Методы обучения ПДД
статья на тему

Сабитова Римма Равилевна

Методы обучения ПДД в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_obucheniya_pdd_v_dou.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

У детей дошкольного возраста не сформированы навыки безопасного поведения на дороге. Учитывая, что участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, необходимо целенаправленно организовать работу образовательных учреждений по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с дошкольного возраста.

Обучение детей безопасному поведению на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - неотъемлемая часть и естественный компонент воспитательно - образовательного процесса дошкольных образовательных учреждений.

 Анализ дорожно-транспортных происшествий показывает, что почти половина из них происходит из-за невнимательности детей, отсутствия у них наблюдательности. Поэтому педагогам дошкольных учреждений при обучении детей ПДД особое внимание необходимо уделять развитию у детей таких качеств, как внимание, наблюдательность, координация движений, гибкость мышления, что способствует развитию психологических качеств, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения.

   В этих условиях, опираясь на возможности дошкольного детства, особенно актуально проводить работу по обучению правилам безопасного поведения ребенка на улицах и дорогах. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. 

В своей работе я использую разные формы и методы:

- наглядные – наблюдения за транспортом и пешеходами, целевые прогулки, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, плакатов;

- словесные – беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, заучивание стихов, загадывание загадок, решение логических задач, проблемных вопросов;

- практические - организация разных видов игр, например:

Подвижная игра «Повороты»(малой подвижности)

Подготовка к игре:

Дети строятся в шеренгу лицом к воспитателю. Если игра проводится подгруппой из 6 человек, то детям раздаются рули. У воспитателя знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево».

Атрибуты:

Дорожные знаки «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево»; Рули.

Правила игры: Если воспитатель показывает знак «Движение прямо», то дети делают один шаг вперед, если знак «Движение направо» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают направо, если знак «Движение налево» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают налево.

Развитие познавательных интересов у детей осуществляю как в процессе образовательной деятельности, так и в совместной деятельности в режимные моменты. Я считаю, что занятие будет увлекательнее и интереснее, а знания детей прочнее, если программный материал теоретических знаний дополнять стихами, загадками, игровым материалом.

На занятие по ознакомлению с дорожными знаками для быстрого и лучшего запоминания их использую стихи и загадки о дорожных знаках:

Для машины, знают все,
Есть дороги, есть шоссе.
Помнит также мал и стар,
Пешеходам – ТРОТУАР.
Я иду по тротуару,
Я гуляю не спеша.
И прогулка не опасна,
И погода хороша

Особый интерес у детей вызывает метод моделирования, когда на макете улицы дети сами создают опасные и безопасные дорожные ситуации и объясняют свою точку зрения. Играя, с макетом они, ставят себя в условия выполнения различных ролей: пешехода, водителя, регулировщика. Например, пешеходы идут по тротуару, придерживаясь правой стороны, переходят улицу на зеленый сигнал светофора; водители ведут себя на дороге согласно сигналам светофора, пассажиры ждут автобус на остановке и т. д. При этом ребенок играет в тесном контакте с другими детьми.

Наиболее эффективной формой обучения дошкольников навыкам безопасного поведения на дороге является игра. Ведь игра – это любимое занятие дошкольников. В игре легче обучать, так как, чтобы стать участником игры, ребенок должен освоить определенные правила. Во время игры дети начинают лучше осознавать кто такие водитель, пешеход, регулировщик, у них возникает уважение к людям этой профессии. В своей работе я использую различные игры: настольно – печатные игры, дидактические игры, развивающие игры, обучающие игры, сюжетно – ролевые игры, подвижные игры.

Настольно – печатные игры, очень наглядны и привлекательны для детей, например

- игра «Собери знак», - закрепляет  знание дорожных знаков и правила их выполнения, развивает память, внимание, мышление.

Детское домино «Дорога», лото «Дорожные знаки» – дети учатся строить дорогу и быстро запоминают знаки.

В процессе подвижных игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, наилучшим образом реагировать на неожиданную ситуацию. Так же подвижные игры развивают у детей внимание, быстроту реакции, а это очень важно при поведении на улице. Дети охотно играют в эти игры. Каждую неделю ан прогулке мы разучиваем одну новую игру. Когда дети хорошо усвоят правила игры, они выбирают понравившуюся им игру, распределяют роли и играют самостоятельно. Например, игра «Красный, желтый, зеленый», «Регулировщик», «Знающий пешеход» «Огни светофора», «Веселый трамвайчик» и др.

Но наиболее интересна для детей сюжетно – ролевая игра. Сюжетно – ролевые игры провожу как в группе, так и на прогулке, на площадке с дорожной разметкой и переносными дорожными знаками. Подключение детей к обыгрыванию правил дорожного движения в различных играх готовит детей к жизни, практическому переносу знаний о ПДД в повседневную жизнь.

Чтение художественной литературы, например «Умный Светофор» М.В. Дружининой, «Автомобиль» Н. Носова, «Моя улица», «Велосипед» С. Михалкова, «Новые приключения Буратино», просмотр обучающих мультфильмов, также дают детям возможность лучшего усвоения и запоминания материала по безопасности дорожного движения.

Для развития у детей познавательных интересов при обучении правилам безопасного поведения на дороге использую также художественное творчество. Дети охотно рисуют, лепят из пластилина, например, машины, светофор и т. д., принимают участие в конкурсах рисунков.

Формирование у дошкольников опыта безопасного поведения на дороге требует обоюдного участия детского сада и семьи. В группе для родителей оформлен уголок «», где помещаются рекомендации и советы для родителей, занимательные игры для детей, папки – передвижки. Родители охотно их используют для занятий с детьми дома, ведь они хорошо понимают, чтобы добиться хороших результатов можно лишь совместной деятельностью детей и взрослых.

После проведения целенаправленной работы, разных видов деятельности, эффективного использования развивающей среды, активной работы с родителями я заметила, что дети стали более внимательными, наблюдательными, у них возрос интерес к «дорожной проблеме».

В планах на будущее я хотела бы более широко привлекать родителей к взаимодействию для достижения более высоких результатов в изучении правил дорожного движения. Я уверена, что только в тесном контакте с родителями можно выработать у детей твердые навыки безопасного поведения на дороге.

Моя цель добиться, чтобы каждый ребенок, переходя из детского сада в школу, овладел прочными знаниями правил дорожного движения, так как школьникам предстоит самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Методы и приемы обучения. Характеристика наглядных и практических методов обучения.

   Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Одни и те же приемы могут входит в раз...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОУ СРЕДСТВАМИ ИННОВАЦИОННЫХ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная, и чрезвычайно сложная. Особенно, когда она ставится применительно к детям  младшего дошкольного  возрас...

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содержания и методов обучения, индивидуального подхода в обучени

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содер...

Доклад для педагогического совета на тему: «Сущность и основные понятия интерактивного обучения». «Виды интерактивных и активных методов обучения»

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать  Интерактивность -  способность взаимодействовать или находиться в режи...