии; рассказать о значимости их труда; развивать мышление, связную речь, общение; воспитывать чувство благодарности за их труд

Беседа о рабочих металлургических профессий.

Чтение стихотворений о профессии металлург:

«Укротитель металла»,

«Волшебник по металлу»,

«В честь металлурга не дают салют…»

Рисование «Металлург».

Д/игра «Угадай, какая это профессия?»;

Д/игра Кто что делает?»;

Сюжетно-ролевая игра «Металлур-ги»;

Игра-викторина «Знатоки профессий»

Спортивное развлечение

«Мы – металлур-ги»;

Встреча с интересны-ми людьми»

(работника-ми комбината)

Анкети-рование родите-лей по пробле-ме

Вторая неделя

«Комбинат - моя гордость»

Программное содержание: расширить знания детей о профессиях на медно-серном комбинате; развивать связную речь, общение, память; воспитывать интерес и уважение к труду взрослых

Беседа «Что я знаю о комбинате».

Беседа «Знакомство с различными видами выпускаемой продукции в металлурги».

Заучивание стихотворения Л.Яниной « Пуск завода».

Аппликация  «Медно-серный комбинат».

Рисование «Цеха комбината».

Конструирование площадки комбината с помощью конструктора.

Д/игра « Что я знаю о комбинате".

Сюжетно- ролевая игра «Выплавка металла»

Экскур-сия на медно-серный комбинат

Викторина «Что я знаю о ММСК»

Третья неделя

«Мои родители- металлурги»

Программное содержание: уточнить знания детей о профессиях родителей; развивать память, мышление, связную речь, общение; воспитывать активный интерес к трудовой деятельности родителей

Беседа «Мои родители- металлурги»

Словесная игра «Где ты живешь?»

Чтение стихов о Медногорске

Рисование « Моя семья – металлурги».

Составление генеалогического древа и династии.

Конструирование «Мой город».

Д/игра «Кому что нужно для работы?»

Д/игра «Собери картинку».

Целевая прогулка по микро-

району.

Физкультур-ное развлечение

«Мама, папа и я – моя дружная  семья»

Мини-проекты «Трудо-вые династи»

Четвертая неделя

«Хочу быть металлургом»

Программное содержание: обобщить и систематизиро-вать представления детей о видах профессий на заводе (конвертерщк, плавильщик, загрузчик шихты, разливщик); развивать общение, память, внимание; воспитывать умение сочувствовать сопереживать, гордится.

Творческое рассказывание «Я - будущий металлург»

Загадывание загадок о профессиях.

Рисование «Первая плавка»

Д/игра «Что лишнее?»;

Д/игра «Кем хочешь быть?»

Д/игра «В нашем городе»;

П/игра «Поймай огонек».

КВН «Нет профессии почетней, нет профессии важней»

Конкурс «Самая талантливая семья»


Приложение 1

Конспект викторины

для детей старшего дошкольного возраста

«Что мы знаем о Медногорском медно- серном комбинате»

Составитель:

Воспитатель 1 кв. категории Будникова С.Н.

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Точная дата рождения завода

4 февраля 1939 года

2

Какое событие считается Днём рождения завода?

1 февраля 1939 года была произведена задувка трех ватержакетных печей, а первая продукция - 15 тонн штейна и 22 тонны серы – получены 4 февраля 1939 года. С тех пор именно эта дата отмечается как день рождения комбината.

3

Какую продукцию выпускает ММСК?

 Металлопрокат;
•    Арматура стальная;
•    Катанка;
•    Металлоконструкции;
•    Услуги металлообработки;
•    Германий в концентрате;
•    Известь технологическая;
•    Кварциты;
•    Кислота серная;
•    Литье цветное;
•    Медь черновая;
•    Шлак;
•    Штейн;
•    Переработка медных концентратов.

4

Какие подразделения входят в состав «Медногорского медно-серного комбината»


•    Медеплавильный цех: переработка медесодержащего сырья с получением черновой меди;
•    Брикетная фабрика: производство брикетирования на валковых прессах медесодержащего сырья;
•    Цех серной кислоты: переработка очищенного серосодержащего газа медеплавильного цеха с получением серной кислоты;
•    Цех переработки пыли: переработка пыли медеплавильного производства с получением раствора цинка сернокислого;
•    Другие вспомогательные отделения: цех подготовки сырья, шихты, железнодорожного транспорта, цех производства технологического кислорода, цех горных работ, ремонтно-механический цех, автотранспортный цех, энергетический цех и другие.

8

Какие объекты социальной сферы есть у ММСК?

-Финансирует комбинат  профессиональную хоккейную команду «Металлург».

-При поддержке ООО «ММСК» функционируют санаторий-профилакторий «Металлург»,

-загородный оздоровительный центр «Лесная сказка»,

-предприятие активно сотрудничает с Благотворительным Фондом «Дети России».

9

Когда металлурги отмечают свой профессиональный праздник?

Ежегодно, 3-е воскресенье июля

10

Когда был открыт заводской музей и где он расположен?

В 1992 году, расположен в заводоуправлении.

11

Когда вышел в свет первый номер газеты «Медногорский металлург»?

10 октября 2001 года

Приложение 2

Составила: старший воспитатель МБДОУ №5 «Сказка» г. Медногорска Елисеева О.В.

КВН «Нет профессии почетней, нет профессии важней» (подготовительная группа)

Цель: формирование у детей дошкольного возраста любви к своим близким людям, осознание причастности каждого человека к судьбе семьи, города, края, страны.

Задачи:

1. Закрепить и расширить знания детей о профессиях людей, работающих на ММСК.

2. Воспитывать уважительное отношение к людям труда, любовь к родному городу.

3. Формировать умение работать в коллективе; развитие творческих способностей.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, экскурсия в музей ММСК, художественное творчество. Оборудование: картинки с изображением знаменательных мест города, проектор, цветная бумага, заготовки для «Символа профессии», дорожные знаки, машины, кубики, флажки, мячи, канат.

Ход мероприятия:

Представление гостей.

Воспитатель читает стих.

Сколько сказочных мест у России,

Городов у России – не счесть!

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

Под самым небом – горные отроги,

Внизу- поля, раздолье, ширина,

Бегут тропинки и пути-дороги,

Просторы эти - Родина моя!

Кто догадался, о каком городе я прочитала стих (о Медногорске)

Правильно. Как происходит название города? (горы и медь - визитные карточки города)

Как назывался наш город в начале его строительства? (10 разъезд, потом разъезд Медный)

Сколько лет исполняется нашему городу в этом году? (75 лет)

Сегодня отправимся на экскурсию по городу.

1 остановка МСК (слайд)

Что это за предприятие?

У кого из вас родители или родные работают на медно-серном комбинате?

Вспомним вместе схему прохождения от руды до меди (карточки)

А соревноваться вы любите? Проведем его в форме КВН. Условия игры: быть внимательными и сообразительными во время игры; помнить, что самое главное во время игры – отличная подготовка, дисциплина и умение принимать ответственные решения.

Представление жюри.

Представление команд.

«Почемучки».

Мы пытливые умы,

Мы с вопросами на «ты».

«Почему» -вопрос любимый

Помогает нам расти.

«Знайки».

Наш девиз: хотим все знать,

Все исследовать, познать.

Конкурс пословиц о труде.

Ведущий читает начало пословицы, дети должны закончить ее.

1команде:

Труд человека кормит, а лень портит.

Сделал дело, гуляй смело.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

2команде:

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Землю красит солнце, а человека-труд.

Тот человек в почете, чьи руки в работе.

Блиц-викторина.

1. Сколько лет исполняется в этом году МСК? (75 лет)

2. Когда были выданы первые тонны штейна и серы? (февраль 1939г)

3. С разработкой какого месторождения началось строительство МСК? (Блявинское медно-колчеданное)

4. Когда отмечают праздник День металлурга? (в июле)

5. Какую продукцию выпускает ММСК? (черновую медь, серную кислоту,, строительную известь, цинк сернокислый, кислород)

6. Как называется цех, который является сердцем комбината? (медеплавильный)

Конкурс «Символ профессии»

В двух конвертах сложены картинки: каска, молоток, камень, ковш, льющаяся расплавленная медь, изложницы, из них создать символ профессии и объяснить, что означают предметы.

Материал: клей, кисточки, картон, заготовки для аппликации, салфетки

2 остановка автотракторный цех (АТЦ (слайд)

Конкурс Д/игра про знаки «Играй да смекай »

Перед детьми разложены изображения дорожных знаков и пустые карточки. Воспитатель читает стихи- загадки о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения .

1. Эй, водитель осторожно!

Ехать быстро невозможно.

Знают люди все на свете-

В этом месте ходят дети!

(Знак «Дети»)

2. Путь не близок на беду

Ты не взял с собой еду

Вас спасёт от голоданья

Знак дорожный пункт питания.

(Знак «Пункт питания)

3. Этой зебры на дороге

Я нисколько не боюсь

Если все вокруг в порядке,

По полоскам в путь пущусь.

(Знак «Пешеходный переход»)

4. Я не мыл в дороге рук,

Поел Фрукты, овощи.

Заболел и вижу пункт

Медицинской помощи.

(Знак «Пункт первой медицинской помощи»)

Конкурс «Что возьмем в машину в рейс? »

На столе разложены разные предметы: аптечка, огнетушитель, фрукты, сок, путевой лист, удочка. Ребенок должен выбрать один предмет и вернуться на свое место.

Муз. разминка «Мы едем, едем, едем. »

3 остановка ДК «Металлургов» (слайд)

Это дворец Дома культуры. Сюда приходят жители города, в т. ч. и металлурги на тематические праздники, КВНы, посмотреть выступления своих детей.

Чтение стихов.

1чтец: Не боги горшки обжигают,

В России всегда говорят.

Простые рабочие люди

За мощью России стоят.

Большим трудом, талантом и уменьем,

Смотрите, сколько сделано вокруг,

То ваших дум и ваших рук творенье

Шахтер, строитель, химик, металлург!

2 чтец: П. Строков (оренбургский поэт)

Город меди! Как нам не гордиться

Юностью и доблестью твоей!

Весь твой путь – чудесная страница

В летописи Родины моей.

Вырос медно-серный. В Ракитянке

Выдается на-гора руда,

На глухом когда-то полустанке

С грузами грохочут поезда.

3 чтец: Я металлургом стать мечтаю

Чтобы не знать то слово-страх.

Я свой характер закаляю,

Как закаляют сталь в цехах.

И с технологией новейшей

Я буду сплавы создавать,

И на работе тяжелейшей

Металл я буду покорять.

4 чтец: «Металлурги» В. Феделов

Шаги легки, спокойны лица,

А в трех шагах бушует медь.

Она течет, она искрится,

Чтоб в слитках жестких затвердеть.

Пот на висках похож на росы.

На лицах- отсвет огневой.

Как будто вылиты из бронзы

За этот подвиг трудовой.

Песня «Мы хотим вам сказать»

Танец «Неразлучные друзья»

Приложение 3

Занятие по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Эти разные профессии»

Программное содержание:

  • закрепить и расширить представления детей о профессиональной деятельности взрослых;
  • ввести понятие «профессиональные праздники» как показатель уважения к людям разных профессий;
  • формировать уважение к труду взрослых и бережное отношение к вещам; воспитывать желание помогать взрослым.

Оборудование и демонстрационный материал: альбом «Все работы хороши», «Профессии моих родителей», дидактическая игра «Кем быть?», предметные картинки с изображением предметов-помощников людей разных профессий.

Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы о труде людей, пословиц и поговорок о труде, дидактические игры, рассматривание альбомов с предметными картинками, экскурсии, беседы о профессиях родителей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение, и вы узнаете, о чем мы с вами будем говорить:

Ничто никогда не выходило само:

Не приходило само

К нам на дом письмо,

Само не способно смолоться зерно,

Само стать костюмом

Не может сукно,

Само не умеет свариться варенье,

Само не напишется стихотворение.

Мы делать все это обязаны сами -

Своей головой и своими руками.

Воспитатель: О чем говорится в этом стихотворении? (о разных профессиях)

Воспитатель:  Люди, каких профессий производят то, о чем говориться в этом стихотворении? (почтальон, хлебороб, портной и др.)

Воспитатель: Представьте себе, что мы утром вышли из дома. А кто построил ваш дом? (Строители).

Воспитатель: Кто придумал и начертил дом на бумаге? (Архитектор).

Воспитатель: Итак, вы на улице. Кто во дворе наводит порядок? (Дворник).

Воспитатель: Некоторые из вас живут близко, они идут в детский сад пешком, а некоторые добираются до детского сада на автобусе. Вы сели в автобус, чтобы доехать до детского сада. Кто везет вас? (Водитель).

Воспитатель: Кто встречает вас в детском саду? (Воспитатель, врач, няня).

Воспитатель: Родители прощаются с вами и торопятся на свою работу. А кем работают ваши родители? (Ответы детей).

Воспитатель: В детском саду еще много взрослых, которые делают все для того, чтобы вас вкусно накормить, чтобы ваши постели и полотенца всегда были чистыми, чтобы вы были здоровы, чтобы умели красиво петь и танцевать. Кто это? (Повар, медсестра, работники прачечной,  музыкальный руководитель).

Воспитатель:  Где еще работают врачи? (в больнице). Что делает врач? (лечит людей). Какие предметы-помощники использует врач в своей работе? (шпатель, стетоскоп, весы, ростомер, шприц). 

Воспитатель: Среди врачей много разных специалистов. Например, есть врачи детские-педиатры. Кого они лечат? (детей). А есть врачи для взрослых, их называют терапевты. Если у человека заболели уши, он обращается к лор-врачу. Если глаза … к окулисту, если зубы …к стоматологу, оперативное лечение проводят … хирурги и т.д.

Воспитатель: Вечером родители забирают вас из детского сада, и вы заходите в магазин. А там кто работает? (продавец). Какие предметы-помощники использует продавец в своей работе? (весы, прилавок, холодильник, витрина).  Всем ли продавцам нужны весы? (Предположения детей)

Воспитатель: А если продавец работает в мебельном магазине или продает игрушки или машины, нужны весы?   Вот видите, продавцы работают в разных магазинах,  все они продают товары, но в зависимости от товара, продавцам нужны разные предметы-помощники, разные знания и умения.

Воспитатель: Вы вышли из магазина. Вдруг по улице промчалась большая красная машина с сиреной. Что это за машина? (пожарная). Чем занимаются люди, которые сидят в пожарной машине? (спасают от пожара, тушат огонь). Какие предметы-помощники есть у пожарных?

Воспитатель: Наступил вечер. Пришли домой воспитатель и продавец, врач и пожарный, водитель и повар. Кто-то взял в руки книгу, которую написал … писатель, кто-то позвонил другу, а кто-то пошел в театр. Кто работает в театре? (актер).  Кто ставит спектакли? (режиссер). Кто шьет костюмы актерам? (костюмер).

Воспитатель:  А кому надо сказать спасибо, за то, что всех этих людей научил читать, писать, считать, думать? (учитель). 

Воспитатель: Вот сколько профессий мы вспомнили,  но профессий много, их тысячи и с каждым днем их становиться все больше. Многие профессии собраны вами  в альбоме «Все работы хороши». Как вы думаете, какая профессия самая важная? (Предположения детей).

Воспитатель:  Представьте себе, что не стало воспитателей. Что бы тогда произошло?  Если вдруг не станет поваров?   Пожарных?  

Воспитатель: Мы пришли с вами к выводу, что все профессии необходимы людям, все приносят огромную пользу, все направлены на заботу о человеке. Главное - уважать людей всех профессий, ценить огромный труд, который они выполняют.

В нашей стране  с благодарностью относятся к труду  людей, отмечают различные профессиональные праздники. Какие вы знаете профессиональные праздники? (ответы детей). В эти торжественные дни люди получают поздравления, награды, благодарность за свой труд, улыбки и цветы. В течение года мы будем обозначать в календаре, какие профессиональные праздники отмечаются в России, и будем  подробно знакомиться с этими профессиями.

Воспитатель:  каждый из вас уже сегодня мечтает, кем же стать в будущем. Кем вы хотите стать, когда вырастите, мы узнаем, поиграв в игру «Кем быть?»

Дидактическая игра «Кем быть?»

Из предложенных вариантов картинок-профессий, дети выбирают иллюстрацию понравившейся им профессии и рассказывают, какую они выбрали профессию и почему.

Воспитатель: Хорошие у вас мечты. И я думаю, ваши мечты осуществятся.

Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали на занятии? Что вам больше всего понравилось?  

Приложение 4

Праздник, посвященный Дню города и Дню металлурга

для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание.

  • Продолжать развивать  музыкальные, танцевальные и сценические способности.
  • Продолжать знакомить детей с трудом и профессиями взрослых, проживающих в родном городе.
  • Воспитывать уважение к труду взрослых, гордость за своих родителей.

Предварительная работа. Разучивание стихов, песен, беседы о профессиях родителей, жителей, оформление выставки «Кем работают мои родители», подбор музыкального материала, подбор атрибутов для игр.  

Ведущая: Добрый день, дорогие ребята, и уважаемые взрослые! Мы рады видеть вас в нашем уютном зале. Скоро мы будем  отмечать праздники: «День города» и «День металлурга»! И сегодня мы ещё раз хотим сказать много добрых слов о нашем замечательном городе.

Наш город медью коронован,

На медных залежах основан,

А потому, мы — медногорцы

Без меди кто мы? Только горцы.

Не иссякай река металла!

Корона медная не падай,

Ты славой город наделяла,

Так и теперь сердца порадуй!

Л.Янина

Тысячи людей считают Медногорск своим домом. Он стал родным для всех, кто приехал сюда из разных уголков России. А для ребят, появившихся здесь на свет, наш городок – действительно -  Родина.

Ребёнок:  

Город меди! Как нам не гордиться

Юностью и доблестью твоей!

Весь твой путь – чудесная страница

В летописи Родины моей.

Вырос медно – серный. В Ракитянке

Выдается на гора руда,

На глухом когда-то полустанке

С грузами грохочут поезда.

Строков П.

Ребёнок:   

На свете много городов

Красивых, светлых, шумных,

А я люблю сой Медногорск,

Спокойный и уютный

В снега ли зимние одетый

Иль осенью в багряном цвете

Весной иль знойным летом,

Он лучше всех на этом свете.

Меркитанов Ю.    

Ведущая: Давайте, ребята, споём песню о нашем любимом городе (исполняется песня «Медногорск»)

Ведущая: Рождение города Медногорска неразрывно связано со строительством медно-серного завода. Это промышленное предприятие в Оренбургской области появилось в связи с открытием в 1932 году рудного месторождения. Тайна медно - рудных гор отдалена от нас тысячелетиями. Но именно в районе села Блява в 1929 году разведано крупное месторождение медно-колчеданных руд. Судьба тысяч людей переплелась со строительством медно-серного завода и рождением города Медногорска, носившего название 10-й разъезд. 

Скоро мы будем отмечать замечательный праздник – День металлурга! Наш город – металлургический. И сегодня мы ещё раз поздравляем всех родителей медно-серного комбината с их профессиональным праздником. Эти стихи звучат для вас! (выходят дети, рассказывают стихи)

Поздравляем!         

Средь суровых профессий одна
Есть профессия – многих суровей,
Где закалка и крепость важна,
Да и смелость – одно из условий.

В ней не счесть замечательных дел,
И  династий  семейных  немало.
А горячая жизнь – вот удел
Тех, кто выплавкой занят металла!

Металлурги, сегодня  Ваш праздник!
Отгрохочет салют в  Вашу честь
Донесет он до самых окраин
О  событии  радостном  весть.

Мы сегодня поздравить хотим
Вас за честь, за совесть и славу, -
Вы  металлом и делом своим
Укрепляете  нашу  державу

Ведущая: В нашем городе живут люди самых разных национальностей. Это и русские, и украинцы, и белорусы, татары, башкиры и многие другие. Все народы живут одной дружной семьёй. В наш детский сад так же ходят ребята самых разных национальностей. Но это не мешает им быть настоящими друзьями.

Танец «Неразлучные друзья»

А теперь, ребята, давайте проверим, как дружба помогает справляться с трудностями. Посмотрим, сможете ли вы в будущем стать настоящими металлургами?

Проводиться игра

«Кто быстрее переоденется в спецовку - каску, перчатки, куртку».

По команде дети по очереди переодеваются в спецовку - каску, перчатки, куртку, кто выполнит задание быстрее и качественнее – тот и победитель.

Ведущая: К нам на праздник пришли родители, работающие на медно-серном комбинате. Они расскажут вам о своей профессии (вызываются 2-3 родителя, представляются, рассказывают, где и кем работают).

Вопросы для родителей:

  • Скажите, пожалуйста, какими качествами должен обладать металлург?
  • Почему вы выбрали именно эту профессию?
  • Хотите ли вы, чтобы ваши дети стали, как и вы металлургом?
  • За что вы любите свою работу?

Ведущая: 

  • Для нашего города профессия металлурга очень важна! Благодарим Вас за Ваш труд, за то, что Вы пришли к нам в гости, рассказали о своей работе. Пусть выставка рисунков, подготовленных специально для вас, станет всем хорошим подарком от наших ребят. Приглашаем на выставку!

Приложение 5

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Игровое задание «Кто есть кто?».

Посмотрите на картинки и скажите, где изображены повар, врач, металлург, почтальон, портной, строитель, водитель, учитель и т.д.. Почему вы так думаете?

Дидактическая игра «Назови профессию»

Воспитатель показывает детям буквы, они называют профессии, начинающиеся на эти буквы. Кратко рассказывают, чем занимается человек данной профессии.

А – актер- актер снимается в фильмах, играет в театре в спектаклях.

Б – библиотекарь - работает в библиотеке, выдает читателям книги на дом.

В – воспитатель - работает в детском саду, воспитывает детей.

В – водитель – управляет машиной, перевозит различные грузы.

В – врач – лечит людей.

Д – дирижер – управляет игрой оркестра, хора.

К – клоун – артист цирка.

К – кинолог – воспитывает, дрессирует собак.

М – металлург - работник, который из горных пород производит металл, применяемый в различных сферах.

П – парикмахер – работает в парикмахерской, стрижет, делает прически.

П – плотник – работает с деревом.

П – повар – готовит блюда для еды.

П – портной – шьет одежду.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Воспитатель называет название инструментов, которые используют люди определенной профессии. Один из инструментов к этой профессии не относится.  Надо определить его и назвать профессию.

  • Ножницы, весы, зеркало, расческа (парикмахер);
  • Пила, таблетки, градусник, шприц (врач);
  • Сковорода, нож, половник, кисти (повар) и т.д.

Дидактическая игра «Кому принадлежит фраза?»

 Дети должны ответить на вопрос – человек какой профессии мог сказать данную фразу...?

  • Дети, здравствуйте, откройте учебники на странице 33. (Учитель);
  • Несите кирпичи, цемент. (Строитель);
  • Сегодня я буду рисовать пейзаж. (Художник);
  • Как вас постричь? А челку сделать покороче? (Парикмахер);
  • Какие пуговицы пришить вам на эту блузку: белые или черные? (Портной);
  • Откройте рот и скажите «а-а-а-а-а-». (Врач);
  • Сколько килограммов картошки вам взвесить? С вас 25 рублей. (Продавец)

Игра с мячом.

Ход игры: Воспитатель называет инструменты, а дети должны дать ответ, что с этим инструментом делают, какие действия совершают.

                                               Игра «Вещи для профессий» 

На столе разложены в беспорядке различные вещи. 4 ребенка должны на свой стульчик, который выставляется в центре зала, положить предметы для определенной профессии.

1 ребенок – для врача (градусник, шприц, бинт, грелка);

2 ребенок – для повара (половник, скалка, кастрюля, терка), и т.д.

Приложение 6

Консультация для воспитателей

«Особенности ознакомления детей дошкольного возраста

с трудом взрослых»

В дошкольном возрасте дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и желают сами что-то сделать. До семи лет они легко овладевают несложными трудовыми умениями по самообслуживанию, поддержанию чистоты и порядка, уходу за растениями.

Старшие дошкольники успешно выполняют несложные обязанности по обслуживанию коллектива, способны уже к элементарной ответственности за порученное дело, могут преодолевать небольшие трудности в работе. Дети испытывают радость от трудового усилия, сознавая полезность своих действий, проявляют бережное отношение к результатам труда взрослых.

Для создания положительного отношения и привычки к труду важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом.

В учреждении дошкольного образования имеются все возможности для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых. В этом труде явно выражен его общественный характер, поэтому бытовой труд персонала детского сада имеет в своем влиянии на детей много преимуществ по сравнению с бытовым трудом, осуществляемым в семье.

В семье ребенок более или менее регулярно наблюдает приготовление пищи, стирку и починку белья, пошив одежды, он видит, как поддерживается чистота и порядок в помещении. Таким образом, ребенок может наблюдать сам процесс труда, видеть, как работают взрослые.

В учреждении дошкольного образования из гигиенических соображений уборка помещения, приготовление пищи, стирка, пошив и ремонт одежды, пособий, мебели и т.д., осуществляются в специальных помещениях или же в такое время, когда дети отсутствуют (гуляют, уходят домой).

Такой сильный фактор воспитания, как личный пример взрослых, действует в данном случае не в полной мере. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых.

Здесь возможны различные пути. Первый путь – это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения. Второй путь – непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей.

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитывать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.

Трудовая деятельность взрослых, которую дети могут непосредственно наблюдать, обычно оказывает более действенное влияние. Живые и достаточно привлекательные примеры скорее вызывают подражание.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей.

При ознакомлении детей с трудом очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения, мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений.

В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно расширяя и углубляя их, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление, возможно выработать у них правильные представления о труде, правильное отношение к нему.

Очень важно, чтобы это усложнение содержания выражалось не только в нарастании объема познавательного материала, но и в постепенном изменении его характера, во все большем углублении в суть наблюдаемых явлений. Детей вначале привлекает внешняя сторона труда – видимые действия людей, орудия труда, материалы. Сам трудящийся человек, его отношение к работе, взаимоотношения с другими людьми обычно ускользают от внимания детей. Умелый отбор содержания занятия по ознакомлению с окружающим является очень важным фактором создания положительной трудовой направленности у детей дошкольного возраста. При этом очень существенно, как это содержание доводиться до создания детей, какими приемами пользуется воспитатель.

Воспитатели при ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуются наглядными способами, умело сочетая их со словесными (рассказы, беседы). Удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми. Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы.

В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых- наблюдения и экскурсии. Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. Впечатления должны повторяться, поэтому содержание труда должно быть распределено в ряде занятий, умело дозироваться в каждом из них, постепенно нарастать и углубляться.

В процессе наблюдений важно фиксировать внимание детей на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у детей правильного отношения к труду, для формирования их собственного трудового поведения.

Наблюдения за трудом взрослых оказываются особенно действенными в тех случаях, когда познавательный материал эмоционально насыщен, раскрывает красоту труда, вызывает у детей чувство восхищения.

Однако экскурсии и беседы (что часто встречается в практике) недостаточны для воспитания положительного отношения к труду, для возбуждения у детей стремление самим поработать. Лишь сочетание формирование правильных представлений о труде взрослых и выработки у детей трудовых умений, привычек дает необходимый воспитательный эффект.

Трудовое воспитание, основанное на использовании примера взрослых, не ведет к «перевзрослению» детей, перегрузке их непосильными делами и умениями. Как по содержанию, так и по форме это воспитание учитывает особенности детей дошкольного возраста.

Литература: Буре, Р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М., 1990

Приложение 7

Профориетационный опросник

(Е. И. Климов)

(Его можно использовать в старшей и подготовительной к школе группе при небольшой корректировке вопросов с учетом возраста детей. Опросник позволяет определить, к какому типу профессий испытывает склонность дошкольник пяти - семилетнего возраста.)

Ребенку предлагается 18 пар заданий. После чтения каждой пары ему необходимо выбрать тот вид деятельности, которому он отдает предпочтение. В соответствующей клеточке листа ответов ребенок фиксирует свой выбор знаком «+». Если он не может дать четкого ответа, все-таки следует отметить, какая деятельность ему ближе.

1а. Сажать и выращивать цветы, деревья.

1б.  Ремонтировать    сломавшийся    велосипед, игрушки, мебель.

2а. Участвовать в играх «Семья», «Детский сад».

2б. Показать кукольный театр.

3а. Шить, вязать, мастерить, ремонтировать

игрушки.

3б. Участвовать в конкурсе рисунков.

4а. Ухаживать за животными.

4б. Участвовать     в     игре     «Продавцы-покупатели».

5а. Конструировать постройки из кубиков.

5б. Деталь украшения своими руками (из дерева, отходов материалов, ниток, растений).

6а. Выращивать растения, удобрять, поливать, пересаживать их.

6б. Играть в школу, при этом выполнять роль учителя.

7а. Участвовать в утренниках (петь, читать стихи, танцевать).

7б.  Проектировать,   придумывать   новые   виды игрушек, машин, зданий.

8а. Быть     экскурсоводом, уметь рассказывать людям о какой-нибудь небольшой      выставке (рисунков, лепки, аппликации).

8б. Лечить животных (кошек, собак, птиц), быть ветеринарным врачом.

9а. Быть в игре машинистом в поезда, водителем поезда, летчиком.

9б. Уметь организовать какую-нибудь игру (во дворе, детском саду).

10а. Учиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.

10б.  Оказывать людям медицинскую помощь, ухаживать за больными.

11а. Лепить посуду, фигурки животных, птиц (из глины, пластилина).

11б. Заниматься озеленением улиц, территории около дома, детского сада.

12а. Играть со строительным материалом

(строить город, вокзалы).

12б.  Рассказывать  сказки  малышам,  играть  с ними.

13а. Участвовать в инсценировке сказок.

13б. Заниматься разведением рыб в аквариумах и водоемах.

14а. Собирать из деталей конструктора железную дорогу, космодром.

14б. Помогать воспитателю в работе с детьми.

15а. Выращивать животных и. ухаживать за ними.

15б. Слушать и читать книги об устройстве и работе механизмов, машин, приборов.

16а. Заниматься аппликацией, вышивкой,

моделированием одежды для кукол.

16б.  Слушать  и  читать  книги  о  растениях и животных.

17а. Быть в игре проводником вагона,

парикмахером.

17б.    Придумать    и    рисовать    костюмы    и декорации к спектаклям.

18а. Смотреть фильмы, диафильмы о жизни цветов, растений, животных.

18б. Смотреть фильмы, диафильмы о создании какой-нибудь машине (трактора, комбайна, подъемного крана).

Лист ответов составлен следующим образом:

в первом столбце собраны профессии типа «Человек - природа» (садовник, агроном, животновод, зоотехник и др.),

во втором — профессии типа «Человек - техника» (слесарь, токарь, крановщик, инженер и др.),

в третьем - профессии типа «Человек - человек» (учитель, врач, продавец, медсестра и др.),

в четвертом типа «Человек - художественный образ» (певец, актер, чеканщик и др.).

Лист ответов

Дата_______________

Фамилия, имя________________

группа ______________

I

II

III

IV

16

26

46

36

66

56

76

96

10а

116

106

11а

136

12а

126

13а

14а

146

15а

156

16а

166

17 а

176

18а

186

Сумма +

Сумма +

Сумма +

Сумма +

П

Т

Ч

X

Мне нравятся профессии

Я хочу быть

Приложение 8

Консультация для родителей

«Учите детей трудиться»

Понятие «трудовое воспитание» – одно из значимых для педагогики – имеет многовековую историю. Как свидетельствуют материалы археологических раскопок, данные этнографии, наших далёких предков потребность в воспитании детей возникла в период перехода от животноподобных форм деятельности к собственно трудовой, орудийной. От результатов этой деятельности напрямую зависело само существование первобытных людей на земле. Поэтому в обществе стала формироваться объективная потребность в передаче детям в совместной деятельности опыта орудийно-трудовой деятельности с тем, чтобы, с одной стороны, сохранить этот опыт, а с другой – подготовить их к будущей самостоятельной деятельности.

Шли столетия, менялись содержание, характер, оснащённость трудовой деятельности людей.

Объективно продукты детского труда не имеют особого значения для окружающих. Это так, однако, они важны для самого ребёнка, вложившего в них много физических, умственных, волевых усилий.

Пока ребёнок мал, взрослые действуют совместно с ним, стимулируя и подкрепляя его активность. Но по мере того, как малыш овладевает отдельными действиями, представляется возможность организовать его деятельность как совместно-разделённую со взрослыми. Если в полтора – два года, привлекая ребёнка к уборке игрушек, основную работу выполняет мама, поясняющая смысл и последовательность своих действий, то со временем (в два с половиной – три года) он уже сам расставляет машинки, усаживает плюшевого мишку в кресло, радуясь одобрению мамы. По мере овладения теми или иными действиями, подрастающий человечек ищет новые способы решения трудовой задачи – он превращается в субъекта трудовой деятельности (М.В. Крухлет). Но и на этом этапе ему необходимы внимание взрослого, эмоциональная поддержка, одобрение, оценка, а иногда и подсказка, дополнительная информация о том, как лучше сделать, поступить в той или иной ситуации. Как мы это забываем!

Задача взрослого – соблюдать разумное соотношение меры детской и своей собственной активности, не выполнять за ребёнка то, чему он уже научился. Темп современной жизни настолько напряжён, что взрослому иногда легче сделать что-то самому, чем ждать, когда малыш справится с заданием, например, покормить ребёнка, убрать за ним игрушки, одежду, вытереть ему нос.… Сделать это за ребёнка легче и быстрее, чем придумать и осуществить способ, который поможет включить в дело его самого. А с точки зрения воспитания? Неэкономичный, недальновидный, поскольку рождает в поведении ребёнка инфантилизм, синдром беспомощности. Бесконечные опасения взрослых, их излишняя осторожность, недостаток терпения, вечный дефицит времени приводят к тому, что ребёнок, активный, самостоятельный («Я сам!»), но постоянно сдерживаемый («Ты не умеешь, дай я сделаю», «Не лезь!», «Не трогай!»), становится нерешительным. Только корректная помощь, поддержка без акцента на неумелость, без унижения достоинства («руки - крюки», «тюфяк», «плакса») своевременная и незаметная, закрепляют в структуре личности ребёнка первый элемент подлинной самостоятельности – потребность в целесообразных, нормативных действиях, завершающихся практическим результатом (помыл руки, сложил кубики в коробку, снял и аккуратно поставил туфельки). А это уже предпосылки развития настойчивости, усидчивости, способности к самоконтролю и самооценке и результатов своей деятельности и себя как деятеля.

Можно ли научить ребёнка чему-либо, если ему неинтересно, если он не хочет? Конечно, нельзя! Психологи часто напоминают нам об этом.

Интерес ребёнка с первых лет его жизни к труду, желание принять участие в труде взрослых, действовать самому пробуждают семью, дошкольное учреждение. Как велика потребность в такого рода деятельности в детях – общеизвестно. Важно, чтобы они чувствовали себя полноценными участниками совместного труда, когда их усилия поддерживают взрослые. Трудовая деятельность дошкольника, его интерес к труду, укрепляет только эмоционально-положительный настрой для выполнения задания, поддерживающий его усилия, вовремя помогающий и подчёркивающий полезность осуществлённой работы. Нетерпение, раздражительность, перебранки, споры в присутствии детей, отрицательные отзывы о своей работе полностью исключаются. Дети принимают всё всерьёз и делают вывод о том, сколь тягостен труд.

Чтобы привить ребёнку желание трудиться, немаловажное значение имеет содержание труда. Обыденное содержание труда снижает интерес детей, их волевые усилия.  

Литература: Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991

Приложение 9

Памятка для родителей

«Условия, необходимые для воспитания воли в процессе труда»

Чтобы труд оказывал воспитательное воздействие на ребёнка, необходимо:

  • В режиме дня отвести для него специальное время;
  • Создать условия для самообслуживания, подготовить оборудование;
  • Приобрести для труда в природе детские лейку, грабли, лопатку, для ручного труда – молоток, ножницы;
  • Обеспечить гигиенические условия: проветривание, освещение;
  • Систематически привлекать детей к бытовому труду: уборке квартиры, стирке, глажению мелких вещей (носовых платков, салфеток);
  • Давать детям поручения, выполнение которых входит в повседневные дела семьи;
  • Привлекать детей старшего дошкольного возраста по уходу за младшими братьями и сёстрами;
  • Давать детям трудовые поручения, которые не всегда им интересны;
  • Поддерживать своим отношением, положительной оценкой, вызывать чувство уверенности в своих силах, желание заслужить ещё более высокую оценку;
  • Доступно разъяснять детям смысл работы и её значение для членов семьи;
  • Помогать ребёнку лишь в том случае, если он действительно нуждается в помощи;
  • На ошибки указывать доброжелательно, одновременно советуя, как можно сделать лучше;
  • Предъявлять единые и постоянные требования к труду ребёнка;
  • Добиваться, чтобы ребёнок каждую работу доводил до конца;
  • Трудиться вместе с детьми, организовывать совместный труд;
  • Следить за правильным чередованием труда и отдыха;
  • Никогда не использовать труд как средство наказания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание. Размышления детей старшего дошкольного возраста о выборе профессии.

Мальчики и девочки - дети дошкольники... Кем же они мечтают стать в будущем? Важную роль в  этом играет сюжетно-ролевая игра. В играх дошкольников отражаются знания детей о мире, о людях разных п...

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста "Мы в профессии играем: учитель"

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста«Мы в профессии играем – учитель»Цель. Развивать познавательную активность, интерес к новой социальной позиции школьник. Познакомить с профессией учи...

ПРОЕКТ для детей старшего дошкольного возраста «Люди старшего поколения!»

Цель проекта:Вовлечение жизненного опыта бабушек и дедушек воспитанников в образовательный процесс открытого образовательного пространства «Детский сад – Семья». Задачи:развивать эмоционально-эст...

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Есть такая профессия – Родину защищать»

  Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста к дню Защитника Отечества...

НОД — досуг для детей старшего дошкольного возраста «Мы в профессии играем»

С целью обеспечения каждому ребёнку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства я стараюсь организовать яркие радостные события в жизни детей, в частности праздники - сюрпр...

Цель: формирование первичных представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире профессий через конструктивно модельную деятельность и робототехнику, и обусловленное созданием макета в дошкольном учреждении направленное на раннюю профориентацию до

Цель: формирование первичных представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире профессий через конструктивно модельную деятельность и робототехнику, и обусловленное созданием макета...